Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Детей младшего дошкольного возраста
Живопись - вид изобразительного искусства, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на твердую поверхность (основа), образов действительности, получающих в зависимости от назначения произведение, господствующего художественного стиля, времени и индивидуальности мастера-исполнителя определенную художественную интерпретацию.(19, ст.53) В формировании изобразительного творчества детей большую роль по праву играет живопись. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей средствами живописи потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.(19, ст.54) Интерес к рисованию появляется у детей рано. Наблюдая, как родители, старшие братья, сестры действуют с ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В этом проявляется характерное для двухлетних детей активное стремление выполнять действия без помощи взрослого. Но, естественно, вначале у них ничего не получается: рука не слушается, а как надо рисовать, в семье учат редко. В два года ребенок начинает увлекаться рисованием красками. Он ритмично наносит мазки по всему листу или закрашивает его полосками, не оставляя «белых пятен». Характер таких первых цветовых композиций различен. Одни дети предпочитают крупные цветовые пятна, другие небольшие пятнышки. Изобразительная деятельность детей раннего возраста – это активное «вхождение» в образ, когда мазки, линии и формы «оживают». Приведем пример. Таня (2 года) нарисовала несколько замкнутых форм, похожих на круги. Затем протягивает руку, как бы берет воображаемую трубку телефон, подносит ее к уху и начинает разговаривать подражая взрослым. Способность образно воспринимать окружающие предметы помогает ребенку узнавать изображения реальных живых существ и предметов в нарисованном. Впервые организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду, в первой младшей группе (третий год жизни). Здесь необходимо вызвать у детей интерес к действию с бумагой, красками и карандашом. (31, ст.79) Дети третьего года жизни по своему физическому и психическому развитию способны к приобретению простейших навыков в рисовании. Исследования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста показали, что ребенок уже на втором году жизни (конечно, при условии обучения) может правильно держать кисть; движения, производимые при рисовании, совпадают с общим ритмом движений, которые интенсивно развиваются в этом возрасте, однако они в большей мере еще непроизвольны и проведение линий не контролируется зрением. С ребенком второго года жизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремится воспроизводить действия воспитателя, сопровождаемые пояснениями. При постановке задач обучения рисованию учитывается, что у детей двухлетнего возраста мал опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей.(34, ст.56) Закрепление определенных навыков идет на протяжении всего года обучения. Первое занятие рисованием начинается со знакомства с бумагой. В первой младшей группе предусмотрено ознакомление детей с цветом. Эта задача решается при рисовании красками. Краска оставляет яркий след, пятно, которые легко ассоциируются с цветом предмета, в жизни. Тематика заданий по развитию чувства цвета связана с овладением несложными формами - линиями, пятнами, получаемыми кистью (например, темы «Падает снежок», «Огоньки горят на елке», «Трава растет»). Чтобы цвет правильно воспринимался детьми, он должен быть дан в контрастном сочетании с фоном: белые снежинки - на синем фоне, желтые или красные огоньки - на зеленой елке, нарисованной или вырезанной из бумаги воспитателем. Программа предполагает овладение такими техническими навыками, как правильно держать кисть, аккуратно пользоваться ей, уметь набрать краску только на ворс кисти и т. д.(26, ст. 67) Ребенок уже на начальном этапе обучения должен усвоить, что любым материалом следует пользоваться, руководствуясь определенными правилами. Отсутствие требовательности со стороны воспитателя к использованию материалами приведет к самостоятельным поискам техники, к закреплению неправильных навыков, которые в дальнейшем будут тормозом в выполнении более сложных рисунков. Таким образом, осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, ребенок приучается находить сходство с предметами окружающей действительности, начинает осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов. Надо научить ребенка замечать нанесенные на бумагу штрихи и линии, следить взглядом за движением кисти по бумаге. Постепенно следует учить детей находить сходство получившихся штрихов и линий с окружающими предметами. Затем следует побуждать детей к осознанному повторению ранее получившихся штрихов. Этот этап является очень важным в овладении изображением: в дальнейшем дети смогут воспроизводить в рисунке (по показу воспитателя и без него) несложные предметы и явления: дождик капает, снежок идет, листочки летят, ручейки текут и т. д. Важно чтобы ребенок с самого начала усваивал правильные приемы работы с карандашами и красками. Организуя работу по изобразительной деятельности в первой младшей группе необходимо учитывать большую эмоциональную возбудимость детей этого возраста. Говорить с малышами надо мягко и указания формулировать в виде предложения, а не категорического требования. Например, воспитатель дает детям вырезанные из темной бумаги силуэты домов и говорит: «Посмотрите, как темно в домиках. Давайте зажжем огоньки. Вот так будем зажигать». Показывает, как обмакнуть кисть в краску, как, прикладывая ее всем ворсом к бумаге, получить светлые пятнышки — огоньки.(33, 112) Овладение кистью удается детям не сразу. При рисовании отдельных линий зрение еще не регулирует движение, а, лишь сопровождает его. Нанеся штрихи, ребенок двигательно осваивает пространство листа бумаги. Меняя направление, характер штрихов (прямолинейные, дугообразные), он как бы осуществляет двигательный поиск. Постепенно движения становятся более разнообразными: из дугообразного получается вращательное, затем оно все более и более округляется, сосредоточиваясь на одном месте и образуя мотки или распространяясь по всему листу, давая спирали. Опираясь на этот естественный путь развития рисовальных движений, следует предоставить детям возможность осознанного повторения, чтобы добиться свободы и легкости их воспроизведения. А чтобы по повторение не было механическим, необходимо связать движение с образом: предложите детям нарисовать, «как - наматывают нитки на клубочек», «как кружится юла», «дым идет из труб» и т. п. Такому рисованию должны предшествовать наблюдения реальных действий, чтобы ребенок знал изображаемое явление, а не повторял только показ педагога. От неотрывного движения ребенок переходит к раздельным. Отдельные линии приобретают все более разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, образуют зигзаги. Ребенок овладевает перекрещиванием линий. Однако это разнообразие линий получается чаще всего случайно: не всякую линию ребенок может повторить по предложению взрослого, не всегда удается направить движение руки, подчинить его определенной цели. В процессе рисования у малыша наблюдается еще много нецеленаправленных движений, не связанных с получением определенного результата; например, он не может сознательно в нужной точке остановиться, чтобы получить линию определенной длинны, а рисует как выйдет. Пусть воспитателя не смущает отсутствие узнаваемых изображений Рисование, направленное на освоение пространства листа, действий с кистью, очень полезно для ребенка.(32, 74) На первом же занятии надо показать детям кисточку и краску. Объяснить, что кисточка - это деревянная палочка с мягкими волосками на конце. Пусть дети легко проведут волосяной частью кисти по ладошке, чтобы почувствовать, какая она мягкая. Нужно показать детям, как тремя пальцами держать кисть чуть выше железного наконечника, как осторожно обмакивать всем ворсом в краску (кисть предварительно должна быть смочена в воде, иначе краска будет плохо набираться - это заранее, должен сделать педагог и дать детям влажные кисти), как отжимать ворс о край баночки с краской, чтобы она не капнула» на бумагу, и после этого рисовать. На следующем занятии надо вновь показать, как взять кисть и набрать на нее краску, снять лишнюю краску о край чашечки и т. д. Все эти приемы пользования краской надо показывать неоднократно и напоминать о них прежде всего тем детям, которые с трудом овладевают нужными навыками. Тем же, кто действует верно, напоминать не следует, чтобы не лишать, их самостоятельности, не приучать действовать лишь по указанию. Но чтобы они были уверены в том, что действуют правильно, их следует похвалить. Дети двух и трех лет живо и эмоционально откликаются на похвалу взрослого. Переживаемая при этом радость является положительным подкреплением правильных приемов работы, способствует их упрочению. На первом занятии лучше дать всем детям, краску одного цвета, чтобы сосредоточить их внимание на способах работы кистью и пользования краской. На следующем занятии краску можно поменять, но опять дать всем одного цвета. Лишь тогда, когда дети немного овладеют действиями с кистью и краской, можно на разные столы ставить разную краску, а к концу года и на один стол готовить краски 2 цветов. Не следует бояться при этом, что на какое-то время рисунки станут менее аккуратными; постепенно при внимании воспитателя дети научатся рисовать двумя-тремя красками, и рисунки их станут красочными, красивыми. Краски гуашь нужно разводить густо, чтобы они не растекались по бумаге. В этой группе еще не ставится задача научить детей передавать реальный цвет предметов. В тех случаях, когда ребенок всегда берет краску одного какого-либо цвета и как бы не замечает других цветов, можно предложить ему порисовать другим цветом, но настаивать не следует. Когда воспитатель дает какие-либо определенное задание, необходимо указать соответствующий цвет краски, но затем надо вновь предоставить детям возможность пользоваться красками разных цветов.(27, ст.81) Наряду с этим воспитатель сам обращает внимание ребенка на то, что узнается всеми: и детьми, и взрослыми. Первые образы связаны с действием, движением: в доме зажигаются огоньки, поднимается кверху дым, летят листья, ребенок шагает по дорожке, и его ножки оставляют следы. Взяв краску на кисть и прикладывая ее всем ворсом к бумаге, воспитатель показывает, как можно нарисовать листик, и еще листик, и еще, — так они падают с деревьев. Нужно следить при этом, чтобы дети хорошо насыщали кисть краской, обмакивая ее всем ворсом. Часто дети забывают вовремя это сделать и, не понимая, почему кисть «не рисует», трут ею бумагу; портится и кисть, и рисунок, изображение не получается. Это расстраивает ребенка. Но сам понять причину неудачи и исправить положение он не может. Своевременное напоминание воспитателя предотвратит неправильные действия и огорчение ребенка. В течение занятия следует время от времени напоминать детям о том, чтобы они набрали краску на кисть. Содержание, которое можно передать в рисунке приемом приманивания, может быть и другим, в зависимости от того, что в данное время дети наблюдают (у малышей особенно важно создать тесную связь рисунка с получаемыми впечатлениями), Осенью дети видят желтые и оранжево-красные листья, летящие с деревьев) наступает зима, и они видят, как идет снег. Воспитатель напоминает детям освоенный ими ранее прием прикладывания кисти к бумаге, и дети рисуют на листе голубой или серой бумаги белой краской падающий снежок. (38, 8) Эмоциональное отношение к изображаемому выражается и в том, что малыш во время рисования действует как в реальной ситуации. Так, изобразив человека-«головонога», он разговаривает с ним как с «живым», и это доставляет ему большое удовольствие. В раннем возрасте непосредственность детских реакций, эмоциональность свидетельствуют о начальных «творческих проявлениях». Поэтому так важно, чтобы в процессе рисования ребенок мог свободно пользоваться художественным материалом, передавая образы предметов, явлений ритмом мазков, штрихов, цветовых пятен. Они привлекают внимание ребенка и вызывают у него радость, желание повторить «рисунок». Цвет - основное выразительное средство. Ассоциативные образы в процессе рисования краской возникают быстрее, чем в рисовании карандашами. Яркое пятно краски вызывает у малыша радость и восхищение. Нарисовав тёмно-синей краской большое пятно, ребенок говорит: «Туча. Идет дождь». Пятно красной краски вызывает у него ассоциации с огнем.(39, ст.82) Постепенно малыш приобретает и навыки композиционного расположения: от хаотичного разброса штрихов и мазков переходит к более четкому заполнению пространства листа, который становится местом действия изображаемых персонажей. Так, Оля (2 года) уверенно рисует кистью черное пятно: «Это такая собачка», Инна (2 года) любит рисовать цветы. Осторожно прикладывая кисть, она ритмично наносит мазки, располагая их внизу листа чуть наклонно, любуется рисунком: «Подул ветерок, и мои цветочки нагнулись». Итак, овладевая изобразительно-выразительными средствами в раннем возрасте, ребенок приобщается и к элементарной творческой деятельности. Он получает возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности. Изобразительная деятельность детей раннего возраста проходит сложный путь развития: от простейших действий кистью к процессам образного воспроизведения очертаний, форм реальных предметов. Образ в рисунке от ассоциативного постепенно переходит в преднамеренный благодаря тому, что дети приобретают навыки изображения простейших форм. Рисунок дополняется словами, жестами, звукоподражанием. Образ становится «живым», ощутимым. Этот процесс протекает неодинаково даже у детей одного возраста и зависит от уровня художественного развития и сенсомоторной сферы, восприятия, речи, мышления, эмоциональных проявлений. У детей раннего возраста необходимо формировать предпосылки к творчеству, развивать способность передавать образ в рисунке. В чем специфика методов обучения ребенка раннего возраста изобразительной деятельности? В первую очередь это наблюдение за окружающей действительностью, рассматривание иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, народных игрушек и т.п. Однако надо помнить, что произведения искусства должны быть доступны пониманию ребенка как по содержанию, так и по средствам выразительности. (41, ст.34) Возникновению образа в рисунках детей раннего возраста способствует определенная последовательность творческих заданий, в основе которых овладение изобразительно-выразительными средствами, доступными малышам. Постепенно от простых действий кистью ребенок перейдет к узнаванию того, что получилось: «цветок», «мячик», «дорожка», «солнышко» и т.д. Когда малыш рисует, надо пояснять все eго действия («рисуем красками на бумаге»). Он узнает, как интересно рисовать, поэтому стремится повторять линии, штрихи, круги, пятна. В процессе руководства рисованием эта деятельность приобретает образный характер, если взрослый обращает внимание на возникающие в рисунке изображения: С этой целью он проводит занятия, на которых ребенок имеет возможность увидеть процесс создания рисунка определенного содержания. Например, на большом листе бумаги взрослый рисует красками гуаши разного цвета понятные ребенку образы: солнышко, травку, цветы жучков, птичку и т.д. Эти образы можно создавать не только красками, но и фломастерами, цветными карандашами.(43, ст. 67) Позднее, когда на новогодних елках зажигаются яркие огоньки, можно предложить детям украсить огоньками елочку, которую воспитатель вырезает из зеленой бумаги (размером в обычный писчий лист) и даёт каждому ребенку. Для этого занятия на столы можно поставить по 2—3 краски (красную, желтую, белую). Хорошо вырезать две большие елочки, и тогда каждая подгруппа украшает свою елочку (коллективная работа). Одновременно можно вызвать к доске, на которую прикрепляется елочка, двух детей и предложить зажечь несколько огоньков. Остальные смотрят. Затем воспитатель предлагает другим детям подойти к доске. Если кто-либо откажется, настаивать не надо закрепляя умение пользоваться при изображении приемом примакивания, воспитатель предлагает детям украсить платье куклы, платочек или рукавички. Дети выполняют эти задания с удовольствием; их движения становятся все более свободными, уверенными. Когда дети овладеют прикладыванием кисти к бумаге всем ворсом, надо предоставить им возможность пользоваться этим приемом самостоятельно для передачи различного содержания. Каждый раз по окончании занятия рисунки выставляются на стенде, и детям предлагается посмотреть, как много они нарисовали, как получилось красиво. Дети получают удовольствие от достигнутого результата; некоторые ещё и еще раз подходят к стенду.(32, ст. 82) Могут быть случаи, когда кто-либо из детей, начав рисовать вместе со всеми, например, следы на дорожке, увлечется нанесением пятнышек и покроет ими весь лист. Такой отход от предложенного содержания закономерен, особенно в первое полугодие (можно подсказать ребенку, что у него так много следов потому, что бегают много детей). К концу же года все дети научатся выполнять то, что предлагает воспитатель. Научившись рисовать замкнутую форму, пусть неровную, угловатую, ребенок приобретает новую возможность создавать изображения. Каждая такая форма может обозначать то одно, то другое благодаря тем неуловимым признакам или незначительным дополнениям (черточки или пучка штрихов), которые для ребенка оказываются важными, наталкивают на мысль о сходстве. Многократно повторяя приучившиеся формы, ребенок наконец овладевает способностью рисовать их по своему желанию. Опыт работы показывает, что нецелесообразно рисовать при детях сложные предметы (например, человека, животных). Двухлетние дети уже отчетливо понимают, что они могут и что не могут. Увидев изображение, созданное взрослым, ребенок отказывается рисовать, говоря: «Я так не могу, я не буду рисовать! » С отказом рисовать воспитатель сталкивается и в тех случаях, когда дома ребенку рисуют взрослые; малыш привыкает к этому и просит воспитателя: «Нарисуйте мне домик, я не умею». Следует показывать детям простые действия с краской, которым они могут подражать, а затем использовать по своему усмотрению. Например, воспитатель «зажигает» огоньки на елке или в окнах домов, рисует, как падает снег, как текут ручейки и т. п.(23, ст 90). Малыши не могут рисовать совершенно прямые линии, и не нужно от них этого требовать. Важно, что ребенок будет производить отрывные движения, а не связанные (например, при рисовании мотков, дуг). Первые такие рисунки будут неумелыми. Одни дети не могут остановить руку, и линии выходят за пределы листа; движения других, наоборот, скованны, неуверенны, и линии получаются короткими, еле видными. Постепенно следует развивать уверенность, слитность движения, умение рисовать линии до конца, не останавливаясь. Полезен такой прием обучения: воспитатель берет руку ребенка в свою и вместе с его рукой рисует дорожку, ленточку и т. п. Ребенок при этом чувствует характер движения, его протяженность. После этого он увереннее действует сам. Планируя занятия по рисованию, следует большинство их отводить на самостоятельное овладение ребенком теми или иными изобразительными движениями, которые ранее были показаны педагогом. Но и на, таких занятиях воспитатель активно руководит процессом изображения: он направляет действия малыша, следит за тем, чтобы ребенок правильно пользовался материалами, в случае необходимости поправляет ребенка, напоминает, как нужно рисовать. Важное значение в первой младшей группе имеет овладение детьми самыми элементарными способами рисования красками. Это находит отражение в программном содержании предлагаемых занятий. В каждом из них ставится задача учить детей правильно держать кисть, учить набирать краску и т.д. Предлагаемые для изображения предметы и явления должны вызывать у детей интерес, желание нарисовать их. Важно, чтобы воспитатель дал детям яркую образную характеристику. Рисование не должно превращаться в сухие формальные упражнения. (11, ст 27) Малыши не сразу могут подчинить движения руки задача создания изображения, поэтому большое количество занятий отводится на свободные действия с кистью, которые должны способствовать развитию естественных движений руки, постепенному приобретению свободы и уверенности, нахождению сходства изображенного с реальными предметами. Вместе с тем дети подводятся к передаче впечатлений от окружающего, при этом выбираются такие явления, которые дети могут.изобразить. Например, рекомендуются темы для рисования: «Дорожки», «Снежок пошел», «Следы». Когда дети уже свободнее овладеют своими движениями, смогут осознанно повторить ранее получившийся штрих, линию, поэтому изобразительное содержание усложняется. В плане указаны такие занятия, как рисование сосулек, ручейков. В дошкольных учреждениях с детьми проводится разнообразная воспитательная работа. При планировании занятий по изобразительной деятельности следует учитывать те знания, впечатления, которые дети получили при знакомстве с окружающим, на музыкальных занятиях, по родному языку, опираться на эти знания. (32, 54)
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы