Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 2. Основные гипотезы происхождения языка. Природа и сущность языка. Язык и сознание, язык и мышление. Функция языка. Роль языка в жизни общества.



Основные гипотезы происхождения языка

В языке нас интересует – его природа, функция и строение. Так как природа, функция и строение языка, хотя и связаны внутренне, все же различны, наука рассматривает их отдельно и в определенной последовательности. Логичнее вначале рассмотреть природу и функцию языка, а затем уже его строение, структуру. Если мы не осмыслим природы языка, мы не будем знать, из какого же «материала» он создан, кому и как он «служит».

Понимание природы языка предполагает ответ, по крайней мере, на два вопроса:

1. нужно ли считать язык явлением биологическим, психическим или

социальным?

2. идеален язык или материален?

На оба эти вопроса история науки дала разные ответы.

Некоторые ученые признали язык явлением б и о л о г и ч е с к и м, поставили его в один ряд с такими явлениями, как способность человека есть, пить, ходить и т.д. Получилось, таким образом, что язык наследуется, что он заложен в самой биологической сущности человека. Если пользоваться современной терминологией, можно сказать, что излагаемая гипотеза предполагает существование у человека «генов языка», особого генетического кода, предопределяющего, каким языком будет пользоваться человек. Понятно, что такой взгляд на природу языка не может выдержать проверки фактами.

Язык не передается по наследству. Он усваивается ребенком под влиянием окружающих – в зависимости от того, на каком языке они говорят, какому языку ребенка учат. Понятно, как велика роль родителей, их языка в усвоении языка ребенком. Как правило, дети говорят на языке своих родителей. Однако известно множество примеров того, что дети начинают говорить на том языке, которому их учат воспитатели. Например, в русских дворянских семьях в конце XVIII – начале XIX вв. престижным считался французский язык, ему учили детей специально приглашенные для этого «семейные учителя»; и не удивительно, что нередко дети дворян начинали говорить по-французски раньше, чем по-русски. С другой стороны, известны (правда, единичные) факты длительной изоляции детей от человеческого коллектива, их «воспитания» в среде животных. Такие дети вообще не умели говорить, хотя их органы речи были вполне нормальными. Таким образом, нет никаких оснований принимать биологическое объяснение природы, сущности языка, и современное языкознание от такого объяснения отказывается.

Наука о языке не может поддержать и другую привлекавшую многих гипотезу, согласно которой язык – ф е н о м е н п с и х и ч е с к и й, возникающий в результате деятельности индивидуального сознания. Такую гипотезу в свое время поддерживали М.Мюллер, В. Гумбольдт, И. Германн, И. Гердер и другие ученые. Можно сказать о том, что язык выражает работу сознания. Однако отождествлять язык и сознание едва ли можно. Сознание выражается языком, взаимодействует с языком, но не творит язык. Если бы язык отдельного человека возникал по велению его индивидуального сознания, это приводило бы либо к формированию множества индивидуальных языков; либо к исчезновению различий между ними. К тому же нельзя отождествлять сознание и язык: сознание идеально, язык материален. Язык человека возникает и развивается только в коллективе, только под влиянием речи коллектива.

Языкознание последовательно и убеждено отстаивает мысль о с о ц и а л ь н о й (общественной) природе языка. Язык существует лишь для других людей, и только поэтому существует и для меня самого; язык возникает из потребности в общении людей. Эта потребность, вызвав язык к жизни, остается важнейшей причиной развития языка. Изменения этой потребности, зависящие от изменений в различных областях жизни и деятельности людей, так или иначе затрагивают язык, прежде всего его лексику, словарный состав.

Природа и сущность языка

Язык по своей природе и сущности социален: он возникает и развивается лишь в человеческом коллективе и усваивается каждым человеком в процессе его общения с другими людьми; служит людям в качестве важнейшего средства общения.

Сущность языка проявляется в его общественных функциях и внутренней структуре языка. Язык - исторически возникший и развивающийся сложный знаковый механизм общения, работающий в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека. Язык – важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования и выражения мысли.

Общение существует в животном мире, в человеческом обществе, общение человека с машиной (кибернетика). Во всех случаях общение есть передача некоторой информации, преднамеренно или же непроизвольно посылаемой отправителем и воспринимаемой получателем. Анализируя факты или процессы общения, следует различать в нем два плана: в ы р а ж е н и е (способ или форму выражения) и стоящее за этим выражением

с о д е р ж а н и е передаваемой информации.

У животных общение основывается на врожденных, передаваемых по наследству реакциях на определенные стимулы. Каждый раз, когда общение осуществляется, оно зависит от присутствия стимула в данной конкретной ситуации. Поведение как отправителя, так и получателя информации не выходит здесь, используя терминологию великого русского физиолога И.П.Павлова (1849 – 1936), за рамки «первой сигнальной системы», т.е. безусловных и связанных с ними условных рефлексов – ответов» животного на поступающие извне раздражения.

Великий русский физиолог И. П. Павлов помог языковедам и философам глубже понять и отчетливее объяснить роль языка в де­ятельности человеческого сознания, в частности в работе мышления. Павловым создано учение о двух сигнальных системах, которыми пользуется человек. Окружающий человека мир «сигнализируется» для сознания и воспринимается сознанием двумя путями. Во-первых, сознание воспринимает непосредственное воздействие вещей и явле­ний на наши органы чувств. Во-вторых, сознание воспринимает воз­действие слов, языка и через язык, т. е. уже опосредованно, - действительного мира. Всю совокупность непосредственных воздействий мира на человеческое сознание (а также совокупность человеческих ощущений, представлений, вызванных такими воздействиями) Пав­лов назвал первой сигнальной системой. Такую сигнальную систему имеет не только человек, ее имеют и животные. Всю совокупность косвенных, словесных языковых воздействий на человека, его сознание (а также совокупность слов и других знаков языка) Павлов назвал второй сигнальной системой. Вторая сигнальная система, развив­шаяся в процессе труда, во взаимодействии с сознанием, выделила человека из среды животных, создала условия для развития человека как существа разумного, для формирования мысли и самого общества, которое нуждается в средстве общения, т. е. языке.

Первая сигнальная система дает сознанию ощущения, элементар­ные представления, но она не позволяет сформировать понятия, т. е. обобщенные отображения существенных сторон и признаков предме­тов и явлений, окружающих человека. Вот почему.животные, имею­щие первую сигнальную систему, но не имеющие языка, т. е. второй сигнальной системы, не могут мыслить, т. е. не могут вырабатывать понятия и строить из них суждения и умозаключения. Можно на это возразить: но ведь животное ориентируется в

окружающей его при­родной среде, хорошо различает звуки, запах, осязательные воздей­ствия и ведет себя в соответствии с ними. Да, все так. Но именно это и подтверждает мысль Павлова: животное приспосабливается к ус­ловиям существования в результате работы первой сигнальной си­стемы, системы повторяющихся прямых воздействий среды. Эта си­стема не дает сознанию оторваться от предмета: ощущение и даже представление — это конкретные образы конкретных вещей.

Вторая же сигнальная система становится базой формирования понятий, суждений и умозаключений. Слово позволяет обозначать не один только данный, конкретный предмет, а большой ряд одно­родных предметов (когда я смотрю на березу, я вижу только эту бе­резу; когда я говорю берёза, я обозначаю любую березу). Иначе го­воря, слово освобождает человеческое сознание от «привязанности» к одному предмету, слово позволяет обобщать, объединять предметы в классы, разряды, группы, т. е. находить в предметах общее и на его основе формировать понятия о вещах и явлениях.

Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах дает естественнонаучное объяснение многих фактов, связанных с формированием и деятельностью мысли, позволяет понять функцию языка как орудия формирования мысли.

Человеческое общение – феномен, глубоко отличный от общения в мире животных, качественно более сложный. Человеческое общение осуществляется главным образом с помощью звукового языка (а также с помощью письма и в других - производных по отношению к языку – формах). Письмо в своих истоках не было связано с фиксацией языковых высказываний, но в дальнейшей истории общества оно становится второй формой языка, особой разновидностью языкового общения, преодолевающей пространство и время. Специфическими «отпочкованиями» языка (и письма) являются построенные человеком искусственные системы общения, применяемые в отдельных областях жизни и производственной деятельности, - разного рода сигнализация (дорожная, железнодорожная и т.д.), специальные коды и шифры, далее – символические «языки» науки (системы символов, применяемых для записи химических реакций, математических операций и т.д.), «языки программирования» (системы знаков, служащие для ввода и обработки информации в электронно-вычислительных машинах).

Я з ы к о в о е о б щ е н и е составляет, по И.П.Павлову, «вторую сигнальную систему действительности, надстраивающуюся над первой, общей у человека с животными. Языковое общение всегда основывается на усвоении (стихийном или сознательном) данного языка участниками общения, не врожденном, а на приобретенном знании. За редкими исключениями языковое общение носит преднамеренный, осознанный характер и, что очень важно, осуществляется не только как прямая реакция на непосредственно наличный стимул. Это значит, что, пользуясь языком, можно отвлечься от ситуации, говорить о том, чего в данную минуту нет, о прошлом и будущем, обобщать и строить предположения, т.е. мыслить, можно обращаться к воображаемому собеседнику и т.д. Содержание информации, передаваемой языком, в принципе безгранично, как безгранично само человеческое познание. Языковое общение выступает как качественно особый обмен информацией – не просто сообщение каких–то фактов или передача связанных с ними эмоций, но и о б м е н м ы с л я м и по поводу этих фактов.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1600; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь