Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Язык. Языковая система. Речевая деятельность, речь



Человеческий язык существует в виде отдельных языков – русского, английского, китайского и многих других. Каждый отдельный язык существует в сознании его носителей. Как возникает язык в сознании каждого отдельного человека? Язык не является «врожденным», преданным по наследству. Термин «родной язык» не значит «врожденный», а значит только «усвоенный в раннем детстве». В сознание каждого человека язык проникает, безусловно, «извне», проникает потому, что этим языком пользуются другие люди, окружающие. По их примеру языком начинает с детства пользоваться и сам данный человек. И, с другой стороны, язык постепенно забывается, а в конце концов и начисто исчезает из памяти (даже и родной язык), если человек почему-либо перестает им пользоваться. Из всего этого явствует, что о подлинном существовании языка можно говорить лишь постольку, поскольку им пользуются. Язык существует как живой язык, п о с к о л ь к у о н ф у н к ц и о н и р у е т. А функционирует он в речи, в высказываниях, в речевым актах.

Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857 – 1913), крупнейшим теоретиком в области общего языковедения и одним из зачинателей современного этапа в развитии науки.

Ф. де Соссюр различает язык в узком смысле, языковую систему (la langue) и речь, речевой акт (la parole). Это две части (или два аспекта) языка в широком смысле, языкового феномена в целом (le langage; переводчики употребляют в качестве русско­го эквивалента не вполне удачный термин речевая деятель­ность).

Для Ф. де Соссюра важнейшее основание для этого двоично­го разбиения (дихотомии) является индивидуальный, однократ­ный характер актов речи и социальный, постоянно воспроизво­димый характер языка.

Речь выступает в виде единичных актов, производимых дан­ным индивидом. Язык же принадлежит всему данному языковому коллективу, он социален, а его единицы воспроизводимы в бесконечном множестве речевых актов. Речь актуальна, язык потенциален. Язык организован прежде всего как система знаков, для которых наиболее характерны их различительные признаки, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Язык формируется в речевых актах, речь предполагает наличие языка.

Главной задачей исследователя Ф. де Соссюр считал по­строение " лингвистики языка", а построение " лингвистики речи" полагал возможным, но сам за решение этой задачи при своей жизни не взялся.

Затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности в России акад. Л.В. Щербой (1880 – 1944) и его учениками. Л.В. Щерба предложил различать не два, а три компонента, а точнее, три аспекта данной в опыте речевой деятельности, представляющей собой множество актов речи (как актов говоре­ния и письма, так и актов слушания и чтения). В актах речевой деятельности передаются высказывания (в другой терминологии, тексты или же речь). Для лингвиста они образуют языковой ма­териал, из которого он извлекает сведения о языковой системе, фиксируемые им в словарях и грамматиках.

Все три аспекта (речевая деятельность, языковой материал, языковая система) характеризуются как социальные, поскольку они небезразличны по отношению к определённой языковой общности, определённому историческому периоду её существо­вания. Правда, Л.В. Щерба вместе с этим говорит и об индивиду­альной психофизиологической организацией, соотносящейся с социальной языковой системой.

Концепцию Л.В. Щербы можно трактовать следующим об­разом: в непосредственном опыте дана речевая деятельность (это нулевой уровень абстракции). Тексты, которыми обмениваются участники речевой деятельности (языковой материал), исследо­ватель берёт вне контекста соответствующих речевых актов (это первый уровень абстракции). Раскрываемая в текстах языковая система описывается сама по себе (это второй, высший уровень абстракции).

Отношения между тремя аспектами речевой деятельности как социального феномена могут быть проиллюстрированы сле­дующей цепочкой: речевая деятельность —> тексты / высказы­вания / речь —> языковая система.

Аналогичная цепочка связывает три аспекта речевой дея­тельности индивида: речевые акты, в которых данный индивид участвовал —> тексты / высказывания, которые он построил и/или получил —> его " собственная" языковая система, извлечённая ин­дивидом из высказываний, с которыми он имел дело как отправи­тель и как получатель. Социальный и индивидуальный планы взаимодействуют друг с другом.

Заметим, что под р е ч ь ю (у Соссюра «la parole») современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т.е. мышление с помощью языковых средств (слов и т.д.), осуществляемое «про себя», без произнесения вслух.

Р е ч е в о й а к т – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов. Речевой акт должен быть обязательно двусторонним: говорение – слушание, что составляет неразрывное единство, обусловливающее понимание. Отдельный акт речи, р е ч е в о й а к т, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. Речевой акт может быть не только услышан (при устной речи), но и записан (при письменной), а также, в случае устного речевого общения, зафиксирован на магнитофонной пленке. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве.

Речь – это не язык и не отдельный речевой акт. Мы говорим об устной и письменной речи, и это вполне правомерно, мы говорим о речи ребенка, школьника, о речи молодежи, о сценической речи, о прямой и косвенной речи, о деловой и художественной речи, о монологической и диалогической речи. Все это разные использования возможностей языка, отображения для того или иного задания, это разные формы применения языка в различных ситуациях общения.

Речевой акт есть проявление р е ч е в о й д е я т е л ь н о с т и.

В речевом акте создается т е к с т. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (все равно – записанное или только произнесенное) «речевое произведение» любой протяженности – от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создается «внутренний текст», т.е. речевое произведение, сложившееся в «уме», но не воплотившееся устно или письменно.

Почему произнесенное (или написанное) высказывание в нормальном случае будет правильно понято адресатом?

Во-первых, потому, что оно построено из элементов, форма и значение которых известны адресату (скажем для простоты – из слов, хотя элементами высказывания можно считать, как мы увидим, и другие единицы).

Во-вторых, потому, что эти элементы соединены в осмысленное целое по определенным правилам, также известным (правда, во многом интуитивно) нашему собеседнику или читателю. Владение этой системой правил позволяет и строить осмысленный текст, и восстанавливать по воспринятому тексту его содержание.

Вот эти-то элементы высказывания и правила их связи как раз и являются языком наших участников общения, частями их языка, т.е. языка того коллектива, к которому данные индивиды принадлежат. Язык ( у Соссюра «la langue) того или иного коллектива и есть находящаяся в распоряжении этого коллектива система элементов – единиц разных ярусов (слов, значащих частей слов и т.д.) плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком. Систему единиц называют и н в е н т а р е м языка; систему правил функционирования единиц, т.е.правил порождения осмысленного высказывания (а тем самым и правил его понимания), - г р а м м а т и к о й этого языка.

Ясно, что в речевых актах и в текстах как инвентарь, так и грамматика языка существуют, можно сказать, в «распыленном виде»: в каждом отдельном предложении представлены какие-то элементы из инвентаря языка и использован ряд правил грамматики. При этом некоторые из этих элементов и правил применяются часто, на каждом шагу, повторяются в тысячах и миллионах высказываний, другие используются реже, третьи - совсем редко. Задача лингвиста - разобраться в том «хаосе языковых фактов», который представляет собой речь, выявить и взять на учет все элементы инвентаря, все действующие правила грамматики и точно описать их.

Наука вообще, как правило, идет от явления, от непосредственной данности к сущности, к внутренним закономерностям и связям. Не составляет в этом отношении исключения и наука о языке. Когда лингвист исследует живой язык, ему даны не только тексты – устные или письменные, но и возможность наблюдать речевые акты носителей данного языка. Кроме того, как подчеркнул Л.В.Щерба, лингвист может в этом случае э к с п е р и м е н т и р о в а т ь, т.е. создавать сам слова, грамматические формы и целые тексты на исследуемом языке и проверять приемлемость и понятность созданного, привлекая живых носителей данного языка (в том числе и себя самого, если объектом изучения является родной язык исследователя). Если же изучается мертвый язык, т. е. такой, которым уже никто не пользуется (по крайней мере в качестве основного средства общения), например латынь, древнегреческий, старославянский и т.д., ученый располагает только письменными текстами, более или менее ограниченными по объему (иногда даже только отдельными словами или формами, так или иначе сохраненными в текстах других языков). Ни наблюдения за актами общения, ни эксперимент здесь уже невозможны.

Что касается природных носителей живых языков, то у них владение языком создается постепенно, начиная с раннего детства, и создается в принципе тем же путем, каким идет и ученый лингвист: каждый человек познает свой родной язык, «добывая» его из речи. Только процесс этого добывания носит в этом случае не вполне осознанный характер, протекает в основном интуитивно, особенно в детстве. Слушая речь окружающих, т.е. встречаясь с различными высказываниями, произносимыми в той или иной ситуации, ребенок постепенно научается связывать с повторяющимися элементами этих высказываний определенные смыслы, т.е. начинает понимать и выделять эти элементы, запоминает, а позже начинает и сам воспроизводить их в соответствующих ситуациях. Шаг за шагом он усваивает и практически применяет правила комбинирования этих элементов и так незаметно овладевает системой родного языка. Известную роль играет и целенаправленное сообщение взрослыми ребенку тех или иных элементов инвентаря (слов), а на более поздних этапах – и правил грамматики. Но в основном знание родного языка все же добывается индивидом из собственного р е ч е в о г о о п ы т а; в процессе переработки данных этого опыта из всей массы услышанного, а затем и прочитанного неуклонно и постепенно отбирается, обобщается и складывается в систему все повторяющееся, все более или менее устойчивое и все это тут же проверяется на практике, «пускается в ход» в новых и новых высказываниях. Так «сырой» речевой опыт индивида превращается в его «организованный» языковой опыт, и в сознании человека вырабатывается почти автоматический механизм владения родным языком и «контролер» этого механизма – так называемое языков`ое чутье, или «языков`ая компетенция».

Язык и речь различаются так же, как правило грамматики и фразы, в которых использовано это правило, или слово в словаре и бесчисленные случаи употребления этого слова в разных текстах. Речь есть форма существования языка. Я з ы к ф у н к ц и о н и р у е т и «н е п о с р е д с т в е н н о д а н» в р е ч и. (Для языка, ставшего мертвым, формой существования нужно признать его тексты, если они были записаны и сохранились. Такой язык «непосредственно дан» нам только в этих текстах). Но в отвлечении от речи, от речевых актов и текстов всякий язык есть абстрактная сущность.

Язык применяется людьми для построения речи. Нужно различать язык как систему материальных единиц, служащих общению, отражаемых в сознании в отвлечении от конкретной информации (мыслей, чувств и т.д.), и речь как последовательность знаков языка, построенную по его законам, из его «материала» и в соответствии с требованиями выражаемой конкретной информации.

Язык и речь существуют в единстве. Единицы языка могут видоизменяться в речи; если эти видоизменения (например, так называемые употребления, речевые значения) закрепляются практикой общения, они становятся фактами языка. В Гумбольдт (1767 – 1835): «…в действительности язык всегда развивается только в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено, что его слова понятны также и другим».

Если язык всегда есть достояние коллектива, то он не может представлять собой механическую сумму индивидуальных языков. Скоре, речь каждого говорящего может рассматриваться как проявление данного языка в условиях той или иной жизненной ситуации. Но индивидуальные особенности в речи каждого человека тоже бесспорный факт.

Так возникает очень важная проблема: язык и речь. Эти понятия часто путают, хотя совершенно ясно, что, например, физиологи и психологи имеют дело только с речью, в педагогике можно говорить о развитии и обогащении речи учащихся, в медицине – о дефектах речи и т.п. Во всех этих случаях «речь» заменить «языком» нельзя, так как дело идет о психофизиологическом процессе.

Ф.де Соссюр писал: «Язык, то есть нечто социальное по существу и независимое от индивида…», «язык – определенная часть, правда – важнейшая, речевой деятельности». Язык - явление социальное, общественное, как достояние коллектива надо отличать от иных явлений, связанных с языковой деятельностью. Для языка в целом и языкового знака в частности необходима их материальность (звуки, буквы и их комбинации). Социальное явление – язык – не есть психическое явление. Язык есть не психическое явление, а есть социальное явление.

Вне реальной материальности и способности быть чувственно воспринимаемым любой знак, и прежде всего языковой, перестает быть знаком и тогда кончается язык.

«Речь - индивидуальная сторона речевой деятельности, то есть речь, включая говорение. Речь есть индивидуальный акт воли и понимания, в котором надлежит различать: 1) комбинации, при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодом с целью выражения своей личной мысли; 2) психофизический механизм, позволяющий ему объективировать эти комбинации».

«Язык - это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к одному общественному коллективу». «Язык..это система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа». Так как без знаковой системы не может существовать человеческое общение, явление второй сигнальной системы по И П. Павлову.

Подчеркивая социальную сущность языка Соссюр говорит: «Он (язык) есть социальный элемент речевой деятельности вообще, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создать язык, ни его изменить».

Язык – действительно важнейшее средство человеческого общения. Язык – это достояние коллектива и предмет истории. Речевой акт – это индивидуальное (всегда индивидуальное, даже в случае хоровой декламации) и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов. «Язык и речь тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие; речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку» (Ф. де Соссюр). Речь как система навыков общения посредством языка. Речевые навыки тоже достояние известных частей коллектива (по признакам: классовым, сословным, профессиональным, возрастным, половым и т.д.).

Язык и речь

В языкознании понятия «язык» и «речь» фактически разграничивались, хотя и без специального разъяснения и описания этого разграничения, В. Гумбольдтом, Г. Штейнталем, Г. Шухардтом, А. А. Потебней, Ф. Ф. Фортунатовым, Н. В. Крушевским, И. А. Бодуэном де Куртенэ и др. Попытку теоретического разъяс­нения такого разграничения предприняли Ф. де Соссюр и Л. В. Щерба.

Между тем наблюдения за процессом общения людей при помощи языка говорят о том, что разные люди во многих жизненных случаях и положениях по-разному используют одни и те же единицы языка. Миллиарды раз были применены людьми такие слова, как дом, до­рога, жизнь, есть, знать, пить и др. Миллиарды раз были исполь­зованы членами коллектива различные «правила» изменения имен существительных по падежам и числам, «правила» соединения имен прилагательных с именами существительными, наречий с глаголами и т. д. Миллиарды раз были построены предложения по граммати­ческой схеме (по «модели») «подлежащее + сказуемое + прямое до­полнение»: Солнце греет землю; Мальчик любит конфеты; Я пишу письмо; Брат читает газеты. Эти примеры не могут не убедить нас в том, что единицы языка (звуки, слова, словосочетания, предложения и др.) существуют в сознании коллектива в отвлечении от конкретных мыслей, чувств, настроений.

Язык - это система материальных единиц, служащих общению людей и отражаемых в сознании коллектива в отвлечении от конкрет­ных мыслей, чувств и желаний. Если бы единицы языка были постоян­но «привязаны» к одним и тем же, определенным мыслям и чувствам, они совершенно не годились бы в качестве универсального орудия общения, способного выражать любые мысли и чувства.

Основными единицами языка являются слова. Они общенародны и не «при­вязаны» ни к какому конкретному тексту, высказыванию. За ними исторически закреплены не те или иные конкретные мысли и чувства, а общенародные значения, сочетая которые отдельные люди полу­чают базу формирования и средство выражения конкретных мыслей и чувств.

Введением в науку термина «речь» признается тот очевидный факт, что общее (язык) и частное (речь) едины и вместе с тем различны. Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было кон­кретного их применения, мы называем языком. Те же самые средства общения, конкретно примененные, т. е. вступившие в связь с кон­кретным содержанием (мыслями, чувствами, настроениями человека), мы называем речью. Средства общения в возможности (потенции) — язык. Те же средства в действии (реализации) - речь. Общее (язык) выражается и осуществляется в частном (речь). Отдельное, частное (речь) - это одна из многих конкретных форм общего (языка).

Язык и речь нельзя противопоставлять, забывая об их единстве. Но вместе с тем нельзя забывать и об их различии. В речи единицы языка могут приобретать такие свойства, значения и осмысления, ко­торых они не имеют в языке. В языке есть метафорические значе­ния слова: ножка {стола), шляпка {гриба), крылья {самолёта), нос {корабля, ) хвост (поезда). Но в языке нет метафорического при­менения общенародных языковых значений: Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (Есенин); Мой стих трудом громаду лет прорвёт (М); Но «Яблочко»-песню играл эскадрон смычками стра­даний на скрипках времен (Св.). В этих стихотворных строчках мы встречаем речевые значения слов. Эти речевые значения (употребле­ния) возникают в речи, они не свойственны словам как единицам язы­ка; может быть, они «скрыты» в словах и получают реализацию в речи в связи с другими словами, в связи с конкретными мыслями и чувствами автора. Например, В. В. Маяковский легко и во множе­стве создавал новые слова: двухметроворостая, омолниться, разулыбить и др. Почти все эти слова созданы по законам нашего языка и потому в большинстве своем легко понимаются читателями. Однако почти все они - факты речи Маяковского, они не вошли в язык (за исключением, разве, слов молоткастый и серпастый).

В процессе общения в соответствии с потребностями коллектива из речи отбираются такие ее элементы, которые могут служить всем, - они и становятся фактами языка. По-видимому, такие эле­менты речи редко имеют одного «автора» — они возникают одновре­менно во многих «местах», потому что определенная общественная потребность улавливается сразу многими и язык многим же подска­зывает, какие его средства могут быть по-новому введены в речь. Можно думать, что роль отдельных людей в формировании речи очень значительна, хотя и ограничена: ведь речь строится из единиц языка, а язык общенароден. Но из речи отдельных людей очень немногое может попасть в язык, да и то в результате действия общей потребности в каком-то новом средстве языка. Вот почему роль отдельных людей в развитии языка незаметна: язык меняется независимо от воли и желания отдельной личности, стихийно, в процессе речевого общения. В языке все «оправдано» законами его развития. К языку неприложимы термины и определения «правильный», «неправильный», «точ­ный», «неточный», «простой», «тяжелый», «легкий» и т. д. Но эти же определения вполне приложимы к речи, в которой достигается боль­шее или меньшее соответствие как с правилами и нормами языка, так и с требованиями выражаемого ею содержания — логического, эмоционального, эстетического и иного. В речи могут возникать от­клонения от правил языка, нарушения его норм, противоречия требованиям содержания, вызываемые различными причинами. Так возникает в науке о языке большая и сложная проблема речевой культуры.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Дополните предложения данными словами. Переведите предложения на русский язык.
  2. III. Речь как центральное звено психики человека
  3. VI. Переведите текст письма на английский язык.
  4. VII. Переведите предложения на английский язык.
  5. XXII. МИМИКО-ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ ГЛУХИХ
  6. XXIII. ДАКТИЛЬНАЯ ФОРМА РЕЧИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
  7. А. Вежбицкая. Из книги «Язык. Культура. Познание» (М., 1996)
  8. Административный процесс в узком (правоохранительном) смысле представляет административно-юрисдикционную деятельность, деятельность по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров.
  9. Воздухоподающая и выпускная система.
  10. Вопрос 19.Языковая (лингвистическая) классификация
  11. Вопрос 2. Разграничение понятий язык и речь. Виды речи. Функции языка. Функции речи. Культура языка. Культура речи.
  12. ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ: ПРЕВРАТНОСТИ ВОЙНЫ И ГОРЕЧЬ ПОСЛЕВОЕННЫХ ПОРАЖЕНИЙ. 1914—1922


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 3214; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь