Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методические особенности формирования пластической выразительности гимнасток



Средства, методы, методические приемы формирования пластической выразительности Число тренеров, использующих данный прием, %
1)  Коррекция тренером движений гимнастки словом, демонстрацией, физической помощью, музыкой 81, 3
2) Самоконтроль гимнастки с помощью зеркала и без него 75
3) Оценивание качества исполнения со стороны тренера 75
4) Контрастное выполнение и восприятие движений (правильно- неправильно, красиво- некрасиво) 68, 8
5)  “Образные” игры 31, 2
6) Творческие импровизации гимнастки под музыку 25
7) Просмотр гимнасткой видеозаписей своего исполнения, сильнейших гимнасток 18, 8
8) Посещение театров 18, 8
9) Участие в показательных выступлениях 12, 5
10) Оценивание качества исполнения со стороны учащихся 6, 3
11) “Корпусной” урок 6, 3
12) Хореография 6, 3

Также наряду с разнообразием средств и форм проведения занятий, решающих задачу формирования пластической выразительности, можно отметить отсутствие их систематизации. Тренеры более легко осознают форму работы, нежели те цели и задачи, которые преследует педагог, организуя таким образом занятие. Лишь некоторые специалисты достаточно ясно осознают, что “чувство движения” развивается не только в процессе отработки, “шлифовки” произвольной программы, но главным образом в процессе специально организованного урока (некоторые тренеры называют его “корпусным”). Такие уроки направлены на расширение двигательной базы гимнастки и тем самым на повышение уровня владения своим телом. Немаловажен и тот момент, что уже найдены удачные формы работы над формированием пластической выразительности у детей на этапе предварительной подготовки: наиболее часто используются “образные” игры под музыку с отражением характера движений и поз различных животных, явлений природы (с целью придать “одухотворенность” телодвижениям детей), а также свободные импровизации под музыку.

Педагогические наблюдения показали, что традиционная схема обучения упражнениям без предмета на этапе начальной спортивной специализации страдает рядом недостатков. В целом можно утверждать об отсутствии на сегодняшний день в спортивной практике художественной гимнастики единой научной системы обучения упражнениям без предмета, которая бы учитывала их специфику. Это приводит к сугубо индивидуальному решению педагогической задачи формирования пластической выразительности, то есть в отрыве от педагогических задач физической, технической (беспредметной и предметной), музыкально-двигательной подготовки и исходя только из собственного опыта тренера, не всегда являющегося эффективным и рациональным способом обучения.

В настоящее время наблюдается узконаправленный и односторонний подход в решении задачи воспитания «художественности» движений. Основные усилия тренера в данном контексте направлены на привитие юным гимнасткам культуры движений, гимнастического стиля (высокие требования предъявляются к сохранению точного положения частей тела в пространстве, выворотной постановке стопы, правильной осанке). Значительно в меньшей степени в ходе учебно-тренировочных занятий уделяется внимания формированию навыка пластически выразительного исполнения движений – важнейшего компонента школы в художественной гимнастике.

В связи с этим особенно заметен узкий и однообразный диапазон применяемых на практике средств и методов, стимулирующих формирование пластической выразительности у занимающихся художественной гимнастикой. При достаточном внимании к технике исполнения упражнений без предмета из таких фундаментальных групп, как равновесия, повороты, прыжки, буквально единичны случаи включения в урок тех специфических двигательных действий, на примере которых осваивается «отстающий» характер движений. При обучении этим отдельным, изолированным движениям (типа волны или собственно волнам) часто отсутствуют четкие указания, как правильно осуществить «волновую» координацию звеньев тела. В ходе выполнения специальных подводящих упражнений внимание учащихся порой направляется на достижение нерационально больших амплитуд движений в суставах, тогда как правильная ритмическая структура (основа техники данных двигательных действий) остается вне зоны психомоторного контроля. Такая организация процесса обучения может приводить к неопределенности представлений гимнасток о технике этих специфических элементов, к неумелому их выполнению.

На практике не используется в полной мере богатый потенциал современной структуры обучающего урока. Для расширения двигательного фонда гимнасток, освоения слитного и целостного характера движений недостаточно разучивать небольшой перечень элементов выразительной пластики в составе упражнений у опоры (в подготовительной части урока), а затем отрабатывать технику их выполнения в составе ограниченного числа соревновательных комбинаций. Проводя подготовительную часть урока (особенно серий упражнений по кругу), тренеры упускают из виду целесообразность использования комбинаций танцевальных и гимнастических шагов, элементов выразительной пластики: волнообразных движений руками и туловищем, взмахов, упражнений в расслаблении. Они также мало используют возможность интеграции этих упражнений с манипуляциями предметом в составе «предметного» урока, творческие импровизации в музыкально-двигательных играх. При этом приходится констатировать, что приоритетную роль играет метод стандартно-повторного упражнения, практически не используются игровой и вариативный (с изменением структуры упражнения и состояния занимающихся) методы обучения. Нерациональный выбор методов как следствие негативно сказывается, во-первых, на монотонности протекания занятия, во-вторых, исключает благоприятную возможность сопряженного воздействия на координационные и связанные с ними способности тренирующихся гимнасток (а именно: способность сохранять равновесие при повышенной вестибулярной нагрузке и способность управлять мышечным напряжением и расслаблением в процессе движений). У специалистов не вызывает сомнения важное значение фактора музыкального сопровождения в процессе обучения для регуляции эмоционального состояния занимающихся и правильного освоения временной и динамической структуры техники. Однако этот методический прием также редко находит применение на уроках.

Таким образом, тенденции психического развития младшего школьного возраста не согласуются с методикой обучения упражнениям без предмета на данном этапе подготовки. Однообразие средств и методов на учебно-тренировочных занятиях, отсутствие попыток применения методических приемов, которые способствовали развитию эмоциональной сферы гимнасток, их творческих и интеллектуальных способностей, – это одна из возможных причин низкой эффективности решения на практике задачи по формированию пластической выразительности у юных гимнасток.

Можно заключить, что на практике осуществление начального этапа формирования пластической выразительности в художественной гимнастике связано с большими трудностями. Отсутствует единое мнение среди специалистов о приоритетном направлении формирования «художественности» у юных гимнасток. Наиболее важной задачей большинство опрошенных тренеров признают развитие «чувства линии». Известные из специальной литературы средства и методы формирования пластической выразительности используются не в полном объеме и без должной системности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь