Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психолого-педагогические аспекты организации экспериментального урока



Рационализированные методы обучения упражнениям без предмета на основе теории поэтапного формирования двигательных действий П.Я. Гальперина принципиально должны способствовать их успешному освоению у всех юных гимнасток. Тем не менее, как показали исследования, на динамику формирования пластической выразительности, на уровень ее проявления у высококвалифицированных гимнасток существенное влияние может ряд психологических и психофизиологических факторов.

Установленной предпосылкой достижения высокого уровня пластической культуры гимнасток является развитие их эмоциональной реактивности. Принимая во внимание длительность и постепенность созревания эмоциональной сферы личности спортсменки, нельзя упускать из виду и сензитивные периоды, одним из которых является старший дошкольный и младший дошкольный возраст. И в этом смысле особенно богатым потенциалом для решения поставленных экспериментальных задач на этапе начальной спортивной специализации обладает игровой метод. Его высокая эффективность для гимнасток 6-8 лет объясняется наиболее естественным проявлением взаимной обусловленности двигательной активности играющих эмоциональностью. Отработка необходимых ООТ, входящих в состав формируемых ООД целевых навыков, в игровой форме содействует:

1. Более прочному и быстрому формированию комплекса представлений, поскольку высокий положительный эмоциональный фон облегчает возникновение множества ассоциаций, а также активизирует как произвольные, так и непроизвольные компоненты процессов запоминания осознанной информации;

2. Органичной взаимосвязи работы над техникой упражнений без предмета (поз, движений выразительной пластики) с работой над выражением эмоционально-смыслового содержания музыки. В игре повышается эффективность управления превращением еще сильных в данном возрасте потребностей в эмоциональной разрядке и недостаточно выраженных познавательных потребностей в «содружественные доминирующие потребности» [28]. Сюжет игр и потребность в достижении успеха определяет сосредоточенность восприятия и эмоционального переживания юными гимнастками художественных образов музыкальных произведений. Характер выполнения двигательных действий становится более понятным и насыщенным по содержанию, если в процессе игры предусматривается возможность прослушать используемое в качестве музыкального сопровождения произведение в целом, обратить внимание гимнасток на средства его музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм).

Ролевое распределение в игре (наличие «зрителей», «судей», «исполнителей») отчасти моделирует соревновательные ситуации и в совокупности с выше отмеченными условиями выполнения разучиваемых упражнений в игровой форме стимулирует развитие социальной эмоциональности и эмоциональной реактивности личности юных спортсменок.

Ранее отмечалось, что ООТ в составе обобщенной ООД целевых навыков должны быть отработаны на разнообразном программном материале. В связи с этим допускается, что на формирование представлений по каждой ООТ может потребоваться целый цикл (10-12 и более) занятий. При этом в конкретном уроке место в начале и в конце обучающих серий упражнений должно отводиться тем специфическим двигательным действиям, по которым создается первоначальные представления (с учетом эффектов «первичности и недавности» в процессе запоминания). На уточнение, закрепление двигательных представлений по ранее разученным двигательным действиям направлены учебные комбинации в середине такой серии.

Установленная роль индивидуально-типологического свойства силы нервной системы как фактора пластической выразительности показала необходимость дифференцированного подхода к спортсменкам при дозировании нагрузки и педагогических воздействий тренера. В частности, общее тренирующее воздействие на вестибулярный аппарат гимнасток, характеризующихся средним типом нервной системы, должно быть уменьшено по сравнению с нагрузкой для гимнасток с сильным типом нервной системы и увеличено относительно нагрузки для гимнасток со слабым типом нервной системы. Это прослеживается как на этапе опережающего развития двигательных способностей, так и в процессе отработки ООТ устойчивости. А поскольку, чем слабее нервная система, тем в большей степени сказывается отрицательное влияние активности мотивации на координацию движений, статическую устойчивость, то игровой метод обучения не должен доминировать в тренировке гимнасток со слабым типом нервной системы.

Способствовать компенсации отрицательного воздействия типологических свойств нервной системы на успешность процесса обучения может управление со стороны педагога своевременным изменением ролевой позиции гимнастки (переход ее из активной позиции исполнителя в пассивную позицию зрителя, корректора, судьи, помощника и т.п.).

Преимущественно фронтальный способ организации обучения гимнасток 6-8 лет затрудняет установление личного эмоционального контакта тренера с гимнасткой. Между тем этот вопрос нельзя обойти стороной. Время от времени частично передавая свои функции обучаемым (например, назначая какую-либо гимнастку своей помощницей, ведущей в игре, участвуя наравне с детьми в выполнении двигательных заданий), тренер в полной мере получает возможность использовать индивидуально подобранные педагогические приемы. Среди них достаточно ощутимый эффект могут иметь поощрение и порицание в силу высокой чувствительности детей данного возраста к оценке авторитетного педагога. Так, в обучающих сериях упражнений, как и согласно правилам игры, тренер расставляет своеобразные знаки препинания, не забывая привлекать внимание группы к юным гимнасткам, движения которых были наиболее точны, выразительны в попытках передать образ. Причем, при оценке результатов тренеру важно руководствоваться не только качеством выполненного упражнения, но и индивидуально-психологическими особенностями личности воспитанницы. В отношении гимнасток с сильной нервной системой, с целью их активизации на более успешные попытки, тренеру не нужно бояться откровенности в низкой оценке уровня исполнения и смягчать ее. И наоборот, не следует торопиться с отрицательной оценкой выполнения упражнения гимнастками со слабым типом нервной системы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь