Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Техника исполнения специфических движений гимнастками с различным уровнем пластической выразительности
Основными задачами киносъемки были следующие: 1. Выявить общие механизмы построения специфических движений в художественной гимнастике; 2. Определить частные особенности техники специфических движений, зависящие от степени ее координационной сложности; 3. Провести сравнительный биомеханический анализ техники у гимнасток с различным уровнем пластической выразительности. Предполагалось, что решение поставленных задач путем определения кинематических параметров рациональной техники движений выразительной пластики позволит обосновать критерии исполнительского мастерства гимнасток-художниц в таком аспекте спортивной подготовленности как пластическая выразительность. Не является секретом мнение М.М. Богена [28] о том, что для художественной гимнастики, как и для некоторых других видов спорта, специфична группа двигательных задач, требующих от исполнителя «максимальной выразительности, красоты, соответствия обусловленным двигательным стандартам при явно подчиненном значении уровня проявления физических качеств». Здесь пространственная организация двигательного действия принимается за основу техники, а его динамика выступает как детали. Поэтому выявление модельных технических характеристик специфических движений поможет не только повысить объективность в ранжировании гимнасток по степени их пластичности, «мягкости», но и, что более важно, на наш взгляд, оптимизировать методику формирования пластической выразительности. Такая биомеханически обоснованная методика обучения необходима для того, чтобы качественные характеристики техники двигательных действий художественной гимнастики: «художественность», «выразительность», «целостность», «слитность» стали присущи движениям не только мастеров спорта, но и юных гимнасток. Как уже отмечалось выше, существенные особенности взаимодействия звеньев тела в движениях выразительной пластики становятся особенно заметными в процессе сравнения биомеханических картин этих движений и элемента, привнесенного в наш вид спорта из основной гимнастики. Итак, при оценке внешнего рисунка двух движений, а именно: 1) отведения руки до горизонтали и 2) волнообразного отведения руки до горизонтали, наряду с общими чертами (одинаковые исходные (рука вниз) и конечные (рука в сторону) положения, а также сходное направление движения – в сторону - вверх) наиболее ярко проявляется различие в стиле исполнения. Традиционное упражнение основной гимнастики выполняется с подчеркнуто прямыми, «жесткими» руками, второе, особенно характерное для стилистики художественной гимнастики, выполняется «мягкими» и рассматривается как важнейший элементарный двигательный навык. Такие эстетические акценты исполнения этих гимнастических движений определяются различными механизмами построения двигательных действий и имеют разную двигательную структуру. Рассматриваемые в данном исследовании движения рук представляют собой с точки зрения биомеханики движения открытой биокинематической цепи звеньев. Движение типа общеразвивающих упражнений осуществляется за счет вращения исключительно в одном (плечевом) суставе при жесткой фиксации мышцами-антагонистами звеньев биокинематической цепи в других суставах. Амплитуда движения определяется однонаправленным изменением величины угла поворота в плечевом суставе вокруг сагиттальной оси. На рис. П1, П2 (прил. 9) можно наблюдать практически одинаковую картину изменения угловой скорости вращения во всех суставах руки гимнастки. В случае волнообразного отведения руки до горизонтали двигательная задача решается за счет активного движения во всех суставах, включая суставы кисти. Если проанализировать структуру рассматриваемых движений (рис. П1, П3 в прил. 9), то можно отметить сходство траекторий и времени начала перемещения центра масс плеча. При волнообразном отведении руки движение звеньев в более дистальных суставах руки с момента начала движения характеризуется последовательным двухфазовым характером: сначала сгибанием, затем разгибанием. На графиках угловых скоростей вращения звеньев руки в суставах (рис. П3, П4 в прил. 9) можно видеть, что в первую очередь наивысшего значения в фазе сгибания достигает скорость изменения (уменьшения) угла в локтевом суставе (в момент 0, 29 с и 0, 21 с у гимнастки - МС и 1 разряда соответственно). (Исследования Т.В. Тихонравовой [191] показывают, что незначительный поворот плеча вокруг фронтальной оси позволяет наблюдать изменение угла в локтевом суставе в сагиттальной плоскости). Одновременно происходит нарастание скорости сгибания в лучезапястном и пястно-фаланговом суставах. Однако своего максимума эти кривые достигают значительно позднее (на 0, 42 с и на 0, 46 с соответственно – у гимнастки – МС; на 0, 38 с и на 033 с – у гимнастки 1 разряда). Ускорение процесса разгибания происходит с той же последовательностью: первой своего пика по отношению к максимуму угловой скорости плечевого сустава достигает скорость разгибания в локтевом суставе (на 0, 71 с у гимнастки – М; на 0, 79 с – у начинающей гимнастки), затем на фоне торможения вращения в локтевом суставе наблюдается максимальное значение скорости разгибания в лучезапястном суставе (на 0, 96 с движения – у гимнастки – МС; на 0, 88 с – у гимнастки 1 разряда). Наконец «гребень» волны переходит на пястно-фаланговый сустав (в момент 1, 08 с и 0, 96 с – опытной и начинающей гимнасток соответственно). Таким образом, следует отметить важные особенности согласования по времени перемещения звеньев биокинематической при выполнении волнообразного движения, которые во многом дают право рассматривать это движение как целостность, структурированную на элементы (вращение в каждом из сочленений руки) [28]. Возрастание скорости вращения звеньев тела в суставах происходит не одновременно (как в случае отведения прямой руки в сторону), а последовательно от проксимального сустава к дистальному. При этом движения в каждом из суставов происходит непрерывно: возрастание скорости разгибания в локтевом суставе наблюдается в момент, когда тормозится активное движение в плечевом суставе, а в суставах кисти еще продолжается сгибание. Подобное построение движения реализует уже описанный в литературе принцип волнообразных движений: «в нескольких суставах рук, ног, туловища происходит одновременное сгибание и разгибание, причем, когда в одном суставе еще продолжается сгибание, в другом уже начинается разгибание» [35]. Только в этом случае, по мнению Т.В. Тихонравовой [191], «происходит протекание волны, и гребень волны переходит с одного сустава на другой». С точки зрения визуального восприятия волнообразного движения, большее значение приобретает пространственная структура движения. Характер последовательного наращивания угловых скоростей от сустава к суставу определяет постепенность изменения величины углов сгибания и разгибания (закругленная форма траектории воспринимается как плавность движения), а также проявляется в запаздывании достижения максимальной и минимальной величины угла между звеньями в локтевом, лучезапястном, пястно-фаланговом суставах относительно проксимально лежащего сустава. Эти пространственные и временные характеристики в глазах зрителя придают внешнему рисунку волнообразных движений руки специфические выразительные черты. Анализ техники волнообразного движения рукой и собственно волны рукой у гимнасток различной спортивной квалификации показал, что в основе построения специфических движений в художественной гимнастике лежит механизм последовательной передачи скорости от более массивных, проксимальных к менее массивным, дистальным звеньям кинематической цепи, или механизм передачи количества движений. При условии реализации двигательной задачи по механизму последовательной передачи скорости движение в очередном суставе совершается не только за счет мышечных сокращений, но и как бы благодаря переносу кинетической энергии с одного ранее ускорявшегося звена на другое [128]. Вариант действия этого механизма при реализации двигательных задач, в которых динамическая картина движения подчинена достижению эталонной кинематической структуры, отличается от классического варианта, например, в баллистических движениях типа легкоатлетических метаний. В последнем случае необходимость добиваться высокой начальной скорости вылета предмета при неограниченном времени броска [128] определяет включение в работу и наращивание скорости каждого последующего сустава в момент достижения максимального значения скорости предыдущим суставом. После достижения своего максимума скорость начинает снижаться, происходит торможение звена и передача скорости последующему, дистальному звену. При выполнении опытной гимнасткой волны рукой картина взаиморасположения пиков кривых на графиках угловых и линейных скоростей перемещения суставов, полученная в результате биомеханического анализа, демонстрирует несколько иную схему технически эффективной организации специфических движений в художественной гимнастике (рис. П7, П9, П11 в прил. 9). Такая организация двигательных действий без предмета сохраняет последовательность нарастания скоростей, начиная плечевым и заканчивая проксимальным межфаланговым суставом кисти. Однако при этом зафиксирован сдвиг кривой нарастания скорости последующего звена (или сустава) по отношению к кривой скорости предыдущего. Таким образом, происходит более раннее включение в работу последующего сустава кинематической цепи. Подобным же вариантом действия механизма передачи количества движения по звеньям кинематической цепи характеризуется и исполнение у гимнастки высокой спортивной квалификации волнообразного движения рукой (рис. П3 в прил. 9). Сопоставление графиков изменения кривых скоростей при исполнении волнообразного движения рукой и собственно волны рукой у высококвалифицированной гимнастки (рис. П3, П 7 в прил. 9) позволяет сделать вывод о более высокой координационной сложности волны рукой. В последнем случае бегущая волна по кинематической цепи захватывает все ее звенья (в том числе плечо и фаланги пальцев), исполняющие сначала движения сгибания, затем разгибания в определенной мере. В этом смысле, рассмотренное выше волнообразное отведение руки до горизонтали среди всех многообразных природных волновых явлений, нашедших свое выражение в специфической двигательной активности спортсменов, не является истинной волной и представляет собой движение типа «полуволны» в силу требований, предъявляемых к движениям каждого звена кинематической цепи, участвующего в таком целостном двигательном акте как волна рукой. Будучи рассмотренным в отдельности в составе кинематической цепи движение каждого звена так же, как и все целостное двигательное действие, должно представлять собой движение волны [119]. С этой позиции плечевой сустав не участвует в волне и первоначальный «импульс», вызывающий волну, задается движением звеньев в локтевом суставе. Техника волнообразного движения не предусматривает в этом случае участие в волне и межфаланговых суставов кисти. Таким образом, волна распространяется по более укороченной цепи, тем самым уменьшая внешний эффект пластичности движения. Исследование техники элементов выразительной пластики у гимнасток различной спортивной квалификации позволило выявить существенные структурно-технические различия. Сначала остановимся на анализе кинематической картины организации волны рукой. Ввиду того, что в этом целостном двигательном акте должно быть задействовано большое число звеньев, координация их движений повышает требования к точности и соразмерности мышечных усилий в пространстве и во времени. С решением этой двигательной задачи гимнастки, отличающиеся уровнем пластической выразительности, справляются по-разному. Правильное освоение волны рукой связано прежде всего, с умением начать это движение за счет активного вращения в грудино-ключичном суставе, следствием которого должно быть опускание и приведение лопатки [167], с последующей передачей скорости на плечевой сустав и далее по кинематической цепи к дистальным суставам кисти. О соответствии техники эталону будет свидетельствовать относительно небольшая максимальная величина угла сгибания в плечевом суставе (рис. П5 в прил. 9). При этом горизонтальное перемещение плечевого сустава в фазе сгибания становится гораздо значительнее, чем его движение вверх (рис. П9, П 11 в прил. 9). Фазовый состав волны рукой у начинающей гимнастки демонстрирует наличие отклонения от описанной выше структуры техники. В целостном движении волны рукой у высококвалифицированной гимнастки (рис. П 5 в прил. 9) для вращения звеньев в каждом из участвующих суставов условно для облегчения анализа можно выделить две основные фазы, характерные для каждого сустава: 1) сгибание, 2) разгибание; а также две дополнительные фазы, обеспечивающие оптимальность действия механизма передачи количества движения от звена к звену и возвращение звеньев в исходное положение: а) фаза предварительного разгибания (в суставах кисти), б) заключительная фаза сгибания. Грубая ошибка, часто допускаемая при исполнении волны рукой начинающими гимнастками, связана с затруднением включения в волну активных движений в суставах плечевого пояса, следствием чего является отсутствие основной фазы сгибания в плечевом суставе (рис. П6 в прил. 9). Это подтверждается и достаточно хаотичным характером горизонтального перемещения плечевого сустава (рис. П12 в прил. 9). В результате такой ошибки так называемая на практике волна «от лопатки» (в случае эталонной техники») превращается в волну «от локтя». Кроме того, у гимнастки, отличающейся низкой пластической культурой, кинематическая картина специфических движений характеризуется нерациональным механизмом передачи количества движения, что прослеживается в одновременных ускорениях звеньев тела при выполнении волны рукой. То есть одновременно происходит наращивание скорости вращения в локтевом суставе и в лучезапястном суставе в начале основной фазы сгибания, а затем в фазе разгибания (в момент 0, 67 с движения) совпадают временные моменты их максимальных значений (рис. П8 в прил. 9), а также одновременно начинается торможение сгибания и разгибания в этих двух суставах. Известно, что пространственно-временные характеристики позволяют до некоторой степени судить о динамических моментах протекания движения [66]. Поэтому такой характер изменения угловых скоростей в этих двух суставах позволяет найти большее сходство описанной картины движения на данном участке кинематической цепи с механизмом построения не собственно волнообразных движений, а пружинных движений. Сущность техники пружинных движений, заключающаяся в равномерном сгибании и разгибании во всех суставах, которые принимают участие в «пружине», определяет использование этих движений в качестве подготовительных упражнений к освоению движений выразительной пластики в художественной гимнастике [167]. В этой связи следует отметить в структуре техники волны рукой у начинающей гимнастки, по сравнению с таковой у высококвалифицированной спортсменки, отсутствие фазы предварительного разгибания в суставах кисти (рис. П7, П8 в прил. 9). Эта особенность, возможно, не позволяет юной гимнастке обеспечить необходимое запаздывание наращивания скорости сгибания в суставах кисти относительно локтевого сустава. Особое внимание необходимо обратить на участие в волне суставов кисти. Специалисты признают в действиях кистью важнейший выразительный элемент движений в художественной гимнастике [38; 119]. По их мнению, при условии правильной подготовки подвижность сочленений кисти превращает ее в тонкий «инструмент… пластики» [91]. Подтверждение этим словам можно найти в результатах сравнительного анализа техники гимнасток, обладающих разной пластической культурой. Выразительность движений кистью при выполнении волны рукой достигается в условиях реализации основного принципа волны. На рис. П5, П7, П9 (прил. 9) наглядно прослеживается последовательный переход «гребня» волны от лучезапястного сустава к пястно-фаланговому, а от него – к проксимальному межфаланговому суставу. Какие же биомеханические особенности позволяют констатировать утрату предполагающейся «художественности» в движениях кистью у начинающей гимнастки? Действительно, кисть в этом случае не функционирует как биологическая система, обладающая возможностями движения во многих сочленениях, включая ногтевые фаланги; она ограничивается движением только в лучезапястном суставе. Одновременные ускорение и замедление движений (рис. П8, П10 в прил. 9), а также достижение критических значений углов (на 0, 58 с) во всех суставах кисти (рис. П6 в прил. 9) возможно в случае жесткой фиксации звеньев в пястно-фаланговом и межфаланговых суставах, как и при выполнении отведения прямой руки до горизонтали (рис. П2 в прил. 9). Таким образом, ограничение кинематической цепи звеньев, участвующих в волне, лучезапястным суставом мешает стилистически завершить волну рукой, лишая гимнастку впечатления «мягкости», «свободы» от ее движений. Руки при описанном характере исполнения движения должны восприниматься «безжизненными», «жесткими», «скованными», лишенными пластической выразительности. Определенный вклад в это впечатление вносит пространственная характеристика движений. Описанные выше структурно-технические отличия в движениях кистью сказываются на более узком диапазоне движений звеньев в лучезапястном и пястно-фаланговом суставах по сравнению с более значительным размахом, наблюдаемом при демонстрации рациональной техники (рис. П5, П6 в прил. 9). Амплитуда движений в отдельных суставах кинематической цепи влияет на общее восприятие степени широты и свободы движения в целом. Некоторую информацию о рациональности техники волны рукой у гимнасток различной квалификации дает сопоставление собственно временных структур движения. Можно предполагать, что исполнение движения выразительной пластики юной гимнасткой в два раза быстрее (1, 58 с), чем спортсменкой высокой квалификации (3, 25 с) затрудняет внесение двигательных коррекций в процессе управления движением самой гимнасткой. При такой разной продолжительности всего движения у этих гимнасток продолжительность отдельных фаз волнообразного движения в каждом суставе сокращается у юной гимнастки не пропорционально временной структуре волны рукой, характерной для высококвалифицированной гимнастки (табл. 11). Это можно объяснить различиями, существующими в структуре и механизмах реализации движения (рис. П5, П6 в прил. 9). Таблица 11 Продолжительность фаз движения в суставах руки при выполнении волны рукой у гимнасток различной спортивной квалификации (в % к продолжительности всего движения)
На основании данных табл. 11 можно сделать вывод об увеличении удельного веса основной фазы разгибания во всех рассмотренных суставах во временной структуре волны рукой у гимнастки 1 взр. разряда по сравнению с соотношением фаз во временной структуре гимнастки - МС. Возможно, это связано отчасти с тем, что в процессе выполнения волны рукой управление координацией работы мышц при разгибании в суставах, сопровождающемся перемещением суставов вверх, происходит в условиях расходования части кинетической энергии на преодоление сопротивления силы тяжести. Однако, как стало ясно при биомеханическом анализе техники движений выразительной пластики, действие механизма последовательной передачи количества движения по кинематической цепи звеньев, участвующих в волне, подразумевает необходимость принимать во внимание не только определенную продолжительность фаз движений в каждом суставе, но и особенности согласования по времени друг с другом в составе целостного двигательного акта. Для количественной оценки техники изучаемых упражнений художественной гимнастики, с точки зрения рациональной последовательности движений в суставах и механизма оправданной передачи количества движения по кинематической цепи, была использована такая характеристика как «запаздывание разгона», определяемая как время, которое протекает с момента минимального значения угла в проксимальном суставе до такого же момента в дистально расположенном от него суставе руки [191]. Как показали расчеты, варьирование фактического времени запаздывания (41%) относительно ожидаемого у начинающей гимнастки при выполнении волны рукой значительно больше аналогичного параметра у гимнастки высокой спортивной квалификации (20%). Поэтому различную величину диапазона варьирования данного временного параметра у гимнасток, отличающихся различным уровнем спортивного мастерства, можно считать количественной мерой ошибки в проявлении пластичности и слитности исполнения специфических элементов художественной гимнастики, а также одним из критериев оценки рациональности построения движений такого рода. Более низкая величина варьирования времени запаздывания у юной гимнастки при выполнении волнообразного отведения руки до горизонтали (17%) свидетельствует в пользу более высокого уровня освоения этого двигательного действия по сравнению с собственно волной рукой. У гимнастки - МС этот показатель в соответствующем упражнении является минимальным (1%). На рис. П6 (прил. 9) можно видеть, что значительная величина отклонения данного временного параметра от ожидаемого в упражнении: волна рукой, выполненном начинающей гимнасткой, связана, в частности, с запаздыванием разгибания в лучезапястном суставе относительно локтевого и с преждевременным сгибанием и разгибанием в более мелких суставах кисти относительно лучезапястного (вплоть до полной их синхронизации). При визуальном восприятии значительные колебания по времени достижения максимальных значений амплитуды относительно оптимального последовательно всеми звеньями цепи приводят к тому, что движение перестает восприниматься как целостное, слитное. Таким образом, отмеченные различия в ритмическом рисунке специфических движений у гимнасток различной спортивной квалификации позволяет заключить об особенно важной роли фактора времени в правильно формирующейся двигательной структуре движений такого рода. Этот вывод согласуется с позицией ряда специалистов [70] о первостепенной роли при разучивании техники гимнастических упражнений информации именно о временных характеристиках движения (моментах начала и продолжительности активных действий в определенных суставах) и несколько позднее о пространственных характеристиках активных действий в суставах (например, о величине угла сгибания), а также о повышении значения информации об усилиях и временных характеристиках активных действий на этапе технического совершенствования. Исследование с помощью биомеханического анализа техники исполнения специфических гимнастками, различающимися уровнем пластической выразительности, дает право сделать следующее заключение: 1. Волны, волнообразные движения, являющиеся специфическим выразительными средствами художественной гимнастики, отличаются от других элементов данного вида спорта, несущих гимнастическую стилистику, тем, что - они характеризуются взаимными перемещениями всех звеньев кинематической цепи, реализующей двигательное действие; - взаимосвязь движений отдельных звеньев тела в составе двигательного действия такого рода определяется так называемой «волновой» координацией, которая в свою очередь раскрывается через действие механизма последовательной передачи скорости от более массивных к менее массивным звеньям кинематической цепи. 2. Один из важнейших факторов, определяющих пластическую выразительность гимнастки-художницы, – это техническое мастерство исполнения специфических элементов. Последнее прежде всего проявляется в степени оптимальности сформированного механизма последовательной передачи количества движения. Техника исполнения специфических движений гимнасткой с низким уровнем пластической выразительности характеризуется следующими ошибками: а) увеличением продолжительности основной фазы разгибания в суставах руки (в среднем на 15, 6% относительно аналогичного параметра у высококвалифицированной гимнастки); б) отклонением от оптимальной амплитуды движений в суставах плечевого пояса и кисти; в) значительным отклонением от оптимального запаздывания разгона каждого последующего звена руки относительно предыдущего (величина отклонения на 20% больше, чем у высококвалифицированной гимнастки). 3. С ростом координационной сложности техники специфических элементов величина ошибки, допускаемой во временной структуре двигательного действия, увеличивается: с 17% при исполнении волнообразного движения до 41% в волне рукой у гимнастки 1 взр. разряда, с 1% до 20% – у высококвалифицированной гимнастки. Другими словами, биомеханический анализ техники у гимнасток различной спортивной квалификации подтвердил предположение о том, что стилистически законченное выполнение специфических для художественной гимнастики элементов требует высокой координированности действий гимнастки, высокого уровня владения телом. Чем больше подвижных сочленений тела гимнастки задействовано в целостном движении выразительной пластики, тем выше не только требования к механизмам управления движением, но и потенциальная возможность проявления гимнасткой пластической выразительности. Все перечисленные выше аспекты реализации рациональной техники специфических элементов художественной гимнастики необходимо учитывать в процессе обучения, что будет способствовать более быстрому и эффективному формированию пластической выразительности у начинающих гимнасток-художниц. Можно утверждать, что особое внимание в этом процессе следует уделять целенаправленному формированию механизма последовательной передачи количества движения по звеньям кинематической цепи, составляющему основу техники движений выразительной пластики. Это позволит предупредить искажение техники, то есть становление неадекватных базовых двигательных навыков. Формированию этого механизма должно способствовать развитие у гимнастки способности к тонкой дифференцировке пространственных, временных и силовых параметров движения. В настоящее время в некоторых исследованиях уже доказана возможность положительного переноса этой способности с изученных движений на неизученные [15; 152]. Учет данной особенности проявления рассмотренного компонента координационных способностей особенно актуально при необходимости сохранения высокого уровня пластической выразительности гимнасток в условиях современных тенденций эволюции движении выразительной пластики в художественной гимнастике. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы