Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иогическая мудрость: священный звук



В разных традициях Ом произносится по-разному. В действительности Ом есть имитация звука, который отражается на многих уровнях сознания.

Сегодня как ученые, так и обыватели придерживаются мнения, что сознание есть результат определенной последовательности нервных импульсов в тканях головного мозга. Однако эти реакции — только признаки тех или иных состояний сознания; они были ошибочно истолкованы как причина, тогда как на самом деле являются всего лишь следствием. Источник сознания кроется гораздо глубже и, по сути, связан с самим центром человеческого существования. Ни одному ученому не под силу воссоздать сознание в лабораторных условиях путем проведения сложных электрохимических реакций. Это слишком грубый уровень контроля. Истина же заключается в том, что сознание создается первым, а реальность произрастает из него как манифестация его «воли». Это воля, которая находится в непрестанном развитии, поэтому ее проявление — огромная Вселенная с множеством измерений (Согласно «теории струн* в физике, существует 11 пространственных измерений. По ведическим представлениям, есть 3 физических измерения, 4 астральных и 5 причинных — итого 11 пространственных измерений и одна Мультивселенная.) — обладает такой высокой сложностью.

Хотя с этой точки зрения Вселенная кажется подобной человеку, дело обстоит в точности наоборот: человек заключает в себе Вселенную, он создан по ее «образу и подобию». Вот почему звук Ом можно расслышать в человеческом теле. Перемещаясь внутрь позвоночника, вы, в сущности, совершаете путешествие к некой точке, где пространство и время сливаются воедино. Все живые существа здесь также становятся единым целым. Пространственная реальность нашей Вселенной в действительности представляет собой иллюзию волн, колеблющихся между проявленным и не проявленным.

Возможно, скептику это покажется бессмыслицей, однако говорим мы здесь не о физической материи, но о некой форме реальности, не имеющей никаких присущих материи качеств, — в ней гораздо меньше ограничений, она похожа скорее на мир воображения — мир, где нет ничего невозможного. И это совершенно естественно: эта реальность есть связь между сознанием и материей. Продвигаясь по внутреннему пути нашего организма, мы приходим к месту электрического соединения дендритов и субъективного тела. Субъективное тело представляет собой тонкое тело, состоящее из астральных частиц, которые, в отличие от материи, не ограничены пространственными и временными рамками. Связь между дендритами и субъективным телом осуществляется посредством электрических скалярных волн. В естественном состоянии такие волны не взаимодействуют с электронами, но дендриты в человеческом организме претерпели определенные изменения и соединение с тонким телом стало возможным.

В результате этого взаимодействия звук Ом, который зарождается в Источнике как сложная волновая фигура, слышен в определенных точках соединения внутри тела — подобно тому, как электрический трансформатор издает гудение при высокой влажности. Несущую волну, соответственно, можно воспринять, когда приглушается физический шум кровотока и сердцебиения. Звуки Ом, от части напоминают звучание материальных инструментов, но доносящееся как будто из таинственной дали. Они представляют собой звон, гул и рокот. Концентрация на этих звуках возвращает нас в иную, давно забытую реальность, пробуждая тем самым ото сна. Сказать, что эти мелодии весьма притягательны, — ничего не сказать: многие йоги, вслушавшись во внутреннюю музыку, утрачивают всякий интерес к звучанию музыкальных инструментов внешнего мира.

Звук ОМ содержит в себе множество уровней. Существует первичный звук Ом, шесть звуков, соответствующих шести нижним чакрам человеческого тела, а также большое число высших звуков. Каждый звук уникален. В Муладхаре вы услышите шмеля, в Свадхиштхане — флейту, в Манипуре — арфу, в Анахате — гонг, а в Вишуддхе — рокот прибоя или гудение проводов. В Аджне имеет место смешение всех этих звуков, в целом напоминающее журчание лесного ручья. Кому-то оно может показаться похожим и на шум ветра.

Помимо звучания шести чакр, после выполнения крийя-пранаямы можно услышать один или более звуков из десяти, исходящих из области Анахаты. Первый похож на слово «чини». Второй подобен первому, но пульсирует: «чини-чини». Третий — звон колокольчиков. Четвертый — гул морской раковины. Пятый — перебор струн лютни. Шестой — звук кимвалов. Седьмой — звук флейты. Восьмой — звук барабана-бери. Девятый — звук двустороннего барабана-мриданга. Десятый — раскаты грома.

И хотя мелодия Анахаты завораживает, она представляет собой всего лишь звук, с которым происходит очищение нади. Важнее концентрироваться на звуках чакр, поскольку эти звуки открывают доступ к функциям этих центров и приближают нас к цели единения с духом. Также следует отметить, что существует и еще одна мелодия, которую связывают с душой. Сила и красота этой возвышенной музыки намного превосходит звучание чакр, нади и всех земных инструментов — она приносит человеку совершенное умиротворение. Но помимо этого, мелодия души дарует тому, кто ее слышит, точные и исчерпывающие знания обо всем сущем и власть над всеми элементами. Благодаря ей человек переживает опыт космического сознания. Эта мелодия состоит из семи звуков, которые исходят как будто отовсюду и одновременно ниоткуда.

 Вот весьма приблизительное описание этого явления:

 Вначале до вас доносится чистый несмолкающий голос соловья, поющего весенним утром (1).

 Второй звук сопровождает первый или приходит ему на смену и подобен звучанию тарелок (2).

 Каждый их удар наполняет вас блаженством. Далее слышится скорбное пение ангелов, и модуляции их голосов пробуждают в вашей душе доселе неизведанное ощущение чуда (3).

 Четвертый звук — завораживающая скрипичная мелодия, от которой невозможно оторваться (4).

 За ней следует трель, по-видимому, бамбуковой флейты, плавно перетекающей в звучание тромбона (5).

 Чувство глубокого покоя охватывает вас, когда по театру вашего внутреннего восприятия прокатывается гром (6).

 И вот, седьмой, последний звук вбирает в себя все остальные, и мы входим в трансцендентное состояние и пребываем за пределами пространства и времени (7).

Концентрация на звуке Ом — самый легкий способ вспомнить истину всей действительности. Всего лишь сосредоточившись на его мелодиях, вы постепенно достигнете пробуждения и перейдете на высшие уровни, которые носят общее название «Реальность Омкар». То, что мы называем духовным прогрессом, есть способность настраиваться на эту реальность, иными словами, слышать и чувствовать чакры.

 

Четки.

Здесь следует сказать об использовании в практике медитации такого приспособления, как четки. Многие йоги находят их незаменимыми. Конечно, отсчитывать крийи можно и мысленно, без четок, но необходимость непрерывно удерживать в уме счет «раз Ом, два Ом...» часто оказывается слишком обременительной и отвлекает от практики. Поэтому я тоже рекомендую пользоваться четками для медитации (или молитвы). При выполнении техники Ом-джапа, о которой речь пойдет в следующем уроке, наиболее удобными будут четки из 108 зерен, и их можно легко найти в продаже. Для хранения четок я пользуюсь специальным мешочком. При желании вы можете изготовить четки самостоятельно, так поступают многие йоги. Независимо от того, куплены четки или сделаны своими руками, я пришел к выводу, что весьма полезно завязывать узлы между зернами, чтобы они, во-первых, не соскальзывали, а во-вторых, чтобы вам было удобнее перебирать их ногтями при счете.

И еще один совет: ленточками отметьте на четках 12-е, 24-е и 36-е зерно или любые другие отрезки — в соответствии с каждодневной практикой того или иного упражнения крийи.

 

 

ПОСВЯЩЕНИЕ

В ПЕРВУЮ КРИЙЮ

Уроки 8-18

 

 

 

 

Теперь вы готовы приступить к изучению первой крийи, а на этом этапе практикующие обычно стоят перед выбором, какой из школ крийи следовать. Разумеется, каждая из школ утверждает превосходство своего подхода над всеми остальными. Однако, как и в случае с боевыми искусствами, у них у всех есть свой неповторимый стиль, и прогресс ученика зависит не столько от метода, сколько от его отношения к практике. Основное различие между учениями крийи касается бинду, о которых Лахири неоднократно писал в комментариях. Некоторые школы настаивают на том, что бинду — вовсе не материальные точки, на самом деле они находятся в астральном измерении и образуют звезду Кутастхи. Другие полагают, что бинду относится к бинду-висарге, кшетраму нижней части Сахасрары. По мнению третьих, бинду расположена в брегме, кшетраме верхней части Сахасрары, или даже в Аджне, в центре головы.

Я маркирую пять бинду следующим образом:

Бинду-висарга — кшетрам нижней части Сахасрары.

Брегма — кшетрам верхней части Сахасрары.

Бхрумадхья — точка, в которую мы обычно направляем взор, чтобы увидеть Кутастху.

Медулла — задний кшетрам Аджни.

Звезда внутри Кутастхи — астральная точка, ее местоположение в пространстве установить невозможно.

Вы можете смело исследовать каждую из этих точек и определить, какая из них в вашей практике действует лучше всего. А вот к каким выводам относительно концентрации на бинду пришел я:

1. Бинду-висарга. Эта точка — лучший выбор для тех практикующих, кто пока не способен видеть Кутастху ясно и непрерывно. В дальнейшем внимание можно будет переключить на звезду Кутастхи. Дело в том, что кшетрам бинду-висарга представляет собой наивысшую точку, необходимую для того, чтобы направить энергию внутрь, дабы она непременно достигла Сахасрары. Тем не менее некоторые учителя считают, что незачем направлять энергию так высоко, достаточно ограничиться Медуллой. Думаю, они нравы, но посылая энергию в бинду-висаргу, мы придаем ей дополнительный «импульс», а сами укрепляемся в намерении найти место в Сахасраре, а не просто перемещать энергию по шести нижним чакрам.

2.    Брегма. Эту точку выбирают, когда желают направлять энергию на всем пути восхождения в Сахасрару. На деле лишь в немногих школах обращаются к этой точке, и мне приходилось слышать жалобы, что она чересчур сильна и в ней нет необходимости; однако Йогирадж нередко упоминал о ней в комментариях как о точке, которую надлежит использовать в практике высших крий.

3.    Бхрумадхья. В ряде школ учат, что эта точка — единственная бинду, и, более того, рекомендуют направлять в нее энергию в ходе практики крийя-пранаямы. Но лично мне кажется, что в этом мало логики, поскольку Кутастха находится в астральном измерении. Посылая энергию в Бхрумадхью, йог на первых парах может получить неплохой результат, но эта операция редко выполняется правильно, и в результате энергию не удается интериоризовать в полной мере. Я говорю об этом, опираясь на собственный опыт и опыт других йогов.

4.    Медулла. Аджня, безусловно, имеет большое значение; она находится прямо под Сахасрарой. Многие утверждают, что этой точки вполне достаточно, так как между Аджней и Сахасрарой энергия движется беспрепятственно. Однако через эту точку проходят также Ида и Пингала, и при концентрации на ней одной могут возникнуть трудности с продвижением вверх по сушумне.

5.    Звезда внутри Кутастхи. Эта точка представляет собой сокровенную форму, которую приобретает сознание, когда нисходит в проявление. Она выглядит как пятиконечная звезда на синем поле, окруженном золотым диском (как изображено на обложке этой книги).

Теперь выберите, какая из этих пяти точек будет для вас Бинду. Во избежание путаницы впредь я буду называть выбранную точку просто Бинду (с заглавной буквы). Разумеется, конечную точку можно выбрать и в любое другое время. Поскольку Лахири часто использовал слово «бинду» и для обозначения звезды Кутастхи, ее я буду именовать просто Звездой, чтобы отличать от конечной точки, в которую мы направляем энергию в ходе практики крийи. Если вы сомневаетесь, какая из точек лучше всего подойдет для ваших занятий, я советую в качестве Бинду использовать бинду-висаргу.

 

УРОК 8.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь