Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия эпохи Возрождения.
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность. Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения Ключевые понятия 1.Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были: • совершенствование орудий труда и производственных отношений; • кризис феодализма; • развитие ремесла и торговли; • усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры. • укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; • появление первых парламентов; • повышение уровня образованности в Европе в целом; • великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); • научно-технические открытия 2. В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления: • гуманистическое; • неоплатоническое; • натурфилософское; • реформационное; • политическое; • социалистическо-утопическое. Последние три течения принято объединять под общим названием " социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. • Г уманистическое - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало по поводу церковной догматики. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.
К основным чертам гуманизма относились: • антицерковная и антисхоластическая направленность; • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
• Н еоплатоническое ( н еоплатонизм) — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Теоретики неоплатонизма: • противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона; • предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога • не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; • призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
• Н атурфилософское направление - опираясь на астрономические и научные открытияпытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания (16-17вв).
Представители натурфилософии: • обосновывали материалистический взгляд на мир; • стремились отделить философию от теологии; • формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
Социально-политическая философия эпохи Возрождения Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви игосударственных институтов. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были: • философия Реформации; • реформационное стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
• политическое - изучало проблемы управления государством, поведение правителей; • утопическо-социалистическое - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении. Философия социалистов-утопистов представлена Т. Мором (1478-1535) (“Утопия”), Т. Кампанелла (1568-1639) (“Город - солнца”). Первой философской утопией обычно считают модель идеального государства Платона. В Новое время(17-19 вв.) появилось множество работ в рамках утопического социализма ( Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими. В Реформации выделяются два основных течения: • бюргерско-евангелическое; • народное. Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма. В отличие от философии Реформации, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Николо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель (основная работа “ Государь” ). Философия Нового времени 1. Научная революция и философия ХVII века. 2. Эмпиризм и рационализм - основные направления философии Нового времени. 3 Философия французского Просвещения XVIII века. Ключевые понятия: наукоцентризм, солипсизм, эпистема, деизм, пантеизм, гуманизм, антропоцентризм, детерминизм, геоцентризм, гелиоцентризм, трансцендентный, механицизм. Френсис Бэкон Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ и политический деятель. Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой. Его философское кредо: " Знание — сила". Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция. Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов. Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет " призраками" (" идолами" ) и определяет четыре их разновидности: • призраки рода; • призраки пещеры; • призраки рынка; • призраки театра.
Томас Гоббс и Джон Локк Томас Гоббс (1588 — 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона: • решительно отвергал теологическую схоластическую философию; • был убежденным материалистом; • считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; • разработал теорию государства; • первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор. Основной предмет философских интересов Гоббса — гносеология (учение о познании) и проблема государства. Джон Локк (1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени. Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка: • мир материалистичен; • в основе познания может лежать только опыт • источником опыта выступает внешний мир; • цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; • идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии; • идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга (либеральная концепция государства).
Рене Декарт и рационализм. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он: • обосновал ведущую роль разума в познании; • выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; • стал автором теории дуализма • выдвинул теорию о научном методе познания и о " врожденных идеях". Доказал что в основе бытия и познания лежит разум. • сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь -мыслит; • мыслить может реально существующий человек; • следовательно, мышление является основой, как бытия, так и познания; • поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
Философия Лейбница. 1. Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы: • субстанции; • познания. Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие: • весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную как у Декарта и Спинозы), а монистическую природу; • данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого — " единое", " единица" ); • монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием; • монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением; • по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние; • в силу непрерывности своего существования монада осознает себя; • монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: " не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти" ). Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания). Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом: • все знания разделил на два вида — " истины разума" и " истины факта"; • " истины разума" выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер; Литература 1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004. 2. История философии: лекции. Колл. авт., - М., 2000. Лекция№3. 3. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль 2000-2001. 4. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009. 5. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. 6. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31). 7. Зотов, А.Ф. Современная западная философия/ А.Ф. Зотов. – М.: - Изд. «Высшая школа», 2005. – С.784. 8. Кузнецов, В.Н. Европейская философия XVIII века/ В.Н. Кузнецов. – М.: - Изд-во. «Академический проект». Серия «Gaudeamus». 2006. – С.544. 9. Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII века/ В.Н. Кузнецов, Б.В. Мееровский, А.Ф. Грязнов. - М., 1986. 10. Мареев, С.Н. История философии (Общий курс): учеб. пособие/С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2004. Гл. 5. 11. Рассел, Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск, 1999. Кн.III. 12. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3.Новое время/ Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1995. 13. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/А.Г. Спиркин. - 2-е изд. – М.: Гардарика. 2005. Гл. 4-5. 14. Соколов, В.В. Европейская философия XV - XVII веков/ В.В. Соколов. - М., 1984. Контрольные вопросы 1. Какую роль сыграла наука в развитии философии Нового времени? 2. Что такое идолы в философии Ф. Бэкона? 3. Что понимал Ф. Бэкон под формами? 4. Какой метод познания доминирует в философии Ф. Бэкона? 5. В чём отличие и в чем сходство философии Ф. Бэкона и философии Аристотеля? 6. В чем заключается рационализм философии Р. Декарта? 7. Какие правила метода Р. Декарта Вы знаете? 10. Каким образом Р. Декарт приходит к дуализму? 11. Какую роль играет Бог в философии Декарта? 12. Что такое субстанция, по мнению Б. Спинозы? 13. Какой основной лозунг можно начертать на знамени эмпиризма и, соответственно, рационализма? Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1529; Нарушение авторского права страницы