Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Специфические особенности методики формирования ООД элементов выразительной пластики
Подготовительный этап экспериментальной программы связан с созданием необходимых предпосылок к формированию полноценной ООД целевых навыков. Следующей ступенью на пути начального обучения упражнениям без предмета с учетом их специфики становятся выделение, осознание, запоминание нужных ощущений в каждой ООТ будущей ООД. Среди многообразия компонентов, определяющих высокий уровень пластической выразительности гимнасток, особое место занимает эстетика зрительного восприятия (ООТ-1 в ООД «чувства линии»). Опережающее развитие проприоцептивной функции точного оценивания пространственных параметров движений в значительной степени благоприятствует работе по данной ООТ. Известно, что чем точнее оцениваются параметры движения, тем точнее они воспроизводятся и корректируются [85]. Вместе с тем, для воспитания «чувства линии» все большее значение приобретает именно эстетический аспект оценивания пространственного расположения звеньев тела гимнастки. Поэтому основные условия, составляющие I ООТ-1, включают в себя: а) знания о значении соблюдения строго определенных пространственных параметров двигательных действий для достижения выразительности движений; б) точность дифференцирования (различения) при оценке пространственных условий двигательного действия и умение различать «выразительный эффект» позы или движения в зависимости от варьирования расположения отдельных звеньев в пространстве. Принципиальную роль для становления навыков пластической выразительности играет объемный, то есть насыщенный большим количеством объектов локализации внимания, характер как данной I ООТ-1 эстетической оценки, так и следующей I ООТ-2. Как с точки зрения зрителя, получающего яркое впечатление в результате целостного восприятия позы, так и со стороны гимнастки, стремящейся достичь этого эффекта, в обоих случаях важно контролировать взаимное расположение многих частей и звеньев тела (особенно головы, кистей рук, узловых моментов правильной осанки), не забывая ни об одном из них. И здесь, развивая эстетическую направленность зрительного восприятия, трудно недооценить значение зрительного и логического компонентов целостного образа, определяющего осознанность I ООТ-1. Чувственный характер мыслительной деятельности девочек 6-8 лет определяет необходимость тренера применять проблемный дидактический подход к использованию словесных и наглядных методов создания зрительных и логических представлений. В этом случае целесообразно применять такие методические приемы, как: 1. Cравнение и эстетическая оценка по фотоматериалам, по натуральному показу исполнительского мастерства нескольких гимнасток в одинаковых позах. 2. Натуральный показ поз в рамках контрастных и сближающих заданий (по В.С. Фарфелю [196]) в двух направлениях: а) с тенденцией изменения от одной мелкой детали до нескольких по ходу смены поз (по ходу отработки данной ООТ первые позы, отличавшиеся друг от друга, например, только положением кистей рук в пространстве или только поворотом головы, постепенно уступают место тем двигательным действиям, в которых варьируется одновременно пространственное расположение нескольких звеньев тела (головы, туловища, рук); б) с тенденцией уменьшения степени варьирования амплитуды движения в конкретном суставе (зрительное сопоставление поз, отличающихся друг от друга только степенью мышечного напряжения в фиксируемых звеньях тела, позволяет понять «вклад» кинестетических ощущений во внешнюю пластическую форму, эстетически оценить эффект «напряженной» и «ненапряженной» позы). 3. Выбор среди нескольких вариантов гимнастических поз, изображенных на фотографиях, видеоматериалах тех, которые в наибольшей степени отражают характер музыкального произведения. 4. Оценка выразительности позы в собственном исполнении (например, с помощью зеркала) и в исполнении другой гимнасткой с последующим соотнесением данной оценки с мнением тренера, других учениц. 5. Групповой просмотр балетов, произвольных соревновательных комбинаций по художественной гимнастике, показательных выступлений гимнасток-художниц с последующим обменом впечатлениями о наиболее запомнившихся элементах и анализом тех деталей техники, которые «заставляют» обращать внимание на эти движения, позы. 6. Привлечение гимнасток к экспертной оценке исполнения поз, движений по критериям пластической выразительности с последующим обсуждением их решений. В процессе восприятия демонстрируемых объектов тренер направляет интеллектуальную активность обучающихся на: - определение тех признаков позы, которые отличают ее от предыдущей; - определение тех характеристик позы, которые аналогичны характеристикам предыдущей позы; - выявление ведущей детали позы, ставящей своеобразный акцент в общем пространственном рисунке. Стимуляция юных гимнасток к использованию логических мыслительных операций, во-первых, в определенной мере создает облегченные условия для образования смысловой основы I ООТ-1 (как и последующих ООТ), базирующейся на существенных, а не на частных признаках конкретной позы; во-вторых, позволяет фиксировать внимание на все большем числе звеньев тела. Другой неотъемлемой чертой процесса формирования представлений по ведущим ООТ будущих навыков пластической выразительности является обучение с опорой на ассоциации с уже имеющимися в жизненном опыте девочек образами (зрительными, двигательными), а также возникающими в процессе прослушивания музыки. В частности, тот момент, что характер анализируемых поз выражен не только их пространственной структурой, но и названием, навеянным музыкальным отрывком, повышает интерес к осознанному восприятию позы, к поиску ее выразительных деталей, способствует более прочной фиксации полученных представлений в составе ООТ, благодаря эмоциональности психических процессов. (Если в позе «Плакучая ива»: в стойке на носках с поднятыми в стороны вверх руками кисти и голова расслабленно опущены вниз, локти чуть согнуты; то в «Полете» при том же положении тела кисти и голова устремлены вверх, поза более подтянутая и напряженная). Высокая культура зрительного восприятия гимнасток, то есть наличие в сознании четких и осмысленных зрительных представлений о модельных пространственных условиях «художественного» исполнения движения, позы, еще не гарантирует их воспроизведения в процессе самостоятельного выполнения. Поэтому следующим шагом на пути воспитания «чувства линии» в позах и движениях должно стать управление построением внутренней «картины» достижения эталонного пространственного рисунка. Таким образом, тренер руководит формированием двигательных представлений о точном воспроизведении эстетически целесообразных пространственных параметров гимнастических движений и поз (I ООТ-2). Качество кинестетического компонента психомоторного образа I ООТ-2 будет определяться точностью: 1) воспроизведения эталонных параметров двигательных действий и 2) отклонения от эталонных параметров движений. Этот аспект проявляется, в том числе и в двигательных ощущениях различия эстетически верных и неверных положений звеньев тела. Результаты научной работы ряда исследователей [209; 15] свидетельствуют о целесообразности предпочтения кинестетической информации по сравнению со зрительной при создании представлений о пространственных характеристиках движений с целью достижения их точности. Поэтому выбор ниже указанных методических приемов стандартно-повторного и вариативного строго регламентированного методов обучения произведен, в первую очередь, для направленного «прочувствования» (по В.С. Фарфелю [196]) данной ООТ, вычленению из спектра возможных кинестетических ощущений тех, которые позволяют быстро и точно достигать эстетически верных пространственных параметров. (Как известно, поза удерживается 1-2 с, но определенное взаимное расположение звеньев тела в пространстве должно быть зафиксировано сразу же). К таким приемам можно отнести: 1. Использование бесконтактных зрительных ориентиров (например, градуированную сетку) и пространственных ограничителей движений в суставах (планок, установленных на уровне определенной угловой величины градуированной сетки) облегчает самоконтроль и позволяет перекинуть своеобразный мостик между зрительными представлениями об эталонной величине угла сгибания в данном суставе и теми кинестетическими ощущениями, которые обеспечивают достижение цели. Последний момент в перспективе проявится в слиянии представлений разных модальностей в единый образ отрабатываемой ООТ. 2. Поиск адекватных двигательных представлений достижения точного положения звеньев тела в пространстве в условиях повышенных требований к сенсорным механизмам регуляции движений. Так, отсутствие зрительного контроля за эффективностью процесса достижения заданных параметров придает ощущениям большую отчетливость, а «раздражение» вестибулярного аппарата при неизменной установке точного воспроизведения модельных характеристик поз способствует выделению в потоке этих двигательных ощущений наиболее существенных условий решения задачи применительно к различным ситуациям. 3. Изменение времени принятия и фиксации позы (сначала замедление, затем, по мере отработки ООТ, ускорение) оптимизирует процесс контроля и коррекции двигательных ощущений. 4. Использование фиксаторов внимания оправдано в тех случаях, когда в связи с постепенным усложнением координационной структуры двигательного действия некоторые звенья тела оказываются вне зоны моторного контроля и их пространственное положение значительно отклоняется от эталона. В этой ситуации небольшое отягощение, прикрепленное к соответствующему участку тела, помогает мышечно «осознать» ошибку и найти верные двигательные ощущения ее исправления. 5. Срочное информирование гимнасток о результативности достижения ими эстетически верных пространственных параметров двигательных действий (по В.С. Фарфелю [196]), что связано с быстрым затуханием ощущений от выполненного задания. Эта информация (при отсутствии в данном задании предметных ориентиров) может быть предоставлена обучаемым тремя способами: а) в форме утверждения, достигла ли гимнастка пространственной точности в том или ином задании или нет (да, нет, выполнила, не выполнила); б) в форме качественной оценки сделанного (точно, выше, ниже, ближе, дальше, мягче, напряженнее); в) при помощи численной информации о характере выполнения движения (в градусах, сантиметрах, секундах). 6. Сравнительный анализ (в том числе по фотографиям) эстетического эффекта исходной и конечной (то есть после коррекции, например с помощью зеркала) поз. Действенным методическим приемом контроля осознанности I ООТ-2 может служить дифференцировка (различение) в каждом конкретной позе результата достижения/ отклонения от эталонных пространственных параметров. Это задание должно выполняться исключительно на основе проприоцептивных ощущений в условиях варьирования пространственных регуляторов. Более трудоемким видится процесс обучения слитности движений (II ООТ-2). Эта специфическая характеристика двигательных действий без предмета в художественной гимнастике наиболее ярко визуально проявляется через последовательное включение в целостное движение каждого последующего звена на фоне еще незаконченного движения предыдущего звена тела гимнастки. Путем биомеханического исследования доказано, что техническое мастерство гимнастки как фактор пластической выразительности основывается прежде всего, на высоком уровне владения «волновой» координацией движений. Однако некоторые возрастные психические и физические особенности развития детей младшего школьного возраста неоднозначно воспринимаются с позиции доступности юным гимнасткам «отстающего» характера движений выразительной пластики. С одной стороны, большая возбудимость и высокая пластичность нервной системы благоприятствуют решению поставленной задачи. С другой стороны, узкий диапазон двигательного опыта гимнасток данного возраста, то есть низкая координационная подготовленность, может затруднить формирование навыка пластически выразительного выполнения специфических движений. Данное противоречие лишь отчасти преодолевается на предварительном этапе обучения путем целенаправленного развития мышечного чувства. Наиболее существенную роль в этом вопросе должно играть использование при непосредственном обучении слитности движений системы специально подобранных подводящих упражнений. Предполагается, что эти подводящие упражнения облегчают формирование двигательных представлений по данной ООТ. Следуя принципу «от частного к общему», начальный этап формирования пластической выразительности подразумевает обучение слитности движений через овладение базовыми действиями выразительной пластики (волнами и плавными движениями, иначе называемыми движениями типа волны или волнообразными), поскольку именно эти упражнения, в их чистом варианте, являются особенно наглядными и доступными образцами специфической стилистики художественной гимнастики. При этом планируется, что дальнейшее совершенствование пластически выразительного выполнения специфических движений в процессе многолетней спортивной тренировки будет происходить путем управления освоением двигательных действий без предмета прогрессирующей сложности с помощью сформированной обобщенной ООД. Структурное «слияние» в технике одного двигательного действия без предмета элементов специфической координации выразительной пластики и основы техники упражнения одной или нескольких фундаментальных групп (прыжки, равновесия, повороты) позволяет придать ему в то же время и художественную окраску. Единая смысловая основа построения волнообразных движений и волн, а именно: «отстающий» характер движений каждого последующего звена относительно предыдущего – позволяет рассматривать эти элементы выразительной пластики в качестве основных средств в программе начального обучения слитности движений. Предлагаемые в различных методических руководствах и пособиях по художественной гимнастике разнообразные двигательные действия выразительной пластики были систематизированы в данной экспериментальной программе на основе анализа степени их существенной общности (табл. 21). Программный материал сгруппирован и последовательно распределен в зависимости от структурного сходства изучаемых двигательных действий. Причем базовые двигательные действия включены в программу в целом спектре примеров их применения, а не только в типичном варианте. Различные детали техники этих упражнений (амплитуда, темп, направление и другие) должны подчеркивать неизменную основу техники. Такое построение программы необходимо для: - исключения возможности отрицательного переноса навыка, тормозящего процесс обучения. (Так, следует разграничивать различия в некоторых звеньях техники плавного движения рукой и собственно волны рукой: фиксированное положение фаланг пальцев кисти и плечевого пояса в первом случае противопоставлено волновому характеру сгибания и разгибания во всех суставах кисти, а также активному движению в суставах плечевого пояса во втором случае); - становления обобщенной ООД. По ходу освоения программы отработка ООТ слитности (так же, как всех предыдущих и последующих ООТ) происходит в системе учебных комбинаций и игр. Тем самым создаются такие условия, которые целенаправленно и постепенно подводят гимнастку к выделению в качестве ООТ слитности определенного комплекса представлений. Своеобразие этого чувственного образа проявляется в том, что обеспечивает достижение «отстающего» характера движений звеньев тела в любом двигательном действии (вне зависимости от количественного и качественного состава звеньев тела, включенных в двигательный акт, и от основного направления пространственного перемещения частей тела). Игровые задания, специально разработанные для формирования «чувства линии» и навыка пластичности, представлены в прил. 11 и 12 соответственно. На начальном этапе формирования «волновой» координации движений особое место в ООТ слитности, как показали биомеханические исследования, должны занять четкие представления о временных и пространственных характеристиках двигательных действий выразительной пластики. На первых порах тренер должен стремиться актуализировать те двигательные операции, которые уже имеются в двигательном опыте девочек младшего школьного возраста и могут быть полезны для конкретизации представлений о «запаздывании» достижения конечного положения одним звеном по отношению к ранее начавшему движение. Таблица 21 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы