Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психологические особенности одаренной личности
Одаренные дети, по мнению как отечественных Н.С. Лейтеса [140], В.Д. Шадрикова [269], В.С. Юркевич [288], так и зарубежных психологов Дж. Арбуснота [291], Дж.В. Вэра [325], Е.Е. Вернера и Л.М. Бахтольда [327], часто имеют высокий уровень творчества и духовности, исключительные способности в запоминании материала, в решении задач, в мгновенном улавливании связей между явлениями, невидимых для других. Не поддается объяснению с позиции существующих психологических теорий, например, феномен Нади Рушевой, которую считали гениальной художницей. Девочка умерла в раннем юношеском возрасте. По мнению ее наставника, известного художника-академика Ватагина, у нее была отточенная техника, необыкновенное композиционное чутье. Академик Д.С. Лихачев о ней писал: «Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа… Она работала почти с отчаяньем, стремлением сказать людям как можно больше: о балете (ее наиболее ранние рисунки), об античности, о Шекспире, Пушкине, Лермонтове, Толстом, Сент-Экзюпери, и, наконец, о «Мастере и Маргарите» Булгакова. Последние рисунки особенно поражают. Откуда у шестнадцатилетней девочки знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана» [277]. Возможно, что существование подобных феноменов связано с ускоренным развитием одаренных детей. Нельзя не признать существующие в действительности особенности, которые отличают одаренных детей от обычных. Рассмотрим некоторые из них. Как отмечают американские психологи: «Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый – это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в очках. Другой же – выдвинутый Л. Терменом в его монументальной работе «Изучение гения» в 1925 году - говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Хотя второй образ предпочтительнее первого, оба они достаточно далеки от истины. Физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети» [175, 23-24]. Некоторые психологи все-таки отмечают, что одаренные дети имеют внешние отличительные особенности, выражающиеся в том, что работа мысли одухотворяет их лица. Многие психологи [140], [288], [162], [175] отмечают у одаренных детей очень высокий энергетический уровень. Моторная координация одаренных детей и владение руками часто отстают от их познавательных способностей. Существуют отличия в когнитивной сфере одаренных детей. Восприятие окружающего мира, по мнению психологов, у них носит многоплановый характер. Одаренным детям свойственно холистическое мышление (целостное), непредвзятое, не ограниченное рамками стереотипов, оно требует свободы, открытости, способности иметь дело с неопределенными и неоднозначными явлениями окружающего мира. По мнению психологов, главное, что объединяет всех одаренных детей и в значительной степени отличает их от обыкновенных, это так называемая умственная активность, связанная с познавательной потребностью. Одним из первых, кто описал эту ненасыщаемую потребность, был Н.С. Лейтес [140]. По мнению В.С. Юркевич [288], эта потребность является «мотором» развития одаренных детей. В.С. Юркевич считает, что дети становятся одаренными, благодаря позитивной социальной среде и ненасыщаемой познавательной потребности, благодаря чему их способности развиваются «семимильными шагами». Очень важной особенностью одаренных детей является разносторонность их способностей. Б.М. Теплов подчеркивал, что «талант многосторонен», и считал, что не о существовании разных одаренностей должна идти речь, а о широте самой одаренности. Он писал: «Возможность успешно действовать в различных областях объясняется, прежде всего, наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности. В этом – центр научной проблемы многосторонних дарований» [241, 41]. А.Г. Асмолов [17] считает, что профиль способностей одаренного человека разновершинен, имеет множество пиков, в различной степени подверженных динамике. Разнообразие обеспечивает устойчивость. Это характерно как для культуры, так и для жизни людей. По мнению А.Г. Асмолова, одновершинный человек – существо крайне неустойчивое, а в своем предельном выражении – это психологический тип фанатика. Для данного типа личности срыв его ведущей цели равносилен срыву всей его жизни. Человек с отсеченной верхушкой своего единственного пика в критической ситуации попросту теряется, не зная, как и чем ему жить дальше. Одаренных детей отличает высокая духовность, стремление защищать и сохранять красоту и гармонию. Одаренный ребенок – это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он – нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный, он может даже производить впечатление заспанного» [286, 155]. К.Г. Юнг считает, что отмеченные особенности могут иметь защитный характер, быть обороной против внешних влияний, цель которых спокойно и без помех предаваться внутренним процессам фантазии. По его мнению, у одаренного ребенка его душевная наклонность вращается в широком диапазоне противоположностей, ведь дарование чрезвычайно редко характеризует все душевные области более или менее равномерно. Е. Торренс, как бы подтверждая высказанную Юнгом мысль, писал об одаренных: «Они более мужественные и в то же время более информированные, более конформны, в то же время более нонконформны, более автономны и более зависимы, более серьезны и больше склонны к игре, более робки и более бесстрашны, больше уверены в себе и больше склонны к сомнениям в своих силах, более восприимчивы и более самостоятельны по сравнению с менее творческими коллегами. Они интегрируют эти полярные противоположности в своем мышлении и потому обладают необъяснимой способностью решать проблемы, которые, казалось бы, не поддаются логически разумному разрешению» [324, 5]. К.Г. Юнг отмечает, что личности одаренного ребенка может быть присуща дисгармония, которая выражается в том, что той или иной сфере личности может доставаться так мало внимания, что можно говорить о ее выпадении из общего развития. «Прежде всего, есть громадные различия в степени зрелости. В сфере одаренности при одних обстоятельствах господствует аномальная скороспелость, в то время как при других духовные функции лежат ниже нормального порога того же возраста. Из-за этого порой складывается такой внешний образ, который вводит в заблуждение. Перед нами вроде бы недоразвитый и духовно отсталый ребенок, и мы никак не ожидаем от него сверхобычных способностей» [286, 156]. По мнению Ж. Гюйо, одаренный человек способен «концентрировать и ассоциировать несколько индивидуальностей в своей собственной, поскольку носит в себе как бы живое общество» [71, 62]. У одаренных детей сильно развито чувство справедливости и проявляется оно очень рано. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и красоту природы [175]. Очень рано они пытаются разобраться в социальном устройстве общества, в котором живут, чувствуют свою связь с ним и реагируют на социальные изменения. Некоторые психологи [171] считают, что одаренный ребенок в силу своей эмоциональной чувствительности в такие кризисные периоды может рассматриваться как латентная жертва социализации. В.С. Юркевич [288] считает, что мир, в котором отсутствует определенность, разрушающе действует на психику одаренного ребенка. По мнению А.Г. Маслоу, одаренные «…люди ясно, просто, естественно могут изъясняться на языке высшего бытия, языке поэтов, мистиков, пророков, глубоко религиозных людей, людей, живущих в мире платоновских идей, Спинозы и вечности. Им, по сравнению с обычными людьми, лучше понятен смысл притч, иносказаний, парадоксов, музыкального искусства, невербальных коммуникаций и т.д.» [159, 295]. Важное значение имеют особенности самосознания личности одаренного ребенка. Многие исследователи отмечают у одаренных детей низкую самооценку [175], [191], [301]. Этому факту существует множество объяснений. Одно из них связано со специфической структурой эго-состояния одаренных детей. Как было установлено в наших исследованиях, одаренные дети имеют эго-состояние «взрослый», выраженное в большей степени по сравнению с эго-состояниями «ребенок» и «родитель». Одаренные дети, оценивая свои достижения с позиции взрослого реально и достаточно жестко, считают их не очень высокими, детскими. Этим может быть объяснена их неблагоприятная Я-концепция, в частности, низкая самооценка. Ряд исследований, проведенных Е.Е. Вернером и Л.М. Бахтольдом [327], Дж.Ф. Фельдюзеном [300], П.М. Олжевски-Кубилиусом [311], А.Дж. Танненбаумом [322] и др., позволили выявить у одаренных личностные особенности. Так, по сравнению с обычными учащимися, их отличает эмоциональная устойчивость, независимость от группы, самостоятельность, высокая самооценка, доминантность, социальная адаптабельность. Одаренной личности присуще стремление к гармонии. Исследования Дж.В. Вэра [325], Дж. Арбуснота [291] установили существование связи между развитостью моральных убеждений и коэффициентом интеллекта. В зарубежной психологии существуют исследования, позволяющие говорить о психологических отличиях между одаренными мальчиками и девочками. При этом данные исследований достаточно противоречивы. Р.Х. Краммер [297] отмечает, что одаренные мальчики, по сравнению со среднеинтеллектуальными, имеют более высокий IQ, более самоуверенны, индивидуалистичны, самодисциплинированны. По сравнению с мальчиками, одаренные девочки отличаются по меньшему числу факторов от неодаренных. Необходимо отметить, что анализ литературы показал, что в целом исследований по психологии личности одаренных с учетом их гендерной принадлежности проведено недостаточно, особенно это касается отечественных исследований. В российской психологии практически отсутствуют исследования личностных особенностей одаренных с учетом их принадлежности к полу. Вместе с тем проблема гендерных особенностей одаренных актуальна и нуждается в дальнейшей разработке. Для одаренных очень важна проблема самоактуализации. Когда препятствуют реализации одаренных детей, это вызывает у них лишнюю трату энергии и тяжелые эмоциональные переживания. Действительно, одаренные дети испытывают трудности в современном социуме. Достаточно распространенным является взгляд на одаренных детей как детей-невротиков или психотиков [175], [191], [293], [309] т.е. проводится аналогия между поведением творческой, одаренной личности и человеком с нервными или психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого. Это, возможно, объясняется психологическими особенностями одаренных детей и объективной ситуацией, существующей в обществе. Рядом исследователей [140], [288], [317] доказано, что среди одаренных детей чаще встречаются дети с высоким уровнем нервно-психического напряжения, что, с одной стороны, энергетически обеспечивает их широкие познавательные процессы и возможности, а с другой стороны, лежит в основе неуравновешенности, сверхактивности и возбудимости, которые способствуют высокой реакции на стресс-факторы, провоцируя острые эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, невротические и соматические расстройства. Таким образом, большие способности связаны с большей уязвимостью личности одаренного ребенка. Одаренные дети все воспринимают и на все реагируют. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Трудности ежедневного общения, которые не задевают обычного ребенка, способны больно ранить ребенка одаренного. Благодаря широте восприятия и чувствительности, одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. Американские психологи [175], [321] отмечают, что человек, восприятие которого хронически опережает его возраст, всегда находится под стрессом. Социально адаптированным взрослым трудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка исправить несправедливость общества. Повышенная эмоциональная чувствительность одаренных детей, стремление к социальной справедливости необходимы для того, чтобы одаренные дети выполнили свое предназначение в обществе. Нельзя не отметить тот факт, что вся современная культура ориентирована на среднего человека. В отечественной психологии сложился традиционный подход пристального изучения и внимания к обычным и умственно отсталым детям. Этих детей всесторонне исследовали, для них разрабатывались специальные программы обучения, готовились психологические кадры. Одновременно с этим помощь одаренным детям расценивалась как выращивание интеллектуальной элиты и нарушение социальной справедливости. Антиинтеллектуализм распространен не только в нашем обществе. К.Г. Юнг в связи с этим говорил о прискорбной карикатуре добра: «Хотят помогать слабым и борются со злом, но одновременно возникает опасность того, что талант остается без внимания и даже рассматривается как что-то сомнительное и непристойное» [286, 153]. Американские ученые [175], [301] признают, что фетишизация «обыкновенного», «среднего» человека, недоверие к «умникам» насквозь пронизывает американское общество. В таких условиях одаренные дети испытывают трудности социализации, адаптации, что вызывает у них высокое нервно-психическое напряжение, невротизацию, приводит к дезадаптации. Не случайно одаренных детей относят к группе риска. А.Г. Маслоу отмечает сложный характер взаимоотношения одаренных людей с культурой. По его мнению, для них характерна высокая степень принятия культуры и в то же время отстраненность от нее, что объясняется высоко выраженной личностной автономностью. «…сравнивая этих людей с другими членами нашего общества, чрезмерно социализированными, роботизированными, этноцентричными, мы вынуждены признать, что если их мировоззрение и не позволяет нам счесть их создателями особой субкультуры, то все-таки мы имеем дело с особой группой «сравнительно неокультуренных» индивидуумов, которые сумели не поддаться нивелирующему влиянию окружающей их культуры» [159, 251]. Таким образом, анализ литературы показал, что одаренная личность характеризуется, как правило, ускоренным психическим развитием. Это касается как когнитивной, так и психоэмоциональной сферы. Важной особенностью одаренной личности является высокий уровень развития интеллекта, креативности, духовности. Вместе с тем исследователи отмечают проблемы, которые возникают у одаренных в современном социуме и затрудняют процесс самоактуализации, развитие одаренной личности. Таким образом, анализ литературы позволил установить, что проблема одаренности в настоящее время становится чрезвычайно актуальной. После длительного перерыва началась ее интенсивная разработка в нашей стране. Следует отметить, что существуют отличия в научном подходе отечественной и зарубежной психологии к проблеме одаренности. Российская психология стремится к разработке фундаментальной теории одаренности, в то время как западная изучает проблему одаренности преимущественно с позиции утилитарного подхода. В связи с прагматичным подходом к феномену одаренности зарубежными психологами в большей степени изучается одаренность, связанная с достижениями личности. В отечественной психологии понятие одаренности используется: 1) в контексте способностей и 2) в контексте проблемы одаренных детей. Исследования в этих двух областях очень мало связаны между собой. Используемые в них представления и понятийный аппарат различаются, что, конечно, нельзя считать нормальным. Такое положение вещей проистекает из-за отсутствия единой разработанной теории, которая бы давала ясное понимание того, что же представляет собой такая психологическая реальность как одаренность. Для описания людей, имеющих более высокий уровень интеллектуального развития, по сравнению со среднестатистическим уровнем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии используются понятия «гений», «талант», «одаренность». Анализ этих понятий в научной литературе показал их терминологическую неопределенность, неоднозначность использования, что связано со сложностью объективных явлений, которые заключены в этих понятиях. Многие исследователи отводят одаренности нижнюю ступеньку иерархической лестницы способностей, таланту – среднюю, гению – высшую. Мы придерживаемся понятия одаренности как динамического интегрального личностного образования, включающего интеллектуальный компонент, креативность и духовные особенности личности. При этом именно духовность мы считаем системообразующим признаком одаренности. Это – высший уровень развития личности, который проявляется во взаимодействии с социокультурной средой и формируется в процессе врастания ребенка в культуру. Рассмотрение исследовательских традиций изучения одаренности, представленных в литературе, позволяет утверждать, что в основе преобладающего большинства из них лежит естественнонаучная парадигма. В рамках этой парадигмы одаренность связывается с наследственностью и рассматривается как врожденная характеристика человека, мало изменяющаяся на протяжении жизни. Отдельные исследования, рассматривая роль внешних, социальных факторов в развитии одаренности, отражают новые прогрессивные тенденции во взглядах на природу одаренности. При этом культуре придается роль контекста, совокупности всех социальных факторов одаренности, связанных с непосредственным окружением ребенка. Необходимо отметить, что культура при таком понимании и рассмотрении остается важным, но внешним по отношению к одаренности феноменом. На наш взгляд, необходимо дополнить исследования, проводимые с позиции натуральной парадигмы, исследованиями с позиции культурно-исторической парадигмы, позволяющими добавить новое важное измерение в изучение этого феномена – культурное. Наиболее успешно исследования в этом направлении возможно провести с позиции культурно-исторической психологии, разработанной в школе Л.С. Выготского, в рамках которой культура рассматривается не как внешнее, а как то, что становится внутренним, психическим, входит в состав опыта личности. Подход к исследованию одаренности с позиции культурно-исторической психологии актуален также в связи с тем, что определения одаренности, модели, разработанные в европейских культурах, отражают ценности этих культур и поэтому нерелевантны незападным культурным условиям, в частности, российским. Как показывает анализ исследований, российские культурно-психологические особенности пока не нашли своего отражения в понимании одаренности как психологического феномена. В связи с этим, необходимо создание российской психологической теории одаренности, которая бы учитывала социальные, культурные особенности – ценности, нормы, характеризующие конкретную этническую общность, традиции своей науки.
Глава 2 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1812; Нарушение авторского права страницы