Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности философских проблем и различные способы их решения в истории философии. Современная философия
Зарождение и специфика философии Древнего востока 1. Вечная философия Древнего Востока и современность («осевое время» К. Ясперс). 2.Древнекитайская философия: основные школы, направ-ления, проблемы. 3. Философские взгляды Конфуция («я передаю, а не создаю» комментарий к более древним текстам): исправление имён, этическое учение (основные качества «благородного мужа»). Легизм. 4. Учение даосизма (основатель школы Лао-Дзы – «старый мудрец» или «старый ребёнок», старший современник Конфуция), о Дао (как сущности Бытия, великом пути, которым следует Вселенная, или Космическом Законе, и одновременно субстанции всего сущего) и Дэ (как проявления Дао) и Бытии, и Небытии, не деяние как основный принцип этики даосизма. 5. Древнеиндийская философия, ортодоксальные и неортодоксальные школы, их общая характеристика. 1. Ортодоксальная школа Миманса («размышление», учение об освобождении) Ньяя (основоположник школы- мудрец Гоутама, I век) Вайшешика (различие, особенность, основатель – мудрец Улука по прозвищу Канада, IV век до н.э.) Учение об освобождении Я от боли и страданий и о Бытии и Небытии Санкхья («число», «расчет», основатель – мудрец Капила, VII век до н.э.) Йога («соединение», «созерцание», основатель – мудрец Патанджали, II век до н.э.) Учение о пути освобождения и восьми вспомогательных средствах для очищения и просветления ума-читты. 2. Неортодоксальная школа Философия буддизма – основатель – Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда, т.е. «Просветлённый», «Постигший истину», учение об освобождении от страданий как главная практическая задача, (12 звеньев цепи страдания, 4 благородные истины и восьмеричный путь спасения Будды) Джайнизм – религиозно-философское учение VI-V вв. до н.э. Основатель – Вардхаман, VI в. до н.э., известный под именем «Махавира» - великий герой. Чарвака (синоним термина «материалист», единственная материалистическая школа в Древней Индии) раннее название «Локаята» (от «Лока» - этот мир). Основатель школы – мудрец Чарвака или мудрец Брихаспати. Ключевые слова: священная философия, Дао, Дэ, Инь и Ян, Бытие и Небытие, Ци, сансара, карма, нирвана, пуруша, рита, пракрити, Гуны, Ахапкары, дхарма, душа, манас(ум). Вопрос 1. Вечная философия Древнего Востока и современность («осевое время» К. Ясперс). Вопрос 2. Древнекитайская философия: основные школы, направ-ления, проблемы. 1. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: • VIIв. до н. э. - IIIвв. н. э. – возникновение философских школ; • III— XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (IIIв. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; • ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии. 2, Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: • даосизм; • конфуцианство; • легизм. Меньшее распространение получили: • моизм; • натурфилософия; • номинализм. Вопрос 3. Философские взгляды Конфуция («я передаю, а не создаю» комментарий к более древним текстам): исправление имён, этическое учение (основные качества «благородного мужа»). Легизм. Конфуцианство 1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего, как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. 2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: • жить в обществе и для общества; • уступать друг другу; • слушаться старших по возрасту и по званию; • подчиняться императору; • быть человечным. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель). Руководитель должен обладать следующими качествами: • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; • управлять на основе добродетели (" Дао" ); • обладать необходимыми знаниями; • быть благородным; • делать только добро государству и окружающим; • заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен: • быть лояльным по отношению к руководителю; • проявлять старание в работе; • постоянно учиться и самосовершенствоваться. Легизм -другое важнейшее социальное учение Древнего Китая. Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти. Основными постулатами легизма являются следующие: • человек обладает изначально злой природой; • как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; • государство должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; • основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; • основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; • законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам. • государственный аппарат должен формироваться из профессионалов • государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан. Вопрос 4. Учение даосизма (основатель школы Лао-Дзы – «старый мудрец» или «старый ребёнок», старший современник Конфуция), о Дао (как сущности Бытия, великом пути, которым следует Вселенная, или Космическом Законе, и одновременно субстанции всего сущего) и Дэ (как проявления Дао) и Бытии, и Небытии, не деяние как основный принцип этики даосизма.
Вопрос №5. Древнеиндийская философия В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: • XV — VI вв. до н. э. — ведический период; • VI — И вв. до н. э. — эпический период; • II в. до н. э. — VIIв. н. э. — эпоха сутр. Веды (дословно — " знания" ) — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя: • " священное писание", религиозные гимны (" самхиты" ); • описание ритуалов (" брахманы" ), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; • книги лесных отшельников (" араньяки" ); • философские комментарии к Ведам (" упанишады" ). До наших дней дошло всего четыре Веды: • Ригведа; • Самаведа; • Яджурведа; • Атхарваведа. Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа являются две поэмы — эпосы " Махабхарата" и " Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам: • буддизм; • джайнизм; • чарвака-лакаята. Одновременно возникает ряд философских школ (" даршан" ), которые развивают ведическое учение: • йога; • веданта; • вайшешика; • ньяя; • миманса; • санкхья. Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (IIв. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, " нама-сутра" и др.). В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм. В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).
Буддизм и его основные идеи 1. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии после V в. до н. э., Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего " прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям. Главная идея буддизма - " Средний путь" жизни между двумя крайностями: " путем удовольствия " (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и " путем аскетизма " (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).
" Средний путь" жизни это путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является достижение Нирваны — высшей благодати. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины: • земная жизнь полна страданий; • страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; • от страданий можно избавиться; • существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся: • не убий; • не укради; • будь целомудренным; • не лги; • не употребляй опьяняющих иодурманивающих веществ.
Литература 1. Антология мировой философии: в 4 томах. - М., т. 1.Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001. 2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004. 3. Древнеиндийская философия. Начальный период. - М., 1963. 4. Древнекитайская философия в 2 т. - М., 1972-1976. 5. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009. 6. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. 7. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31). 8. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 томах. / С. Радхакришнан. - М., 1994.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 969; Нарушение авторского права страницы