Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Современное состояние Сербской Православной Церкви



В настоящее время юрисдикция Сербской Православной Церкви распространяется на республики бывшей Югославии, а также на православных сербов, проживающих в США, Канаде, Великобритании, Австрии, Венгрии, Германии, Швейцарии, Франции, Румынии, Греции, Турции, Ливии, Австралии и Новой Зеландии.

Зарубежная паства (за пределами территории бывшей Югославии) Сербской Церкви достаточно велика – по всему миру рассеяно до 200 тыс сербов. Большая часть их проживает в США. Сербы начали эмигрировать в Америку еще в XIX столетии. Первым сербско-американским миссионером является архимандрит Севастиан (Дабович), создавший в 1892 г. в Дженсоне (штат Калифорния) первый сербский приход. Постепенно появилась сеть сербских приходов, входивших в каноническое подчинение русской Североамериканской епархии. Долгое время поднимался вопрос о возможности создания самостоятельной сербской епархии в Америке. Лишь в 1927 г. в США появился первый епископ Сербской епархии Мардарий.

С 1552 г. в Венгрии действует Будимская епархия юрисдикции Сербской Церкви, резиденция епископа находится в Будапеште.

С 1969 г. действует Западноевропейская сербская православная епархия с кафедрой в Лондоне.

В 1973 г. была основана Австралийская епархия, окормляющая сербскую паству как в Австралии, так и в Новой Зеландии (кафедра находится в монастыре св. Саввы Сербского в штате Виктория).

На территории бывшей Югославии Сербская Православная Церковь является самой большой религиозной общиной по числу верующих.

Епископат Сербской Православной Церкви насчитывает 34 архиерея (2000 г.)[60]. Численность верующих в целом составляет ок. 10 млн человек (1996 г.)[61].

Главой Сербской Православной Церкви является Патриарх, полный титул которого «Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий и Святейший Патриарх Сербский». С 1990 г. Сербскую Православную Церковь возглавляет Сербский Патриарх Павел (Стойчевич).

Высшим законодательным органом по вопросам веры, богослужения, церковного устройства и внутренней организации Церкви является Святой Архиерейский Собор (Священный Синод Иерархии), в состав которого входят все епархиальные архиереи под председательством Патриарха. Постоянно действующим высшим исполнительным органом Церкви является Святой Архиерейский Синод (Постоянный Священный Синод), в который входит Патриарх и 4 епархиальных архиерея.

Высшим судебным органом Церкви является Великий Церковный Суд, рассматривающий вопросы лишения священного сана, отлучения от Церкви, споры церковно-брачные и т. д.

Главой епархии является архиерей. Епархии делятся на архиерейские благочиния, которые, в свою очередь, дробятся на церковные общины и, наконец, отдельные храмы. Все настоятели храмов являются членами Церковно-Общинного Собрания и его исполнительного органа – Церковно-Общинного Административного Совета.

В среде священников Сербской Православной Церкви сложилась традиция объединяться в союзы. Начало этому было положено еще в 1889 г., когда впервые, после восстановления автокефалии, было образовано «Общество священников», а в 1891 г. – «Общество священников монашеского чина».

Главными целями объединения священников являются, во-первых, защита интересов своих членов, во-вторых, работа над религиозно-моральным просвещением верующих своей Церкви и, наконец, забота о материальном состоянии своих членов и материальное обеспечение вдов и сирот священнослужителей. В настоящее время объединения охватывают более 80 % всего числа православных священников.

Монашество и монастыри. Монашеская жизнь у сербов появилась еще во время распространения христианства на Балканах. Первыми насадителями иночества были ученики святых Кирилла и Мефодия – святые Климент и Наум. Вначале монашество в Сербии развивалось в рамках киновийного (общежительного) направления. Затем появились и другие направления, в частности, анахоретское (пустынножительное). Организатором монашества среди сербов является святитель Савва – афонский подвижник и первый предстоятель Сербской Церкви. Таким образом, на формирование монашества в Сербии оказала, прежде всего, афонская традиция.

Монашеская жизнь в Сербии определяется «Типиком» святителя Саввы (в основе которого лежит Устав обители святого Саввы Освященного) и «Правилами для внутренней и внешней монастырской жизни», изданными в 1963 г. Священным Синодом. Согласно Правилам, послушничество продолжается 3 года, постриг в рясу совершается не раньше 21 года, постриг в малую схиму – не ранее 40 лет и постриг в великую схиму – не раньше 50 лет.

Наиболее известными монастырями в Сербии являются:

- Свято-Успенская Лавра Студеница (1183 г.) (на р. Студенице), основанная отцом святого Саввы Сербского – Симеоном. Сербы называют ее «матерью сербских церквей. В настоящее время Студеница – один из крупнейших сербских мужских монастырей;

- монастырь Жича (неподалеку от г. Кралево), основанный в начале XIII в. братом святого Саввы – сербским королем Стефаном Первовенчанным. Здесь находилась резиденция первого Сербского архиепископа. Сегодня это женский монастырь;

- монастырь Печская Патриархия, основанный святителем Арсением I в 1253 г. и перенесшим сюда резиденцию Архиепископа. Название «Печская Патриархия» монастырь получил в силу того, что в 1346 г. Сербская архиепископия была возведена в ранг Патриархии. В главном соборе хранятся мощи многих сербских архиепископов;

- мужской монастырь Дечаны в честь Вознесения Господня, основанный королем Стефаном Первовенчанным в 1323 – 1330 гг.

Крупнейшим сербским монастырем является Хиландарская обитель на Афоне в честь иконы Божией Матери «Путеводительница». Она основана в 1199 г. святым Саввой и его отцом Симеоном (в миру – сербский король Стефан Неманя). Эта обитель на протяжении веков была известнейшим духовным и культурным центром сербов на Святой Горе. В эпоху Османского владычества монастырь играл большую роль в развитии сербской государственности. Здесь воспитывались и возрастали верные сыны сербского народа – преподобный иеромонах Паисий Хиландарский, архимандрит Неофит (Бозвели), епископ Макариопольский Иларион (Стоянович), с деятельностью которого связано восстановление автокефалии Болгарской Православной Церкви в 1872 г.

Духовное просвещение и издания. Сербская Православная Церковь имеет ряд крупных духовных учебных заведений, среди которых – Православный Богословский факультет в Белграде, открытый в 1920 г. и до 1946 г. входивший в состав Белградского университета; 4 духовные семинарии и существующие при монастырях монашеские школы.

Журналами, издаваемыми Сербской Церковью, являются «Гласник» – официальный церковный орган (издается с 1919 г.), «Православный миссионер» (издается с 1958 г.), «Богословское обозрение», выпускаемое с 1968 г. Православный Богословский факультет в Белграде с 1957 г. издает журнал «Богословие». Главный союз православных священников Союзной Республики Югославии издает журнал «Православная мысль» (с 1958 г.) и газету «Вестник». С 1969 г. ежемесячно издается журнал «Святосаввский колокольчик» для приходских священников, преподающих в храмах Закон Божий детям.

Ежегодно выпускаются Церковные календари, книги духовного содержания, учебники для духовных школ.

Для исследования истории и современного состояния Сербской Церкви особую ценность имеют сборники, посвященные 750-летию автокефалии Сербской Церкви и 50-летию восстановления патриаршества в Сербии, например, «Сербская Православная Церковь (1219 – 1969)» (Белград, 1969), «Сербская Православная Церковь (1920 – 1970)» (Белград. 1971) и др. К 1100-летию крещения Сербии – в 1979 г. – издана «Энциклопедия Сербской Православной Церкви».

Экуменическая и миротворческая деятельность Сербской Православной Церкви. Сербская Церковь поддерживает братские связи с другими Автокефальными Православными Церквами и инославными исповеданиями. С 1965 г. Сербская Церковь входит во Всемирный Совет Церквей. Делегаты Сербской Церкви участвовали в борьбе за установление прочного мира на земле, о чем свидетельствует их участие в 1977 г. в деяниях Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами».

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Постановка и состояние темы
  2. Автокефальная Польская Церковь и ее современное состояние
  3. Анатомо-функциональное состояние тканей пародонта.
  4. Влияние аварийной ситуации на эмоциональное состояние и характер действий летчика.
  5. Влияние внутриполитической ситуации в стране на состояние исторической науки
  6. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека
  7. Внутреннее состояние Антиохийской Церкви в I - VI вв.
  8. Во второй половине ХХ в. и ее современное состояние
  9. Восточная медицина гласит: «Сладкий вкус заведует в организме чувством блаженства, комфорта, обеспечивает гармонизацию органов и систем, приводит его в состояние умиротворения и комфорта.
  10. Глава 2. Характеристика предприятия и современное состояние его развития
  11. ГЛАВА 4. Исследование влияния специфических факторов трудовой деятельности на психическое состояние персонала ледоколов
  12. Глава II. Состояние Европы в 1660 г. — Вторая Англо-Голландская война — Морские сражения: Лоустофтское и Четырехдневное


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1470; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь