Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Название экспозиции: ЭРОС И ТАНАТОС
Николай Сажин – одна из ключевых фигур ленинградского-петербургского искусства второй половины 20-го века. Его можно отнести одновременно и к новаторскому искусству, и к традиционному, но в действительности он никогда не принадлежал целиком ни одному из лагерей от искусства, даже тогда, когда таковая принадлежность была определяющей для идентификации художника в нашей стране. Эта невозможность принадлежать группам – естественное следствие масштаба Сажина-художника, великость которого не способна уложиться ни в одно прокрустово ложе. Сажин – это целый мир: огромный, самодостаточный и постоянно развивающийся из внутренних источников. На полке истории его искусство в соседстве с разными течениями и лагерями будет выглядеть как эпическая сага рядом со сборниками рассказов разных авторов. Стремление к невозможному и умение аккумулировать разнонаправленные энергии отличают Сажина и как человека, и как художника. Его работам присуща внутренняя полемика рисунка и цвета, формы и содержания, реализма и абстракции, смеха и ужаса. У Сажина все органично и интересно, в нем нет ни капли фальши или подражательности. Он, как язычник, все одушевляет: стихии, предметы, органический мир. Для зрителя он, как хороший учитель: не навязывает свое понимание, но задает тему и берет зрителя с собой в увлекательное путешествие за новыми открытиями.
Одна из излюбленных, культивируемых Сажиным тем – влечение и смерть, Эрос и Танатос. Сажин-жизнелюб приглашает нас полюбоваться многочисленной популяцией нахально-обаятельных, обезоруживающе-откровенных калебасных тыкв и другими гипертрофированными органическими формами, символизирующими Эрос, и подивиться на монументально-величественные горы черепов, символизирующие Танатос, насыщенные красками не менее яркими, чем живая природа. Постоянное присутствие Эроса, отрицающего смерть, так же как и внутренняя динамика изображений Танатоса, заставляет нас воспринимать смерть не как конец и пустоту, но как переход энергии из одного вида в другой. Энергия не исчезает – этот закон физики наглядно демонстрирует нам Сажин. Он зацикливает энергию смерти и энергию влечения в один природный механизм, вращающий бесконечное колесо поколений, и нам уже не нужно изобретать вечный двигатель – Сажин его нашел.
2. Николай Сажин (СПб) – «Екатерина II и ее фавориты»
Полотно «Екатерина II и ее фавориты» носит не столько исторический характер, хотя и обращается к документальным фактам истории эпохи Екатерины II, сколько является искусной пародией на «великие» дела императрицы. Из славных деяний самодержицы всероссийской Сажин выделяет страсть Ее Величества к придворным романам. Екатерина, действительно, отличалась пылким нравом: с 1753 по 1796 год у нее было 15 фаворитов. На полотне Сажина любимцы Екатерины присутствуют незримо — в виде знаков - скупых букв и цифр своеобразной статистики, а также в виде эротических символов, расположенных на верхней ленте любовных заслуг императрицы. Сажин создает своеобразный документ человеческих деяний Екатерины Великой. +Изолитература Любовь и вражда Как и искусство, женщина и мужчина, каждый в отдельности и вместе встретившиеся, являются бездной, в которую можно смотреться вечно, о которой можно бесконечно высказываться, и никогда не высмотреть, не выговорить до конца. Жизнь и смерть, творчество и бездеятельная леность, космос и хаос – все как бы заключается в этих изначально видимых противоположностях и все ими оправдывается. Мужчина колок, яростен и груб; женщина – мягка, смиренна и податлива. Мужчина – творческое начало, имеющее власть перекраивать мир и вносить в него свои определения; женщина – глина, материя, по словам Платона, «мать-кормилица, восприимица всего сущего». Великая загадка, заключенная в мире, разрешается любовью – и мальчик и девочки преображаются в мужчин и женщин, стоя уже по ту сторону тайны. Но это вовсе не означает, что загадка разгадана, и покров тайны сорван – этот только искра, импульс к тому, чтобы начать создавать мир, проявляя его, как пунктиры на контурной карте. Марс – копье; Венера – зеркало. Копье стрелою указывает на противника, на стоящего напротив; зеркало, как небосвод, приковывает внимание к себе, внутрь себя, к тому, кто на себя смотрится. Древние образы мужчины и женщины – это фавны и нимфы. Древний образ общения стихий – танец, музыка.[…] Мужчина и женщина переплетаются в вековечном танце, женщина делает мужчину поэтом, мужчина женщину – бессмертной. Гармония уравновешивает эти стихии, всегда готовые к страстной и любовной борьбе. Александр Львов Ый этаж Название экспозиции: СИМВОЛЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Представленные в экспозиции четвертого этажа работы объединяет наличие в них символических персонажей, предметов и/или ситуаций, используемых художниками для отсылки к различным контекстам – философскому, религиозному, архаическому. Каждая эпоха порождает свои символы, с которыми она неразрывно связана, по которым она идентифицируется и в последующем остается в культурной памяти человечества. Символы – своеобразные признаки времени – события, личности, явления – наиболее проявляющие его характер, со сменой эпох становятся знаками, осуществляющими связь времен. Связывать воедино разные времена и обеспечивать устойчивость культурных смыслов в памяти людей – основная функция символа в культуре. По словам Юрия Лотмана «…символ никогда не принадлежит какому-либо одному синхронному срезу культуры – он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Память символа всегда древнее, чем память его несимволического текстового окружения». Жизнеспособность символа определяется его возможностью актуализировать содержание и приобретать новые формы. Общее историческое поле визуального искусства во многом формируется благодаря образам, имеющим символическое значение. Современные художники, извлекающие из культурной памяти прошлого символы, осуществляют своеобразный процесс их разгерметизации, актуализируя содержание и находя адекватный времени формально-языковой эквивалент. Работы художников с экспозиции четвертого этажа говорят о наиболее важных понятиях, которые, по мнению художников, определяют наше сегодняшнее бытие. Символы, создаваемые авторами работ, как и любые другие символы, существуют одновременно и в плоскости нашей жизни, и «на глубине» тех контекстов, к которым они отсылают. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1184; Нарушение авторского права страницы