Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема содержания понятий «гений», «талант»,



«одаренность»

 

Остановимся на трактовке понятий «гений», «талант», «одаренность». Четкое определение и дифференциация терминов в науке необходимы всегда, в данном же случае смешение понятий чревато не только методологическими, но и мировоззренческими ошибками. Ведь если мы понимаем одаренность как врожденный дар, то все усилия педагогов учебных заведений, научных учреждений, общества в целом, направленные на формирование одаренной личности, не имеют никакого смысла. Все зависит от того «дара», который получила личность. На базе подобного толкования одаренности возникли вредные мифы, например, такие, в которых одаренность детей сравнивали с родником, в том смысле, что талант всегда пробьется, следовательно, ему не надо помогать.

Если обратиться к историческому зарождению и употреблению терминов «гений», «талант», «одаренность», то выявляется ряд интересных фактов. Понятие «гений» стало использоваться первым в этом ряду терминов. Широкое применение оно нашло у философов со времен античной культуры. Гений - это человек, наделенный божественным духом (от лат. “genius” – дух) [124, 86]. При этом духи («даймоны») трактовались в античной мифологии как что-то среднее между богами и смертными, они имели силу «быть истолкователями и передатчиками человеческих дел богам, а божеских – людям». Платон подчеркивал связь с «даймоном» творческой функции. Сократ рассказывал о своем «даймонионе», подающим ему знамения. Действия «даймона» сказываются, прежде всего, в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божественные знаки оказываются одновременно и «внутренним голосом» личности. Таким образом, представление о гении предполагает творческую природу гениальности как силы вдохновения, озарения; не просто закрепленность гения за индивидом, но сопряженность гениальности с «душой» как внутренним началом человека, личности.

В 18 веке совершается процесс демистификации гения как идущей извне божественной силы, руководящей человеком. Теперь гениальность начинают понимать и как внутреннюю, свойственную душе творческую способность.

В 19 веке формируется окончательное представление о гениальности как высшей творческой способности. Все эти моменты получили развитие лишь в процессе распространения индивидуализма в новоевропейской культуре, через ренессансную теорию «обожения» человека и представления о художнике как «втором боге».

О том, что гении нуждаются в обучении, писали еще со времен Платона и Аристотеля, однако значимость этого обучения ничто по сравнению с «божественным даром». То, что богом дано, им же защищено и гарантировано. Отсюда миф, живущий в общественном сознании: «Талант («гений») всегда пробьется». Но необходимо подчеркнуть, что в представлении практически всех выдающихся философов прошлого (Платона, Аристотеля, Канта и других) божественная предопределенность гениальности не отменяет и не исключает важности воспитания и образования.

Одновременно с термином «гений», в философии античной культуры возникает понятие «талант» (от греч. talenton). По-видимому, появление этого термина связано с представлением о возможности измерения степени гениальности и на этой основе ранжирования гениев. В соответствии с этим, «талантом» стали обозначать высокую степень способностей к определенному виду деятельности, в то время как под «гением» стали понимать самый высокий уровень способностей. Попытка найти истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во вполне земных явлениях – врожденных особенностях связана с новым этапом исследования гениальности, который вводит в научный оборот новую терминологию. Так термин «одаренность» постепенно вытесняет из научного лексикона понятие «гениальность». Гениальность, понимаемая как высший уровень проявления таланта, творчество которого является эпохальным, далеко выходящим за пределы человеческих представлений, оказывается практически недоступной для научного изучения.

В современной научной литературе публикации, связанные с изучением гениальности, встречаются крайне редко, их насчитывают буквально единицы (Н.В. Гончаренко [67], Г. Мелхорн, Х.-Г. Мелхорн [164], В.Ф. Овчинников [174], Р. Дилтс [77]).

Американский ученый Дж.-М. Айзенштадт [297] считает, гениальность связана с высочайшим уровнем развития личности, позволяющим добиться непревзойденного мастерства и компетентности в какой-либо области. Гений не просто чувствительный человек, своеобразный экстрасенс в сфере творчества. У него многое идет не от «сверх», не от избытка чувств и чрезмерных способностей. Люди склонны упрощенно объяснять необычное и измерять его привычными мерами величины. Однако «сверхдостижения» высших умов являются, скорее, необычным сплавом обычных человеческих способностей.

Б.М. Теплов в своей работе «Способности и одаренность» пишет о том, что «Центральная задача психологии одаренности - вовсе не ранжирование людей по высоте их одаренности, а установление способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопрос должен заключаться не в том, насколько одарен и способен данный человек, а какова одаренность и каковы способности данного человека» [241, 28].

Границы между понятиями одаренность, талант, гений размыты, нечетки, ибо отражают они такую же неопределенность в реальной жизни. В соответствии с общепринятым мнением одаренная личность, талант, гений – восходящие ступени интеллектуального и творческого развития человека, мера оценки его достижений. Обыденное сознание удовлетворяется их количественным сопоставлением.

В научном плане понятия «гениальность», «талант», «одаренность» многими авторами терминологически не различаются. Многие зарубежные психологи, например, Т. Мейснер, автор книги «Вундеркинды = Wunderkinder. Реализованные и нереализованные способности» [162] не разграничивает понятия одаренность, гениальность, талант.

Многие авторы высказывают точку зрения, что соотношение одаренности и талантливости следует рассматривать как соотношение более общего и более специального. В этом случае одаренность есть фактор некоей общей способности к творчеству, а талант выступает в виде особого измерения в развитии специальных способностей. Так, Ю.З. Гильбух пишет: «Талантливый человек – это человек, обладающий очень высокой степенью способностей к какой-либо специальной деятельности (музыкальной, художественной, литературной, технической, спортивной), причем эти способности уже в значительной степени успели реализоваться в конкретных общественно значимых продуктах. Кроме того, в данный термин обычно вкладываются еще два признака: наличие выраженного творческого начала и доминирование врожденных качеств. В таком понимании шестилетний Моцарт, совершающий вместе с отцом концертное турне по европейским странам, несомненно, талант (хотя пока еще не гений). 18-летний Слава, только что окончивший физический факультет университета, - пока еще только одаренный юноша.

При совместном употреблении термины «одаренный» и «талантливый» выступают как род и вид. Всякий талантливый ребенок (вообще человек) является вместе с тем и одаренным, но не каждый одаренный ребенок может быть назван талантливым. Некоторым одаренным детям еще предстоит достичь уровня талантливости, и не всем, увы, это удается» [64, 15].

А.В. Либин [151] рассматривает одаренность как общую предпосылку креативности, талант как актуализацию специальных способностей, гениальность как уникальную форму самовыражения и самореализации.

Не менее существенным представляется объяснение различий между одаренностью и талантливостью с позиций генетически-возрастных изменений, когда первая выступает лишь в виде потенциального компонента, природной предпосылки, а второй – как актуализирующийся под воздействием средовых условий и жизненного опыта процесс.

Д.В. Ушаков понимает одаренность как потенциальный талант, а талант – как реализованную одаренность. Он пишет: «Талантливым мы можем считать человека, создающего культурно-ценный продукт, например, произведения искусства, научные теории, инженерные сооружения, религии, идеологические движения или организации людей. Под одаренностью понимается потенциальный талант, который может проявиться на дальнейших этапах жизненного пути человека. Одаренность, в отличие от таланта, - не сказывается в очевидных для общества достижениях, она может быть скрыта от самого человека и его окружения. Для ее выявления часто оказываются необходимы научные методы» [249, 214-215].

С.Л. Рубинштейн считает, что «особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений». «Талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся, в принципе, в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, М.В. Ломоносова, К. Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества» [206, 132].

В.Ф. Овчинников рассматривает гениальность, талантливость, одаренность как сложившиеся в общественном сознании типы проявления творческой личности: «Гений открывает неизведанные пути творчества. Он первооткрыватель принципиально нового и неизвестного – отсюда его оригинальность и неповторимость… Талант, обладая выдающимися способностями, идет по пути, открытому гением. У Ч. Дарвина, А. Эйнштейна, И.П. Павлова были десятки последователей, ученых, углублявших и продвигавших их открытия. Одаренный человек, обладая разносторонними данными, является проводником нового, на практике доказывая его культурно-историческую значимость» [174, 20-21].

В.Ф. Овчинников, подобно другим авторам, в качестве критерия различия творческих типов людей использует частоту их встречаемости в нации и отмечает, что на протяжении истории человечества гениев было не так много: не более сотни, талантов – тысячи, одаренных – миллионы.

Таким образом, если кратко обобщить приведенные высказывания о «гении», «таланте», «одаренности», то видно, что, несмотря на различный смысл, вкладываемый авторами в эти понятия, одаренность рассматривается как самая нижняя ступенька на иерархической лестнице способностей, промежуточную занимает талант, а верхнюю – гений.

Как известно, наряду с научными теориями существуют имплицитные. Интересно соотнести научные представления об умном, одаренном человеке с житейскими представлениями. У каждого из нас есть образ умного человека, обладающего высоким интеллектом. Имплицитные, т.е. неотрефлексированные представления, находятся «в головах людей» и их знание может стать концептуальной основой для построения эксплицированных (научных) теорий. Р. Стернберг [320] провел исследование содержания и организации представлений об интеллекте, креативности и мудрости, бытующих среди «обычных людей», т.е. среди людей, не связанных с его изучением. Р. Стернберг на основе полученных результатов разработал «пентагональную имплицитную теорию одаренности». По его мнению, идентификация личности как одаренной возможна при условии, если ее интеллектуальная деятельность отвечает пяти критериям, таким как: 1) критерий превосходства – субъект имеет максимально высокие показатели успешности выполнения определенного психологического теста сравнительно с другими испытуемыми; 2) критерий редкости – субъект показывает высокий уровень выполнения в том виде деятельности, который является редким, нетипичным для соответствующей выборки испытуемых (например, высокая оценка по тесту, проверяющему знание английского языка среди студентов старших курсов университета, не является свидетельством одаренности личности, поскольку высокий уровень знания английского языка является достаточно типичным для лиц этой категории); 3) критерий продуктивности – субъект, имеющий высокие показатели выполнения того или другого теста, доказывает, что он может реально что-то делать в некоторой предметной области (например, в сфере профессиональной деятельности); 4) критерий демонстративности – субъект, имеющий высокие показатели выполнения определенного теста, неоднократно повторяет этот результат на других валидных измерениях в любых других альтернативных ситуациях; 5) критерий ценности – субъект, имеющий высокий показатель выполнения соответствующего теста, оценивается с учетом значения данного психологического качества в конкретном социо-культурном контексте (следовательно, признаки интеллектуальной одаренности могут быть разными в разных культурах).

Результаты наших исследований [131], [134] выявили представление студентов о людях, которых они считают одаренными. В целом студенты полагают, что одаренные люди встречаются реже, чем талантливые, и что они занимают более высокую ступеньку в плане качественного своеобразия, чем талантливые. Давая характеристику одаренному человеку, они отмечают его необыкновенные возможности, высокие способности, творческую волю, высокую мотивацию, интерес к деятельности, нестандартность мышления, креативность, высокую продуктивность, способность создавать в своей области ценные продукты, а также личностные социально-этические характеристики.

Если соотнести результаты наших исследований с основными факторами одаренного человека, выделенными Р. Стернбергом, то видно определенное сходство. Это касается всех выявленных Р. Стернбергом [320] критериев одаренной личности: превосходства, редкости, продуктивности, демонстративности, ценности.

В настоящее время существует более ста определений одаренности, сформулированных, в основном, зарубежными авторами.

Мы не будем останавливаться на анализе всех этих понятий, а рассмотрим наиболее популярные модели одаренности, разработанные европейскими и американскими психологами. Среди многих, в том числе весьма сложных, моделей структуры одаренности, заслуживает особого внимания «трехкольцевая модель одаренности» Дж. Рензулли [199], [316] созданная на основе изучения одаренных детей и взрослых.

 

 
 


Рис. 1. Модель одаренности по Дж. Рензулли

 

Она включает в себя три компонента: интеллект выше среднего, усиленную мотивацию и творческость. Таким образом, умственная одаренность не представляет собой нечто однородное.

Из принятия такой структуры следует, что различия по умственной одаренности не сводятся к различиям по ее величине: различными могут быть соотношения «составляющих», относительна роль каждой из них. Автор считает, что этой моделью удобно пользоваться на практике, анализируя одаренность ребенка.

При этом очень важно, что каждая из составных частей, и проявление одаренности в целом, имеет особенности в зависимости от возраста ребенка.

Мультифакторная модель одаренности предложена Ф.Ж. Монксом [310]. Эта модель интересна тем, что автор не выделяет интеллект в качестве составной части одаренности, как это сделано в модели Дж. Рензулли. Он предлагает несколько иные параметры: ставшую традиционной мотивацию, креативность и исключительные способности.

 

 

 

Рис. 2. Структура одаренности по Ф.Ж. Монксу

 

Понятие мотивации трактуется им так же, как принято другими исследователями (мотивация, связанная с ориентацией на задачу). Креативность объединяет широкий спектр качеств, необходимых для творчества. Понятие «исключительные способности» характеризует как бы внешнюю сторону одаренности. В сущности, данная модель представляет собой модифицированный и дополненный вариант концепции Дж. Рензулли.

Выступающий в качестве основного дополнения треугольник: семья – школа – сверстники, акцентирует внимание на внешних факторах одаренности.

На рис. 3 графически представлена теоретическая модель одаренности, построенная на основе сопоставления концепций Дж. Рензулли, Ф. Монкса, А. Танненбаума и других [212, 80].

 

 
 


Рис. 3. Теоретическая модель одаренности

 

Основу этой модели составляет, ставшая традиционной, триада факторов, впервые выделенных Дж. Рензулли: креативность, способности выше среднего уровня, мотивация. Они изображены в виде трех пересекающихся окружностей, которые указывают на характер взаимосвязи данных факторов. Ф. Монкс дополнил эту модель равнобедренным треугольником: семья, школа, сверстники, а А. Танненбаум – прямоугольником, который символизирует факторы внешней среды (культурно-исторические, национальные и другие традиции, географические, климатические и другие условия). Авторы данной модели представляют одаренность как систему, включающую в себя ряд компонентов.

Фундаментальное, интегральное психологическое свойство, характеризующее в наиболее общем виде рассматриваемое явление, обычно обозначают как «творческая одаренность» (А.М. Матюшкин, П. Торренс и др.), «человеческий потенциал» (Дж. Рензулли). Данный термин указывает на то, что это – некая потенциальная, и при этом универсальная возможность реализации личности в творчестве.

       
 
 
   


Рис. 4. Концепция одаренности, разработанная А.И. Савенковым

По мнению А.И. Савенкова, данная модель не дает достаточного представления о характере взаимодействия и соотношения внешних и внутренних факторов в становлении одаренности на уровне фенотипа. Поэтому им была разработана модель, ориентированная на педагогические задачи (рис. 4). Одаренность на этом рисунке представлена в виде вертикальной оси, пронизывающей условно выделенные уровни [212, 181].

На границе генотипического и психического уровней, по мнению А.И. Савенкова, педагог имеет дело с некоторым потенциалом («даром»), который состоит из триады, аналогичной Дж. Рензулли: креативность, способности выше среднего уровня, мотивация. На уровне фенотипа находится сложный конгломерат, полученный в результате взаимодействия генотипа и средовых факторов.

Как видно из рисунка и пояснений автора, данная модель одаренности разработана на основе зарубежных моделей.

Опираясь на изложенный выше материал, необходимо отметить, что феномен одаренности с трудом поддается осмыслению в рамках современной психологии как отечественной, так и зарубежной. Это отмечает, например, крупный российский психолог К.М. Гуревич [68, 268], который пишет, что высокую одаренность нельзя понять в рамках психологии мышления. По его мнению, для решения этой научной проблемы необходим ее перенос в другую плоскость. Перед психологами встает задача поиска этой плоскости.

Анализ существующих моделей одаренности показывает, что сложное явление одаренности, относящееся к высшим проявлениям человечности, плохо описывается этими схемами не только потому, что они носят упрощенный характер, но, главным образом, потому, что в этих моделях отсутствует что-то очень важное (сама суть, дух одаренности), без чего модель остается мертвой картинкой. Модели одаренности, разработанные американскими и европейскими учеными, носят отпечаток западной культуры, в которой ценятся ум, достижения, успех. Среди основных составных компонентов моделей приоритетными являются: высокие способности (интеллект), креативность, мотивация достижений. В целом, обозначенный подход к проблеме одаренности является безличностным.

На наш взгляд, этот подход является недостаточно перспективным. В традициях отечественной психологии одаренности такими выдающимися учеными, как Г.И. Россолимо, В.М. Экземплярский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, Д.Б. Богоявленская и др. заложен фундамент личностного подхода к изучению одаренности, а Л.С. Выготским, А.Г. Асмоловым - культурно-исторического подхода.

Мы рассматриваем одаренность как динамическое интегральное личностное образование, включающее интеллектуальный компонент, креативность и духовность как высший уровень развития личности, которое формируется в процессе взаимодействия с социокультурной средой и проявляется в высоких творческих достижениях.

В своей работе мы исследовали интеллектуальную одаренность как один из видов одаренности. В отечественной психологии интеллектуальная одаренность традиционно рассматривается как общая одаренность, связанная с высоким развитием общих способностей: интеллекта и креативности, и лежащая в основе всех видов одаренности. Авторы «Рабочей концепции одаренности», выделяющие виды одаренности по критерию деятельности, интеллектуальную одаренность связывают с познавательной деятельностью. Поэтому интеллектуальная и академическая одаренность оказываются содержательно схожими по смыслу.

Нам близки взгляды на интеллектуальную одаренность М.А. Холодной [263], которая отмечает связь одаренности с особым состоянием индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь – умственных), которые обеспечивают возможность творческой интеллектуальной деятельности.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I.Социалистическая индустриализация. Проблема накоплений и переход к административным метода.
  2. III.3. Проблема неосознаваемой регуляции преступного повеления в превентивной теории и практике.
  3. IV. Генезис образов, значений и понятий
  4. VI. Суждение и проблема авторитета
  5. Актуализация теоремы Коуза (Дж. Стиглер). Формулировка теоремы Коуза: две версии. Проблема оптимальной структуры собственности.
  6. Актуальная проблематика управления финансовой устойчивостью предприятия в современных условиях
  7. Алогизм – непредсказуемое совмещение понятий; сознательное нарушение логических связей в художественном произведении.
  8. Близнецовый Метод и Проблематика «Предрасположенность-Окружающая Среда»
  9. В.№ 2. Соотношение понятий: общение и коммуникация.
  10. Вклад Герда А.Я. в разработку содержания и методики начального естествознания.
  11. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ, СКОТОВОДСТВА И РЕМЕСЛА. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА И ПРОБЛЕМА ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ
  12. Возникновение психики и проблема критериев психического. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении психики в филогенезе


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2057; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь