Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Только все ж у бараков Есть хоть капля еды,
А на кладбищах братских Ни листка лебеды. Только что мне пеллагра, Голод, мат, неуют, Если завтра нас в лагерь Пионерский везут! Рифма сделана сознательно, а слово «лагерь» обозначила разрядкой я как редактор. Чтобы обратили внимание. И в другом стихе разрядка не авторская, а редакторская: «Как вы, милые, пахали под землею в дни войны». Стихотворение о женщинах-горнячках исполнено нежности и боли. Алеша знал, как они «пахали», и в этом слове отзвук другой бабьей доли — крестьянской. Одни на земле пахали, другие под землей. Но сам Алеша свои находки скрывал, не высвечивал, не подчеркивал. Я его просто уговорила. А уж «негасимые лампады я зажег бы в вашу честь» мы подчеркивать не стали. Авось внимательный читатель сам догадается, как соединить
электролампадки на шахтерских касках с негасимым Вечным огнем... Мы говорили с Алешей об этих женщинах-горнячках, как они тянули лямку всю войну, а потом наша страна вступила в очередную конвенцию (из гуманных соображений), и женщинам запретили работать в шахте. Так их лишили заработка и перевели на подсобные работы — пахать на земле, в несколько раз урезав зарплату. А ведь сколько вдов там было... Как всегда, «спасибо» страна им не сказала. Да и никому не сказала — ни солдатам, ни вдовам, никому из тех, кто «пахал». И прощения ни у кого ни за что не просили. ...Еще после первых окликов Алеши, в свои 20 лет, я впервые оглянулась вокруг осознанно. В 1961 году праздновали 30-летие Победы. Впервые после войны прозвучало: «Фронтовики, наденьте ордена! » А ведь это им было заказано 30 лет. Ну и, ясное дело, никто никогда не сказал: «А вы, зека, наденьте номера». Колонны ветеранов, редея, хоть 9 мая получают долю почета. Колонны зека остались там, в дали. Вдовам солдатским прислали похоронки. Вдовам и детям «врагов народа» — оскорбительные бумажки: «за отсутствием состава преступления реабилитирован». У моих ровесников разные судьбы. Я гляжу сегодня на фотографии ушедших, в лица уцелевших еще друзей, людей одного поколения. Вот Витя Болотов, поэт, Алешин друг. Отец Вити погиб на фронте. Леша очень ценил Витины стихи, придумал название для его посмертной книжки: «Море и поле». Это ключевые слова Витиных стихов. Два умника, они любили поговорить. Однажды пришли к нам вдвоем, и третий умник, тоже поэт, Боря Гашев, беседовал с ними до утра. А я слушала всех троих и понимала: так мыслить мне не по силам. Тогда они еще были молоды, бессонная ночь казалась пустяком, главное было решить вечные вопросы... Вечность, как написал в конце своей жизни Владимир Радкевич, всех троих уже «пригласила в гости». Больше мне таких речей не услышать. Вите Болотову посвящены стихи Алеши. Он не был так щедр на посвящения, как Радкевич, у которого их даже выпрашивали, а тот посвящал и даже перепосвящал. Леша был, я бы сказала, и тут верен себе. Он посвятил стихи Льву Давы- дычеву, который был старше, потому Леша относился к нему с неизменным пиететом. Посвящены стихи Володе Михайлю ку, чей отец был репрессирован, мать погибла. Есть посвящс ние Ирине Христолюбовой ( и ее отец погиб на фронте). ДимеРизову (отец тоже погиб на войне). Юре Маркову, Паше Петухову. Роберту Белову. Вере Нестеровой. Горжусь, что есть посвящение и мне. Это был круг людей близких, круг друзей. Одна из составляющих системы ценностей Решетова. Еще он посвящал свои стихи своей жене Тамаре. Жизнь не слишком баловала Алешу, а все-таки улыбнулась ему. Тамаре сегодня и уже навек — тяжелее всех нас. Было бы хоть небольшим утешением для нее работать над посмертной книгой Алеши, тем более, что она с ним и работала над рукописью почти до последних дней Алешиной жизни. Я помню, как он постепенно обретал вкус к такой работе. Когда готовилась к публикации «Чаша», он еще, можно сказать, шел у меня на поводу ( в смысле построения книги). Главным образом потому, что ему не ясны были мои уловки (и не волновали). Я приехала в Березники, и тут Леша меня помучил. Он мог не спать несколько ночей сряду, ему хотелось поговорить. И мы говорили, и пили водку, и ходили по городу (городу моего детства), а Леша рассказывал, и вел меня к друзьям — к Паше Петухову, к Юре Маркову, к Славе Божкову. Он рвал цветы с клумбы и дарил их мне (так же он поступал и в Перми). Ночной город. Дневной. А рукопись все лежала. А в ней, по условиям того времени, кое-что надо было прятать — то есть ту же печаль и вообще вторые, и третьи, и девятые смыслы. Уловка была проста: мы обозначили в книге разделы. И, скажем, в раздел «Волшебная книга природы» поместили «Дельфинов», которые вовсе и не о природе, да и вообще поэт «о природе» не пишет. И так далее. Уловка, как ни странно, удалась. Возможно, впрочем, была молчаливо принята. А возможно... Я-то знаю: они стихов не помнят. Я не раз в своей редакторской практике тихонько возвращала убранный руководством (рецензентом) текст в другое место, порой под другим названием, или просто сняв название. Строчки, конечно, увечили. В 90-е годы мы все восстановили. Например, в «Монологе Фауста»: «А за окнами в сумерках серых ждет чудес академгородок». Намек на возможные последствия научных достижений, на белокровие и подобные болезни в год выхода «Чаши» «не прошел». До Чернобыльской катастрофы оставалось несколько лет... В «Чаше» Алеша восстановил некоторые свои лирические дерзости (но не все). Он согласился вернуть строку «И хрипит, задыхается март, как февраль с перерезанным горлом».
И другую: «Пускай и идет каждый вечер на мокрое дело закат». Хотя и ворчал, что это слишком. Зато как он расстроился и разозлился, когда в Москве некая редакторша попыталась переделать его строчку «Я был пацаном голопятым! » Дама была явно глуха и предложила вариант: «Мальчонкой я был голопятым...» Я даже написала даме письмо. Ответа не последовало. Получив экземпляр московской книжки, Леша открыл ее и... разорвал. Мне грустно это вспоминать. Лучше, конечно, вспоминать удивительные беседы с Лешей, то, как он легко читал на память чужие стихи, никогда не запинаясь. Как он озорничал на каких-нибудь банкетах (терпеть их не мог). — Леша, что тебе положить? — Игурец. ( Это, между прочим, игра от усталости — слово исказить, чтоб не было сплошной «поэзии»). И ведь вправду на банкете в Березниках, где его, юбиляра, чествовал весь город, где вокруг сплошное начальство, и рядом сидят еще и немцы, только в его тарелке лежал одинокий «игурец». А он шепнул мне: — Пол литру берем, и деру! Странно нам сидеть рядом с немцами, которые строили там какой-то водопровод. Конечно, к тем немцам 1941 года они имели лишь косвенное отношение, но — мы-то дети страшных лет России. Я был пацаном голопятым, |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы