Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теперь приступим к первой стадии крийя-пранаямы.
Выполнение 1. Примите асану для медитации. Для начала выполните подготовительные упражнения, такие как нади-шодхана, уджайи-пранаяма и талабья-крийя. Если вы владеете маха-мудрой и нави-крийей, проделайте заодно и их (об этих двух техниках речь пойдет в последующих уроках). 2. С закрытыми глазами и ртом выполните поднимание языка (кхечари-мудру или ограниченную кхечари-мудру). Глаза должны оставаться расслабленными, взгляд направлен вверх, к точке между бровей (Бхрумадхья), внимание же при этом сосредоточено на Медулле, заднем полюсе Аджни. 3. Сделайте медленный и глубокий вдох через нос, стараясь следить за тем, с каким звуком воздух проходит по трахее. Должно получиться нечто похожее на «ша-а-ау»; этот звук не голосовой, то есть создается не голосовыми связками, но напором воздуха в ограниченном пространстве носоглотки или пищевода. При этом создайте визуальный образ позвоночника как тонкой трубки, представьте, как по ней течет холодная Ирана (энергия) вверх от первой чакры Муладхары к Бинду. Почувствуйте, как вы перекачиваете энергию по позвоночному столбу. Где пребывает сознание, там и энергия. Если вам удается переносить осознание на позвоночник, со временем вы сможете правильно визуализировать восходящее движение энергии. Убедитесь, что вы ощущаете протекание энергии по сушумне на протяжении всего пути от Муладхары к Бинду. 4. Вдыхайте в течение 10-20 секунд, затем задержите дыхание на 2-3 секунды, концентрируясь на Бинду. Разум также должен прийти в состояние покоя. Просто на 2-3 секунды сосредоточьтесь на чувстве умиротворения, стараясь ощутить энергию в точке Бинду. 5. Далее спокойно выдыхайте теплый поток, исходящий из Бинду и струящийся по всей длине позвоночнике до конечной точки в Муладхаре. Выдох должен быть равен вдоху по долготе. Не забывайте удерживать центр внимания на Медулле, а взгляд — направленным в Бхрумадхью в течение всего упражнения. 6. Задержите дыхание на 2-3 секунды, затем повторите шаги с 3 по 5 до 12 раз. Выполняйте такое количество повторений в течение нескольких месяцев, после чего увеличьте это число до 24.
Выполнение варианта Кутастхи. 1. Йогирадж учил, что вариант Кутастхи следует практиковать только в следующих целях: 1) чтобы уничтожить кратковременную карму, которая пребывает исключительно ниже астрального и причинного тела; 2) чтобы на некоторое время преодолеть соблазны, такие как половое влечение; или 3) чтобы создать из резервной энергии тела мощный поток и направить его в Аджню для ее активации. Эту форму крийи можно практиковать в любое время, днем и ночью, без предварительной подготовки. 2. С закрытыми глазами и ртом выполните поднятие языка (кхечари-мудра или ограниченная кхечари-мудра). Если заложен нос, то технику можно практиковать и с открытым ртом и плоским языком. Взгляд, как и внимание, без напряжения сфокусирован на Бхрумадхье. 3. Сделайте медленный и глубокий вдох, стараясь следить, с каким звуком воздух проходит по трахее. Должно получиться нечто похожее на «ша-ау», как и в предыдущем упражнении. При этом визуализируйте позвоночник как тонкую трубку и представьте, как сушумна вбирает в себя всю энергию беспокойства из всего тела, начиная с Медуллы и заканчивая Аджней (в центре головы). 4. Вдыхайте в течение 10-20 секунд; при этом в Аджне вся энергия должна образовать нечто похожее на регулируемую электрическую лампочку, свет которой становится ярче при повышении напряжения. Когда легкие наполнятся воздухом, задержите дыхание, представляя себе, как накопленная в Аджне негативная энергия направляется в белую пятиконечную звезду, расположенную в точке между бровей, и поглощается ею. Эта воображаемая звезда есть не что иное, как Звезда Брахмана. Если она пока не доступна вашему взору, вы увидите ее в дальнейшем. 5. Теперь спокойно выдыхайте теплый поток энергии, нисходящий из Звезды Брахмана и идущий по всей длине позвоночника, согревая его по мере приближения к Муладхаре. По долготе выход должен быть равен вдоху (10-20 секунд). При прохождении воздуха через носоглотку или пищевод образуется звук «ш-ши-и-и». Представьте, что с этим звуком ваше тело наполняется позитивной энергией. 6. Задержите дыхание на 2-3 секунды, затем повторите шаги с 3-го по 5-й определенное количество раз в зависимости от цели: один раз для выполнения йони-мудры; шесть — для уничтожения кратковременной кармы; и столько, сколько потребуется, — для преодоления соблазнов.
Рекомендации. После того как вы овладеете базовой техникой, можно будет задуматься о многочисленных тонкостях и способах ее усовершенствовать. Чтобы убедиться, что вы не отклоняетесь от инструкции и не упустили что-то важное, полезно периодически повторять пройденный материал. Со временем вы приобретете интуитивное понимание техники, и оно станет для вас лучшим руководителем. Не забывайте концентрироваться на восходящем прохладном потоке воздуха на вдохе и нисходящем теплом — на выдохе, затем переносите это ощущение на позвоночник. Некоторые школы рекомендуют предварительно смазывать пищевод несколькими каплями оливкового масла, с целью еще большего воз действия на тонкие звуки «ш-ша-ау-у» (на вдохе) и «ш-ши-и-и» (на выдохе). Эти звуки не должны быть слишком громкими. Действительно, они должны быть едва различимы для человека, сидящего подле вас. Они издаются без участия голосовых связок. При групповой медитации следует полностью воздержаться от любых звуков, которые могут отвлекать других практикующих. Звуки полезны, но не обязательны. В этом заключается еще одна причина, почему Лахири предписывал заниматься крийей в одиночестве. При дыхании следите за тем, чтобы грудная клетка не поднималась; дышать следует животом. Необходимо полностью сконцентрироваться на движении энергии в позвоночнике. Чтобы лучше сосредоточиться на пути, по которому проходит поток энергии, перемещаясь через чакры, постарайтесь почувствовать каждую из них. Концентрируясь на чакрах, используйте их в качестве ориентиров в установлении местонахождении сушумны — «линии», соединяющей эти точки. Если вы испытываете трудности в концентрации на чакрах, вернитесь к технике «Ом-джапа в чакрах» и практикуйте ее, пока ваши навыки концентрации не улучшатся. При правильном выполнении кхечари-мудры вы услышите (внутренним слухом) звучание, похожее на пение флейты, что говорит о выполнении превосходной крийя-пранаямы. Начинающие йоги делают 12 повторений этого упражнения за одно занятие, затем переходят к 24 повторениям, поскольку рекомендуется в полной мере освоить эту технику, прежде чем двигаться дальше. Наиболее усердным ученикам будет достаточно одного-двух месяцев. Остерегайтесь слишком быстрого продвижения: в этом случае, столкнувшись с периодом временного регресса, нетрудно утратить энтузиазм. Также может потребоваться время, чтобы приспособиться к изменениям, которые наступают в результате практики крийи. Однако не впадайте в заблуждение, рассматривая эти перемены как нечто негативное. Сохраняйте позитивный настрой. Никогда не разочаровывайтесь в практике. Поймите, что вы взялись за нелегкую задачу — привести в гармонию те волны энергии, что беспорядочно перемещаются по тонкому телу на протяжении всей вашей жизни. Главное в крийе — заниматься, не ожидая результатов. Крийя — это то, что вы просто делаете. Будьте уверены, результаты (дхьяна и самадхи) придут сами по себе в свое время. Мы практикуем крийя-пранаяму в значительной степени потому, что эта техника способствует интериоризации энергии по каналу сушумна. Достигнув интериоризации, вы сможете без труда продвигаться вверх по этой тонкой трубке и войти в астральный мир, или в пещеру Брахмана. Бытует мнение, что сушумна и есть тот самый туннель, который видит человек, находясь при смерти, — она вполне соответствует описанию. Установить месторасположение сушумны начинающим йогам поможет следующая техника: сделав во время занятия крийя-пранаямой несколько вдохов и выходов, остановитесь и слегка покачайте корпусом, как будто хотите описать головой небольшой круг. Постарайтесь почувствовать «столб» сушумны. Войти внутрь этого канала необходимо. Еще один способ сделать практику крийи более эффективной — представить, что сознание восходит по самому центру сушумны, тогда как нисходящий поток праны движется по задней стороне позвоночника. Иногда это происходит, если просто сконцентрироваться на Медулле в начале визуализации нисходящего потока. Причиной этого явления служит факт, что данный кшетрам является точкой выхода энергии из сушумны, которая не активирует ни иду, ни пингалу. Концентрации на Медулле достаточно для того, чтобы направить энергию по задней стороне позвоночника, и этот поток возникает почти автоматически. Конечный результат данной техники заключается в образовании обратного потока сознания, который движется вверх по центральному каналу позвоночника и вниз по его задней стороне. При этом сознание перемещается не вперед и назад, подобно океанским приливам и отливам, но идет по кругу и сохраняет импульс на протяжении всего пути по сушумне. И тогда при желании не составит никакого труда перенаправить поток праны в центр головы, смещая центр внимания в бинду-висаргу или брегму. По словам многих практикующих, со временем они обнаруживают, насколько легче становится практика, если поручить выполнение крийи своему внутреннему Гуру. Истинная крийя начинается в тот момент, когда техники выполняются автоматически благодаря Силе и Разуму Гуру, живущего внутри нас. Сознание не может контролировать сознание. Это под силу только Гуру. Но не падайте духом, если вам не понятно действие Гуру или практика кажется вам слишком трудной. Просто будьте настойчивы и преодолевайте все преграды. Практика крийи предполагает медленное и постепенное продвижение ко все более и более совершенным состояниям.
Примерное расписание занятий
Что дальше? Занимайтесь по приведенному выше расписанию в течение одной недели, после чего переходите к следующей главе, посвященной маха-мудре. Эту технику, необходимую для правильного выполнения первого этапа крийя-пранаямы следует ввести в вашу дневную практику сразу после того, как вы освоите спинное дыхание.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 1074; Нарушение авторского права страницы