Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Исследования процесса категоризации социального окружения
Созданная под влиянием «Нового взгляда» Дж. Брунера на функциональную природу восприятия «теория социальной идентичности» Г. Тэджфела определяет социальную категоризация как «процесс упорядочения окружающей среды в терминах категорий, т.е. через группировку людей, объектов и событий так, как если бы они были подобны или эквивалентны одно другому в их отношении к индивиду» [31, с.ПЗ]. Существует несколько точек зрения на причины категоризации. Дж. Брунер относит категоризацию к процессам превращения восприятия стимулов в знание о них. Она направлена на правдивое представление реальности без излишних для достижения цели подробностей [2]. Г. Тэджфел считал, что категоризация вызвана потребностью личности в социальной идентичности и позитив- ной самооценке [27]. В. Ален отмечает, что, конструируя поведение на уровне групп, индивид тем самым снижает неопределенность информации в сложной ситуации [25] По мнению И.Р. Сушкова, категоризация - это процесс, упорядочивающий индивидов таким образом, который способствует стремлениям социальной системы к самосохранению и развитию [18, с.268] Другие исследователи отмечают, что категоризация сокращает путь определения стратегии поведения Это обусловлено тем, как отмечает А.Г. Шмелев, что: «решение уже фактически подготовлено отнесением стимульного объекта к определенной категории» [22, с. 19]. Г.М. Андреева считает генеральной функцией категоризации способствующие уяснению контекста упрощение и упорядочивание информации, получаемой извне [1, с. 100]. Функции процесса категоризации имеют самое непосредственное отношение к изучению психологической дистанции. Являясь результатом процесса категоризации, психологическая дистанция оказывает влияние на выбор стратегий поведения и определяет психологические отношения личности. Этот вывод позволил нам, в частности, провести исследование отношения предприняв' мателей к соблюдению нравственных норм в зависимости от пси# хологической дистанции с представителями различных социаль; »" ных категорий [7]. Здесь уместно поставить некоторые вопросы; с чего начинается процесс категоризации, какие психологические механизмы об* легчают процесс познания социального окружения? С.Л. Рубинштейн отмечал, что: «в обычных условиях процесс познания другого человека «свернут», лишь в случае наблюдения отклоняющихся образцов он ((развертывается» [15, с 180] По мнению многих авторов, эта «свернутость» объясняется актуализацией социальных стереотипов, которые вносят наибольший вклад во взаимодействие личности с социальным окружением на начальных этапах познания {5, с. 10). В научной литературе не утихают споры о том, не приводит ли стереотипизация к существенным ошибкам при взаимодействии. И.Р. Сушков, основываясь на работах Д. Тернера, считает, что стереотипизация не упрощающий, а адаптивный процесс, переводящий взаимодействие на более высокий уровень социальной организации [18, с.287]. Стереотипы наполняют групповое сознание в большей степени не ошибками восприятия, как часто толкуют стереотипы, а восприятием устойчивых и обобщенных сторон социальной реальности и практически закрепляют собой групповой опыт, доводя его до каждого члена группы [18, C.282]. По мнению П.Н. Шихирева, «большинство стереотипов адекватно отражают объективную реальность, а их эффективность обусловлена достаточно высокой степенью однообразия повседневной жизни» [2 ], с. ] 14] Г, Тэджфел объясняет это однообразие тем, что: «социальное поведение в значительной степени определяется отношениями между группами, характер этих отношений, в свою очередь, обусловлен преимущественно принятыми правилами межгруппового поведения» [34, с 94]. Он также отмечал, что чем ближе социальная ситуация к межгрупповому полюсу континуума, тем сильнее проявляются тенденция к единообразию поведения членов данной группы по отношению к другой группе и склонность членов данной группы воспринимать членов другой группы как безликих ее представителей, т.е. недифференцированно [35, С.243], Была высказана и получила частичное подтверждение гипотеза о том, что мнение человека о членах какой-либо социальной группы, вероятнее всего, будет точно, если эта группа играет строго определенную роль, «поскольку то, что предписывается категории, обычно выполняется ею и от нее ожидается» [26, С.29]. И.Р. Сушков делает следующее заключение: «конформность и процесс формирования стереотипов - одни из основных условий, которые делают возможной деперсонализацию индивидов и приведение их к «одному групповому знаменателю» (18, с.288). Этот важный вывод позволяет понять, почему социальные стереотипы не приводят к существенным ошибкам при взаимодействии индивидов и групп, и таким образом, являются одним из детерминирующих факторов межгрупповых отношений, играя значительную роль в процессе категоризации индивидом социального окружения. Можно подвести итог: опираясь на социальные стереотипы, закрепляющие групповой опыт, и используя собственный опыт взаимодействия с социальными группами, индивид формирует психологическое отношение к ним. Упорядочить информацию о социальном окружении, осуществить идентификацию, упростить выбор стратегии поведения невозможно без использования такой сжатой и, в то же время, емкой формы отношения к социальным категориям как психологическая дистанция. Отдельные компоненты отношения личности к различным социальным группам могут отличаться, однако, психологическая дистанция при этом может восприниматься как одинаковая - это означает, что данные группы относятся к одной социальной категории. Употребляя такие словосочетания и даже специальные термины как область знания, сфера интересов, межличностное пространство, научный подход, ценностные ориентации, рамки работы, уровень выраженности и т.д. мы используем пространственные и кинестетические образы. Когда мы говорим соприкоснуться, столкнуться с чем-либо, не имея в виду физического контакта, обычно имеется в виду, что нас что-то связывает а что-то разделяет с нашим окружением. Пространственные и кинестетические образы в социальный мир пришли из более древнего предметного мира. Применение их в отношении нематериальных и социальных объектов характеризуется следующими особенностями; они имеют эмоциональную окраску, емкое содержание и плохо поддаются рациональному осмыслению. Трудно объяснить, как содержательно «близкие отношения» отличаются от «тесных отношений» или «глубоких отношений» На имплицитном уровне, тем не менее, эти нюансы хорошо различаются. Психологическая и социальная дистанции также относятся к такому классу понятий. «Социальная дистанция предполагает такое сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяло бы близость общающихся, соответствующую социокультурным нормам их общностей. Социальная дистанция предполагает сохранение адекватного уровня широты и глубины взаимосвязей при установлении (выделено нами- А.Ж., А.К.) межличностных отношений» {17, с517) Приведенная цитата интересна тем, что для определения явления, сформулированного в виде пространственного образа, используются другие пространственные образы. Вероятно, исследование психологического содержания подобных речевых оборотов могло бы дать интересные результаты. Проанализировав литературу, можно сделать предварительное заключение, что существуют две основные сложности изучения процесса категоризации социального окружения. Так как большинство исследований межличностных и межгрупповых отношений посвящено изучению диад («Я - другой», «своя группа - чужая группа» и т.п.), то первая сложность состоит в том, что изучение диад имеет мало общего с реальным социальным миром, в котором живет индивид. И.Р. Сушков отмечает, что: «дихотомическая категоризация, построенная по принципу «или/или», пред- назначена для сохранения социальной группы Для нее не важны различия между другими. Для нее важно, что они другие и необходимо сохранять определенную дистанцию (выделено нами -А Ж.. А К.), соответствующую степени угрозы, исходящей от них. Как только группы категоризируются на более высоком уровне объемлющего их «Мы», возникает «пересеченная категоризация», связанная с их оптимальным функционированием в границах системы и являющаяся, в свою очередь, необходимым условием развития последней (курсив автора)» [18. с.260]. Г Тэджфел f также обсуждает такой сложный вопрос, как принадлежность индивида одновременно ко многим группам Он полагает, что индивид в данном случае выбирает наиболее «выпуклую» группу, которая наиболее значима для выработки взгляда на мир и идентифицирует себя с ней. При этом возникает задача сортировки групп с целью обнаружения индивидом для себя такой организации социального мира, в которой он усматривает свой путь восприятия себя и других, а значит, свой путь поведения и действия [1, с.185] Вторая сложность изучения процесса категоризации - необходимость делать акцент на взаимности Монография И Р Суш-кова является одной из немногих работ, делающих акцент на взаимности, постоянной рефлексивности связей, отношений, оценок и т и «в отличие от остальных социально-психологических отношений отношения между личностями и группами становятся взаимоотношениями, так как строятся на основе воспринимаемых или прогнозируемых отношений участников взаимодействия друг к другу» [18, с 159]. Исследования, не учитывающие эти взаимные ожидания и прогнозы, изучают «субъект - субъектное» отношение как «субъект - объектное» Таким образом, процесс категоризации индивидом социального окружения чрезвычайно сложен Социальная система, к которой он реально принадлежит, состоит из множества социальных групп, некоторые из них входят одна в другую, а некоторые существуют обособленно Интересы групп, в которые входит индивид, могут не совпадать. В каждой конкретной ситуации перед индивидом стоит не только проблема идентификации с одной из социальных групп, но и проблема прогнозирования того, с какими группами идентифицирует индивида, а также самого себя второй участник взаимодействия (от этого зависит ожидаемое поведение). Однако, в обыденном сознании подобные процессы происходят постоянно, результатом их является такое простое и понятное, с точки зрения здравого смысла, явление как «психологическая дистанция». Эмпирическая часть нашего исследования посвящена изучению наиболее приближенного к реальной жизни случая «пересеченной категоризации». Испытуемые, с учетом психологической дистанции, должны разделить на категории все свое социальное окружение и выразить отношение к каждой категории. Основные подходы Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы