Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возраста как психолого-педагогическая проблема



Художественное творчество есть не только повышенная способность к представлению, процесс творчества — весьма сложное психическое явление. Если в нём главным образом участвуют воображение, огромную долю принимает память, столько же, если не больше, мысль.

Детская изобразительная деятельность рассматривается как одна из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Детские рисунки, лепка, аппликация часто поражают интересным замыслом, своеобразной формой выражения, которая привлекает внимание взрослых художников. Они восхищаются детским творчеством, считают его своеобразным искусством.

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных за­дач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность ребенка в детском саду. В процессе рисования ре­бенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им кра­сивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художест­венных возможностях изобразительного искусства. Углубляются предс­тавления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладева­ют изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их ис­пользовать.(1, ст.23)

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способству­ют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдаю­щиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи.

В 30-х гг. XX века, детское творчество стали рассматривать как подлинную форму искусств. Идеи американского философа и педагога Джона Дьюи (30-е гг.) и педагога Виктора Ловенфельда (40-50-е гг.), заложили фундамент современного мышления в области детского изобразительного искусства.

Дьюи полагал, что изобразительное искусство должно освободить творческую энергию детей и сделать их активными участниками творческого процесса. Благодаря работам Дьюи и других педагогов детское искусство стали рассматривать не просто как неадекватное отражение мира взрослых, а как одну из полноценных форм искусства.

Ловенфельд, в свою очередь, обратил внимание на психологические аспекты художественного творчества. Он рассматривал его как некий процесс, средство к достижению цели, которое, по его мнению, заключалось в развитии индивида. Его идея о том, что развитие детского искусства имеет типичный и предсказуемый характер, сыграло важную роль в освобождении детей от неоправданных ожиданий взрослых. Подчёркивая значение творческого аспекта занятий изобразительным искусством для здорового психологического развития, Ловенфельд призывал использовать подход, который он назвал «терапевтическим преподаванием изобразительного искусства». Идеи Дьюи и Ловенфельда нередко использовались в последствии для поддержки усилий, направленных на превращение преподавания изобразительного искусства в более значимую творческую сферу исследований. (1, ст.36)

Возвращаясь к идеям отечественной школы, необходимо отметить, что проблема детского художественного творчества продолжает интересовать психологов и педагогов. В середине XX в. эта проблема была раскрыта в исследованиях В.И. Киреенко, Н.Н. Волкова, Б.А. Сазоньтева, Е.И. Игнатьева, а так же во многих педагогических работах, среди которых наиболее фундаментальными можно назвать исследования Г.В. Лабунской, Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной. В этих работах раскрываются глобальные проблемы детского творчества.

Е.А. Флёрина, рассматривая проблему детского изобразительного творчества, изучает, прежде всего, характерные особенности детского рисунка (своеобразие линий, формы, цвета, расположение на листе), обращает внимание на специфику проявления этих черт в рисунке. С разработкой проблемы обучения она предложила систему игровых упражнений, которые были направлены на развитие движений руки. В основе этих упражнений - начертания различных линий, форм образного характера. Система игровых упражнений тесно связана с восприятием детьми предметов и явлений действительности. Например, дети рисуют «дождь», «снег», «дорожки» и т.д.

Большое внимание Флёрина уделяет цвету в предметном, декоративном рисунке, особенно при составлении композиции узора. Разрабатывая методы обучения, большое значение она придаёт подбору различной тематике, развитию у детей чувства контроля, оценки. Обучение средствам художественной выразительности при создании образа в рисунке, лепке, Флёрина рассматривает как основу развития творчества. Понимая детское творчество как познание жизни, она делает попытку найти причины своеобразного изображения детьми явлений окружающей действительности, и намечает два пути: через ознакомление детей с материалом и через создание ими образа в рисунке. Исследователь делает вывод о том, что интерес к материалу, процессу нанесения штрихов в рисовании продолжается у детей до 3 - 4 лет, затем возникает интерес к изображению. На основе этих положений Е.А. Флёрина предлагает следующую периодизацию детского творчества:

- доизобразительный

- процессуальный (до 4 лет)

- период реалистического изображения (до 7 лет)

В этой связи нельзя не упомянуть о работе известного исследователя детского рисунка Г. Кершенштейнера «Развитие художественного творчества ребёнка», в которой автор рассматривает постепенную эволюцию детского рисунка. Кершенштейнер, производивший систематические опыты над детским рисованием, распределил весь процесс развития детского рисунка на четыре ступени. (1, ст.38)

Если оставить в стороне стадию «каракулей», штрихов и бесформенного изображения отдельных элементов и начать сразу с той поры, когда у ребёнка появляется рисунок в собственном смысле слова (здесь нужно отметить, что Кершенштейнер, также как Флёрина, отмечает доизобразительную стадию детского творчества, но не включает её в свою периодизацию как самостоятельную ступень), то выделяются следующие уровни становления детского рисунка:

1. ступень схемы (головоноги)

2. ступень возникающего чувства формы и линий

3. ступень правдоподобного изображения (при котором схема исчезает из детского рисунка вовсе) 

4. ступень пластичного изображения (светотень, перспектива, передача движения)

В целом, нужно отметить, что приведённые периодизации детского рисунка мало отличаются друг от друга, несмотря на тот факт, что их разделяет 42 года.

Исследования 60 - 70-х гг. XX века показали, что понимание детского творчества и этапов его развития даёт совершенно иную возрастную периодизацию возникновения образного начала. Оно рассматривается в связи с теми средствами образной выразительности, которыми овладевают дети уже в раннем дошкольном возрасте, начиная с двух лет. С помощью штрихов, цветовых мазков ребёнок способен передать некоторые явления действительности (капля дождя, падающие листья, снег).

Н.П. Сакулина, исследуя детское рисование, анализирует процесс становления изображения. Она отмечает, что важно формировать у детей представление о таких свойствах предмета, как цвет, пространственное положение, величина, масса, движение, которые затем помогут ребёнку создать это изображение. В данном случае исследователь подходит к анализу предметов с точки зрения их сенсорных свойств, подробно останавливаясь на освоении их ребёнком.(9, ст.47)

Н.П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в те­чение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глу­бокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, кото­рый в дальнейшем приложат к любой области труда».

Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрос­лый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изоб­разительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способ­ствует разностороннему развитию детской личности.

Е.А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действи­тельности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое пост­роено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а так­же впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».(12, ст. 46)

А. А. Волкова писала: «Воспитание творчества — разностороннее и слож­ное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлече­ние образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспиты­вать и у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными — значит сде­лать их представления ясными, более полными. Это поможет детям яр­че воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

И. Я. Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт твор­ческой деятельности, определяет такие ее черты:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситу­ацию;

- видение новой функции предмета (объекта);

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры объекта;

- способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения.(28, ст.46)

Формирование этих черт, выделенных ученым применительно к школь­никам, как показывает наш многолетний опыт и исследования, может начи­наться в дошкольном детстве на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.

Рассмотрим, как можно формировать у дошкольников первую черту творчества. Знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира, воспитатель обращает внимание на их форму, учит их сравнивать предме­ты по форме, подчеркивает, что предметы одинаковой формы изобража­ются сходными способами. Поэтому, овладев способом изображения од­ного из предметов той или иной формы (круглой, прямоугольной и др.) в рисунке, лепке или аппликации и получив знания о взаимосвязи формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоен­ный способ при рисовании (лепке, аппликации) на другие предметы исходной формы.

Вторая черта творчества — видение новой функции предмета (объек­та) — как будто выделена самой природой ребенка. Она заложена в использовании детьми в игре предметов-заместителей: когда обычный «кирпичик» из деревянного строительного набора может использоваться малышом и как расческа, и как кусок мыла, и как молоток, и т.д. Так по предложению воспитателя нарисованные детьми пластины листьев могут превратиться в кроны волшебных деревьев. Для этого они закрашиваются не так ярко и красочно, как это бывает в период золотой осени, расписываются разнообразными разноцветными линиями, их пересечении ми, конфигурациями. Рисунок приобретает красочный, сказочный характер, вызывающий восторг у детей. Так могут быть раскрашены пас­хальные яички, фартучки для кукол и т.д. Обыкновенные узкие полоски бумаги в аппликации Moгут превратиться в бревнышки, доски, из кото­рых дети смогут создать изображение дома, «построить» лесенку, забор­чик, скамейку, стул, железнодорожное полотно (рельсы, шпалы); изобра­зить деревья, кусты, цветы и многое другое.(7, ст.34)

Разумеется, не все черты творчества могут быть развиты у детей до­школьного возраста в изобразительной деятельности. А вот формиро­вать у детей способность к альтернативным решениям нужно и можно, Как показывает наш опыт и исследования, для этого необходимо так планировать занятия с детьми по рисованию, лепке и аппликации, чтобы изо­бражение предметов и явлений, способы, используемые для этого, были вариативны и вместе с тем создаваемый детьми образ постоянно обога­щался, усложнялся.

Например, объектом изображения детьми окружающего мира часто является природа (разнообразные предметы и явления в разные времена года). Дети по своему выбору и по предложению взрослого рисуют деревья, цветы, животных, приобретая и закрепляя навыки и умения. Так, в младшей группе они рисуют осеннее дерево, елочку, украшенную разноцветными шарами и огоньками, лес зимой (деревья на участке). Дети создают на названные темы как индивидуальные, так и коллективные композиции. Усложнение изображений происходит за счет передачи все большего количества частей, усложнения структуры объекта, передачи деталей. Изображение объектов и явлений природы продолжается в последующих возрастных группах.(15, ст.64)

Психолого-педагогические наблюдения за процессом детского художественного творчества показывают, что создание изображения ребенок, как правило сопровождает речью.

Маленькие художники называют восп­роизводимые предметы, объясняют поступки изображаемых персонажей, описывают свои действия. Все это позволяет ребенку понимать и выде­лять качества изображаемого; планируя свои действия, учиться устанав­ливать их последовательность. Психолог, исследователь детского изобра­зительного творчества Е. И. Игнатьев считал: «Воспитание умения правильно рассуждать в процессе рисования очень полезно для разви­тия аналитического и обобщающего видения ребенком предмета и всег­да приводит к совершенствованию качества изображения. Чем раньше - включается рассуждение в процессе анализа изображаемого предмета, тем систематичнее этот анализ, тем скорее и лучше достигается правиль­ное изображение».

Следует поддерживать живое общение детей! К сожалению, часто на практике происходит обратный процесс: разговоры пресекаются, обрыва­ются воспитателем или учителем. (14, ст.87)

Е. И. Игнатьев писал: «От простого перечисления отдельных деталей в рисунке ребенок переходит к точной передаче особенностей изображае­мого предмета. Одновременно изменяется и роль слова в изобразитель­ной деятельности ребенка, слово все больше и больше приобретает значе­ние регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения...»10. Наши педагогические исследования показали, что дети охотно запоминают четко сформулированные прави­ла работы с изобразительными материалами и руководствуются ими.(15, ст.60)

Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь твор­чеством, новые знания и навыки, приобретаемые им в этот момент, чрез­вычайно значимы для психического развития личности. Каждый ребенок, передавая сюжет, вкладывает в него свои эмоции и представления. Изоб­разительное творчество дошкольника проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему, но и когда действует по заданию педагога, оп­ределяя композицию, цветовое решение, другие выразительные средства.

Анализ положений отечественных ученых о детском творчестве и наши многолетние исследования позволили вывести определение детского творчества. Художественное творчество детей дошкольного возраста — это создание ребенком значимого прежде всего для него субъективно нового продукта (рисунок, лепка; рассказ, танец, песенка, игра); дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризую­щим создаваемый образ; придумывание сюжетных элементов, действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных способов изображе­ния или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы, для передачи образов на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление иници­ативы во всем. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс созда­ния образов, и поиск способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).(16, ст.78)

Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству. Творческое начало малыша проявляется даже в изменении величины предметов.

Развивая изобразительное творчество, приоритетное внимание стоит уделять игре, которая является ведущим видом деятельности в младшем дошкольном возрасте.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь