Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Легенда о Сизифе — один из самых «гуманистических» сюжетов древней мифологии: нигде, пожалуй, сострадание и сопереживание не достигает подобной непритворной искренности.



Альбер Камю однажды написал о Сизифе как о человеке, которому через мученичество открылась абсурдность его существования. По его мысли, в этом осознании одинокий бунтарь мог бы отыскать свое счастье. Но не сейчас, а только в тот момент, когда камень падает вниз.

Элина Николаева

Вячеслав Михайлов родился в 1945 году на Ставрополье, в удаленном от железной дороги селе Арзгир. Трижды Михайлову не удавалось поступить в художественную школу Ростова-на-Дону. Письменный отказ школы «больше не беспокоиться ввиду полного отсутствия дарования», разумеется, прозвучал оскорбительно, что послужило своеобразным вызовом юноше. В 26 лет, отслужив в армии, Михайлов дерзнул поступать в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Дерзнул успешно, окончив институт по классу живописи в мастерской профессора Евсея Моисеенко. В 1979 Михайлов заканчивает аспирантуру, также в мастерской Моисеенко.

Каноны академического образования не вполне удовлетворяли художника. В конце 1970-х годов выпускники Академии художеств Вячеслав Михайлов и Валерий Лукка вместе с художником Феликсом Волосенковым заявили о себе как о творческой группе, стремящейся, как и все творческие группы, к поиску новых средств выразительности. Для создания необходимого художественного эффекта они стали использовать рельефные красочные наслоения.

Таким образом, художники открещивались от хорошо известной и почитаемой ими живописной традиции, стремясь максимально приблизить свои работы к жизни, превратить их в нечто органическое. Вместе с тем, их творчество не лишалось литературности и отсылок к вечным мифологическим образам; но первая роль была отведена именно физиологии фактуры. Все три новатора канонизированы художественными критиками и почитателями, прозвавшими группу «Три богатыря». Работы Волосенкова и Лукки также представлены в коллекции.

Сегодня Вячеслав Михайлов один из самых известных петербургских художников. Автору посчастливилось найти свой выразительный язык, делающий работы узнаваемыми и вызывающими неподдельный интерес. В его работах форма интересна наравне с семантикой. Михайлов работает сериями, продолжительно осмысляя ту или иную тему. Художник признается, что для него важна память, ощущение включенности в мир, где есть не только сегодняшний день, но и прошлое. Его тяжелые, залитые левкасом холсты действительно хранят память о прошлом, заставляя людей думать и чувствовать.

 

Й этаж. Большой зал

Название экспозиции: ТОПОС И УТОПИЯ /МИР ВОКРУГ НАС/

Назад в будущее, или Возвращение потерянного рая.

Человечество, уже на заре своей истории утратившее страну благословенную, всегда желало вновь ее обрести.

Известно, что термин «утопия» ведет свое происхождение от греческого «у» - нет и «топос» - место. Иными словами, буквальный смысл термина «утопия» - место, которого нет. Так Томас Мор назвал свою вымышленную страну.

Другое истолкование этого термина производит его от греческого «ев» - совершенный, лучший и «топос» - место, т. е. совершенное место, страна совершенства.

Мечты о более совершенном мире и справедливом общественном устройстве во все времена волновали мыслителей. Утопии прошлого, далекие от реальной действительности и лишённые всякого научного обоснования, отталкивались от идеальной, мифологической картины мира и были полны поэтикой романтических образов. К древним утопиям относятся мечты о «золотом веке», которые встречаются уже у Гомера, описания «острова блаженства», различные религиозные и этические концепции и идеалы. Утопический элемент силен в христианстве, он проявляется в представлениях о рае, апокалипсисе, в идеале монастырской жизни как искусственной модели «града божьего».

Древний утопизм завершается в эпоху Возрождения. В это время возникают современные классические утопии, такие, как «Утопия» Мора, «Город Солнца» Кампанеллы, «Христианополис» Андреа, «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона. В отличие от древних современные утопии воплощали идею равенства, концепцию научного и технического прогресса, убеждение, что наука и технические открытия могут улучшить жизнь человека. Концепции утопического социализма, появившиеся в 19 веке стали выполнять функции социальной критики и строились на идеях всеобщего равенства.

Во все времена утопия не учитывала обстоятельств реального места и настоящего времени. И в этом смысле всегда была прожектом, рациональной сконструированной моделью прекрасного будущего. На протяжении всей истории утопической мысли попытки вернуть человеку человеком потерянный рай, как правило, не учитывали самого главного – места и роли самого человека в предлагаемых утопией обстоятельствах. Гуманизм утопий всегда более декларативен, чем реален, построен скорее на любви к «прекрасному далеку», мечте, будущему, чем к заботе о конкретном человеке. Для большинства авторов теории утопического социализма, «ближние» современники - лишь материал, подлежащий обработке, выделке, подготовке к новому обществу. Утопическая модель так называемого «казарменного социализма», существовавшая в 18-19 веке лишь в теории, как известно, в 20 веке привела к гибели миллионов людей, к трагедиям целых наций и поколений. Практика воплощенных в жизнь утопических моделей общества (сталинизм, нацистская Германия, маосизм), показала, что мечта о равенстве и справедливости, претворенная в действительности, становится системой с нечеловеческим лицом, государственной машиной, для функционирования которой необходим акт всеобщего коллективного действия, лишенного индивидуальности сознания.

Столкновения утопии с топосом – местом локальной действительности – неизбежно приводит к конфликту – между желаемым и действительным, между человеком и государством, художником и обществом. Не случайно Платон, строя свою модель идеального города, изгоняет из него поэтов.

Однако, стремление человека к счастью, к лучшему справедливому миру, вечно и неистребимо, и в природе человеческого, как и его стремление к свободе.

Петр Горбань (1923-1935) – художник, путь которого неразрывно связан с эпохой воплощенной в жизнь утопии - социалистической модели советского общества. Человек, чья жизнь и творчество прошла через все этапы советской утопии– от ее становления до гибели. Художник, главной темой которого стала любовь и сострадание к человечеству.

  1. Петр Горбань. Сады Эдема.

Жители рая на экспрессивно- монументальном полотне Горбаня, отсылающем к таитянскому циклу Гогена и интересу культуры авангарда к различного рода утопиям, отделены от зрителя сплетенной из стволов деревьев решеткой и забором из травы.

Горбань возвращает человеку потерянный рай, но не делает при этом его особо счастливым или свободным. Возможно, художник задает себе и зрителю вопрос: а нужен ли человечеству утраченный рай несколько тысяч лет спустя.

Горбань как никто другой понимает, что возвращение в утопию не всегда радостная перспектива для отдельного человека, а благими намерениями не рай вымощен.

Это взгляд художника, ставшего свидетелем многих драматических событий 20 века, повлекших за собой страдания народов. События, ставшими эпохальными для современной истории - война, вынужденная миграция народов, фашизм. Все эти темы легли в основу живописных серий Горбаня («Беженцы», «Переселенцы», «Фашизм»)

  1. Базанов. Противостояние.

 

Работа Базанова, напоминающая фриз монументальной росписи, отразила героический дух революционного романтизма эпохи становления демократической России в 90-е гг. Для создания фрески по мотивам новейшей истории России, художник выбрал высокий стиль советской академической живописи, отсылающего к полотнам Дейнеки и его героическим матросам в обороне Севастополя.. Конец эпохи советской империи запечатлен художником в образе противостояния человека, вышедшего на баррикады сражаться за свободу голыми руками, и основательно вооруженной системы без человеческого лица. Яркая театральность, отраженная в эффектной постановочности композиции, аффектированности поз героев, монументальности, отраженной в холодных тонах, придает драматическому эпизоду из истории новейшей России вневременное, эпическое звучание. Свобода, ведущая народ на баррикады, - вечная история человечества, в которой нет межнациональных и расовых различий, человечества, всегда находящегося между топосом данности и утопией невозможного.

+НАВИГАЦИЯ /МАРШРУТ №1


Поделиться:



Популярное:

  1. F. Переживание мифологических и сказочных сюжетов
  2. NB: Некоторые прилагательные оканчиваются на - ly: friendly – дружелюбный, lively – веселый, оживленный, elderly – пожилой, homely – домашний, уютный, lonely – одинокий, lovely – прелестный, чудесный
  3. XIX вв. Переход от механицизма к электродинамической
  4. А. В процессе плавления. Б. В процессе отвердевания. В. Одинакова в обоих процессах.
  5. А. В сосуде 1. Б. В сосуде 2. В. В сосуде 3. Г. В сосуде 4. Д. Во всех четырех одинаково.
  6. А. Одинаков. Б. Неодинаков, больше на экваторе. В. Неодинаков, меньше на экваторе. Г. Зимой больше на экваторе, летом меньше на экваторе. Д. Зимой меньше на экваторе, летом больше на экваторе.
  7. АСР гидродинамических процессов
  8. Аэродинамические характеристики самолета
  9. Аэродинамическое обоснование взлета самолета
  10. БАЛАНСИРОВКА, ДОСТИЖЕНИЕ ЙОГОМ ОДИНАКОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ НА ОБЕИХ РУКАХ
  11. В Древней Индии и Древнем Китае
  12. В каком ряду пропущены одинаковые суффиксы?


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 937; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь