Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму
1. Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.
Материализм, как направление философии, возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция — Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк; Франция - просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм ).
Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: • полный разрыв с религией ( атеизм ) и освобождение от многовекового религиозного влияния; • попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; • материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; • большой интерес к социально-политическим вопросам; • убеждение в познаваемости окружающего мира. Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма.
Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс ) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX - первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной. В связи с крахом СССР и других стран социалистической ориентации роль марксистской философии значительно уменьшилась. 2. Ранний период философии Фейербаха характеризуется критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах: • отвергает идею тождества бытия и мышления; • не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира; • логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир — окружающий мир очевиден и воспринимается органами чувств, в то время как абсолютная идея — лишь предположение разума, выдумка Гегеля; • не признает единства философии и религии; • отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
3. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
• единственно существующими реальностями являются природа и человек; • человек является частью природы; • человек есть единство материального и духовного; • человек должен стать главным интересом философии; • идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; • Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека; • природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; • все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.
4. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др., Фейербах: • выступает с атеистических позиций; • тесно увязывает проблему Бога с антропологией.
Можно выделить следующие основные положения теории Л. Фейербаха:
• Бог как самостоятельная реальность не существует;
• Бог — порождение сознания человека;
• религия — глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;
• распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;
• корни религии — в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;
• мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страхи и аффекты;
• Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;
• Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек.
Л. Фейербахом были затронуты также вопросы познания (гносеология).
Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.
Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: " То, что не познаем мы, познают наши потомки".
Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:
• человек — это уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями; • полнокровная реализация человеком своего " Я" возможно только во взаимодействии с " Ты" (то есть другими людьми) — человек может жить только в обществе; • основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия; • данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах; • необходимо отбросить традиционную религию (христианство, ислам, буддизм и т. д.) и заменить ее религией любви людей друг к другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека; • смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
Литература 1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.] – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004. 2. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001. 3. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009. 4. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. 5. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31). 6. Мареев, С.Н. История философии (Общий курс): учеб. пособие/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева - М.: Академический Проект, 2004. Гл. 7. 7. Рассел, Б. История западной философии/ Б. Рассел –Новосибирск, 1999. Кн.III-IV-V. 8. Реале Дж, Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней/ Дж. Реале, Д. Антисере - СПб, 1997. Часть вторая. 9. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин - 2-е изд. – М.: Гардарика, 2005. Гл. 4-5. 10. Соколов, В.В. Европейская философия ХV - ХVII веков/ В.В. Соколов - М., 1984.
Контрольные вопросы 1. В чем состоит априоризм И.Канта? 2. Каково различие рассудка и разума в философии И. Канта? 3. В чем суть коперниковского переворота И. Канта в философии? 4. Что такое феномен и ноумен в философии И. Канта? 5. В чем причина возникновения антиномий? 6. Каким образом в структуре практического разума И. Кант разрешает антиномии? 7. Как звучит категорический императив И. Канта? 8. Что такое абсолютная идея Г. Гегеля? 9. Что такое триада у Г. Гегеля? 10. Какова система философии Г. Гегеля? 11. Покажите этапы развития объективного и абсолютного духа. 12. Как представлял себе Г. Гегель исторический прогресс? 13. В чем противоречие между системой и методом в философии Г. Гегеля? 14. В чем проявляется панлогизм философии Г. Гегеля?
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1103; Нарушение авторского права страницы