Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Язык и сознание, язык и мышление



Термины «сознание» и «мышле­ние» неоднозначны. Что мы называем сознанием? Если оставить в стороне значение этого термина 'система взглядов, убеждений, миро­понимание', то можно использовать два значения: 1) 'способность человека отображать действительность в форме мыслей, чувств и волевых состояний', 2) 'процесс отображения действительности в форме мыслей, чувств и волевых состояний'. Но ведь это не совсем те значения, какие мы обычно вкладываем в термин «мышление», которым обозначаем:. 1) 'способность отображать действительность в форме понятий, суждений и умозаключений', 2) 'процесс отображения жизни в этих формах'. Получается, что мышление — это главная составная часть, но все же лишь часть сознания.

Языкознание утверждает единство языка и мышления и вместе с тем отсутствие их тождества. Нет слова, сочетания слов, пред­ложения, которые не выражали бы какого-либо понятия, какой-либо мысли. Конечно, можно представить себе комплекс звуков, лишен­ный значения, смысла, например илынчак. Но ведь такой комплекс звуков нельзя назвать словом, это просто бессмысленный, искусст­венный набор звуков. Однако единство языка и мышления, неразрывность и своеобраз­ная слитность их существования еще не означают их тождества. В этом проявляется диалектика взаимоотношений языка и мысли, слова н понятия, предложения и суждения. Язык все же не есть мысль. Язык — материальная, практическая сторона сознания, в частности мышления.

Язык материален в том смысле, что все его единицы (слова, со­четания слов, морфемы и т. д.) облечены в звуки. Мышление же как свойство особым образом организованной материи — мозга — иде­ально, хотя и зависимо от своего материального носителя и источ­ника. Мысль не имеет свойств (или, употребляя философский термин, атрибутов) материи — массы, протяженности, вкуса, запаха, плот­ности и т. п. Уже это одно обстоятельство — материальность языка и идеальность мысли — не позволяет отождествлять их. Кроме того, строение и законы развития мысли и языка неодинаковы. Составными частями мысли являются, как известно, понятия, суждения и умо­заключения. Язык же состоит из звуков, слов, словосочетаний, и пред­ложений; строение предложения и строение мысли не только не тож­дественны, но даже не всегда соответствуют одно другому.

Вернемся теперь к вопросу о функциях языка по отношению к мышлению. Одна из этих функций очевидна: язык выражает наши мысли и обеспечивает таким образом возможность постоянного об­мена мыслями между членами коллектива. Но язык по отношению к словесному мышлению выполняет еще одну, чрезвычайно важную функцию: он непосредственно участвует в самом формировании мысли. Язык не только средство выражения мысли, но и орудие формиро­вания ее.

Нам иногда кажется, что мысли могут возникать у человека «сами по себе», вне связи с «материей», например, тогда, когда мы думаем «про себя». В действительности же осуществившаяся мысль или состав­ная ее часть опирается на «материю» — обычно на язык, на слова или их сочетания. И всякий раз, когда появляется оформившаяся, ясная нам самим мысль, она оказывается связанной со словом, сочетанием слов, хотя слова и не были произнесены, а лишь «представлены». Ведь то, что мы привыкли называть словом, —сложный комплекс физиологических работ: слово мы слышим — и возникает его слуховое, акустическое представление; слово мы произносим — и появляется его двигательное представление; слово мы читаем — и возникает зритель­ное его представление. И вот когда мы думаем «про себя», мы исполь­зуем те или иные представления слова, в частности речедвигательные. Нередко эти представления связаны с зачаточными движениями органов речи; есть люди, которые читают про себя, шевеля губами (специаль­ными аппаратами точно можно установить, что всем людям свойственно использовать такие движения в процессе думания).

Человек, в со­вершенстве владеющий несколькими языками, всегда знает, на ка­ком из языков он думает; это лишний раз свидетельствует о том, что мышление человека осуществляется в связи с языком и на его основе. Реальность мысли проявляется в языке.

Конечно, если мы начнем рассматривать процессы мышления у людей, лишенных речи (глухонемых или слепоглухонемых), мы столк­немся со многими сложными для объяснения фактами. Ясно, что у таких людей обычный человеческий язык не может непосредственно участвовать в формировании мысли. В таких случаях его замещает специальный, искусственный язык, однако этот язык, опирающийся на зрительные и осязательные ощущения, оказывается не чем иным, как особым заменителем языка нормальных людей, т. е. того языка, которым пользуется окружающий больного коллектив. Только в коллективе глухонемой или слепоглухонемой учится думать и «го­ворить» на своем особом языке, который не мог бы служить средством общения, если бы не опирался на естественный, звуковой язык нор­мальных людей.

Язык, участвуя в формировании и выражении мыслей человека, небезразличен и для других сторон сознания - эмоций, воли, на­строений и т. д. Известно, что при помощи языка можно раздражать и успокаивать, поддерживать и разрушать хорошее настроение, уве­ренность в своих силах, атмосферу доброжелательности и т. д. Вся совокупность действий и состояний сознания человека формируется и выражается при участии языка —слов, синтаксических структур, интонаций и т. д.

Будучи орудием закрепления, передачи и хранения информации, язык тесно связан с мышлением, со всей духовной деятельностью людей, направленной на познание объективно существующего мира, на его отображение (моделирование) в человеческом сознании. Вместе с тем, образуя теснейшее диалектическое единство, язык и мышление не составляют, однако, тождества: они разные, хотя и взаимосвязанные явления, их области пересекаются, но не совпадают полностью. Так же как и общение, мышление может быть вербальным и невербальным.

(Невербальное общение людей представлено прежде всего непроизвольными проявлениями эмоций в форме смеха, плача, некоторых телодвижений, а далее – уже сознательной имитацией подобных проявлений и условными или ставшими во многом условными (и разными у разных народов) мимикой и жестикуляцией. Сюда же относятся явления, реализуемые в процессе речи, но обусловленные физическим или эмоциональным состоянием говорящего и от его воли, как правило, не зависящие, - изменения тембра голоса, темпа и плавности речи, дрожь в голосе. Неязыковые формы общения генетически старше, чем звуковой язык, и у ребенка они также появляются в более раннем возрасте, чем пользование языком. Мимика и жест порой ярче и, так сказать, достовернее, чем слово, могут выразить чувство или волевое побуждение, но они сами по себе не способны выразить мысль, по крайней мере мало-мальски сложную, отчетливую и логически расчлененную. //В данном контексте не идет речь о специальных «ручных языках» для глухонемых// При пользовании звуковым языком мимика и жесты играют подсобную роль, сопровождая и своеобразно дополняя устную речь).

Н е в е р б а л ь н о е м ы ш л е н и е осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Невербальное мышление представлено в той или иной степени уже у некоторых животных, и именно это обеспечивает животному правильную ориентировку в ситуации и принятие целесообразного решения. Высокоразвитые формы невербального мышления (в сочетании с мышлением вербальным) находим у человека. Так, невербальной является мыслительная деятельность при решении творческих задач технического характера (например, связанных с пространственной координацией и движением частей механизма). Решение подобных задач обычно не протекает в форме внутренней (и тем более внешней) речи. Это – особое «техническое», или «инженерное», мышление. Близко к этому мышление шахматиста. Особый тип наглядно-образного мышления характерен для творчества живописца, скульптора, композитора.

В е р б а л ь н о е м ы ш л е н и е оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениями, умозаключениями; анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, установившихся в языке, т.е. осуществляется в процессах внутренней или (при «размышлении вслух») внешней речи. Можно сказать, что язык определенным образом организует знания человека о мире, расчленяет и закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям. Понятийное мышление может опираться и на вторичные, искусственные языки, на построенные человеком специальные системы общения. Так, математик или физик оперирует понятиями, закрепленными в условных символах, мыслит не словами, а формулами и с помощью формул добывает новое знание.

Учет всех этих фактов говорит о том, что мышление человека многокомпонентно, что оно есть сложная совокупность различных типов мыслительной деятельности, постоянно сменяющих и дополняющих друг друга и нередко выступающих в синтезе, во взаимопереплетении. Вербальное, речевое мышление является, таким образом, лишь одним из компонентов человеческого мышления, хотя и важнейшим.

Чрезвычайная сложность структуры человеческого мышления подтверждается и современными данными о работе головного мозга человека. Принципиальная особенность нашего мозга состоит в так называемой ф у н к ц и о н а л ь н о й а с и м м е т р и и, т.е. в определенной специализации функции левого и правого полушарий. У большинства людей в левом полушарии расположены зоны порождения и восприятия речи, так называемые зоны Брок`а и В`ернике, таким образом, левое полушарие является «речевым», а тем самым, обычно, и «доминантным» (т.е. «главенствующим»); точнее, оно ответственно за логико-грамматическую расчлененность и связность нашей речи, за ее форму, а также, по-видимому, и за абстрактную лексику, короче – за аналитическое, абстрактное мышление. При а ф а з и я х (нарушениях речи), обусловленных травмами левого полушария, речь теряет грамматическую правильность и плавность (причем по-разному, в зависимости от того, какие участки коры поражены – лобновисочные или задневисочные). В противоположность левому правое полушарие теснее связано с наглядно-образным мышлением, со зрительными, пространственными, звуковыми или иными образами,

а специально в области языка – с предметными значениями слов, особенно конкретных существительных. Оно характеризуется нерасчлененным, но зато и более целостным восприятием мира и является источником интуиции. При заболеваниях и травмах, поражающих правое полушарие, грамматическая правильность высказываний может сохраняться, но речь становится бессмысленной. Интересно, что в детском возрасте асимметрия мозга еще не проведена полностью и в случае частичного поражения того или иного участка коры головного мозга другие участки могут взять на себя его функции. Вообще в норме оба полушария работают в непрерывном контакте друг с другом, совместной работой обеспечивая все поведение человека, его мышление и речь.

Язык связан со всей психической деятельностью человека, т.е. не только с мыслью, но также с чувством и волей. В частности, у ребенка первые проявления речи направлены не столько на осуществление познавательной деятельности, сколько на выражение волевых побуждений и требований, обращенных к окружающим (доминирует апеллятивная функция). Можно сказать, что на раннем этапе младенчества развитие речи и интеллектуальное развитие еще мало связаны друг с другом. Но постепенно обе линии развития объединяются, и примерно с двухлетнего возраста язык становится важнейшим средством формирования мысли ребенка и его приобщения к опыту взрослых.

Множественность и чрезвычайное разнообразие языков мира нисколько не подрывают принципиального единства человеческого мышления, единства законов логики, по которым протекает мыслительная деятельность; однако инвентарь понятий, зафиксированных в словах и грамматических формах, конечно, отличается от языка к языку. Хотя в речи и в языке все подчинено задаче выражения смыслового содержания и тем самым одухотворено мыслью, некоторые стороны в структуре языка и в процессах речевой деятельности связаны с формулируемой в высказывании мыслью лишь очень косвенно, через целую цепочку посредствующих звеньев. Иногда языковая форма отражает «вчерашний день» мышления, не современные логические понятия, а понятия, ушедшие в прошлое. Элементарный пример: мы говорим солнце взошло, солнце село, хотя прекрасно знаем, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Более сложный случай: принадлежность в русском языке, например, глагола колю к I, а глагола хвалю ко II спряжению определяется, конечно, не какими-либо различиями в мысли, в логических категориях, к которым относятся соответствующие понятия ‘колоть’ и ‘хвалить’, а исключительно языковой традицией; мы можем предполагать, что в своих далеких истоках различия I и II спряжений было как-то связано со смысловыми различиями, но сейчас от этих смысловых различий не осталось и следа.

Философия признает единство языка и мышления, языка и сознания. Однако язык не следует отождествлять с сознанием людей.

Функция языка

В языкознании слово «функция» обычно употребляется в смысле ‘производимая работа’, ‘назначение’, ‘роль’. Основная функция языка, главное его назначение – быть средством общения людей. О б щ е н и е (или коммуникация) – это передача от одного лица другому какого-то сообщения с той или иной целью. Общение совершается в результате коммуникативной деятельности двух или нескольких лиц в определенной ситуации и при наличии общего средства общения. Первейшей функцией языка является к о м м у н и к а т и в н а я (от лат. communicatio – ‘общение’, ‘передача’). Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определенном направлении, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает людям возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности. Язык был и остается одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие общества. Назначение языка - служить орудием общения, т.е. в первую очередь обмена мыслями.

В науке выделяют отдельные стороны коммуникативной функции языка, т.е. ряд боле ч а с т н ы х ф у н к ц и й: 1) констатирующую - служить для простого «нейтрального» сообщения о факте (ср. повествовательные предложения); 2) вопросительную – служить для запроса о факте (ср. вопросительные предложения); 3) апеллятивную (от лат.appello ‘обращаюсь к кому-л.’) – служить средством призыва, побуждения к тем или иным действиям (ср. формы повелительного наклонения, побудительные предложения); 4) экспрессивную – выражать (подбором слов или интонацией) личность говорящего, его настроения и эмоции; 5) контактоустанавливающую – функцию создания и поддержания контакта между собеседниками, когда передача сколько-нибудь существенной информации еще (или уже) нет (ср. формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т.п.); 6) метаязыковую – функцию истолкования языковых фактов (например, объяснение значения слова, непонятного для собеседника); 7) эстетическую - функцию эстетического воздействия. Особое место занимает функция индикатора (показателя) принадлежности к определенной группе людей (к нации, народности, к той или иной профессии и т.д.). В случае сознательного использования этой функции она превращается в своеобразное средство самоопределения индивида в обществе.

В конкретных высказываниях частные функции языка обычно выступают в разнообразных сочетаниях друг с другом. Высказывание, как правило, многофункционально. Яркая экспрессия может быть и в побудительном предложении, и в вопросе, и в формуле приветствия, и при констатации факта, и при объяснении слова, оказавшегося непонятным; предложение, повествовательное по форме (например, Уже поздно), может содержать скрытое побуждение, т.е. выполнять апеллятивную функцию.

При участии языка люди обеспечивают взаимопонимание в труде и быту, выражают и делают доступными для других свои мысли, чувства, настроения и желания. Языковое общение – это вербальное общение. Вместе с тем заметную роль в общении людей играют и невербальные (неязыковые) формы. Конечно, люди пользуются и иными средствами общения, например жестами, различными искусственными сигналами и знаками (математические и химические символы, знаки уличного движения, морские сигналы и т.д.), музыкальными сочетаниями звуков, красками и их сочетаниями и т.п. Однако все эти средства общения являются вспомогательными по отношению к универсальному средству – языку слов. В самом деле, как ограничен так называемый язык жестов по сравнению со звуковой человеческой речью! Возможности музыки или изобразительного искусства очень велики, но они ограничены и «односторонни» по сравнению с возможностями языка. Музыка не может выразить никаких расчлененных оформившихся понятий и связных мыслей – она выражает чувства и настроения, она на основе вызванных у слушателей эмоций, «движений человеческой души» порождает неясные и очень различные у разных людей мысли. И изобразительное искусство, как ни велики его возможности, не идет ни в какое сравнение с языком по способности служить в качестве средства общения: подобно музыке, оно не выражает никаких отчетливых понятий, суждений и умозаключений, хотя, в отличие от музыки, и способно вызвать в сознании рассматривающего картину или рисунок человека вполне определенные образы. В результате зрительного восприятия картины или рисунка у человека появятся, вероятно, те или иные мысли, но эти мысли могут оказаться очень непохожими у разных зрителей. Что касается различных искусственных сигналов и знаков, то, во-первых, применение каждой «системы» сигналов и знаков очень ограничено, каждая такая « система» известна лишь небольшому кругу лиц, в во-вторых, сигналы и знаки сами по себе, без «перевода» на язык, не в состоянии выражать наших мыслей. Такие сигналы и знаки – дополнительное средство общения, успешно функционирующее на основе языка и в связи с ним.

Функция общения людей – основная для языка, но не единственная. Язык выполняет функцию обозначающего отображения, моделирования действительности (предметов и явлений объективного мира) и функцию выражения и формирования работающего мышления и сознания человека.

С коммуникативной функцией языка неразрывно связана вторая его центральная функция – м ы с л е о б р а з у ю щ а я. Имея в виду эту функцию, крупнейший языковед- мыслитель первой половины XIX в. Вильгельм Гумбольдт (1767 – 1835) назвал язык «образующим органом мысли». Органическое единство двух центральных функций языка и непрерывность его существования в обществе делают язык хранителем и сокровищницей общественно-исторического опыта поколений. Язык не только средство передачи «готовой мысли», но и средство самого формирования мысли. Как говорил выдающийся психолог Л.С. Выготский (1896 – 1934), мысль не просто выражается в слове, но и совершается в слове. Язык служит средством выражения наших мыслей и чувств, следовательно выполняет функцию выражения деятельности мысли.

Помимо коллектива, язык связан еще, по крайней мере, с двумя «мирами» - миром предметов, вещей и явлений, окружающих человека, и миром понятий, мыслей и чувств, выражаемых человеком.

Вещи, предметы и явления объективного мира обозначаются языком, причем обозначаются своеобразно. Слово – не искусственный знак предмета, каким, например, окажется ветка на берегу реки, показывающая по договоренности между условившимися лицами, брод. Слово – знак, отражающий предмет исторически, независимо от воли отдельных людей; знак, связанный с предметом посредством человеческого мышления. Так, ветка на берегу реки ничего не значит для тех, кто не посвящен в тайну ее «значения», она не имеет никакой внутренней связи с бродом. Слово же известно коллективу, и оно своим значением как образом предмета связано с предметом прочной внутренней связью, оно оказывается не просто знаком, а знаком-отображением. Поэтому можно говорить о функции отображающего обозначения как важной функции языка по отношению к миру предметов и явлений жизни. (Речь идет о функциях языка в целом, а не о специфических функциях отдельных его частей и единиц: не все единицы языка - слова, морфемы, звуки и т.д. - в одинаковой мере способны выполнять функцию отображающего обозначения предмета).

Роль язык в жизни общества

Все основные функции языка говорят о том, что язык — явление общенарод­ное. Все люди независимо от их принадлежности к отдельным клас­сам и социальным или профессиональным группам нуждаются в об­щении. Даже представители прямо противоположных общественных классов (рабовладельцы и рабы, помещики и крепостные, капита­листы и пролетарии) должны общаться друг с другом, в противном случае невозможно нормальное развитие общественного производ­ства.

Функция отражающего обозначения предметов и явлений дейст­вительности также нужна всем людям независимо от их социального или профессионального положения.

Общенародной является и функция выражения и формирования мысли: все люди нуждаются в том, чтобы думать и выражать то, что они думают. Вследствие общенародности основных функций языка общена­родной оказывается и его структура, во всяком случае ее важнейшие составные части и единицы. Основные наиболее необходимые в про­цессе общения слова известны всем и применяются всеми. Способы и средства построения слов, их изменения и связывания в предложе­ния также всеобщи. Всем принадлежат и всеми одинаково исполь­зуются и звуки.

Не может, таким образом, быть сомнения в том, что язык по свое­му характеру общенароден и народ является творцом и носителем языка. Язык служит всем, он безразличен к делению общества на классы, социальные и профессиональные группы. Однако такое ут­верждение справедливо лишь по отношению к языку в целом. Оно не может означать, что в языке не существует никаких явлений, свой­ственных по преимуществу той или иной социально или профессио­нально ограниченной среде. Например, такие слова, как бонжур, бон-тон, декольте,, комильфо, употреблялись в XIX в. в России преимущественно, если не исключительно, в дворянской среде; они были социально ограничены в своем использовании. Слова бином, диффе­ренциал, интеграл, коэффициент, полиэдр профессионально ограни­чены, они применяются свободно лишь в сравнительно узком кругу

специалистов — математиков, физиков и инженеров. Конечно, такие социально или профессионально ограниченные ряды слов и других средств языка не нарушают его общенародного характера. Они интересны как показатели известного воздействия, оказываемого на язык различными классами, социальными и профессиональными группами людей. I

Люди различных классов и профессий, помимо общих для всех потребностей в языке как средстве общения, предъявляют к языку еще свои, особые, классовые или профессиональные, групповые за­просы. Эти запросы объясняются различиями условий жизни, труда и быта разных классов и профессий. Особые запросы в известной мере объясняются и несовпадением идеологических, моральных и эстети­ческих взглядов на выражаемые языком значения.

Вспомним в связи с этим известное письмо Н. М. Карамзина к баснописцу И. И. Дмитриеву, в котором он высказывает свое отно­шение к словам пичужечка и парень. Первое слово для писателя «при­ятно», второе — «отвратительно». В связи с первым Карамзин пред­ставляет себе сентиментально-идиллическую картину: летний день, луг с цветочками, «покойного селянина», взирающего умильно на пташечку, и т. д. Второе слово вызывает в сознании Карамзина не­приятные для него ассоциации: «дебелого мужика, который чешется неблагопристойным образом или вытирает рукавом мокрые усы свои, говоря: ай, парень! что за квас! »1 Очевидно, что морально-эстетичес­кие дворянские вкусы Карамзина

отразились на выборе им и при­менении русских слов и фраз. Язык Карамзина был правилен и чист, но беден в сравнении с поразительным богатством живой русской речи. Так классовая точка зрения отразилась в языке писателя.

Значит, известное воздействие классов и профессий на язык выра­жается прежде всего в том, что представители этих классов и про­фессий выделяют в речи одни слова и затеняют другие. Кроме того, отдельные общественные группы людей могут, хотя бы временно, привносить в язык свои, узкогрупповые слова, особенности произ­ношения и т. д. Так, русское дворянство в конце XVIII —начале XIX в. усиленно развивало «французско-нижегородский жаргон», не раз высмеянный в произведениях Н. И. Новикова, И. А. Крылова, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. Существовали жаргоны чиновников, купцов, учащихся семинарии («бурсаков») и т. д.

Что касается отдельных людей, то их влияние на язык, разумеет­ся, еще меньше, чем влияние классов и профессий. Однако есть ис­торические примеры очень заметного воздействия личности на состо­яние языка всего народа.

Мы считаем А. С. Пушкина основоположником современного рус­ского литературного языка. Пушкина иногда называют даже созда­телем нашего языка. Можно подумать, что великий русский поэт действительно создал множество новых слов, изменил конструкцию русских предложений и т. д. Ничего подобного, оказывается, не было. Едва ли наберется пять слов, созданных Пушкиным (вспомним, что В. Маяковским были созданы десятки новых слов.) Дело в том, что один человек, даже с дарованием Пушкина, не может ни создать, ни пересоздать язык своего народа. Но он может сделать очень мно­го, а именно выявить и показать скрытые в языке возможности. Это и сделал Пушкин применительно к русскому языку 20—30-х го­дов XIX столетия. Поняв новые требования общества к языку, опи­раясь на народную речь и речь литераторов —своих предшественни­ков и современников, великий поэт пересмотрел приемы и способы использования языка в литературных произведениях, и язык забли­стал новыми, неожиданными красками. Речь Пушкина стала образ­цовой и благодаря литературному и общественному авторитету поэта была признана нормой, примером для подражания. Это обстоятель­ство серьезно сказалось на развитии нашего литературного языка в XIX—XX вв.

Надо ясно понимать, что переворот, который совершен Пушкиным в области литературной речи, был подготовлен историей русского народа, русской нации, русского народного и литературного языка. И дело, конечно, не в одной гениальности Пушкина, а в историчес­ком соединении назревших условий языкового развития в обществе и имевшихся у гениального поэта возможностей удовлетворить их.

Общественное значение языка. Язык создается и развивается обществом, народом лишь потому, что потребность общения постоянно сопутствует труду и всей жизни людей и ее удовлетворение оказы­вается необходимым. Поэтому язык как средство общения был и всег­да остается постоянным участником развития всех без исключения сторон жизни и деятельности коллектива. Объединение людей в пле­мена, народности и затем в нации, связанное с развитием производ­ства и экономической жизни коллектива, происходило при ближай­шем и обязательном участии языка.

Трудовая деятельность людей осуществляется при обязательном участии языка. Для овладения знаниями и техническим опытом нужна глубокая и на­пряженная работа мысли. Понятно, что ни овладение знаниями и опытом, ни работа мысли невозможны без применения языка, позво­ляющего читать книги, слушать лекции, беседовать с преподавате­лями и коллегами, обмениваться советами, прокладывать силой мыс­ли новые пути в науке и технике. Еще очевиднее роль языка в развитии различных сторон духовной жизни народа. Достижения народа, нации в развитии науки, худо­жественной литературы и других областей духовной культуры осу­ществляются при прямом участии родного языка и выражаются в нем. Вот почему каждый народ стремится, развивая свою национальную культуру, поддерживать и улучшать свой национальный язык.

Наука не может двигаться вперед, не опираясь на то, что уже достигнуто, ее достижения должны передаваться современникам и потомкам. В этом процессе передачи научного опыта от прошлого - будущему непременно участвует язык.

Чрезвычайно ответственна роль языка в воспитательной и обра­зовательной деятельности общества. Непрерывная передача опыта, трудовое воспитание молодого поколения осуществляются при по­мощи языка. Глубоко прав был К. Д. Ушинский, сказав, что родное слово есть основа всякого умственного развития и сокро­вищница всех знаний. Ему же принадлежат мысли о громадном вос­питательном значении родного языка: «в языке одухотворяется весь народ и вся его родина», в нем «отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа».

Понимая неразрывное единство языка и мысли, связь языка с миром человеческих чувств и настроений, мы можем верно предста­вить себе значение языка в развитии человеческого сознания. Исто­рически взаимосвязаны и взаимодействуют процессы трудовой, мысли­тельной и речевой деятельности коллектива; труд, создав человека, человеческую мысль и речь, взаимодействует с ними и зависит от них.

В жизни коллектива и отдельных людей роль языка очень велика. Язык участвует в формировании племен, народностей, наций. Он необходим во всех областях труда и быта людей. Он активно влияет на развитие и состояние науки, образования, художественной литературы и т.д.

Основная функция языка позволяет понять, почему язык принадлежит всему народу, хотя и может испытывать воздействие отдельных социальных слоев, профессиональных групп людей. Отдельная личность, даже очень одаренная, не может изменить язык народа, хотя и может оказать заметное влияние на речь тех или иных слоев общества. Отдельные гениальные писатели (например, А.С.Пушкин) могут выявить в языке его новые (лучшие по сравнению с уже известными) коммуникативные возможности, могут тем самым повлиять на социальные представления о языке и его применении в речи.

Язык взаимодействует с трудом и духовной жизнью людей и исторически получает сложное строение (устройство). В языке формируются фонетика, лексика (словарный состав), словообразование, грамматика (морфология и синтаксис), стили. В соответствии с таким «устройством» языка и наука о нем различает фенологию, лексикологию, словообразование, грамматику, стилистику (стилелогию), семасиологию (учение о значениях, о семантике языковых знаков).

 

Тема 3. Язык – система знаков. Знак. Типы знаков. Свойства знаков. Языковой знак. Основные свойства языкового знака. Язык, языковая система. Речевая деятельность, речь. Сходства и различи между языком и искусственными знаковыми системами.

 

Язык – система знаков

Язык является одной из большого множества разнообразных знаковых систем, которыми люди пользуются в целях коммуни­кации, передавая сообщения о каких-то ситуациях в мире, о сво­их мыслях, чувствах, переживаниях, оценках, планах, целях, на­мерениях, делясь со своими собеседниками информацией о ре­зультатах познавательной деятельности.

Знак. Типы знаков

Знак – это любой материальный носитель социальной информации. Можно наметить основные типы знаков: 1) знаки-признаки, связанные непосредственно с тем или иным предметом (дым костра; ледяной узор на стекле; струя холодного воздуха, ворвавшаяся в открытую дверь и т.д.); 2) знаки-сигналы, связанные с сигнализируемым предметом лишь условием, договоренностью (куча камней, обозначающая место брода; зеленая ракета, указывающая начало и направление атаки; удар в гонг, говорящий о начале представления); 3) знаки-символы, обозначающие (изображающие) часть предмета, по которой сознанием «дорисовывается» предмет (явление) в его целом (две руки, пожимающие одна другую, - символ дружбы, миролюбия; скрещенный серп и молот – символ союза рабочих и крестьян); 4) языковые знаки (единицы языка), каждый из которых представляет собой нерасторжимое единство материальной и идеальной сторон, звучания (буквенного изображения) и значения. Неязыковые знаки (в особенности первого и второго типов) сами по себе, взятые вне условий места и времени, не имеют «значения»: камни можно использовать для постройки дома, дымом костра отпугивать комаров, ветка сирени может быть просто частью букета. Знаки языка всегда что-то значат и не применяются людьми для иных целей, кроме общения.

Знаки, из которых строятся сообщения, выполняют роль но­сителей определённых смысловых содержаний (значений). Именно благодаря им оказывается возможным кодирование пе­редаваемой в сообщениях информации и реализация коммуника­тивных актов.

Знаки как бы замещают предметы, на которые они указыва­ют и которые они называют. Такое замещение в жизни людей имеет место довольно часто, так что поневоле может сложиться впечатление, что люди живут не только и не столько в мире ве­щей, сколько в мире знаков.

Примерами относительно простых систем могут служить железнодорожный семафор, светофоры разных типов, дорожные знаки, информирующие водителей о тех или иных особенностях предстоящего отрезка пути либо предписывающие или запрещающие выполнение каких-то действий.

Свойства знаков

Основные свойства всякого знака заключаются в следую­щем:

1. Все знаки обладают материальной, чувственно воспринимаемой «формой», которую иногда называют «означающим», а мы будем называть «э к с п о н е н т о м знака» (от лат. expono ‘выставляю напоказ’). В нашем примере экспоненты (поднятое или опущенное крыло семафора, красный, зеленый или желтый огонь светофора, то или иное изображение на куске жести) доступны зрительному восприятию. В других случаях экспонент воспринимается слухом (например, в телефоне - непрерывный гудок низкого тона, частые гудки высокого тона и т.п.), осязанием (буквы шрифта для слепых), в принципе возможны системы, использующие обонятельные и вкусовые экспоненты. Существенно только то, чтобы экспонент был так или иначе доступен восприятию человека (либо «восприятию» заменяющего его автомата), т. е. чтобы экспонент был м а т е р и а л ь н ы м.

2. Материальный, чувственно воспринимаемый объект (или материальное «событие» - например, гудок в телефонной трубке) только в том случае является экспонентом какого-то знака, если с этим объектом (или событием) связывается в сознании общающихся та или иная идея, то или иное «означаемое», или, как мы будем говорить, с о д е р ж а н и е з н а к а (ср. приведенный выше пример с двумя портфелями – случайно забытым и положенным на стул сознательно).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2582; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь