Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИЙ ЭТАЖ. Аванзал. Искусство как документ.
Данный зал посвящен такому распространенному сегодня в России психологическому явлению как ностальгия по Советскому Союзу. В экспозицию этого зала включены работы, в которых художники создают романтическо-меланхоличный, радужный или мечтательный образ, основанный на советской эстетике. Современные художники выбирают различные способы и художественные методы выстраивания взаимоотношений с прошлым, создавая свою модель времени и памяти. Язык документа и факта, как правило, становится только отправной точкой для последующей рефлексии художника. Евгений Саврасов.
Евгений Саврасов, запечатлевший советскую эпоху языком запрещенного в ней искусства, всегда оставался и остается свободным художником, отстаивающим свое индивидуальное право изображать окружающий мир согласно своему собственному видению.
Евгений Саврасов. СССР. 1967 Саврасов создает образ СССР в виде символа многодетной матери - волчицы, вскормившей не одно поколение людей и награжденной множеством орденов и медалей. Образ матери СССР решен художником минималистским языком авангардной живописи. Родина-мать изображена Саврасовым как тотемное древнее женское божество, связь с которым осуществляется на уровне нашей общей генетической памяти, связью со временем, с прошлым. 2. Евгений Саврасов. Пионерский костер. 1966
Яркое свидетельство времени, переданное через образ советской пионерии. Стройные ряды пионерских пилоток, окруживших зубчатой кремлевской стеной носителей счастливого советского детства. Сочетание строгой, лаконично сконструированной композиции с яркими, эмоциональными цветами, иронично документирует сразу несколько фактов эпохи: советское государство строилось на идейно выстроенных людях, лишенных индивидуальности (пионеры как кирпичики кремлевской стены), но этими же людьми являлись и мы сами («государство – это мы»), и наше общее пионерское прошлое полно ярких воспоминаний и образов счастливого советского детства. Евгений Саврасов родился в 1940-м году в селе Большая Джалга Ставропольского края. В 1964-м году окончил Ростовское художественное училище имени Грекова. Начав работать самостоятельно, Саврасов быстро перешел от реалистической манеры, усвоенной в училище, к более яркой, обобщенной и декоративной живописи. По его словам, его никогда не увлекало копирование действительности. Куда более интересным ему казалось выявление конструктивных отношений формы и цвета, лежащих в основе всех явлений мира. В начале 1960-х годов Саврасов начинает использовать в живописи промышленные эмалевые краски, которые наносит толстым слоем на грубый холст или оргалит. Он пишет фигуративные композиции, но выстраивает их, используя все более упрощенные, примитивистские формы и все более локальный, отвлеченный от натурных впечатлений цвет. У него вырабатывается собственный стиль: тяжеловесный, но в то же время жизнеутверждающий. Чувство формы, объема, тяжести предмета сподвигают Саврасова заняться скульптурой, которую он выполняет в камне и керамике. Для Ставрополя тех лет творчество Саврасова было исключительно радикальным. Закрепившаяся за художником слава местного авангардиста и ниспровергателя канонов реалистического искусства не могла не отразиться негативным образом на его судьбе. Его работы не брали на выставки, публикации о нем не пускали в печать... Появились у Саврасова проблемы и на втором его любимом поприще: в преподавательской деятельности. Большую часть своей жизни Саврасов преподавал в ставропольской художественной школе. Но учил он не так, как было принято: на основе практики у него сложился собственный авторский курс по основам художественного конструирования 3. ПавелБабенко. Первое блюдо. 2004
Работа Павла Бабенко «Первое блюдо», написанная языком эмоциональной, экспрессионистской живописи, также является ярким свидетельством эпохи, запечатлевшим время через предмет в жанре натюрморта. Ровный ряд алюминиевых плошек на скудном столе эпохи коммунистической уравниловки в монументальном натюрморте Бабенко, становятся яркими символами эпохи советской жизни, включенными в поток коллективной памяти.
+ Изолитература Арифметика общепита […] Есть воспоминания, которые остаются с нами навсегда, закрепляясь почти на генетическом уровне. Таковы позывные теле- и радиопередач родом из детства и культовые для поколения игрушки. Алюминиевые кастрюли с алыми лаковыми надписями родом из того же края, которому налет ностальгии мешает стать несимпатичным и неуютным — даже если именно таким он и был. Чаще всего эти кастрюли попадались в школьных и заводских столовых, летних лагерях и больницах. Большие и неповоротливые, они были наполнены пловом, макаронами по-флотски или жиденьким супом, который усиленно притворялся мясным. Мощные руки поварихи с ногтями, выкрашенными тем самым красным лаком, уверенно реяли над мисками. Поварешка, ныряя в кастрюлю за очередной порцией, задевала иногда стенки или дно, издавая сердитый лязг: проходите быстрее, товарищи, не задерживайте очередь. […]Проникновенная, почти болезненная личность воспоминаний, присущая картине Павла Бабенко, одновременно тяготеет к всеобщности, вскрывая не изжитый нами до конца архетип коллективной жизни: все рядом, на виду, в очереди, получают одинаковые миски. Этот образ грозит повернуться страшной стороной, где за одинаковыми тарелками следуют одинаковые койки или нары; но он же навевает и светлые воспоминания о мире, где на пляже «Артека» светит солнце, и еще далеко до отбоя, и общность жизни кажется не наказанием, а возможностью сплоченности и дружбы. Алиса Загрядская «ПАША» — так подписывает все свои работы большими печатными буквами в углу картины художник из Краснодара Павел Бабенко, смело и иронично называющий себя королем русского натюрморта
Художник родился в 1946 году в Краснодарском крае, окончил художественно-графический факультет Кубанского государственного университета и не поддавшись соблазну писать заграничные красоты, нашел свои темы на родной Кубани.
Работы Бабенко монументальны по своим размерам, отчего незатейливый набор изображенных предметов – бутылки, кухонная утварь, пучки лука и прочее – приобретают какую-то особенную значимость и размах. Широкая, выразительная живописная манера мастера словно оживляет скромные натюрморты, заставляя забыть о том, что перед нами мертвая натура. Бабенко удивительно тонко передает фактуру того или иного объекта, будь то гладкая поверхность стеклянной бутылки, матовый блеск алюминиевой кастрюли или грубая текстура деревянных ящиков, на которых располагает свои натюрморты автор. Живопись Павла Бабенко экспрессивна и эмоциональна. Художник предельно откровенен со зрителем, как будто тот сидит напротив него за импровизированным столом, и между ними происходит разговор по душам. Бабенко часто обращается к ностальгической теме — теме советской столовой, советского застолья, советского быта Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы