Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Программный материал обучения «отстающему» характеру движений (ООТ слитности)



Основные группы специфических элементов   Упражнения, выполняемые руками Упражнения, выполняемые туловищем и всем телом
1 2 3
I. Плавные движения (движения типа волны) 1. Волнообразное отведение и приведение руки. 2. Волнообразные вертикальные движения рукой (руками) в различных направлениях (вперед, вперед – вверх, в сторону, в сторону – вверх дугами внутрь / наружу) - из и. п. руки вниз (вперед, в стороны); - ладонями вниз (вверх, внутрь); - одновременно / попеременно двумя руками; - однократно / непрерывно многократно; - по малой амплитуде / с увеличением амплитуды «уступами» / по большой амплитуде; - плавно (с равномерным напряжением мышц) / с динамикой взмаха. 3. Волнообразные горизонтальные движения 1. Волнообразное движение туловищем в передне-заднем направлении - из и. п. – упор, стоя на коленях; - из и. п. – сидя на пятках; - из и. п. – сед согнувшись на пятках до упора лежа на животе прогнувшись; - из и. п. – упор спереди в наклоне вперед прогнувшись (руки на гимнастической стенке); - из и. п. – основная стойка – с приседанием до круглого полуприседа; - с фиксированным положением рук / с различными вариантами волнообразных движений руками.  
    Продолжение таблицы 21
1 2 3
  рукой (руками) в различных направлениях (внутрь и наружу из и.п. – руки в стороны ладонями вперед / назад; влево и вправо из и.п. – руки вверх ладонями внутрь / наружу) - одновременно / попеременно; - однонаправленно / разнонаправленно; - однократно / непрерывно многократно; - по малой амплитуде / с увеличением амплитуды «уступами» / по большой амплитуде; - плавно / взмахом; - в различном темпе и ритме. 4. Асимметричные волнообразные движения двумя руками (сочетание движений руками в различных плоскостях: в горизонтальной и в вертикальной; сочетание движений руками в разных направлениях одной плоскости) - одновременно / попеременно; -однократно / непрерывно многократно; - с изменением амплитуды и динамики; - в различном темпе и ритме. 5. Круговые волнообразные движения рукой 2. Волнообразное движение туловища в боковом направлении - из и.п. – сидя на пятках; - из и.п. – стоя ноги врозь; - с фиксированным положением рук / с различными вариантами волнообразных движений руками. 3. Игровые задания с использованием упражнений №№ 1-2 (прил. 12).  
    Продолжение таблицы 21
1 2 3
  типа спирали с круговым вращением кисти - в горизонтальной / в вертикальной плоскости; - одновременно / попеременно; - симметрично / асимметрично (сочетания спиралей двумя руками в различных направлениях; сочетания спиралей м восьмерок; сочетания спиралей или восьмерок с основными вариантами волнообразных движений (упражнения №№ 1-4)); - в различном темпе. 6. Игровые задания (прил. 12) с использованием упражнений №№ 1-5.  
II. Волны 7. Волна кистью - ладонями вниз (вверх, вперед или назад); - одновременно / попеременно; - однократно / многократно; - в различном темпе. 8. Волна рукой из и. п. – руки в стороны. 9. Волна рукой в различных плоскостях 4. Волна вперед туловищем - из и. п. – круглый сед на пятках (с опорой руками и без нее); - с фиксированным положением рук / с различными вариантами волнообразных движений руками. 5. Обратная волна туловищем -из и. п. – стоя на коленях / сед на пятках согнувшись;
    Продолжение таблицы 21
1 2 3
  - в горизонтальной плоскости из и. п. – руки вперед или в сторону ладонями вниз (вверх) / в вертикальной плоскости из и. п. – руки вверх; - одновременно / попеременно; - одновременно / попеременно; - с различной амплитудой движений; - с симметричным / асимметричным и. п.; - в различном темпе и ритме. 10. Игровые задания (прил. 12) с использованием упражнений №№ 7-9. - с фиксированным положением рук / с волнообразными движениями руками. 6. Целостная волна вперед - из и. п. – круглый полуприсед лицом (боком) к опоре; ▲ Целостная волна вперед из круглого полуприседа, руки вниз назад; - с различной амплитудой; - плавно / взмахом; - без перемены места опоры / на шаге вперед; - в различном темпе и ритме. 7. Целостная обратная волна - из и. п. - стоя лицом (боком) к опоре / без опоры. 8. Целостная круговая волна (слитный переход волны вперед в обратную волну) - из и. п. - стоя лицом (боком) к опоре / без опоры; - без перемены места опоры / на шаге вперед.  
    Продолжение таблицы 21
1 2 3
    9. Целостная волна в сторону - из и. п. - стоя лицом (боком) к опоре / без опоры; - плавно / взмахом. 10. Целостная волна с поворотом (слитное соединение волны в сторону с волной вперед). 11. Игровые задания с использованием упражнений №№ 4-10 (прил. 12)
III. Волнообразные движения и волны в соединениях с другими структурными группами упражнений художественной гимнастики   12. Целостное волнообразное движение (с отстающим от основного направления движением рук, плеч, головы) при выполнении: - равновесий на одной ноге / двух ногах; - пружинных движений ногами; - гимнастических и танцевальных шагов, бега, подскоков, прыжков; - выпадов; - переходов из положения лежа в положение сидя и стоя (и наоборот); - манипуляций предметом. 13. Целостные волны со слитным переходом: - в расслабления;
    Продолжение таблицы 21
1 2 3
    - в равновесия; - в повороты; - в выпады, в подскоки; - полуакробатические и акробатические элементы. Целостные волны с манипуляциями предметом. 14. Игровые задания с использованием упражнений №№ 12-13 (прил. 11).  

Примечание: символом «» в содержании программы выделены базовые двигательные действия выразительной пластики.

 


При решении этой задачи, подбирая соответствующие подводящие упражнения, целесообразно следовать принципу «от простого к сложному» и постепенно увеличивать число звеньев как число объектов внимания, принимающих участие в «запаздывании». В частности, становлению «отстающего» характера движений на этапе овладения волнообразными движениями содействуют: а) имитация движений поглаживания животного (внимание концентрируется на элементе «запаздывания» кисти относительно предплечья); б) имитация помахивания платочком и покачивания веток дерева на ветру (здесь внимание учащихся концентрируется уже на двух элементах «запаздывания»: отставание предплечья относительно плеча и кисти относительно предплечья в процессе достижения критических значений амплитуды в суставах – при выполнении волнообразных движений рукой, а при выполнении волнообразного движения туловищем – на отставании головы от грудного отдела позвоночника и грудного отдела от поясничного.

На начальном этапе овладения волнами как таковыми представления о временных характеристиках ООТ слитности продолжают пополняться за счет освоения тех двигательных операций, которые отсутствуют в технике движений типа волны. Волна кистью как важнейший элементарный навык требует четкой последовательности и своевременности движений в мелких суставах кисти. Гимнастки учатся «волновой» координации мышц кисти, оперируя знакомыми образами и материальными регуляторами движений во время выполнения подводящих упражнений (прил. 13)

В связи с тем, что структура волны (например, рукой), по сравнению с плавными движениями, отличается относительно большим числом звеньев тела, участвующих в полном цикле сгибания – разгибания, то именно на примере этого двигательного действия выразительной пластики актуальна конкретизация условий достижения оптимальной по времени величины «запаздывания». В противном случае установлено, что быстрое начало сгибания в лучезапястном и локтевом суставах относительно плечевого уменьшает время запаздывания в волне рукой и делает волну похожей на пружинное движение, в то время как слишком позднее начало движения в этих суставах лишает целостное двигательное действие рукой непрерывности. И та, и другая ошибка нарушает слитность движения. Затягивание общей фазы разгибания относительно сгибания как одна из технических ошибок может быть следствием применяемого до последнего времени, расчлененного метода обучения волне с акцентом на фазу разгибания [36]. Поэтому за один из «узловых» моментов в составе ООТ слитности принимается своевременность начала и окончания движения в каждом из суставов кинематической цепи, а также возникновение исходного «импульса» движения в ведущем звене тела.

Для «прочувствования» этого момента при освоении волны рукой полезно использовать музыкальное сопровождение с выраженными акцентами и подсчет как регуляторы ритмоструктуры двигательного действия выразительной пластики, а также выполнить, например, следующие подводящие упражнения: а) скольжение лежащей на опоре отведенной в сторону (или поднятой) прямой руки за счет вращения в грудино-ключичном суставе и приведение лопатки к позвоночнику (с установкой: «Локомотив поезда тянет неподвижный состав за собой») – таким образом обеспечивается контроль за возникновением «импульса» волны напряжением мышц плечевого пояса; б) то же задание, но в момент максимального приведения лопатки начинается сгибание в лучезапястном суставе (с установкой: «В результате тяги локомотива начинают двигаться и последние вагоны поезда»).

При условии применения ряда методических приемов параллельно с формированием временной структуры специфических элементов может происходить работа над установлением и оптимальных пространственных характеристик. Как свидетельствуют результаты констатирующего эксперимента, в качестве ведущего пространственного критерия выразительной формы выступает величина амплитуды сгибания и разгибания в каждом из суставов. Непрерывный и кратковременный характер протекания целостного двигательного действия осложняет психомоторный контроль за воспроизведением этого параметра. Но избежанию ошибок чрезмерного или недостаточного разгибания (сгибания) в суставах, при одновременном уточнении правильной последовательности «отстающих» движений, в определенной мере могут помочь:

- употребление образных комментариев движений (в волнообразных движениях рукой они могут иметь формулировку типа: «рука лишь слегка сгибается в области локтя и запястья, создается плавная изогнутая линия руки в движении, как будто ветка дерева изогнулась на ветру, но не сломалась»;

- использование физической помощи тренера (например, при волнообразном приведении руки к туловищу тренер регулирует мышечное напряжение гимнастки, придерживая кисть в разогнутом состоянии и слегка стимулируя надавливанием сгибание в локтевом суставе, тем самым обращает внимание спортсменки на плавный изгиб руки; при волнообразном движении туловища можно регулировать амплитуду движений в шейном отделе позвоночника, фиксируя до определенного момента затылок прижатым к спине, а затем подбородок прижатым к груди);

- исключение риска нарушения равновесия до окончания отработки ООТ слитности (выполнение упражнений в исходном положении сидя, стоя у опоры с тем, чтобы предотвратить возможность отрицательного влияния вестибуло-тонических рефлексов на осваиваемую координацию движений; а ООТ устойчивости отрабатывается после ООТ слитности);

- установка пространственных ориентиров и ограничителей движений (например, карандаша при обучении волне кистью, большого мяча или обруча при обучении волнообразным движениям руки с установкой обхватить мяч, последовательно касаясь его локтем, запястьем, пальцами; при выполнении целостной волны вперед требуется последовательно вывести вперед колени, бедра, поясничный и грудной отдел позвоночника до касания вертикальной опоры (стены) так, как «набегают гребешки волны, один за другим на берег»).

Результаты стабилографического исследования дают основания полагать, что формируемые ООД целевых навыков были бы неполноценными без включения в них ООТ устойчивости (I ООТ-3, II ООТ- 3). Отработка этой ООТ означает выработку алгоритма удержания равновесия применительно к ряду сложных двигательных действий (движений выразительной пластики и гимнастических поз), связанных с уменьшением площади опоры, с быстрой сменой положений звеньев тела. То есть, управляя упражнениями по параметрам пространственной точности и слитности, гимнастка должна в то же время своевременно распознавать факт начавшегося отклонения тела в ту или иную сторону и быстро осуществлять корректирующее действие, обеспечивающее уравновешивание тела относительно ОЦТ. Об оптимальном балансировании будут свидетельствовать правильный пространственно-временной рисунок движения (принимая в расчет, что ООТ законченности и ООТ слитности на данный момент уже отработаны).

В связи с этим, важным компонентом психомоторного образа удержания равновесия являются представления о соответствии компенсаторных движений по своей силе, скорости, амплитуде происходящему отклонению. При этом рациональный механизм «волновой» координации специфических движений должен обеспечить возможность движениями в последующих суставах кинематической цепи компенсировать отклонение ОЦТ, вызванное движениями в предыдущих суставах. Например, при освоении целостной волны на шаге тренер должен обращать внимание гимнасток 1) на полный перенос веса тела вперед только в момент разгибания в грудном отделе позвоночника, 2) на необходимость сочетания максимальной амплитуды прогиба в грудном отделе с дополнительным наклоном головы вперед, 3) на выполнение подъема на носки и волнообразного поднимания руки вперед не раньше перехода «гребня» волны в грудной отдел.

Основные усилия педагога направлены на выделение проприоцептивных афферентаций в качестве явных ориентиров ООТ устойчивости. С тем, чтобы сориентировать сознание гимнасток именно на этот источник информации в процессе коррекции отклонения ОЦТ от площади опоры, целесообразно выполнять целостные двигательные действия выразительной пластики методами стандартно-повторного и вариативно-переменного упражнения. Содержание последнего конкретизируется в следующих методических приемах:

- варьирование нагрузки на вестибулярный анализатор (экспериментальная программа предусматривает освоение специфических целостных двигательных действий с различным направлением перемещения ОЦТ относительно плоскости опоры: вперед, назад, в стороны, по кругу, вызывающие активизацию какого-то одного или одновременно трех полукружных каналов вестибулярного аппарата);

- выполнение целостных двигательных действий выразительной пластики без зрительного контроля и (или) в условиях повышения площади опоры, манипуляции предметом;

- варьирование места применяемых упражнений в структуре урока (использование фактора утомления занимающихся для повышения надежности механизма удержания равновесия).

Достижение пластической выразительности станет возможным, когда юная гимнастка перейдет к выполнению упражнений без предмета на основе сформированной полной ООД. Спортсменка стремится сознательно контролировать и корректировать качество исполнения по всем ООТ (то есть по всем ориентирам: законченности, слитности и равновесия одновременно). Такая устойчивая организация изучаемых двигательных действий уже сама по себе в определенной мере гарантирует целостность движений как непрерывность протекания основных и дополнительных движений большинством звеньев тела. Однако закономерным для данного этапа усвоения двигательных действий без предмета может явиться отсутствие легкости, изящности, непринужденности в исполнении вследствие возросшей нагрузки на функции сознательного психомоторного контроля. Поэтому по мере перехода некоторых ООТ (качество действия в которых не вызывает больше беспокойства) во внутреннюю, неосознаваемую, часть ООД, появляется возможность ввести в ООД дополнительную ООТ целостности (II ООТ-4). В качестве данной ООТ тренер выдвигает требование свободы движений. Сворачивание ООД в отношении ранее отработанных ООТ (переход их на низшие уровни системы управления) облегчает концентрацию внимания на поиске ощущений «раскрепощенности» при рациональной координации движений.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь