Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия XIX - начала XX века



1. Философия марксизма.

2. Классический позитивизм.

3. Иррационализм и «философия жизни».

 

Ключевые понятия: класс, нация, революция, идеология, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, диктатура пролетариата, общественное бытие, общественное сознание, способ производства материальных благ, догма, верификация, фальсификация

 

Философия марксизма

1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику и со­циально-политическую проблематику.

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Главными произведениями основателей марксизма являются:

• " Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

• " Капитал" К. Маркса;

• " Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;

• " Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса;

• " Святое семейство" и " Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса;

• " Диалектика природы" Ф. Энгельса;

Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются

следующие понятия:

• средства производства;

• отчуждение;

• прибавочная стоимость;

• эксплуатация человека человеком.

 

Философия позитивизма Огюста Конта

1. Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия и широко распространен и популярен и в современную эпоху среди естествоиспытателей(постпозитивизм).

Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона.

По мнению Конта:

• философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;

• для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

• философия должна исследовать лишь факты, а не их причины

• философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

• философия не должна стремиться стать " царицей наук", особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой.

Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. В этой связи философом были выделены:

• три стадии интеллектуального развития;

• три стадии технического развития.

К стадии интеллектуального развития относятся:

• теологическая (мировоззрение основано на религии);

• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);

• позитивная (основана на науке).

К стадии технического развития относятся:

• традиционное общество;

• доиндустриальное общество;

• индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:

• теологическая — традиционному обществу;

• метафизическая - доиндустриальному обществу;

• позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма

Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой определяющей все в окружающем мире является воля. Основная работа А. Шопенгауэра “Мир как воля и представление”, в которой впервые в европейской философии явно прослеживается влияние индийской философии (упанишад и буддизма).

 

Выделил четыре самостоятельных закона:

закон бытия — для пространства и времени;

закон причинности — для материального мира;

закон логического основания — для познания;

закон мотивации для действий человека.

Таким образом, окружающий мир сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

• непосредственного познания;

• отвлеченного (рефлективного) познания;

• интуиции.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля:

• лежит в основе сознания;

• является всеобщей сущностью вещей.

 

Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900).

Ницше считается основоположником родственной иррационализму " философии жизни".

Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

• " воля к жизни";

• воля внутри самого человека (" внутренний стержень" );

• неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;

• " воля к власти".

 

 

Литература

1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т Фролов [и др.] – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

2. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

3. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

4. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

5. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).

6. Кучевский, В.Б. Философия нигилизма Фридриха Ницше./ В.Б. Кучевский – М., 1996.

7. Кьеркегор С. Страх и трепет/ С. Кьеркегор – М., 1993.

8. Мареев, С.Н. История философии (Общий курс). Учеб. пособие/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева - М.: Академический «Проект», 2004. Гл. 8, 9, 10.

9. Ницше Ф. Соч. в 2 т. / Ф. Нищше. – М., 1990.

10. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4/ Дж. Реале, Д. Антисери. От романтизма до наших дней. - СПб, 1997. Часть вторая.

11. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин - 2-е изд. – М.: Гардарика, 2005. Гл. 7. Параграф 1-4; 15.

12. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. – М., 1996.

 

Контрольные вопросы

1. Как понимал К. Маркс родовую сущность человека на раннем этапе своего творчества?

2. Что такое отчуждение по К. Марксу?

3. Основные положения историко-материалистической кон­цепции К. Маркса.

4. Насколько современен К. Маркс в наше время?

5. Как развивается человеческий дух по О. Конту?

6. Каково предназначение философии с точки зрения классического позитивизма?

7. Что такое воля к жизни в философии А. Шопенгауэра?

8. Какими путями можно противостоять инстинкту воли к жизни?

9. В чём выражается нигилизм философии Ф. Ницше?

10. Перечислите основные положения философии жизни.

11. Покажите этапы развития объективного и абсолютного духа.

12. Что такое хитрость Мирового разума?

13. Как представлял себе Г. Гегель исторический прогресс?

14. В чем противоречие между системой и методом в философии Г. Гегеля?

15. В чем проявляется панлогизм философии Г. Гегеля?

16. Раскройте сущность этического учения С. Кьеркегора.

17. С. Кьеркегор: типы экзистенции и отчаяния (эстетический – «отчаяние» возможного, этический – «отчаяние вызова или мужественное отчаяние» и религиозный – «отчаяние ») и их отличия.

 

История русской философии

1. «Западничество» (Н.В. Станкевич, Т.Н. Грановский) и «славянофильство» (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков) в русской философии XIX в.

2. Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова.

3. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

4. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.

5. Христианский экзистенциализм Н.А. Бердяева.

Ключевые понятия: западники, славянофилы, всеединство, общее дело, русская идея, София, соборность, православие, Бог, совесть.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 940; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь