Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Способность сохранять равновесие в усложненных условиях у гимнасток с разным уровнем пластической выразительности



Стабилографическое исследование было направлено на решение следующих задач:

1. Оценить уровень способности гимнасток к сохранению равновесия в усложненных условиях в зависимости от степени их пластической выразительности;

2. Оценить качество исполнения специфических элементов в зависимости от степени их координационной трудности;

3. Выявить факторы, влияющие на параметры устойчивости гимнастки при исполнении специфических элементов.

Несмотря на то, что эстетические критерии двигательных действий находятся пока вне биомеханики, едва ли существует та тонкая грань, которая отделяет движения, решающие спортивно-техническую часть задачи, от гармонично сочетающихся с ними выразительных движений в общем рисунке целостного двигательного действия. Об этом свидетельствуют результаты экспертной оценки и биомеханического анализа техники специфических элементов. Уверенное владение техникой специфических элементов предусматривает эмоционально-эстетическое воздействие на зрителя кинематической картиной движения.

Вместе с тем, такое полноценное решение двигательной задачи, какой может являться исполнение специфических элементов художественной гимнастики, создает, согласно данным педагогических наблюдений, немалые трудности даже для гимнасток высокой спортивной квалификации. Это находит подтверждение в результатах данного исследования.

Контрольные упражнения, предложенные гимнасткам для исполнения в процессе стабилографии, представляют собой ряд двигательных действий с постепенным повышением требований к управлению движением (возрастание координационной трудности элементов: переход от поз с вертикальным положением туловища и головы к позе с максимальным отклонением этих частей тела от вертикали, от статических равновесий к целостным волнообразным движениям; усложнение условий выполнения движений: ограничение опоры, манипуляции предметом, исключение зрительного контроля). Анализируя данные табл. 12, можно видеть, как по мере продвижения гимнасток по этой «лестнице» элементов (от №1 к №13) проявляется тенденция к возрастанию нарушений равновесия, проявляющихся в увеличении амплитуды колебаний ОЦТ тела.

Таблица 12

Сдвиг в амплитуде колебаний ОЦТ гимнастки при выполнении специфических элементов и поз (в % к фоновому состоянию)

Контр. упражн.

Гимнаcтка 1 (Высокий уровень)

Гимнастка 2 (Низкий уровень)

DX+ DX- DY+ DY- DX+ DX- DY+ DY-
1 -30, 3 -3, 3 34, 2 41, 9 48, 7 -7, 3 87, 8 8, 8
2 172, 7 136, 6 105, 7 167, 7 217, 9 319, 5 307, 3 302, 2
3 263, 6 73, 3 40 93, 5 271, 8 141, 5 202, 4 217, 8
4 200 290 600 151, 6 415, 4 58, 5 231, 7 191, 1
5 351, 5 46, 6 151, 4 287, 0 487, 1 182, 9 263, 4 353, 3
6 920 816, 1 370, 2 192, 3 1268 889, 4 242, 5 723, 3
7 326, 6 290, 3 921, 6 202, 5 378, 9 768, 4 672, 5 193, 3
8 433, 3 709, 7 240, 5 223, 1 1821 2389, 4 465, 0 143, 3
9 503, 3 300 83, 8 389, 7 1742, 1 1015, 8 682, 5 1016, 6
10 223, 3 312, 9 645, 9 507, 7 1910 4200, 0 860 1070
11 163, 3 235, 4 532, 4 274, 3 1526, 3 1126, 3 572, 5 1293, 3
12 616, 6 525, 8 335, 1 600 1884, 2 2221 537, 5 1376, 6
13 750 509, 6 510, 7 338, 4 2500 1868, 4 1025 686, 6

Эта динамика снижения степени устойчивости тела характерна как для гимнастки, обладающей низким, так и для гимнастки с высоким уровнем пластической выразительности, но у первой данная тенденция проявляется более ярко. В процессе выполнения движений и после их окончания уменьшение степени устойчивости, вплоть до ее потери (в случае, когда линия тяжести выходит за границу опоры, наблюдается схождение с платформы или смещение стоп относительно ее центра), может происходить из-за неправильного выбора напряжения мышц, обеспечивающего точные компенсаторные движения. Несовершенство механизма сохранения равновесия в усложненных условиях негативно отражается на качестве исполнения элементов выразительной пластики и поз, так как не позволяет реализовать движение по оптимальной амплитуде и целостно, ведет к «придерживанию» движения (нарушению кинематической координации), к его незаконченности (выполнению движения в условиях передачи количества движения по укороченной биокинематической цепи звеньев: например, исключая движение головой). В процессе выполнения произвольной комбинации на соревнованиях частичная или полная потеря равновесия в конкретном элементе может отразиться не только на снижении точности движений и положения частей тела в позе (что скажется негативным образом на их выразительности), но и затруднить «мягкий, логичный с одновременным движением туловища и предмета переход» к следующему движению, что, безусловно, является важной чертой артистизма в художественной гимнастике [157].

Между тем, сравнивая показатели стабилограмм по каждому из контрольных упражнений у гимнасток, отличающихся друг от друга уровнем пластической выразительности, нельзя не заметить в них различий. Разрыв между испытуемыми по приросту амплитуды колебаний ОЦТ относительно фонового состояния слабо выражен или вообще отсутствует при исполнении позных равновесий (упражнения №№1-3), но он становится все более очевидным и приобретает внушительный характер по мере перехода к движениям более сложным по координации и условиям выполнения, осуществляемым на основе взаимодействия законов статики и динамики. Например, при выполнении контрольного упражнения №11 степень нарушения устойчивости в сагиттальном направлении опоры (X+) у гимнастки с низким уровнем пластической выразительности почти в 10 раз превышаеи таковую у гимнастки с высоким уровнем пластической выразительности.

Из табл. 13 следует, что статистический анализ результатов выполнения контрольных упражнений в ходе стабилографического исследования позволил установить взаимосвязь между более «художественным» исполнением элементов и относительно высокой степенью устойчивости гимнастки. В свою очередь, низкий уровень техники исполнения элементов в художественной гимнастике с позиции их выразительности сопровождается более значительными нарушениями равновесия тела, то есть более низкой степенью устойчивости.

Таблица 13

Статистическая достоверность различий в амплитуде колебаний ОЦТ в плоскости опоры у гимнасток высокого и низкого уровня пластической выразительности (по t-критерию Стьюдента)

Контр. упр-я X+ X- Y+ Y-
1. 6, 4 / 64   4, 2 / 48  
2   5 / 46 12, 7 / 49 3, 81 / 30
3.   2, 11 / 27 4, 9 / 37 6, 9 / 42
5. 2, 24 / 25 2, 54 / 11 3, 23 / 11  
8. 2, 84 / 7 2, 54 / 13    
9. 2, 25 / 20   8, 06 / 16  
10. 5, 19 / 16 5, 39 / 14    
11. 5, 87 / 8 2, 61 / 16    
12.   3, 5 / 12    
13. 2, 77 / 16   2, 45 / 11  

Примечания: отношение tфактич / число степеней свободы (k) указано в тех позициях табл. 13, по которым установлены статистически достоверные различия при P < 0, 05.

Таким образом, можно заключить о наличии у гимнасток-художниц статистически достоверной взаимосвязи (P < 0, 05) между пластической выразительностью и уровнем их способности к сохранению равновесия в усложненных условиях. Результаты стабилографии подтвердили выдвинутое по результатам опроса экспертов, а также анализа специальной литературы предположение о том, что способность поддерживать равновесие в условиях, способствующих его нарушению, – это основа сложнокоординационных двигательных навыков, какими являются специфические элементы в художественной гимнастике.

Установленные биомеханические различия, во многом определяющие степень совершенства исполнительского мастерства гимнасток, участвовавших в исследовании, заставляют задумываться над поиском и раскрытием сущности наиболее эффективного механизма сохранения устойчивости спортсменкой. Противоречивость мнений исследователей, поднимавших этот проблемный вопрос диктует необходимость обратить внимание в данной работе на взаимосвязь особенностей двигательных действий и особенностей колебаний проекции ОЦТ тела на сагиттальную (переднезаднюю) и фронтальную (поперечную) координаты опоры у гимнасток с разным уровнем пластической выразительности (табл. 14).

Таблица 14

Соотношение средней амплитуды колебаний проекции ОЦТ в сагиттальном и фронтальном направлениях опоры (в % к суммарной величине)

Контрольные упражнения Высокий уровень X / Y Низкий уровень X / Y
1 44 /56 43 /57
2 51 / 49 46 /54
3  61 / 39 48 /52
4 40 / 60 50 / 50
5 48 / 52 50 / 50
6  67 / 33 54 / 46
7 33 / 67 39 / 61
8 62 / 38 74 / 26
9 54 / 46 47 / 53
10 31 / 69 62 / 38
11 32 / 68 44 / 56
12 49 / 51 54 / 46
13 53 / 47 56 / 44

Примечания: X – сагиттальное направление колебаний проекции ОЦТ (вперед –назад); Y – фронтальное направление колебаний проекции ОЦТ (влево –вправо).

Анализ данных табл. 14 показывает, что совпадение преобладающего направления колебаний проекции ОЦТ в общей картине ее перемещения у гимнасток, выполнявших одинаковые элементы, но отличавшихся уровнем пластической выразительности, наблюдается менее, чем в половине всех контрольных упражнений. Причем, сопоставляя содержание таблиц 13 и 14, можно констатировать, что в ряде случаев, в которых обнаруживается сходство доминирующих направлений активного сохранения равновесия, это совпадение не обеспечивает высокие показатели устойчивости у гимнастки с низким уровнем пластической культуры (например, в упражнениях №№ 1, 5, 8, 11, 13).

Вместе с тем, у гимнасток-художниц наблюдаются и общие черты в изменении характера стабилограмм в связи с усложнением условий выполнения контрольных упражнений. Так, при выполнении целостных волн в условиях уменьшенной площади опоры и повышения ОЦТ тела по сравнению с ситуацией выполнения этих же движений, стоя на всей стопе (сравниваем попарно данные табл. 14 для упражнения №№ 7 и 6, 11 и 10), у обеих гимнасток наблюдается тенденция к доминированию колебаний ОЦТ во фронтальной плоскости. Исключение зрительного контроля при выполнении элементов выразительной пластики вызывает повышение величины амплитуды колебаний ОЦТ в сагиттальной плоскости (упражнения 2 и 1, 8 и 6, 12 и 10). Иными словами, особенности поддержания равновесия в различных условиях у гимнастки, обладающей высоким уровнем пластической выразительности, неоднозначны. Они обусловлены как своеобразием конкретных форм координации движений, так и соотношением сенсорных коррекций, обеспечивающих регулирование позы и движений (вследствие неодинаковых требований к различным органам чувств в условиях различных действий). Научно доказано [99; 184; 101; 128], что в основе обеспечения устойчивости позы лежат не только приобретенные, но и врожденные координационные механизмы. Последние в виде автоматических перестроек не всегда способствуют и помогают решению конкретной двигательной задачи в сложнокоординационных видах спорта. Эти соображения проявляются на практике в том, что показатели равновесия мало коррелируют друг с другом в различных упражнениях у одной и той же гимнастки, даже если эти упражнения сходны по внешней форме.

Пространственные параметры координации работы мышц в исследуемом комплексе упражнений указывают на участие в достижении устойчивости, необходимой и для демонстрации позы в художественной гимнастике, и для управления движением динамического характера без перемены места опоры, тонических напряжений мышц, фиксирующих положения звеньев тела, а также обеспечивающих постоянные подчас незаметные визуально корректировочные движения. Вариативный характер изменений амплитуды колебаний ОЦТ тела, проявившийся в ходе стабилографического исследования качества исполнения специфических движений и поз художественной гимнастики, склоняет в пользу определяющего влияния на амплитуду способности нервно-мышечного аппарата (особенно мышц стопы) к своевременным коррекциям отклонений ОЦТ на амплитуду его колебаний. Тем самым подчеркивается большая эффективность для тренировки функции равновесия установки спортсменки на приобретение навыков тонкого восприятия положения тела в пространстве и оптимального балансирования в усложненных условиях, по сравнению с жесткой фиксацией позы в каждый конкретный момент времени.

Исходя из того, что современные тенденции развития художественной гимнастики свидетельствуют о том, что основы успеха гимнастки является «виртуозное владение всеми структурными группами движений с предметами при высококачественном исполнении телодвижений с включением фундаментальных элементов без предмета» [21], при подборе упражнений, вошедших в программу стабилографического исследования, определялся возможный спектр факторов пластической выразительности. Это именно те условия, которые на соревнованиях часто повышают риск нарушения равновесия тела. К ним можно отнести:

- манипуляции предметом;

- ограничение опоры;

- повышенное положение ОЦТ (вследствие выполнения движения в стойке на носках);

- различная степень возможной активизации вестибулярного аппарата (имеется в виду число раздражаемых полукружных каналов: например, один – при выполнении волны вперед, и все три – при выполнении волны с круговым вращением туловища и головы), которая влияет на интенсивность проявления вестибуло-моторных реакций, мешающих сохранению равновесия и требующих внесения своевременной коррекции ОЦТ.

Стабилографическое исследование позволяет проверить выдвинутое в ходе обобщения данных специальной литературы и опроса экспертов предположение о решающей роли в обеспечении обратной связи для управления исследуемыми движениями проприоцептивной системы (которая по необходимости в значительной мере может возместить отсутствие зрительной афферентации), а также вестибулярного аппарата как основного источника помех сохранению устойчивости тела. Реально функционирующий комплекс факторов, который определяет специфику управления позой и динамическим равновесием у гимнасток различного уровня пластической выразительности, отражен на рис. 5 и 6.

Содержание диаграмм подтверждает важное значение взаимосогласованной деятельности ряда анализаторов, их адаптированности к сбивающим воздействиям внешней среды как психофизиологической основы достижения гимнасткой высокого исполнительского мастерства. Сопоставление численных значений, отражающих вклад того или иного слагаемого в систему активного сохранения устойчивости тела у разных испытуемых, показывает, что в зависимости от уровня пластической выразительности гимнасток изменяется сила влияния различных факторов. Следовательно, можно видеть, насколько значителен резерв, которым обладает гимнастка низкого уровня пластической культуры в отношении данного компонента изучаемого явления.

Как показали результаты исследования, функциональные возможности вестибулярной системы во многом определяют надежность управления позой и движением в художественной гимнастике. Достоверность этого влияния по результатам стабилографии и факторного анализа можно считать еще более убедительной вследствие установленной в ходе тестирования статистически достоверной связи между уровнем пластической выразительности и уровнем устойчивости вестибулярных реакций гимнасток - МС (по критерию ранговой корреляции Спирмена: rS=0.98 при n=10, P < 0, 05). Однако работоспособность этого органа равновесия – отнюдь не единственный критерий в оценке искусства владения телом в естественных условиях.

Сильное влияние мышечного чувства (70, 8%) на показатели сохранения статической устойчивости у гимнастки с низкой пластической культурой во многом объясняет возникновение двигательных ошибок, связанных со слабо развитыми способностями тонко управлять мускулатурой нижних конечностей, дифференцировать свое положение и, следовательно, с неправильным выбором этого положения в пространственном поле устойчивости. Сохранение значительной доли этого компонента (51, 5%) в общей картине удержания статического равновесия у гимнастки более высокого класса сигнализирует об эволюционно сложившейся у человека потребности проприоцептивных ощущений в зрительной оценке для обеспечения правильной ориентировки в пространстве и сохранения позы. Тонкое восприятие позы и положения тела в пространстве как важное слагаемое в достижении выразительности позы (так называемого «чувства линии»), по-видимому, базируется на высокой чувствительности проприоцептивной системы. Символично, что согласно теории построения движений Н.А. Бернштейна [18], такие качественные характеристики движений, как их «изящность», «непринужденность», пластика движений определяются богатством двигательного опыта спортсмена именно на «уровне мышечно-суставных синергий».

Данные рисунка 6 свидетельствуют о том, что сохранение равновесия в процессе выполнения элементов выразительной пластики предъявляет более высокие требования к управляющим системам. Факторный комплекс становится более насыщенным и многоплановым. Наибольший риск для сохранения устойчивости при выполнении специфических элементов в составе произвольной комбинации представляют недостаточное совершенство связей вестибулярного анализатора с другими сенсорными системами (и прежде всего, проприоцептивной), а также степень устойчивости организма к раздражителю в виде всесторонней нагрузки на вестибулярный аппарат с одновременным усложнением внешних условий выполнения движения.

Факторную модель, характеризующую низкий уровень пластической выразительности, отличает присутствие независимого и достаточно весомого влияния отдельного фактора (а именно: устойчивости вестибулярного аппарата к расширению диапазона нагрузки – 16, 2%) помимо его воздействия на устойчивость тела в составе выше отмеченной комбинации факторов. Гораздо более высокая степень тренированности вестибулярного аппарата у другой гимнастки находит отражение в факторной модели, характеризующей высокий уровень пластической выразительности. В этом случае возбуждение рецепторов всех полукружных каналов «органа равновесия» при круговом движении туловищем и головой по сравнению с раздражением только одного канала не оказывает значительного влияния на увеличение амплитуды колебаний ОЦТ, что можно наблюдать в качестве отсутствия изолированного действия фактора «помехоустойчивость вестибулярного анализатора к комплексному раздражителю» и некоторого смещения в сторону увеличения силы влияния этого фактора в комбинации с другими условиями (в частности, с манипуляциями предметом – 14%).

Возможно, более высокая эффективность функционирования вестибулярного и двигательного анализаторов (отсутствие изолированного влияния этих факторов в факторной модели) в какой-то мере определяет и менее значительную их совместную роль (14, 5%) в факторном комплексе по сравнению с таковой у гимнастки с низким уровнем пластической выразительности (21, 7%).

Как свидетельствуют суммарные весовые величины установленных факторов динамического равновесия (64, 9% и 33, 7% у гимнастки с низким и высоким уровнем пластической выразительности соответственно), велика роль и других компонентов этой константы, сущность и силу влияния которых еще предстоит выяснить в дальнейших исследованиях. Тем не менее, наличие этого «белого пятна» подтверждает многофакторную структуру исследуемого явления.

Обобщая изложенное в этом разделе работы, можно сделать следующее заключение:

- Результаты исследования свидетельствуют в пользу непосредственной связи пластической выразительности гимнастки не только с ее техническим мастерством, но и со способностью к сохранению равновесия в усложненных условиях. На статистически достоверном (P < 0, 05) уровне подтверждается невозможность обладания высоким уровнем пластической выразительности при низкой степени устойчивости тела гимнастки.

- Усложнение двигательной задачи (ее координационной специфики, условий выполнения) приводит к возрастанию величины нарушений равновесия, проявляющихся в увеличении амплитуды колебаний проекции ОЦТ в плоскости опоры. Поэтому чем выше надежность механизмов регуляции равновесия у гимнастки, тем выше потенциальная возможность выполнить движение выразительно, то есть согласно основополагающим принципам художественной гимнастики: целостности, динамизма, танцевальности.

- Построение факторной модели динамической и статической устойчивости показало, что эффективность сохранения равновесия во многом определяется своеобразием сенсомоторной сферы гимнастки. Так, параметры устойчивости в гимнастической позе главным образом лимитирует степень независимости проприоцептивной системы от зрительных коррекций (70, 8%), а также помехоустойчивость вестибулярного аппарата (53, 8%). Возможности исполнения элементов выразительной пластики без перемены места опоры определяются не столько функциональным резервом отдельных сенсорных систем (помехоустойчивость вестибулярного анализатора к комплексному раздражителю – 16, 2%), сколько взаимосогласованной деятельностью между ними в усложненных условиях. Особенно существенное влияние на показатель динамического равновесия оказывает оптимальное взаимодействие двигательного и вестибулярного анализаторов (21, 7%).

- Стабилографическое исследование особенностей исполнения специфических элементов художественной гимнастики гимнастками высокой спортивной квалификации позволило сопоставить результаты экспертного контроля этих упражнений, с одной стороны, и инструментальные показатели эффективности исполнения элементов, с другой стороны. Тем самым установлена возможность не только субъективной, но и объективной оценки уровня сформированности пластической выразительности.

Ориентирование результатов данного исследования на научно-методическое обоснование обучения двигательным действиям без предмета с учетом их специфики показывает целесообразность рассмотрения и развития способности гимнасток сохранять статическое и динамическое равновесие в усложненных условиях в качестве основной двигательной предпосылки для полноценного освоения техники этих движений. В составе комплекса координационных и связанных с ними способностей уровень развития способности сохранять устойчивость тела в значительной степени влияет на точность соразмерности и регулирования пространственных, временных и динамических параметров движений. Учитывая многокомпонентную структуру исследованной способности, в тренировочном процессе особое внимание должно уделяться приобретению двигательного навыка оптимальной балансировки в условиях действия на организм комплексного раздражителя. Такая нагрузка интегрирует в себе в разнообразных комбинациях реально действующие в соревновательной обстановке условия, предъявляющие повышенные требования к координации работы управляющих движением систем организма. Среди таких средств, обеспечивающих систематическую тренировку анализаторов в их взаимосвязи, должны найти место разнонаправленные по амплитуде и координации звеньев тела целостные движения с варьированием величины вестибулярной нагрузки на фоне отсутствия зрительного контроля, повышения опоры, манипуляции предметом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь