Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Естественный человек Елены Фигуриной
Елена Фигурина всем своим творчеством словно бы предлагает развернутый ответ на вопрос о человеческой природе. Ее работы отсылают к некому внеисторическому времени – именно в такой контекст помещали своего «естественного человека» философы эпохи Просвещения. Что мы собой представляем, если очистить нас от слоя цивилизации и культуры? Зол человек по своей природе или добр? Являются «естественные» люди частью природы или нет, и если нет, то чем являются? Какие отношения, ситуации складываются «естественным образом» в обществе? Философы давали разные ответы на эти вопросы. Жан-Жак Руссо (1712 – 1778), например, считал, что естественное состояние человечества – это состояние гармонии с природой, в котором все люди счастливы, и что от «войны всех против всех» их удерживают инстинкты самосохранения. Руссо верил в добрую природу человека и полагал, что государство и культура только развращают человеческую душу. «Естественный человек» на картинах Фигуриной не зол и не добр. Казалось бы, всем ее персонажам присущи «детскость» и беззащитность – глядя на них, мы думаем о детях или безумцах. В то же время мы видим как в мире, который они населяют, завязываются архетипические для человеческого общества ситуации: возвышение отдельных индивидов над толпой, борьба, попытка достичь чего-то в жизни. Однако, очевидно, что значительная часть ее холстов посвящена фактам внутреннего опыта – человек борется с ангелом, взлетает на крыльях Икара, душит птицу… Мы видим как здесь детскость и наивность граничат с предельной жестокостью, как внешняя «наивность» контрастирует с внутренней сложностью, противоречивостью. Ощущение уязвимости, исходящее от ее персонажей, контрастирует с их стремлением преодолевать свою конечность и хрупкость, и возвышаться над миром и себе подобными. (1) Елена Фигурина – «Шествие»
Картина «Шествие», написанная в 1995 году, относится к наиболее экспрессивному периоду в творчестве Елены Фигуриной. Контуры человеческих фигур словно размыты в движении, а мазки, из которых они слеплены, разнятся по тону и подобно языкам пламени змеятся по поверхности холста. Мотив шествия может восприниматься как метафора течения человеческой жизни. Художник в этом случае занимает философскую наблюдательную позицию. Для того, кто смотрит на жизненную суету со стороны, все ее участники могут казаться на одно лицо — несмотря на то, что каждый из них воспринимает происходящее с ним по-своему. (2) Елена Фигурина – «Икар»
Мотив стремления человека к полету – одна из важных тем творчества Фигуриной. Изображение ангелов, птиц или людей с крыльями часто встречаются в творчестве художницы. Один из излюбленных мотивов – миф об Икаре. Этот герой представлен и в виде скульптуры из бронзы, пластически решенного таким образом, что создается впечатление, что Икар сделан из хрупкого мягкого материала, как будто вылеплен из пластилина или воска. Икар Фигуриной, выполненный в скульпутре, весь состоит из единого, динамически устремленного порыва вверх. (3) Елена Фигурина – «Автопортрет» Скульптурная пластика Елены Фигуриной родственна ее живописным произведениям: кажется, что персонажи ее полотен шагнули за раму и ворвались в трехмерное пространство. Внимательно присмотревшись к автопортрету художницы, выполненному в скульптуре, можно догадаться, что художница создает свой мифологический народ по образу и подобию своему, тем самым как бы отождествляя себя со своими персонажами. Елена Фигурина родилась в Латвии в 1955 году . Через четырнадцать лет семья переезжает в Ленинград. Здесь Елена осознанно идет учиться в музыкальную школу, оканчивает ее по классу гитары и несколько лет преподает там после окончания. STOP! 2-ой этаж. Зал Елены Фигуриной. Авторский проект Эрарты – Театр без актеров. Театр без актеров. В персональном зале Елены Фигуриной находится, пожалуй, наиболее уникальный авторский проект Эрарты, не имеющий аналогов в мировой музейной практике – «театр без актеров»: мультимедийный спектакль с участием персонажей картин. Героям работ даны голоса, им вторит музыка, световые и звуковые эффекты, графические образы, движущиеся поверх картин – все это оживляет статичные образы, которые становятся персонажами полноценной драмы, помогая зрителю погрузиться в мир, созданный художником. В зале Елены Фигуриной можно увидеть спектакль «Отчего люди не летают», в драматургической основе которого непростая, но в то же время знакомая многим история девочки, пытающейся ответить на вопрос: жить ли ей, как хочется или так, как от нее ждут другие. Продолжительность спектакля 30 минут. После окончания нашей экскурсии, вы можете заказать билеты на любое удобное вам время или на один из льготных сеансов на стойке администратора на 1 этаже
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1248; Нарушение авторского права страницы