Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Николай Копейкин. Димон сидящий – «герой нашего времени».
- Копейкин создает иронически обобщенный символ современности в виде образа «героя нашего времени» Димона сидящего – обывателя новых времен со всеми характерными признаками и ассоциациями, отсылающими к современности. Романтически возвышенный герой классического прошлого со знаменитого полотна Врубеля «Демон сидящий» превращен современным художником в обмельчавшего гопника Димона, сидячего в знаковой для понимания биографии героя позе. Врубель, глубоко символичный художник, вдохновленный произведением Лермонтова, создавал образ своего романтического демона как символ души, олицетворяющего собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе. Герой Копейкина, хоть и устремлен взором в синюю даль моря, вряд ли способен вызвать у зрителя ассоциации с мятущимся духом и стремлением к познанию. Художник иронически помещает своего героя в псевдоромантическую среду (море – один из главных символов эпохи романтизма, ассоциировавшихся у художников этого времени как знак проявления свободы человеческого духа), тем самым придавая актуальное звучание классическому образу прошлого. Однако, работу Копейкина можно рассматривать иначе - как ностальгический образ уже ушедшего времени, как «уходящую натуру» 80-х гг (см. ниже Изолитературу) Изолитература ИГУАНОДОН ФИНСКОГО ЗАЛИВА […] … Димон — с голым загорелым торсом в «трениках» и кепке, с пивом и сигаретой, курящий и плюющий в море, представитель вымирающего вида. Почему? Потому что глобализация, потому что новое поколение сказало свое «нет» алкоголю и табакокурению и «да» — здоровому, на американский манер позитивному образу жизни. «Париться и прибиваться» немодно. «Стритбол и девчонки — моя атмосфера./ Ну в общем, хип-хоп нам делать пора» — говоря словами из песни Серегя Шнурова, чей «Ленинград» являлся именно ностальгическим проектом. Ностальгическим — для тех, кому в начале 2000-х было слегка за тридцать, чье взросление пришлось на вторую половину 80-х — «меловой», то есть финальный период советского мезозоя. Они — 1980-е — давно прошли, и припозднившийся Димон, которому уже не с кем сходить на разборки в соседний квартал, задумчиво сидит на бетонной набережной Финского залива. Он одинок, море его юности остывает, но меняться, приспосабливаться, «прогибаться под изменчивый мир» он не станет. Его поза полна достоинства, его взгляд устремлен в прошлое. Если вы отправитесь на набережную в поисках Димона, вы уже можете его не застать. И то хорошо, что «красоту его Копейкин спас...». Михаил Овчинников 8. Сергей Шнуров. Рубашка.
Сергей Шнуров непосредственно является одним из символов современной российской культуры. Брендовые вещи, изображенные на его картинах, становятся яркими, почти гламурными характеристиками времени, говорящими признаками общества эпохи потребления. Желтая рубашка величественно предстает перед нами как знак пустоты, смерти человека, вытесненного вещью. Одежда, маркированная известным брендом, больше не нуждается в присутствии самого человека, становится вполне самодостаточной, обретает свою собственную жизнь, не зависимую от человека (петербургские повести Гоголя еще в 19 веке пугали читателей ужасом отделяющихся от человека и живущих своей жизнью вещей). Шнуров иронически создает новую «икону» современности, подменяя и рождая новые актуальные смыслы. Желтый и синий - символические цвета иконы (в традиционной иконописи – желтый, золотой – цвет и свет радости, символ божественной энергии и благодати, красоты мира и величия Бога; синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира) заменены художником на грязные, густые, брутальные цвета глянца с налетом желтизны, исполненного в манере псевдомонументальной живописи. Желтая рубашка Шнурова – символ подмены цветов и смыслов божественного вечного мира материальной культурой современного мира, избравшего новую религию культа вещей и поклонения мамоне. 9. Дмитрий Шорин. Пулково не принимает. ОПЕЙКИН
Дмитрий Шорин работает с образами современной культуры через художественный язык поп-арта и понятную для нашего времени эстетику глянца. Но это лишь готовая модель, форма, которую художник наполняет новыми актуальными смыслами. Фиксируя современность на характерном для нее слэнге, Шорин использует прием драматичсекого столкновения в одной художественной реальности разных знаков присутствия времени. Гламурную девицу, выхваченную художником из своего прекрасного глянцевого мира и размещенную на небесах, автор сталкивает в едином пространстве своей картины с угрожающим лобовым столкновением с девушкой и зрителем самолетом, летящим прямо на нее и хрителя из напряженно-фиолетовых далей. Подобное столкновение разных реальностей создает тревожность, предчувствие уже случившейся или еще не произошедшей катастрофы. Современный человек ежедневно находится в информационно поле, в котором надпись на картине художника «Пулково не принимает» в любой момент может обернуться реальной катастрофой. Хотя, возможно, небо, девушка, самолет, изображенные на картине Шорина, вызовут у зрителя и другие знакомые ассоциации. STOP! 4 этаж. Авторские проекты Эрарты. Изолитература + QR коды / второе имя (Рядом с работой Шорина «Пулково не принимает») В начале нашей экскурсии я уже говорил(а), что Эрарта –открытый экспериментальный институт, который призывает посетителей к диалогу и сотворчеству. В подтверждение этого хотел (а) обратить ваше внимание на еще один творческий проект Эрарты, получивший название ИЗОлитература. Вы, наверняка, уже обратили внимание на то, что на многих этажах рядом с картинами находятся прозрачные боксы с надписью «изолитература». Давайте я вам расскажу про этот новый жанр, изобретенный нашим творческим институтом, поподробнее. Изолитература – открытый проект Эрарты, побуждающий зрителя найти в искусстве что-то близкое для себя. Каждому нашему посетителю мы предоставляем свободу видения картины, основанную на собственных ассоциациях, личном опыте, эмоциональном и ментальном переживании реальности. Вы можете описать свои личные впечатления, вызванные той или иной работой из коллекции Эрарты в форме свободного эссе, прислать свой текст на указанный на листочках адрес и, таким образом, стать участником проекта «Изолитература». Эссе, которые вы уже видите выложенными на экспозиции, были написаны сотрудниками Эрарты, философами, историками и просто посетителями музея, вдохновленными увиденным. (Здесь важно подчеркнуть, что «Изолитература» - это творческий жанр, предполагающий свободные литературные сочинения, а не искусствоведческие трактаты, – ведь в искусстве, особенно современном, очень интересно, какие эмоции вызывает работа у зрителя, а не сухие факты или комментарии по технике исполнения. Сочинения чаще всего в прозе, но бывают и в стихах, варьируются по объему, иногда занимая всего пару-тройку строк). Все сочинения, которые нравятся Эрарте, размещены на экспозиции, а лучшие из них даже вошли в каталоги, опубликованные нами. Со всеми нашими каталогами вы можете ознакомиться в нашем книжном магазине. Поэтому если вы вдохновлены и хотите поделиться своими мыслями с другими посетителями нашего Музея, вы можете участвовать в проекте – каждый листок содержит информацию, как это сделать. Кроме того, ваше участие в данном проекте также может заключаться и в чтении текстов изолитературы, из которых вы будете получать информацию об авторских взглядах и интерпретациях интересующих вас работ. К некоторым работам Эрарта также предлагает электронное дополнение в виде QR кодов. Они раскрывают информацию об авторе, показывают электронную изолитературу, рассказывают о мастерской Эрарты и предлагают зрителям участвовать в проекте «второе имя», в котором каждый может придумать свое название работы и прочитать лучшие варианты альтернативных названий от других посетителей. (Призвать кого-нибудь, у кого есть смартфон, отсканировать код).
Работы Константина Еременко, молодого художника из Новосибирска, в коллекции Эрарты - «Барон Унгерн» и «Сталин и Рерих в Новосибирском НИИ метафизики» можно определить как своего рода мифологический соц-арт с пелевинскими реминисценциями. Константин любит придумывать альтернативные истории. Но более всего он - социальный художник, работающий с окружающей реальностью и измененными состояниями современного сознания. Константин Еременко – молодой художник необычного формата - одна из основных надежд Сибирского центра современного искусства. Работа художника делится на две части: современное прикладное искусство и просто современное искусство. Как прикладник Еременко «расписывает» в технике аэрографии автомобили, мебель, холодильники, крышки унитазов. Самая масштабная работа - роспись «БелАза». Как актуальный художник участвуют в разнообразных акциях, альтернативных выставках, работает в жанре плакатной аэрографии, придумывает свои мифы и остроумно интерпретирует чужие. В альтернативной новосибирской галерее-гараже «Белый куб» он устраивает выставку о сибирском партизане Лыкове, который борется против зла и Чебурашки. Его привлекает работа с предметами культа массового сознания. Скрещивая аэрографию с соцреализмом в проекте «Мандат эпохи», он создает композиции как штампы пропаганды, а также портреты знаковых персонажей советской эпохи в стилистике, отсылающей нас к Энди Уорхолу, но с соц-артовским переосмыслением. Еременко создает довольно внятный по мысли визуальный ряд. В этом, казалось бы, запоздалом соц-артовском пафосе есть авторская интонация и узнаваемость. Обращение к соцреалистической тематике является, по мнению художника, разминкой перед созданием нового стиля - «капиталистического реализма».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2333; Нарушение авторского права страницы