Тема 3. Внешние формы общения.
Визуальный
контакт.
Визуальный контакт является исключительно важным
элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только
заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам
говорят. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются
друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику
сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят друг другу в глаза не
более 10 секунд. Это, вероятнее всего, происходит перед началом разговора или
после нескольких слов одного из собеседников. Время от времени глаза
собеседников встречаются, но это продолжается значительно меньше времени, чем
задерживает взгляд каждый собеседник друг на друге.
Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт
с говорящим при обсуждении приятной темы, однако мы избегаем его, обсуждая
неприятные или запутанные вопросы. В последнем случае отказ от прямого
визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального
состояния собеседника. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях
вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания.
Более того, настойчивый или пристальный взгляд обычно воспринимается как
признак враждебности. Необходимо знать, что отдельные аспекты взаимоотношений
выражаются в том, как люди смотрят друг на друга. Например, мы склонны смотреть
больше на тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения. Женщины к
тому же склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди
избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не
был понят как выражение враждебности.
Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше,
когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше
избегаем визуального контакта. Обычно визуальный контакт помогает говорящему
почувствовать, что он общается с Вами, и произвести благоприятное впечатление.
Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление.
Визуальный контакт помогает регулировать разговор.
Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это
значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий,
как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал,
теперь Ваша очередь».
Интонация и
тембр голоса.
Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк,
понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон
голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например,
незаконченность предложений, отмечает частые паузы.
Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и
выражением лица полезны для понимания сообщения.
Тон голоса – собо ценный ключ к пониманию чувств
собеседника. Один известный психиатр часто спрашивает себя: «Что говорит голос,
когда я кончаю слушать слова и слушаю только тон? » Чувства находят свое
выражение независимо от значения слов. Можно ясно выразить чувства даже при
чтении алфавита. Легко распознаются обычно гнев и печаль, нервозность и
ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее. Сила и высота
голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Некоторые
чувства, например, энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким
голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком
диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе и
усталость, обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением
интонации к концу каждой фразы.
Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди
говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о
своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно
говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии,
горе, высокомерии или усталости.
Допуская в речи незначительные ошибки, как, например,
повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на
полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения.
Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе
или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в
состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть. Важно также
понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля, фырканья и т. п. Этот
ряд бесконечен. Ведь звуки могут означать больше, чем слова. Это также верно
для языка жестов.
Позы и
жесты.
Установку и чувства человека можно определить по
моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.
Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора,
мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о
внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами
откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми,
кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут принимать и люди с более
высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент
общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись назад
или склонившись набок.)
Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники
чувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в их
положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга или
сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда
они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно
в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать,
несколько склонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если
хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом друг к
другу, кроме ситуаций соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку
от собеседника, тогда как шведы склонны избегать такого положения.
Когда Вы не
знаете, в каком положении Ваш собеседник чувствует себя наиболее удобно,
понаблюдайте, как он стоит, сидит, передвигает стул или как движется, когда
думает, что на него не смотрят.
Значение многих жестов рук или движений ног в
определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно
указывают на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенные
конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят,
подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись, - признак
неповиновения или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные
за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседников
находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает
согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику
продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой
беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто
постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону,
жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться. Обычно и
говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение
лица и экспрессивная моторика.
Активная жестикуляция часто отражает положительные
эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное
жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.
В то же время следует помнить, как о том, что
поведенческий код мусульманского общества значительно отличается от российского
и европейского, так и о неоднородности культур исламского ареала. Прежде всего,
следует ориентироваться на ключевую установку: внимательно наблюдать за кодом
поведения в каждой стране, спокойно воспринимать «непонятное», терпимо
относиться к чужим обычаям и нравам, не торопиться с обобщениями, а главное –
искать за разрозненными фактами систему. Важно понять, что это за система. Ведь
мусульманский мир – регион множества субкультур: свой субкультурный код у
узбеков, свой – у иранцев, свой – у алжирцев. И в то же время есть некий общий
подслой, который позволяет говорить о некотором единстве, определенной
цельности. Понимание всех этих факторов весьма существенно.
Межличностное
пространство.
Другим важным фактором в общении является
межличностное пространство – ак близко или далеко собеседники находятся по
отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными
категориями, как, например, «держаться подальше» от того, кто нам не нравится
или кого мы боимся, или «держаться поближе» к тому, в ком заинтересованы.
Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят
или стоят друг к другу. Однако существует определенный предел допустимого
расстояния между собеседниками (по крайней мере в Соединенных Штатах), он
зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:
• интимное расстояние (до 0, 5 м) соответствует интимным
отношениям.
• межличностное расстояние (0, 5-1, 2 м) - для разговора друзей
с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;
• социальное расстояние (1, 2-3, 7 м) - для неформальных
социальных и еловых отношений, причем верхний предел более соответствует
формальным отношениям;
• публичное расстояние (3, 7 м и более) – а этом
расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться
от общения.
Обычно люди чувствуют себя удобно и производят
благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем
указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно
удаленное положение, отрицательно сказывается на общении. Кроме того, чем ближе
находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят как бы в знак
взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на
друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.
Эти правила значительно варьируют в зависимости от
возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держатся ближе к
собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают
более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику
(независимо от его пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют
расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного
достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди
держатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на
расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье
положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на
относительно близком расстоянии.
На расстояние между собеседниками может повлиять стол.
Стол обычно ассоциируется с высоким положением и властью, поэтому когда
слушающий садится сбоку от стола, то отношения принимают вид ролевого общения.
По этой причине некоторые администраторы и руководители предпочитают проводить
личные беседы, сидя не за своим столом, а рядом с собеседником – на стульях,
стоящих под углом друг к другу.
Часто, отвечая на невербальное поведение говорящего,
мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом
мы как бы говорим собеседнику: «Я вас слушаю. Продолжайте».
Как же реагировать на невербальное общение
собеседника? Обычно следует отвечать на невербальное «сообщение» с учетом всего
контекста общения.
Это значит, что если мимика, тон голоса и поза
говорящего соответствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом случае
невербальное общение помогает точнее понять сказанное. Когда, однако,
невербальные сообщения противоречат словам говорящего, мы склонны отдавать
предпочтение первому, поскольку, как гласит популярная пословица, «судят не по
словам, а по делам».
Когда несоответствие между словами и невербальными
«сообщениями» невелико, как это имеет место, когда кто-либо неуверенно приглашает
нас несколько раз куда-либо, мы можем отвечать или не отвечать словами на эти
противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера их
отношений и конкретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и мимику.
Они часто заставляют нас отложить выполнение,
например, высказанной просьбы. Другими словами, понимание нами невербального
языка имеет тенденцию опаздывать.
Кроме того, невербальное общение в межкультурном
диалоге дополнительно осложняется несовпадением принятых поведенческих стилей и
кодов. Так, у арабов и многих других мусульманских народов собственное
представление о личном пространстве человека. Они стоят или сидят намного ближе
к собеседнику, чем это делают европейцы. Рукопожатия, в европейском и
американском вариантах обычно сухие и формальные, здесь в случае доверительных
отношений могут длиться дольше. В то же время существует ряд этикетных
ограничений, исполнение которых обязательно. Так, левая рука в арабских странах
считается «нечистой», поэтому пользоваться ей не рекомендуется.