Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теологическая философия средних веков
Можно выделить следующие основные черты средневековой философии: • теоцентризм (главной причиной всего сущего являлся Бог); • господствовали идеи о творении (всего Богом) и откровении • сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом; • человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой • провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; • выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении; • мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога. Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Согласно догмату творения: • Бог сотворил окружающий мир из ничего; • творение мира есть результат акта Божественной воли; • природа не может творить сама себя; • Бог вечен, постоянен и присутствует везде; • подлинным бытием является только Бог; • нет четкой границы между Богом и Его творением. Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла. Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения: • Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости; • следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром; • зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога; • зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей; • в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир — творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом. Значение средневековой философии для последующего развития философии в том, что она: • стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени; • сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения; • способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология — самостоятельное учение о познании); • способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный; • пробудила интерес к осмыслению исторического процесса; • выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение. Философия Августина Блаженного Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге: • Бог существует; • главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; • все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога; • Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем; • знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога. Значение философии Августина Блаженного в том, что им: • уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени); • церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) тоже объявлена властью, наряду с государством (а не элементом государства); • обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века; • выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству; • воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех); • одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
Философия Фомы Аквинского (томизм) 1. Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви. Основные произведения Фомы Аквинского: " Сумма теологии", " Сумма философии" (" Против язычников" ), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. 2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть " очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный). Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога: • космологическое: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог; • каузальное (причинное): все, что существует, имеет причину (вещь не может быть причиной самой себя, ибо тогда она должна предшествовать самой себе, а это невозможно) — следовательно, есть первопричина всего — Бог (причина всех причин); • онтологическое: в мире существует много случайных вещей, случайное зависит от необходимого — следовательно, должно существовать нечто не случайное, а необходимое, то, что имеет собственную необходимость в самом себе – именно это и называется Богом; • догматическое (по степени совершенства): в мире мы находим много существ, различающихся по степени совершенства, доброты, благородства, правдивости и т. д., что предполагает наличие чего-то максимально совершенного, доброго… Но то что максимально в истине, максимально и в бытии (по Аристотелю). Следовательно, должна быть причина совершенства, доброты, благородства – именно это и называется Богом; • телеологическое (целесообразное): даже объекты, не имеющие разума, ведут себя так, чтобы достичь лучших результатов, стремясь к некоторой цели, финалу. Очевидно, что это не может быть результатом слепой случайности, а только намеренно. Но любой объект, лишенный сознания, не может двигаться к цели иначе, нежели управляемый кем-то разумным. Следовательно, должна существовать сила, направляющая природные существа к цели – именно она и называется Богом.
Согласно Фоме: • все состоит из материи и формы (идеи); • суть любой вещи — единство формы и материи; • форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; • форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; • идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были: • даны пять доказательств существования Бога; • систематизирована схоластика; • закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли, всего сущего; • доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а, следовательно, Бога над окружающим миром); • выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; • вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение; • философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии; • логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.
Литература 1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004. 2. История философии: лекции/ Колл. авт. – М., 2000. Лекция №2. 3. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001. 4. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009. 5. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. 6. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31). 7. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии/ Г.Г. Майоров - М., 1979. 8. Мареев, С.Н. История философии (общий курс): учеб. пособие/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проект, 2004. Гл.3. 9. Рассел, Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск, 1999. Кн.II. 10. Реале, Дж., Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье/ Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб., 1995. 11. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин. - 2-е изд. – М.: Гардарика, 2005. Гл.2.
Контрольные вопросы 1. Какие духовные и социальные предпосылки находятся в основе возникновения средневековой философии? 2. Что такое патристика? 3. Каким образом Ав. Блаженный доказывает первенство веры над разумом? 4. Какую роль играет Бог в философии Ав. Блаженного? 5. Какие идеи Платона христианизирует Ав. Блаженный? 6. Как представляет себе Ав. Блаженный исторический процесс? 7. В чем суть полемики между средневековыми реалистами и номиналистами? 8. В чем различие между патристикой и схоластикой? 9. Каким образом Фома Аквинский отделял предмет теологии от предмета философии? 10. Назовите доказательствабытия Божия Фомы Аквинского. 11. Почему велико влияние томизма на современный католицизм?
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1601; Нарушение авторского права страницы