Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Системный подход и его характеристика



В современной науке и философии особое место занимает системный подход, сформировавшийся в XIX в. Его основанием был принцип целостности, известный в античности и гласящий, что целое несводимо к сумме своих частей.

Система как целостность, понимается как совокупность определенным образом связанных между собой элементов. Способ связей элементов – структура.

Системный подход предполагает, что ни один элемент не может быть понят вне системы, в которую он входит, а система может быть понята, исследована только в совокупности своих элементов и своей структуры.

Согласно системному подходу понять закономерности динамики функционирования системы мы можем, рассматривая ее как более сложный элемент другой системы или систем, с которыми она взаимодействует: человек – общество – природа.

Чтобы рассмотреть общество как систему, необходимо рассмотреть, что такое общество.

Общество – это совокупность людей, связанных между собой отношениями в экономической, социальной, политической, духовной сферах.

В качестве основных элементов общества как системы можно выделить:

1. Люди

2. Складывающиеся между людьми отношения:

- Экономические

- Социальные

- Политические

- Духовные

Поэтому общество можно рассматривать как саморегулирующуюся систему, где объектами регулирования будет экономика и социальная жизнь, а средствами регуляции будет выступать политика и духовная сфера.

Духовная сфера включает в себя такие формы духовной культуры, как:

- Религия

- Философия

- Искусство

- Мораль

- Право

- Наука

Кроме этого важным элементом духовной сферы является общественная психология – это психологические отношения, складывающиеся между группами людей (мода, слухи и т.п.).

Общество как система взаимодействует с другой системой – природой. Для понимания законов функционирования и развития общества необходимо учитывать это взаимодействие.

В истории философии известные следующие подходы к систематизации общества:

1. В рамках марксистской философии: общество рассматривалось как общественно-экономическая формация, т.е. система, основными элементами которой являются:

- Базис (совокупность производственных отношений). Он признавался определяющим элементом общества.

- Надстройка (совокупность политических и духовных отношений).

2. В рамках цивилизационного подхода: общество рассматривается как система ценностей: материальных и духовных, т.е. как «культура» или «цивилизация».


Социальный прогресс, его критерии.

Социальный прогресс – это прогресс общества в целом (а не одной из его сфер), т.е. качественное совершенствование общества во всех сферах. В динамике общества различают три направления. 1. прогресс - направление развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. 2. Регресс – направление развития сложных систем, для которого характерен переход от высшего к низшему, от сложного к простому, от более совершенного к менее совершенному; движение назад. 3. Стагнация – застой.

Динамика общества понималась в каждую историческую эпоху по-разному.

Античность. В античности понятия прогресса не существовало, так как не было концепции линейного времени, историческое время понималось как круговорот событий, повторяющих предшествующие события.

Средние века. В средневековье появляется идея исторического линейного времени и история понимается как движение от сотворения мира к страшному суду. Но в рамках эсхатологизма в очень скрытой форме появляется идея совершенствования общества (например, Аврелий Августин писал о движении истории от града земного к граду небесному).

Эпоха Просвещения – XVIII век. Именно в эту эпоху появляется концепция исторического прогресса, прежде всего в концепциях Гердера и Кондорсе. Эти мыслители считали критерием исторического прогресса нравственность.

В XIX веке концепция социального, исторического прогресса представлена в философии Гегеля и в марксистской философии.

Например, Гегель рассматривал историю как один из этапов процесса саморазвития абсолютной идеи. По Гегелю, целью мировой истории является свобода. Поэтому критерием прогресса является прогресс в сознании свободы. Гегель выделил три основных этапа развития общества:

- Восточный мир (Древний Восток). Общество «восточной деспотии» – это общество, где господствует идея, что жизнь государства зависит от здоровья и блага правителя. В этом обществе свободным осознает себя только один человек – «восточный деспот».

- Античный мир. По Гегелю, это общество более прогрессивно, так как свободными является большая группа людей. Не свободны метеки (не граждане), женщины и рабы.

- Современное Гегелю немецкое общество (прусское) – в этом обществе, по Гегелю, все себя осознают свободными.

А в марксистской философии прогресс рассматривается как переход от низшей общественно-экономической формации к высшей, где каждая общественно-экономическая формация зарождается в рамках предыдущей. В развитии общества наблюдается преемственность. Критерием социального прогресса в марксизме считается уровень развития производительных сил и производственных отношений.

В XX веке концепция социального прогресса развивалась в рамках концепции технологического детерминизма. В рамках данной концепции важнейшим фактором развития общества признается техника и технология, а в качестве критерия прогресса признается уровень жизни. Например, У. Ростоу в работе «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» выделил 5 ступеней развития общества, где высшим этапом является информационное общество, характеризуемое еще и как общество массового потребления. Также в рамках данной концепции представлена и система Дж. Гэлбрейта, согласно которой общество проходит три этапа развития:

1. Аграрное или доиндустриальное общество - оно основано на использовании силы воды и ветра.

2. Индустриальное общество - оно основано на использовании силы пара и электричества.

3. Постиндустриальное общество - оно основано на использовании информационных технологий.

Но уже в XVIII в. были мыслители, которые обращали внимание на противоречивость прогресса. Так Жан-Жак Руссо говорил, что цивилизация и прогресс принесли оковы человеку естественному, природному. В этих взглядах можно увидеть истоки экологических концепций.

В XIX-XX вв. весьма плодотворно развивались концепции циклического развития общества, отрицающие теорию прогресса. В частности, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби, отрицая взаимосвязь между цивилизациями, культурами, отрицая историческую преемственность, говорили о невозможности существования единой мировой истории, а, следовательно, и исторического прогресса.

В конце 80-х - начале 90-х годов XX в. обсуждалась концепция «Конца истории» американского социолога Френсиса Фукуямы. По его мнению, с падением коммунизма история утратила основной двигатель, - альтернативность (соревнование двух систем), т.е. история пришла к концу. Поскольку победили западные либеральные ценности, все государства в мире должны усвоить принципы западного либерализма или уйти в небытие.

В 90-е гг. XX в. ему ответил Хантингтон, который утверждал, что если нет экономического и политического противостояния систем или стран, то это не означает, что также нет культурного соревнования и соперничества, т.е. история еще не завершена.

Критерии социального прогресса

Так как общество представляет собой систему, то и критерий его развития тоже должен быть системным. Если мы посмотрим на общество как систему, то увидим, что основным его элементом являются люди. Можно говорить о человеке, о его экономической, политической, духовной свободе как о критерии прогресса.

 


Общество и природа как философская проблема:

история и современность.

 

Природа понимается как естественное, общество как сумма искусственного, и поэтому, они противопоставляются.

Общество и природа рассматриваются в философии как две взаимосвязанные и взаимодействующие системы. Основой их взаимодействия является материальная деятельность или труд. Ее развитие является основой отношения общества к природе.

Выделяют три основных этапа во взаимодействии общества и природы, причем для каждого этапа характерно свое понимание природы и отношение к ней:

1) Присваивающая экономика. На этом этапе (первобытное общество) человек берет готовое от природы, основные виды его деятельности - собирательство и охота. В этот период противоречия между обществом и природой еще четко не выявлены, а человек не выделяет себя из природы (ему свойственно мифологическое мышление). Многие современные исследователи считают, что в основании перехода к следующему этапу лежит первый экологический кризис (истребление животных в эпоху мезолита, и как следствие этого – голод и вымирание девяти десятых человечества). В результате неолитической революции кризис был разрешен путем перехода к новым видам деятельности - к скотоводству и земледелию.

2) Производящая экономика. Этот период характеризуется возникновением первых цивилизаций. Здесь человек уже начинает активно воздействовать на природу. Это означает, что противоречия между обществом и природой становятся очевиднее.

Но в этот период человек еще не осознавал своего отличия от природы. Например, в античности человека рассматривали по аналогии с космосом (природой), т.е. человек понимался как микрокосм равный макрокосму. Тем не менее, уже в христианстве появляется идея об особом положении человека в царстве живого. Человек рассматривается как венец творения, способный распоряжаться и использовать для своих нужд природу (но он понимается не как хозяин, а управляющий, хозяином является Бог).

Когда стали развиваться буржуазные отношения, в XVII в. появилась идея покорения, испытания природы (от которой мы до сих пор не может избавиться). Еще в начале XX века утверждали: «Не надо ждать милости от природы, надо взять их самим». Эта идея была доминирующей в сознании общества в течение весьма длительного периода.

Духовные истоки экологического кризиса следует искать в XVI-XVII вв.? когда вместе с возникновением буржуазных отношений произошло преобразование мировоззрения, изменение нравственности, выразившееся в возникновении антропоцентризма и индивидуализм. Если в этот период возникает возможность возникновения экологического кризиса, то в эпоху научно-технической революции возникает возможность реализации экологического кризиса.

На этапе присваивающей экономики можно выделить два подэтапа:

Первый подэтап – этап, связанный с развитием сельского хозяйства - до середины XVIII века;

Второй подэтап – этап, связанный с промышленным переворотом XVIII века, который привел к развитию промышленного производства (индустрии) и к началу индустриального периода. (Тип экономики – производящая). Здесь противоречия между обществом и природой ярко выявлены. Итогом стал глобальный экологический кризис (с середины XX века):

- загрязнение атмосферы

- истощение озонового слоя

- истощение природных ресурсов

Его опасность была осознана уже в 60-е годы XX века. В это время возникла общественная организация, которая получила название «Римский клуб». В него входили общественные деятели, ученые, журналисты. Глава клуба – итальянский общественный деятель Аурелио Печчеи. Исследования, аналогичные исследования «Римского клуба» проводятся во всем мире до сих пор, прежде всего, алармисткими движениями (от «аларм» - тревога). Вывод, сделанный на основе исследований «Римского клуба» - запаса природных ресурсов хватит лишь до 80-х годов XX века. Но эти прогнозы не оправдались, скорее всего, в силу привлеченного «Римским клубом» внимания общества к экологическим проблемам.

3) Постиндустриальное общество, тоже относящееся к производящей экономике, его еще называют «информационным» обществом. Оно характеризуется неоаграрным типом хозяйствования.

Каждый из переходов от одного типа хозяйствования к другому, т.е. переустройств общества представляет собой не только экономическую реакцию на кризисное состояние, но и реакцию на экологическую обстановку.

В истории человечества происходили следующие экологические кризисы:

- «кризис консументов», связанный с тем, что охотники убивали дичь, и многие виды животных были истреблены, т.е. неограниченная добыча пропитания для людей привела к истреблению ресурсов. Выход из кризиса связан с «неолитической революцией», в результате которой был осуществлен переход к аграрному обществу, связанному с использованием возобновимых ресурсов.

- «кризис продуцентов», связанный с тем, что все сельскохозяйственные угодья были заняты, и увеличить объем заготовок продовольствия было невозможно. Выходом явился масштабный переход к использованию минеральных ресурсов на этапе индустриализации.

- «кризис редуцентов» (современная эпоха).

 


Поделиться:



Популярное:

  1. D. Правоспособность иностранцев. - Ограничения в отношении землевладения. - Двоякий смысл своего и чужого в немецкой терминологии. - Приобретение прав гражданства русскими подданными в Финляндии
  2. I. Наименование создаваемого общества с ограниченной ответственностью и его последующая защита
  3. I. Ультразвук. Его виды. Источники ультразвука.
  4. I. Характер отбора, лежавшего в основе дивергенции
  5. II. Вычленение первого и последнего звука из слова
  6. II. Однородные члены предложения могут отделяться от обобщающего слова знаком тире (вместо обычного в таком случае двоеточия), если они выполняют функцию приложения со значением уточнения.
  7. II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (по источнику «ПОУЧЕНИЕ ГЕРАКЛЕОПОЛЬСКОГО ЦАРЯ СВОЕМУ СЫНУ МЕРИКАРА»
  8. II.1. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
  9. III. Проверка полномочий лица, подписывающего договор
  10. III. Регламент переговоров и действий машиниста и помощника машиниста в пути следования
  11. III. Соблазн и его непосредственные последствия
  12. IV. Разработка самоотменяющегося прогноза


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1074; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь