Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ий этаж. Большой Зал. Искусство как документ.



  1. Савелий Лапицкий. Житие.

Фотодокументальный коллаж Лапицкого «Житие» создан с использованием фотографий из личного архива автора. Документальный памятник эпохе, центральным образом которого становится трагический абрис художника - узника ГУЛАГА. В центре композиции образ художника, созданный двумя геометрическими плоскостями цвета – белый суровый монументальный лик на черном фоне с прикрепленным документом из биографии автора, содержащем информацию о реабилитации героя. За основу композиции взят тип иконы, изображающий житие святых и мучеников. В центре жити́ йной иконы располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития. Житийная икона имеет особенность, показывая на клеймах жизнь святого во времени и также чудеса, происшедшие после его смерти, быть вневременной — открывать саму сущность всей жизни святого в Вечности, где время не имеет продолжительности. Таким образом, святой, написанный в среднике изображен как победитель, преодолевший жизненное испытание и прославившийся, а клейма — как венок Славы. Савелий Лапицкий использует композицию житийной иконы как прием художественного обобщения, выводя документальный факт своей жизни за пределы личной биографии, создавая исторический памятник всем невинно осужденным узникам и жертвам тоталитарных режимов.

  1. Савелий Лапицкий. Нары.

Савелий Лапицкий (р.1924) — график и плакатист, автор пронзительных работ, обличающих политический террор. Лапицкому выпало пройти через сталинский ГУЛАГ. Творчество этого художника остро-социально, чего и следует ожидать от профессионального плакатиста, являющегося свидетелем большей части драматических событий истории России XX века. «Нары» — одна из самых сильных и жестких работ Лапицкого, ставящая знак равенства между советским и нацистским режимами

Савелий Яковлевич Лапицкий родился в 1924 году в г. Ленинграде. Отец – медик, мать – ретушер в известном фотоателье.

В 1938 г. Сава Лапицкий становится победителем городского творческого конкурса. Занимается в Доме художественного воспитания школьников. Жизненный путь почти определен, но война вносит свои коррективы.

Савелия, ослабленного дистрофией, вывозят из блокады через Ладожское озеро и направляют в школу авиационных механиков в г. Миассе. Со штурмовым авиационным полком он кочевал по фронтовым дорогам Польши, Германии, Чехословакии и Прикарпатья. Участвовал в боях, способствовавших освобождению жертв Холокоста из фашистских лагерей.

В 1947 г. Лапицкий становится студентом заочного отделения журналистики филологического факультета Ленинградского университета, но получить образование в университете ему не дали. Его арестовали во Львове в конце 1948 г. В мае 1949 г. – в годовщину дня Победы – фронтовика, удостоенного боевых наград, приговорили к 10 годам лагерей и пяти годам поражения в правах.

13 этапов, 4 тюрьмы, 5 лет лагерей за Полярным кругом. В лагерный период жизни попало и строительство железной дороги Салехард-Игарка, получившей позже название «Мертвая дорога». В лагере рисовал портреты заключенных, но цензор запретил это из-за большого сходства с оригиналами. 18 ноября 1954 года С.Я. Лапицкому был вынесен оправдательный приговор, а в 1959 г. он полностью реабилитирован.

Савелий Яковлевич продолжает рисовать. Природное дарование, острый глаз, темперамент, умение чувствовать суть явления, помноженные на удивительную работоспособность, помогли ему подняться до подлинного мастера-графика широкого профиля. В 1967 году он стал членом Союза художников СССР. Особенностью творческого мышления художника являются циклы работ, связанные тематически и образно. Самый крупный цикл посвящен ГУЛАГу.

Более ста работ Савелия Лапицкого приобретены российскими музеями, парижским Домом инвалидов, польским Музеем бумаги, 39-м президентом США Джимом Картером, Российской национальной библиотекой.

В 1998 г. Савелию Яковлевичу присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации». В 1999 г. Законодательное собрание Санкт-Петербурга наградило художника Почетным дипломом.

Основным жанром работ Лапицкого является политический и рекламный плакат, выполненные в технике фотоколлажа.

Евгений Ухналев (СПб), 1931 г.р.

Евгений Ухналев – народный художник, человек неординарной судьбы, чей жизненный путь начинался с лагерных застенок. Вынужденная несвобода в юном возрасте дала художнику творческий импульс на всю последующую жизнь, а документальные факты личной биографии трансформировались в поэтику эстетических образов, документально точно передающих состояния обрушения и умирания.

  1. Евгений Ухналев. Мой алтарь.1979
  2. Евгений Ухналев. Дорога в никуда.1978

Две исключительно ценные работы Евгения Ухналёва (р. 1931), созданные художником в конце 1970-х — начале 1980-х годов. В эти годы Ухналёв является активным участником движения ленинградских художников-нонконформистов и выставляется вместе с ними в домах культуры имени Орджоникидзе, в Ленинградском дворце молодежи и на других площадках. Ему, как и многим его современникам, социальная действительность тех лет, «эпоха застоя», кажется тусклой и безысходной, а жизнь в ней — «дорогой в никуда». В то же время на фоне безысходности еще более очевидной становится необходимость артикуляции собственных, личностных идеалов и ценностей. Многие в то время видели спасительный выход в религии. Ухналёв как художник-индивидуалист, и как человек, через многое прошедший, строит и воспевает свой собственный «алтарь»

Уже в лагерных рисунках художника появляются характерные особенности техники и композиции, которые потом переходят в живопись и графические листы. Характерная манера штриха и достоверная правдивость зарисовок, со временем превратились в небольшие немного нервные мазки и особую фантастическую документальность его работ.
В самых ранних работах семидесятых годов появляются сюжеты, в которых прошлое, настоящее и будущее соединяются. Классическая петербургская архитектура зарастает корнями неведомых растений, заметается снегом, дома погружаются во мрак и размышление.
Художник не делает зарисовок на натуре, иногда используя фотографии для создания работ. И, кажется, характерность его работ напрямую связана со свойством памяти, в которой воспоминания хранятся в мельчайших деталях. Наподобие тому, как Евгений Ухналев до сих пор в подробностях помнит первый день войны, или то, что на окнах их лагерного барака не снимались новогодние снежинки вырезанные из бумаги, потому что лето было очень коротким.

Евгений Ухналев родился в Ленинграде в сентябре 1931 года. Вместе с родителями пережил первую блокадную зиму, после чего семью эвакуировали на Урал. Обратно в Ленинград Ухналевы возвращаются сразу после блокады. Евгений начинает заниматься в Средней художественной школе при Академии художеств. Но по настоянию отца он уходит из СХШ в судостроительный техникум. Вскоре после того как художнику исполнилось 17 лет, его арестовали по 58-й статье Уголовного кодекса. Его обвинили в подкопе под мавзолей и покушении на Сталина и приговорили к смертной казни, но позже заменили казнь на двадцать пять лет лагерей. Почти год он провел в тюрьме «Кресты», потом — в воркутинском лагере работал в «шарашке» (так именовали лагерные научно-технические бюро), сначала копировщиком, потом архитектором. Художник находил возможность зарисовывать на кусочках бумаги, размером чуть больше почтовой марки, пером и тушью лагерные пейзажи, состоящие из выходов угольных шахт и бараков. Он много рисовал портретов тех, с кем общался, раздаривая их на память. Из лагеря Евгений Ухналев вышел после смерти Сталина в 1954 году. Через пять лет последовала реабилитация.

Евгений Ухналев вернулся в Ленинград, где начал работать сначала техником, потом архитектором в различных проектных институтах. Больше он нигде не учился: опыта в шарашке хватило, чтобы стать специалистом.

Восемь лет, начиная с 1967 года, Евгений Ухналев работал главным архитектором Эрмитажа, где занимался реставрацией фасадов и интерьеров, оформлением выставок. После ухода из Эрмитажа, много работал дома, иллюстрируя книжные издания. С этого времени он начал много заниматься живописью и графикой.

В восьмидесятых Евгений Ухналев участвует в выставках неофициальных художников Ленинграда.

Ухналев — автор проекта памятника жертвам Сталинских репрессий в Санкт-Петербурге. В 1997 году ему присвоено звание Народного художника России.

  1. Ринат Волигамси. Снег и дым. 2008
  2. Ринат Волигамси. Большая медведица. 2008

Уфимский художник Ринат Волигамси выбирает для своего способа познания советской реальности метод фотореализма, но идет гораздо дальше его первой исторической формации, возникшей в 60-е годы в творчестве американских гиперреалистов.

Изображение реальности фотографически точным путем на основе документалистики с максимальным достижением эффекта драматического отчуждения предметов фиксировало кризис модернизма и начало эпохи, провозгласившей «смерть автора». Волигамси заимствует лишь метод, но делает все возможное, чтобы воскресить художника. Он намеренно использует приемы, невозможные для классического фотореалиста. Художник не просто не отстраняет себя от изображенного, а, напротив, вторгается в ткань художественно-документальной реальности, намеренно обнаруживая свое присутствие различными эффектами. Волигамси явно не желает оставлять мир таким же суровым и беспристрастным, каким он запечатлен в фотодокументалистике военных времен. Художественная реальность дает автору субъективное право вмешиваться в прошлое, обнаруживая его глазами художника, меняя суровый облик времени на более совершенный мир, в котором есть место не только войне и холодному документу, но и фантазии, мечте, желанию преобразить действительность, в которой возможен внезапно падающий снег, льющийся поток света и вечно горящие звезды.

+Изолитература

Большая медведица, 2008


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1351; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь