Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общая характеристика русской философии



 

1. Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

 

Характерными чертами русской философии являются:

• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, " эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);

• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности;

• конкретность;

• широкое распространение в массах, понятность простому народу.

 

Основы предмета русской философии составляли:

• проблема человека;

• космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

• проблемы морали и нравственности;

• проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

• проблема власти;

• проблема государства;

• проблема социальной справедливости (данной проблемой " пропитан" значительный пласт русской философии);

• проблема идеального общества;

• проблема будущего.

 

Можно выделить следующие основные исторические этапы русской философии:

 

• период зарождения древнерусской философии и ранние этапы христианской философии Руси;

 

• философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);

 

• философия XVIII в.;

 

• философия XIX в.;

 

• русская и советская философия XX в.

 

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

 

Основными темами ранней русской философии были:

 

• моральные и нравственные ценности;

 

• объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

 

• государство;

 

• право;

 

• природа.

 

 

Наиболее яркими представителями философии указанного периода являются:

 

• Илларион (основное произведение - " Слово о Законе и Благодати ", в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);

 

• Владимир Мономах (основное произведение — " Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

 

• Климент Смолятич (основное произведение — " Послание пресвитеру Фоме ", главная тема философии — проблемы разума, познания);

 

• Филипп Пустынник (основное произведение — " Плач" ) - затрагивает проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

 

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.

Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:

• сохранение русской духовности;

 

• христианство;

 

• борьба за освобождение;

 

• устройство государства;

 

• познание.

 

Среди видных философов данного периода можно указать следующих:

Сергий Радонежский (XIV в. – философ и богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

 

• Филофей (XVI в.) — занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства (" Москва - Третий Рим" ) по линии Рим - Константинополь — Москва;

 

• Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;

• Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ог­раничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

 

Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения " нестяжателей " ( боролись против " иосифлян" — сторонников сохранения прежних церковных устоев);

 

Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной . Аввакум — за сохранение старых обрядов;

• Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

 

Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.

• философию эпохи петровских реформ;

• материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

 

К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

 

Основной направленностью их философии была социально-политическая:

• вопросы устройства монархии;

 

• императорской власти, ее божественности и нерушимости;

 

• прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);

 

• войны и мира.

 

Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др.

 

Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, АН. Радищев.

 

М.В. Ломоносов (1711 - 1765 ) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.

Также Ломоносовым была выдвинута атомическая (" корпускулярная" ) теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц (" корпускул", то есть атомов) — материальных монад.

Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

 

На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 — 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

 

 

5. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:

• декабристское;

 

• монархическое;

 

• западническое и славянофильское;

 

• революционно-демократическое;

 

• атеистическое;

 

• теологическое;

 

• философию космизма.

 

Более подробно данные направления рассматриваются в вопросе 58.

 

6. Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом:

• философией марксизма-ленинизма;

 

• философией космизма;

 

• естественно-научной философией;

 

• философией " русского зарубежья".

 

 

Русская философия XIX в.

 

1. Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:

• декабристская философия;

 

• философия западников и славянофилов;

 

• философия Чаадаева;

 

• консервативная религиозная и монархическая философия;

 

• философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;

 

• революционно-демократическая философия;

 

• либеральная философия.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь