Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Не задержусь на этом свете — Чужую жизнь не заживу,
Хоть солнцу радуюсь, как дети, И не могу топтать траву. Я был, я жил, души не чая Во всем, что было мне дано, Почти совсем не замечая, Как непроглядно, как темно. Семен ВАКСМАН ТАКИЕ ТИХИЕ ЩЕМЯЩИЕ СЛОВА Решетов читал тихо, зал умолк, и голос его глуховатый, замирающий на концах строчек, стал слышен и в коридоре, где тоже теснился народ. Кофточка застенчивого цвета, Под косынкой — золотая рожь.. Женщина, тиха, как бабье лето, Протянула запотевший ковш. Ничего она мне не сказала, Просто поспешила напоить... Петь устала, говорить устала, Только нежной не усталй быть. Тихие, такие тихие щемящие слова... Каким-то чудом ко мне попал его первый сборник стоимостью в шесть копеек, с облаками и ласточками на суперобложке — «Неж-ность» назывался он. И в названии этом другое слышалось — «Жен-ость», и это ухватил Борис Слуцкий в своей коротенькой сопроводиловке к ранним стихам безвестного провинциального поэта... Сразу запомнились эти восемь строчек — верный признак их естественности и силы. Непонятно, как все то, что бессловесно жило во мне, преобразилось в эти простые слова. Так же легко легло — «Когда прощально кружат журавли...», «Убитым хочется дышать...», «Ищите без вести пропавших...» Ведь это как раз про моего отца, сгинувшего в сорок первом под Москвой — И если всюду скажут: — Нету! — Найдите их в себе самих. ...Именно друг мой Валера Бакшутов, царство ему небесное, который придумал название для поэтического клуба —«Лукоморье», и познакомил меня с Надей Гашевой, Робой Беловым и — с Лешей Решетовым. Он так и остался для меня — Лешей. Я послал ему свой первый и единственный сборник стихов «Лик Земли». Потом я увидел Лешу в один из его не столь частых приездов из Березников. Он был под хмельком. С кем-то здоровался по ручкам, кого-то обнимал, но очень выборочно. Меня он обнял! Запись от 20 октября 1967 года. «— Здравствуй, Сеня. — Ты помнишь меня? — Зовут тебя Сеня, а фамилию твою не помню. Помню незабвенные строчки — «Уже идет по рекам красноперка, и груша дикая по берегам цветет». — Скажи, действительно есть подземная трава? Без света, без хлорофилла. — Вот реалисты хреновы, не верят, суки! — Ты книжку мою получил? — Спасибо. Надпись хорошая. Я ее листал и буду листать, пока не свиздят.» Комментарий: «Судя по блокнотной записи, поразившее меня стихотворение Решетова Опущу усталую главу: Поздно для хорошего поэта Я узрел подземную траву И потоки косвенного света... надобно датировать не 1969, как указано в сборниках, а временем не позднее 1967 года». В застолье говорил Решетов еще тише, чем с трибуны, но слова угадывались, потому что жадно слушались. Тлеющая сигарета ( по-моему, он курил «Приму») дрожала в его руке, зажатая двумя пальцами — большим и указательным, и казалось, что дрожит она в такт биению сердца. — Если есть дар, с этим родятся. Это единственно точный разговор, потому что творчество, как и наука, познание — понятие философское. Что такое философия — вы знаете. Эта такая же загадка, как и вся жизнь. Если люди поймут смысл все полетит к чертовой матери. Творчество — это взгляд и передача взгляда. Но что внутри этого — никто не знает. Не надо ничего ожидать определенного. Поэт работает в одиночестве. С ним говорить или поздно, или рано. Ему невозможно помочь в процессе работы. Подсознание невозможно улучшить никакими разговорами. Мы дожили до предельного ханжества, притворства. Мы не понимаем синтаксиса Пастернака. Безграмотность современного чувства — невозможность пойти ва- банк. Может быть, потому, что кого-то приучили к нелепой мысли, что поэт — семи пядей во лбу. У Винокурова есть стихотворение — «мне писалось лучше в поездах — в тамбуре набитой электрички...», и так далее, «сладко вдруг под вздохом защемило...», и так далее. Для поэта самое важное — оставаться не в детстве, инфантильности, а в отрочестве. Человек своим творчеством себя уравновешивает. Богатство души — нет! Душа обязана трудиться, и все такое — нет! Ведь человек борется сам с собой. Это, с одной стороны, омрачает картину, а с другой — дает какой-то шанс. Ведь искусство возникает там, где плохо. Так было у Ксении Некрасовой. А с хорошей жизни оно не возникает. Оно возникает ради хорошей жизни, а не с хорошей жизни. Леонид Леонов сказал: все произведения — загубленные замыслы. А нам и Бог велел. Мне лично критические нравоучения не помогают. Спасибо, что остановили меня... Как-то в Москве я купил экземпляров двадцать решетов- ской молодогвардейской «Лирики» и раздарил их друзьям, знакомым и полузнакомым. Люди ходили с этим сборником, прижатым к груди и зачитывали всех — «Откуда это чудо? Кто такой этот Алексей Решетов? » Не думаю, что кого-то можно было поставить с ним рядом... Сейчас-то понимаешь, какое это счастье было — ловить ле- шины новые строчки — от Нади Гашевой, от Володи Михай- люка. Решетов говорил о том, что творчество — это взгляд и передача взгляда. Погрузимся в его строки и посмотрим его очами: В лесу озябла клюквинка, Меж кочек лед блестит, И пар идет из клювика, Когда снегирь свистит. Жить хочется! Радость жизни, радость узнавания: |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы