Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1 Теоретические аспекты использования игровых приемов для развития детского изобразительного творчества



Содержание

 

 

Введение …………………………………………………………………………

3
Глава 1 Теоретические аспекты использования игровых приемов для развития детского изобразительного творчества ……………   5
1.1 Изобразительное творчество детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема……………….   5
1.2 Роль живописи в формировании изобразительного творчества детей младшего дошкольного возраста……………………………   13
1.3 Игровые приемы как средство формирования изобразительного творчества детей младшего дошкольного возраста на примере живописи……………………………………..     25
Глава 2 Опытно - поисковая работа по развитию изобразительного творчества с помощью игровых приемов в 1 младшей группе на примере живописи………………………………………………..     32
2.1 Диагностика развития изобразительного творчества детей  1 Младшей группы с помощью игровых приемов на примере живописи……………………………………………………………..     32
2.2 Реализация комплекса игровых приёмов для формирования изобразительно творчества детей 1 младшей группы на примере живописи...…………………………………………………………...     37
2.3 Анализ результатов опытно- поисковой работы по выявлению  уровня развития изобразительного творчества у детей 1 младшей группы на примере живописи ………….......................     48

Заключение ………………………………………………………………………

52

Список литературы …………………………………………………………….

54

Приложения

 

 


Введение

 

Изобразительная деятельность,  есть ни что иное, как создание произведений в различных областях изобразительного искусства - графике, живописи, пластическом искусстве. Данный вид деятельности связан с процессами восприятия и познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственными ему на различных ступенях развития; в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Детское изобразительное творчество рассматривается как одна из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Детские рисунки часто поражают интересным замыслом, своеобразной формой выражения, которая привлекает внимание взрослых художников.

Изобразительное творчество создаёт благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему. Формирование такой личности является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний.

Развитие детского изобразительного творчества является одной из актуальных проблем в рамках дошкольной педагогики и методики изобразительной деятельности. Концепция педагогического воздействия искусством развивается в общем контексте научных представлений о человеке и его образовании как самостоятельная интегративная отрасль знания.

Данной проблемой в разное время занимались Т.С.Комарова,  В. Ловенфельд, Б.М. Неменский,  Г. Рид, Э.В. Соколов, П.М. Якобсон, Е.А. Флерина, О.А. Соломенникова и др.

Использование игровых приемов для развития детского изобразительного творчества, это та тема, которая в данный момент времени является достаточно слабо разработанной, поэтому мы постараемся внести свой вклад в разработку методики развития детского изобразительного творчества средствами живописи.

Тема работы: Игровые приемы развития детского изобразительного творчества в I младшей группе на примере живописи

Объект исследования: формирование изобразительного творчества детей 1 младшей группы.

Предмет исследования: комплекс методов и приёмов формирования изобразительного творчества детей на примере живописи

Цель: обосновать и в опытно-поисковой работе проверить эффективность игровых приемов приёмов формирования изобразительного творчества детей 1 младшей группы на примере живописи.

 Гипотеза : процесс формирования изобразительного творчества детей будет более эффективным, если:

- данный процесс будет строиться с учётом психологических, возрастных особенностей детей подготовительной к школе группы;

- будут активно использоваться средства живописи;

- в работе с детьми на занятиях по живописи будет использоваться комплекс игровых приемов;

 - будет разработана серия занятий по развитию изобразительного творчества на занятиях живописью.

Задачи:

1. Проверить эффективность игровых приёмов в опытно-поисковой работе.

2. Разработать серию занятий по формированию изобразительного творчества детей.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Глава 1 Теоретические аспекты использования игровых приемов для развития детского изобразительного творчества

Изобразительное творчество детей младшего дошкольного

Роль живописи в формировании изобразительного творчества

Диагностика развития изобразительного творчества

Реализация комплекса игровых приёмов для формирования

Заключение

 

Проблема развития изобразительного творчества детей  в данный момент времени занимает одно из ведущих место в образовательном процессе дошкольников. 

Решение данной проблемы достигается путём овладения ребёнком знаниями об окружающей действительности, развития способности к художественному творчеству и живописи, которые проявляются в изобразительной деятельности.

В дошкольной педагогике разработана теория эстетического воспитания учёными Н.А.Ветлугиной, Т.С.Комаровой, Н.П. Сакулиной где особое внимание уделяется развитию умения видеть и чувствовать красоту в природе, искусстве.

Развитию изобразительного творчества на примере живописи уделяли большое внимание такие ученые, как: Т.С. Комарова, Н.А, Ветлугина, Г.Г. Григорьева, О.А. Соломенникова.

Для формирования изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста необходимо использовать такие методы и приемы, которые будут близки и понятны детям данного возраста.

Ведущим видом деятельности в младшем дошкольном возрасте является игра, именно с помощью нее формируется способность детей обращать внимание на произведения искусства, стремление к творчеству, возможность проявлять свои творческие идеи, раскрывать творческий потенциал. 

Атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих изобразительных способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного непонимания, и даже неодобрения.

Для анализа использования игровых приемов при формировании изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста на примере живописи мы предлагаем использовать модифицированную диагностическую методику Н.А. Лепской, которая позволяет оценить навыки изобразительного творчества у детей I младшей группы и определить потребность в усовершенствовании умений и навыков.

В процессе опытно-поисковой работы нами были использованы игровые приемы на протяжении всего формирующего эксперимента, который дал относительно высокие результаты и помог сформировать интерес к изобразительному творчеству у детей экспериментальной группы.

Итоги диагностики еще раз подтвердили необходимость целенаправленной методической работы включающий в себя игровые приемы для успешного достижения результатов формирования изобразительного творчества детей на примере живописи.

 


Список литературы

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1994. – 210с.

2. Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 2003.-230с

3. Ашиков В. Ашикова С. Детям надо помочь влюбиться в красоту // Дошкольное воспитание, 2004.-№11. – С.22-27.

4. Ашикова С. Совместная с детьми творческая деятельность// Дошкольное воспитание, 2001.-№3.- С.№5-39.

5. Биличко Г.Г создание ДОУ с приоритетным направлением развития. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Приложение к журналу «Управление ДОУ»

6. Васильева М, Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников// Д/в 2006- №2.   

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 2001.-170с.

8. Григорьева Г.Г.Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 1999.

9. Григорьева Г.Г Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

10. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г.. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Кн. для восп. дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 143с.

11.  Еникеев М.И. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 560 с.

12. Замятин Е.И. Психология творчества.- М, 2001. -110с.

13. Зубарева Н.М.Дети и изобразительное искусство. – М., 1969. – 111 с.

14. Игнатьев Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника // Психология младшего школьника. — М., 1990.- 188с.

15. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. — М.: Знание, 1988. – 140с.

16. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. - М.: Знание, 1984.-112с.

17. Комарова.Т Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество.-М.: Педагогика -1999.

18. Комарова Т Народное искусство в интеллектуально- эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание -2005- №2.

19. Комарова Т Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей //Дошкольное воспитание -1998. -№ 10.

20.  Комарова Т. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1983.

21. Косминская В.В., Халезова Н.Б.Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 2001.

22. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Серия «Мир вашего ребенка». — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

23. Лихачев Д. С. Письма о добром. Санкт-Петербург, Изд. БЛИЦ – 1998.

24. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1988.- 128с.

25. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой. – М., 1991.

26.  Мир детства: Дошкольник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. А. В. Запорожец. — 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1987.— 256 с. (Б-ка для родителей).

27. Михалёва О.Ю. Развитие креативности детей в условиях досуга (на примере изобразительной деятельности). Дисс. на звание канд. пед. наук. М., 2003.

28. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981.

29. Педагогическая энциклопедия. Гл ред. Каиров И.А., Петров Ф.Н., Изд. «Советская энциклопедия»М.: - 1986.

30. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - До­школь­ное воспитание. - 1996 №5.

31. Путляева Л., О задатках и способностях / Дошкольное воспитание.-  №4-2006

32. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М.: Просвещение, 1985.

33. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников/ Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1980. 

34.  Современный словарь-справочник по искусству / Науч. Ред. И сост. А.А. Мелик- Пашаев.- М.: Олимп ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999.

35. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Ч.З. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2003.

36. Станиславский К. С. собрание сочинений, т.2, изд. «Искусство» М.: - 1954.

37. Ткачёв С. О художественно- эстетическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание - 1997. -№ 3

38. Туфкрео Р.А. Кудейко М.В. Коллекция идей театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе. «Линка- Пресс» Москва- 2004г-стр 9.

39. Федь А.М. Воспитание прекрасным. – М.: Мол. Гвардия, 1984.

40. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. Под ред Ветлугиной Н.А. М., «Просвещение»- 1974.

41. Художественная культура. Составитель – кандидат философских наук Дорогова Л.Н. Издательство «Знание»-1978. 

42. Чумичёва Р.М. дошкольникам о живописи Кн.для воспит. детского сада.- М.: Просвещение, - 1992.

43. Шванцара Л. и Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития / Под ред. Й. Шванцара. — Прага: Мед. изд-во АВИЦЕНУМ, 1998.


Приложения

Занятие 1

X од занятия

Игровая мотивация

Воспитатель показывает детям Королеву-кисточку и рас­сказывает:

«В некотором царстве жила-была Королева-кисточка и было у нее в королевстве много девочек-кисточек. Девочкам-кисточкам очень хотелось рисовать, и они поехали в один детский сад, чтобы вместе с ребятами сделать много краси­вых рисунков. Но скоро три девочки-кисточки вернулись все в слезах».

Дальше воспитатель продолжает свой рассказ от лица двух персонажей: Королевы-кисточки и одной из девочек кисточек.

Королева-кисточка. Почему ты плачешь?

Первая девочка-кисточка. Дорогая Королева! Знаете, к каким плохим детям я попала! Они опускали меня в краску, вот так (показывает на середину металличе­ской части).Воспитатель опускает ее в краску до середины металлической части -

Первая девочка-кисточка. Ой! Глаза щиплет, в рот попало, как невкусно, помойте меня скорей!

Воспитатель споласкивает кисточку в воде.

Первая девочка-кисточка. Меня надо опускать в краску до середины ворса (показывает). Когда в краске только волосики, мне не больно, я все вижу и могу хорошо рисовать. А потом надо еще не забывать снимать лишнюю краску о край баночки.

Занятие 2

Ход занятия

Игровая мотивация

Воспитатель рассказывает:

«Щенки и зайчата после веселого ужина в гостях у мамы-зайчихи совсем подружились. Вместе в прятки играли, вместе сказки слушали, вместе гулять ходили.

А недавно зайчонок Зап и щенок Трезорка поспорили: у кого во дворе красивее?

— У нас, — сказал Трезорка, — недалеко от конуры клумба. Цветы на ней очень красивые. И пахнут сильно и сладко, почти как похлебка с мясом.

— А у нас, — сказал Зап, —перед лесным домиком лужайка. Травка на ней мягкая-мягкая. На ней валяться хо­рошо и прыгать.

— А цветы на вашей лужайке есть? — спросил Трезорка.

— Нет, — вздохнул зайчонок, — цветов нет. А у вас во дворе лужайка есть?

— Нет, — грустно сказал Трезорка, — лужайки нет.

Асфальт, асфальт, а посередине клумба с цветами.

Вечером каждый спросил у своей мамы, что лучше — цветы или лужайка. Обе мамы ответили, что лучше всего, когда и то, и другое — лужайка, а на ней цветы.

И вот сегодня прибежали к нам в детский сад и зайчата, и щенки. Они просят вас помочь разбить у каждого домика лужайку, а на ней развести цветы. Чтобы мамы, вернувшись с работы, удивились и обрадовались тому, как красиво и хорошо стало во дворе».

Постановка игровой и учебных задач Воспитатель спрашивает детей, согласны ли они сделать приятное своим друзьям — украсить их дворы цветами и клумбами. Затем напоминает детям, что они уже умеют рисовать травку. Раздает им щенков.

Руководство выполнением задания и последующей игрой

Воспитатель оказывает индивидуальную помощь в процессе работы с краской. Показ способа изобра­жения травы не проводится.

Наблюдая за работой группы, воспитатель обращает внимание на необходимость равномерного покрытия краской поверхности лужайки, объясняя, что когда травка густая, то отдельных травинок не видно.

Перед окончанием работы педагог делает вид, что бесе­дует (шепотом) с несколькими зайчатами и щенками. Затем сообщает «художникам», что животные очень хотят, чтобы дети показали им, как построить на лужайке домик и скамеечку, но стесняются попросить об этом. Получив от детей согласие выполнить желание своих друзей, воспита­тель предлагает построить в игровом уголке и на столах (кто где хочет) домики и скамейки, а рядом разместить лужайки с цветами. (Воспитатель может объединить все лужайки в одну общую полянку и на ней в разных местах поместить клумбы с цветами.)

Когда дети утрачивают интерес к игре, за зайчатами и щенками приезжает одна из мам. Рассмотрев рисунки и постройки, мама может предложить зайчатам и щенкам оставить все в группе, чтобы малышам было где жить, когда они снова окажутся в гостях у детей.

 

Занятие 3

 

Ход занятия

Игровая мотивация

Воспитатель рассказывает:

«Иду я сегодня в детский сад и встречаю по дороге щенка Бульку. Грустный такой плетется, хвост опустил, даже поскуливает тихонько.

- Что случилось? — спрашиваю.

- У зайчика Тимошки животик болит, мне его очень жалко, — говорит.

- А врача к Тимошке позвали? — спрашиваю.

- Не идет врач в лес, говорит, что надо Тимошку сюда привезти. А привезти-то не на чем. У них там, в лесу ни автобусов нет, ни железной дороги. И все зайчата с больным Тимошкой сидят, а животик у него все болит и болит, - и Булька совсем расскулился.

Стала я его утешать, гладить, смотрю - ко мне мама-зайчиха бежит. Вид у нее тревожный, глазки красные.

- Знаю, - говорю, - у вас Тимошка заболел. Чем я могу вам помочь?

- Пожалуйста, - просит, - постройте у нас в лесу железную дорогу, проложите к нашему домику рельсы, чтобы я могла с больным Тимошкой к доктору поехать.

- Хорошо, - говорю, - я сейчас пойду кдетям и попрошу их.

Зайчиха благодарит, лапки к груди прижимает, а Булька обрадовался, прыгает и скачет:

- Ура! Ребята обязательно помогут, они нам всегда помогали, у нас будет железная дорога! Ура! Мы повезем Тимошку лечиться, а потом будем на поезде кататься! »

Занятие 4

Ход занятия

Игровая мотивация

Воспитатель обращается к детям:

«Вы, дети, по утрам зарядку делаете? Делаете! Зачем? Правильно, чтобы быть здоровыми и крепкими. Вот и родители зайчат решили, что их детям тоже надо делать по утрам зарядку. И построили папы и мамы на лужайке перед домом лесенки, чтобы зайчата по ним лазали.

А сегодня утром звонит мне зайчиха-мама и просит:

- Скорее, скорее, помогите нам! Все зайчата на лесенки забрались, а слезть не могут. Зайчата залезли на лесенки и стали там всякие упражнения делать, а медвежонок это увидел и тоже очень захотел заниматься зарядкой. Подо­шел он к лесенкам и говорит: «Можно я тоже к вам залезу? » Зайчата обрадовались и кри­чат: «Лезь скорей! »

Полез медвежонок на лесенку, а перекладинки стали под ним ломаться. Видно, прибиты были не очень прочно. Полез он на другую лесенку, опять то же самое. Так медвежонок перекладинки на всех лесенках сло­мал. Теперь мои зайчата на­верху висят, спуститься вниз не могут - перекладинок-то нет! Сделайте нам, пожалуйста, перекладинки на всех ле­сенках! »

Постановка игровой и учебных задач.

Убедившись в готовности детей выручить своих друзей из беды, воспитатель предлагает всем починить перекла­дины у лесенок. Затем он предлагает детям научиться правильно рисовать лесенки.

Руководство выполнением задания и последующей игрой.

По окончании работы появляется зайчиха. Она прове­ряет, хорошо ли дети отремонтировли старые лесенки и сделали новые, благодарит их.

Затем зайчиха жалуется детям, что зайчата совсем не умеют выполнять физкультурные упражнения, а научить их некому.

Воспитатель спрашивает детей, не смогут ли они пока­зать зайчатам те упражнения, которые знают сами. Получив согласие детей, педагог предлагает им заняться с зайчатами физкультурой в игровом уголке, а потом угостить своих друзей чем-нибудь вкусным.

Когда дети утрачивают к игре интерес, зайчиха складывает рисунки и уходит с зайчатами в лес.                                            

Занятие 5

Ход занятия

Игровая мотивация

Воспитатель рассказывает:

«Подхожу я сегодня к детскому саду и слышу: чивик-чивик! Поднимаю голову и вижу красивую птичку. И тут она слетает с ветки, садится мне на палец, вот сюда, и жалуется на свою беду:

- Плохие ребята баловались с огнем, и кусты, на которых были наши гнезда, сгорели. А мы в этих гнездах жили. Там была удобная мягкая подстилка, и дождь на нас не попадал. И еще на кустах росли вкусные ягоды. Теперь же нам негде жить и нечего есть. Мы всё сидели и плакали, пока нас не услышали зайчата. Они пожалели нас и посоветовали лететь к своим друзьям в детский сад и просить у них помощи. Вот я и прилетела.

Я спрашиваю птичку:

- Что же для вас нужно сделать?

А она отвечает:

- Надо посадить кусты и несколько больших деревьев. А еще нужны зернышки, чтобы я уже сейчас могла покормить своих птенцов».

Воспитатель предлагает детям прислушаться, а затем говорит, что ему кажется, будто он слышит за окном щебет птичек.

Все вместе они подходят к окну и видят там бумажных птичек, которые прилетели за помощью.

Воспитатель вносит в комнату ветку с сидящими на ней птичками и раздает их детям.

Занятие 6

Ход занятия

Игровая мотивация

Воспитатель рассказывает:

«Иду я сегодня к вам в детский сад и слышу: ту-ту - поезд гудит, зайчат везет. Выскочили они все из вагонов вместе с мамой-заичихой. И в лапкахсумки держат: у мамы сумка большая, у детей сумки поменьше.

- Вы, - говорю, - все вместе приехали. Наверное, отправитесь куда-нибудь повеселиться? Куда же вы пойдете? В цирк? Или в кино, на мультфильм про зайца и волка?

Зайчата все погрустнели, а зайчиха лапой машет:

- Что вы, мы в магазин приехали все, что нужно для дома, купить: и еду, и одежду. А потом уже с пол­ными сумками куда пой­дешь? Да и поздно будет...

- Вот если бы, — говорит Тимошка - у нас в лесу свой мага­зин был, мы бы там все поку­пали, а в город ездили бы только веселиться и в гости.

- Вот здорово было бы! у зайчонка Захарки даже глаза загоре­лись.

- У нас в лесу многие бы в этот магазин разныйтовар принесли. Например, белки орешки принесли бы.

- Медведь - малину и мед, - добавил Тимошка.

- А у ежика такие пре­красные иголки, - тихо ска­зала Зая, - он бы платьице мне сшил.

- Что же вам нужно для того, чтобы устроить в лесу магазин? - спросила я.

- Зайчата меня окружили и закричали наперебой:

- Баранки и сушки, — добавил Тимошка. - Они очень вкусные, а в лесу их никто не печет.

- Хорошо, - сказала я.- Я попрошу, чтобы ребята вам помогли. И в следующий раз вы приедете в город только веселиться».

Занятие 7

 

Ход занятия

Игровая мотивация

Воспитатель рассказывает:

«В цирке зайчатам и щенкам очень-очень понравилось. Бульке и Тимошке больше всего понравились клоуны. Трезорке и Зае - дрессированные слоны, а Лапу - жонглер. Жон­глер выступал с разноцветными шариками, они так и мель­кали у него вруках — три, потом пять, потом целых двенадцать, и он все их ловил и снова подбрасывал.

Лап решил потихоньку научиться жонглировать, а потом выступить перед всеми и всех удивить. Но прежде надо было найтикакие-нибудь шарики. А шариков нигде не было.

Тогда Лап полез вхолодильник и взял оттуда яйца.Сначала Лаппокрасил яйца в разные цвета, чтобы они стали похожи на шарики ужонглера. Затем стал подбрасывать их, но не сумел поймать - яйца упали и разбились.

За этим занятием изастали Лапа другие зайчата. Лап рассказал о том, что придумал, и они долго смеялись: разве можно жонглировать яйцами, особенно если не умеешь этого делать?! Но потом все зайчата захотели научиться бросать и ловитьразноцветные шарики. Они позвонили мнеи попросили, чтобы я прислала им большую коробку легких красивых шариков. Зайчата будут прилежно учитьсяжонг­лировать, а когда научатся, придут в детский сад и устроят для вас интересное представление. А Тимошка и Булька будут клоунами».

Занятие 8

 

Рисование красками. «Лук»

Цель: вызвать у детей интерес к работе взрослых по заготовке овощей и фруктов на зиму; упражнять в изображении округлой формы (лук).

Материал: краска гуашь желтого и зеленого цветов, несколько луковиц и огурцов (натуральные) для рассматри­вания детьми; листы белой бумаги, поделенные линиями сгиба на квадраты и прямоугольники.

Ход занятия

Игровая мотивация

Воспитатель говорит, что сегодня утром в детский сад прибежали зайчата, принесли пустые ящики и попросили наполнить их луком, потому что овощи, которые хранились у них в кладовой, закончились.

Постановка игровой и учебных задач

Педагог спрашивает, согласны ли дети наполнить при­сланные зайчихой ящики луком. Получив согла­сие, предлагает детям научиться рисо­вать лук.

Руководство выполнением задания и последующей игрой

Воспитатель рассматривает с детьми несколько круп­ных луковиц, обращает их внимание на верхнюю часть луковицы и показывает, как ее прорисовывать концом кисти.

После того как большинство детей закончат рисовать, воспитатель имитирует телефонный звонок, снимает трубку и разговаривает с кем-то. Затем сообщает, что это звонила зайчиха. Она интересовалась, сколько ящиков с луком уже готово. Зайчиха благодарит всех за помощь, но говорит, что ее семье так много овощей не нужно. Просит старших детей отсчитать для нее три ящика лука. Остальные овощи зайчиха советует отвезти в лесной магазин, где уже давно нет в продаже лука.

Когда дети начинают терять интерес к игре, воспитатель подсказывает им, что все обитатели игрового уголка тоже хотят прогуляться в лесной магазин за свежими овощами. При необходимости педагог помогает воспитанникам орга­низовать игру и берет на себя трудные для них роли.

В заключение воспитатель проводит беседы с детьми. От лица зайчихи спрашивает зайчат, как зовут их друзей, чем они помогли заячьему семейству, кто покупал у них в лесном магазине лук, что они еще продавали и что покупатели будут делать с этими продуктами (консервиро­вать, варить, жарить и т.п.).

По окончании каждой беседы зайчиха благодарит ре­бенка.

 

Занятие 9

 

Рисование красками. «Елка»

Цель: продолжать воспитывать в детях доброту, отзыв­чивость; формировать заинтересованное отношение к об­щему результату Коллективной деятельности; учить детей среди знакомых им предметов находить те, которые имеют округлую и овальную формы, и рисовать их; учить рисовать концом кисти иголки на ветвях ели, упражнять в изображении округлых форм;

Материал: наборное полотно (выполнено из ткани и расчерчено на квадраты, в уголках которых пришиты кру­жочки — кармашки из прозрачной полиэтиленовой пленки), лист бумаги» расчерченный на квадраты, с изображением ели (ствол и ветки без иголок), краска гуашь.

Ход занятия

Игровая мотивация

Воспитатель рассказывает:

«Как только вы ушли вечером домой, ваши игрушки стали рассматривать подарки.

- Какие мы глупые! — закричала кукла Аня. — Собира­емся новогодний праздник устраивать, а у нас своей елки нет! Что же это за Новый год без елки?!

- И нисколько мы не глупые, — заворчал ежик, вылезая из своего угла., - Я, во всяком случае, умный. Я большую ветку от детской елки отломил, это наша елка будет.

Ежик вытащил из угла ветку и стал ее устанавливать посреди комнаты. Ветка никак не хотела стоять и все время падала, пока ее не поставили между двумя игрушечными автомобильчиками и не закрепили с горем пополам кубиками.

Стали куклы и зверюшки украшать доку шариками, шишками. Нижние ветки украсили, а до верхних никто дотянуться не может. Позвали мишку - он самый большой.

Но медведь - он и есть медведь. Неловкий. Косолапый. Начал верхушку украшать, да и повалил всю елку.

Шарики разбились. Шишки по углам раскатились, не найдешь. А ветка и вовсе сломалась. Собирает кукла Аня осколки от шариков и плачет:

- Вот вам и Новый год! Вот и елка!

- Да, — вздохнула кукла Катя, — без елки плохо. Нам теперь только дети помочь могут. И то, если все вместе постараются.

- Да уж, — подтвердила кукла Маша. — Хорошую елку сделать трудно. Вот если бы они все дружно взялись: один рисует ветку с шариками, другой — ветку с шишками. А по­ том все это соединить — вот елка бы получилась! »

Занятие 10

 

Игровая мотивация

Воспитатель обращается к детям:

«Вы еще не забыли наших друзей-зайчат? Ох, у них такая беда приключилась! Мне мама-зайчиха утром позвонила, уж так жаловалась, так волновалась!

Жили зайцы не тужили, каждый день на полянке гу­ляли, в снегу кувыркались, в снежки играли. Вдруг откуда ни возьмись — крокодил. Уж как он там очутился — не знаю. Может, из зоопарка убежал. Может, из цирка. Поглядел крокодил в небо, увидел солнце. Наверное, он очень по своим теплым краям соскучился — крокодилы ведь живут в жарких странах, где апельсины растут. Может быть, он у нас замерз и ему согреться захотелось. А может быть, он солнце за апельсин принял. Короче говоря, раскрыл крокодил свою огромную пасть и — ам! — съел солнце!

И уполз куда-то.

Стало темно среди белого дня. Стало холодно. Зайчата в темноте свой дом не могут найти, зовут: «Мама! Мамочка! » Зайчиха поскорее свечу зажгла и к телефону бросилась — мне звонить.

— Верните на нашу поляну солнышко! Пожалуйста, по­скорее нарисуйте нам солнышко, чтобы опять стало светло и тепло, чтобы я могла своих детей собрать. Ведь без солнышка  нам никак нельзя! »

Постановка игровой и учебных задач

Воспитатель спрашивает, не хотят ли дети попытаться вернуть солнце на полянку. Получив их согласие, предла­гает малышам нарисовать сугробы и солнце..

Руководство выполнением задания и последующей игрой

Показ способов рисования осуществляется после того, как дети рассмотрят иллюстрации Ю.А. Васнецова к рус­ским народным песенкам с изображением солнца.

Воспитатель показывает, как рисовать солнце, а сугробы они рисуют по представлению.

После того как дети закончат рисовать, воспитатель имитирует телефонный звонок, разговаривает с воображае­мым собеседником, затем сообщает, что мама-зайчиха с нетерпением ждет солнце. Она также очень обеспокоена здоровьем своих детей. Ведь зайчата долго были без солнца, а малышам это вредно. Зайчиха хочет прислать зайчат в детский сад и просит хорошо прогреть их на солнце, а потом показать доктору, так как в темноте они сильно ушиблись и оцарапались и необходимо прижечь царапины йодом.

Когда дети начинают терять интерес к игре, воспитатель берет зайчиху и начинает от ее лица беседовать то с одним, то с другим ребенком. При этом ребенок держит зайчонка и говорит за него. Зайчиха спрашивает сына (дочку), как зовут его друга (у старших детей можно спрашивать фамилию), что они сегодня делали, как лечил зайчонка доктор, нарисо­вал ли друг зайчонка солнышко и можно ли на него посмот­реть. Рассматривая рисунок, зайчиха отмечает в нем все положительное и хвалит ребенка.

 

 

Содержание

 

 

Введение …………………………………………………………………………

3
Глава 1 Теоретические аспекты использования игровых приемов для развития детского изобразительного творчества ……………   5
1.1 Изобразительное творчество детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема……………….   5
1.2 Роль живописи в формировании изобразительного творчества детей младшего дошкольного возраста……………………………   13
1.3 Игровые приемы как средство формирования изобразительного творчества детей младшего дошкольного возраста на примере живописи……………………………………..     25
Глава 2 Опытно - поисковая работа по развитию изобразительного творчества с помощью игровых приемов в 1 младшей группе на примере живописи………………………………………………..     32
2.1 Диагностика развития изобразительного творчества детей  1 Младшей группы с помощью игровых приемов на примере живописи……………………………………………………………..     32
2.2 Реализация комплекса игровых приёмов для формирования изобразительно творчества детей 1 младшей группы на примере живописи...…………………………………………………………...     37
2.3 Анализ результатов опытно- поисковой работы по выявлению  уровня развития изобразительного творчества у детей 1 младшей группы на примере живописи ………….......................     48

Заключение ………………………………………………………………………

52

Список литературы …………………………………………………………….

54

Приложения

 

 


Введение

 

Изобразительная деятельность,  есть ни что иное, как создание произведений в различных областях изобразительного искусства - графике, живописи, пластическом искусстве. Данный вид деятельности связан с процессами восприятия и познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственными ему на различных ступенях развития; в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Детское изобразительное творчество рассматривается как одна из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Детские рисунки часто поражают интересным замыслом, своеобразной формой выражения, которая привлекает внимание взрослых художников.

Изобразительное творчество создаёт благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему. Формирование такой личности является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний.

Развитие детского изобразительного творчества является одной из актуальных проблем в рамках дошкольной педагогики и методики изобразительной деятельности. Концепция педагогического воздействия искусством развивается в общем контексте научных представлений о человеке и его образовании как самостоятельная интегративная отрасль знания.

Данной проблемой в разное время занимались Т.С.Комарова,  В. Ловенфельд, Б.М. Неменский,  Г. Рид, Э.В. Соколов, П.М. Якобсон, Е.А. Флерина, О.А. Соломенникова и др.

Использование игровых приемов для развития детского изобразительного творчества, это та тема, которая в данный момент времени является достаточно слабо разработанной, поэтому мы постараемся внести свой вклад в разработку методики развития детского изобразительного творчества средствами живописи.

Тема работы: Игровые приемы развития детского изобразительного творчества в I младшей группе на примере живописи

Объект исследования: формирование изобразительного творчества детей 1 младшей группы.

Предмет исследования: комплекс методов и приёмов формирования изобразительного творчества детей на примере живописи

Цель: обосновать и в опытно-поисковой работе проверить эффективность игровых приемов приёмов формирования изобразительного творчества детей 1 младшей группы на примере живописи.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.157 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь