Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ 9. АРАБСКАЯ ПАРЕМИОЛОГИЯ



Общие сведения

Паремиология (от греч. рaroimia – «пословица» и logos «учение») – это раздел филологии, изучающий паремии – пословицы, поговорки и афоризмы. Существует множество определений этих видов паремий, однако, в нашей работе остановимся лишь на некоторых из них.

Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм [Мальцева 1991: 146]. Она используется в качестве олицетворения повседневной жизни и окружающей среды человека. Пословица представляет собой грамматически законченную обобщенную мысль.

Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания [Мальцева 1991: 121].

Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение, но обладающее прямой мотивировкой значения (т.е. ему не свойственна переосмысленность) [Ушаков 1996: 101].

Пословицы и поговорки можно классифицировать по разным принципам:

 

1) Классификация по алфавиту.

Пословицы и поговорки даются в алфавитном порядке. Бесспорное преимущество такой классификации заключается в ее доступности. Однако при этом некоторые пословицы, имея различные варианты написания, могут быть вписаны несколько раз.

 

2) Классификация по опорным словам.

Данная классификация весьма удобна, так как позволяет легко найти искомую пословицу или поговорку. Ее недостатком будет то, что синонимичные, но разные по лексическому составу пословицы и поговорки помещаются в различные разделы.

 

3) Монографическая классификация.

Пословицы и поговорки группируются по месту и времени нахождения. Эта классификация, как и две предыдущие, не исключает повторений и внутреннего беспорядка.

 

4) Генетическая классификация.

Это классификация на основе происхождения материала. Она содержит все достоинства и недостатки монографической классификации.

 

5) Тематическая классификация.

Это классификация пословиц и поговорок по их темам или содержанию. Тематический метод позволяет классифицировать пословицы и поговорки, избавляясь от ненужных элементов и основываясь на их важных сторонах. Но и эта классификация имеет свои недостатки. Например, многие из пословиц используются в переносном значении и имеют множество смыслов, которые не вмещаются в узкие рамки одной темы.

Происхождение паремий крайне разнообразно. Некоторые из них заимствованы из литературы, большая же часть восходит к устной древней традиции. Многие пословицы порождены историческими событиями или явлениями старого общественного быта. В основе ряда пословиц лежит какой-нибудь рассказ, басня, сказка. По содержанию своему пословицы также крайне разнообразны, нередко даже весьма противоречивы.

Пословицы и поговорки считаются повсеместно распространенными жанрами народной поэзии. Их знают буквально все, в той или иной степени используют многие, независимо от возраста, интеллекта, социальной принадлежности или культурного уровня. Пословицы и поговорки – произведения сложные, находящиеся на стыке искусства слова и искусства речи, но в них изначально заключены и яркая художественность, и глубокий смысл. Поэтому-то все без исключения специалисты причисляют пословицы и поговорки к явлениям устного поэтического творчества народа.

В пословицах и поговорках отражаются жизнь и быт народа, его чаяния. В них одобряются хорошие поступки, осуждаются дурные. Паремии наставляют людей на соблюдение норм поведения, предостерегают их от человеческих пороков и недостатков, учат их житейской мудрости. Они заключают в себе наблюдения, накопленный жизненный опыт, мудрость народа, создавшего их. Пословицы и поговорки помогают лучше понять национальный характер людей, их интересы, отношения к различным ситуациям, их быт, традиции. Умение употреблять паремии важно не только при непосредственном общении с носителями языка, но и при переводах художественных текстов.

 

Особенности паремий арабского языка

Примерным соответствием терминам «паремия», «пословица», «поговорка», «афоризм» в арабском языке можно считать م َ ث َ ل ٌ ( мн.ч. أ َ م ْ ث َ ا ل ٌ ). Но этот термин широко употребляется в арабском языке и в значениях «пример», «подобие», «сравнение», «притча», а также как синоним термину ت َ م ْ ث ِ ي ل ٌ («развернутая метафора») и как собственно пословица.

Паремии в арабском языке помимо термина م َ ث َ ل ٌ обозначаются также терминами ح ِ ك ْ م َ ة ٌ «мудрость», «мудрое изречение» ق َ و ْ ل ٌ «высказывание», «речение», «цитата», ع ِ ب ْ ر َ ة ٌ «поучение», «назидание», «поучительный пример», و َ ع ْ ظ ٌ, م َ و ْ ع ِ ظ َ ة ٌ «назидание», «увещевание», «предписание».

Первые попытки определить понятие термина م َ ث َ ل ٌ и выявить его характерные черты были предприняты еще в IX в. Так, Абу Убайд (770–837) считал, что «в أ َ م ْ ث َ ا ل ٌ заключена мудрость арабов времен джахилии и ислама, ими они сопровождали свою речь, стараясь достичь цели не прямо, а иносказательно» [486: 1908 ا ل س ي و ط ي ].

Мубаррад (826–898) определял م َ ث َ ل ٌ как «ходкое выражение, с помощью которого нечто сравнивается с тем, что имело место ранее» [5: 1972 ا ل م ي د ا ن ي ].

Ибн Сиккит (ум. ок. 857) рассматривал م َ ث َ ل ٌ как «выражение, которое употребляется в значении другого выражения, не совпадая с ним по форме» [6: 1972 ا ل م ي د ا ن ي ].

Ибрахим Наззам (ум. ок. 825) подчеркивал, что в « م َ ث َ ل ٌ, в отличие от других видов речи, сочетаются четыре свойства: краткость выражения, точность смысла, красота сравнения, удачность иносказания [6: 1972 ا ل م ي د ا ن ي ].

Из анализа вышеприведенных высказываний арабских ученых IX в. можно сделать вывод, что م َ ث َ ل ٌ рассматривался ими как употребительное в речи иносказательное выражение, переосмысленное на основе сравнения.

Широкой популярности и запоминаемости арабских паремий способствуют разнообразные выразительные средства. Одним из них является точная или ассонансная рифма:

ا ل ع َ ي ْ ن ُ ب َ ص ِ ي ر َ ة ٌ و َ ا ل ي َ د ُ ق َ ص ِ ي ر َ ة ٌ «глаз зрячий, а рука коротка»

أ َ ن َ ا أ َ م ِ ي ر ٌ و أ َ ن ْ ت َ أ َ م ِ ي ر ٌ ف َ م َ ن ْ ي َ س ُ و ق ُ ا ل ح َ م ِ ي ر َ ؟

«Я – эмир и ты – эмир, а кто же погонит ослов?

Типичной лексико-семантической особенностью арабских паремий является их образность. Образность не является обязательной составляющей, но она отражена во многих пословицах и поговорках. Все арабские паремии по данному признаку можно разделить на три группы:

I Полностью образные паремии

ع َ ل َ ي ْ ه ِ ش َ ا ب َ ش َ ي ْ ء ٍ ع َ ل َ ى ش َ ب ّ َ م َ ن ْ «горбатого могила исправит»

ا ل ك َ ل ْ ب ُ ل ا َ ي َ ع ُ ض ّ ُ أ ُ ذ ُ ن َ أ َ خ ِ ي ه ِ «горбатого могила исправит»

ا ل د ّ ِ ي ن َ ا ر ُ ا ل ق َ ص ِ ي ر ُ ي َ س ْ و َ ي د َ ر َ ا ه ِ م َ ك َ ث ِ ي ر َ ة ً «мал золотник, да дорог»

 

II Частично образные паремии

ر َ ب َ ا ح ٌ و َ ا ل ص ّ َ ب ّ َ ا ح ُ «утро вечера мудренее»

ا ل ك َ ل ا َ م ُ ا ل ح ُ ل ْ و ُ ل ا َ ي َ ش ْ ب َ ع ُ ا ل ج َ و ْ ع َ ا ن َ «соловья баснями не кормят»

ز ِ ي َ ا د َ ة ُ ا ل خ َ ي ْ ر ِ خ َ ي ْ ر َ ا ن ِ «кашу маслом не испортишь»

 

III Паремии, где образ отсутствует

ف ِ ي ا ل ت ّ َ أ ْ ن ِ ي ا ل س ّ َ ل ا َ م َ ة ُ و َ ف ِ ي ا ل ع َ ج َ ل َ ة ِ ا ل ن ّ َ د َ ا م َ ة ُ «поспешишь – людей насмешишь»

ا ل ع ِ ل ْ م ُ ن ُ و ر ٌ و َ ا ل ج َ ه ْ ل ُ ظ َ ل ا َ م ٌ «ученье – свет, а неученье – тьма»

م َ ن ْ ت َ أ َ ن ّ َ ى ن َ ا ل َ م َ ا ت َ م َ ن ّ َ ى «тише едешь – дальше будешь»

Семантически арабские паремии весьма разнообразны. Многие из них посвящены интеллектуальным способностям человека:

ز ِ ي ن َ ة ُ ا ل م َ ر ْ ء ِ ع َ ق ْ ل ُ ه «украшение человека – это его ум»

ع َ د ُ و ّ ٌ ع َ ا ق ِ َ ل ٌ خ َ ي ْ ر ُ م ِ ن ْ ص َ د ِ ي ق ٍ ج َ ا ه ِ ل ٍ «умный враг лучше глупого друга»

ا ل ح ِ ك ْ م َ ة ُ ض َ ا ل ّ َ ة ُ ا ل م ُ ؤ ْ م ِ ن ِ «мудрость – достоинство верующего»

Значительную группу составляют арабские паремии, в которых воспеваются стремление к знаниям и безграничное уважение к ученым:

أ ُ ط ْ ل ُ ب ُ و ا ا ل ع ِ ل ْ م َ م ِ ن َ ا ل م َ ه ْ د ِ إ ِ ل َ ى ا ل ل ّ َ ح ْ د ِ «стремитесь к знаниям с колыбели до гробовой доски»

ا ل ع ِ ل ْ م ُ ف ِ ي ا ل ر ّ َ أ ْ س ِ و َ ل َ ي ْ س َ ف ِ ي ا ل ك ُ ر ّ َ ا س ِ «знания (должны быть) в голове, а не в тетради»

ا ل ع ُ ل َ م َ ا ء ُ و َ ر َ ث َ ة ُ ا ل أ َ ن ْ ب ِ ي َ ا ء ِ «ученые – наследники пророков»

Некоторые паремии арабского языка осуждают высокомерие и гордость:

ا ل ك ِ ب ْ ر ُ ع َ ي ْ ب ٌ ل ِ ل ْ ف َ ت َ ى أ َ ب َ د ً ا ي ُ ق َ ب ّ ِ ح ُ ف ِ ع ْ ل َ ه ُ «высокомерие – недостаток, который омрачает достоинство полезных дел»

ي َ ض ِ ي ع ُ ا ل إ ِ ف ْ ت ِ خ َ ا ر ُ ب َ ي ْ ن َ ا ل م َ ا ء ِ و َ ا ل ط ّ ِ ي ن ِ «горделивость теряется между водой и глиной»

В арабском языке немало паремий, посвященных любви, взаимоотношениям в семье:

ا ل ح ُ ب ّ ُ أ َ ع ْ م َ ى «любовь слепа»

ا ل ج َ ن ّ َ ة ُ ت َ ح ْ ت َ أ َ ق ْ د َ ا م ِ ا ل أ ُ م ّ َ ه َ ا ت ِ «рай под ногами матерей»

إ ِ ذ َ ا ر َ ج َ ع ْ ت َ م ِ ن ْ س َ ف َ ر ٍ ف َ ا ه ْ د ِ ل ِ أ َ ه ْ ل ِ ك َ و َ ل َ و ْ ح َ ج َ ر ً ا «если ты возвращаешься из путешествия, то привези своей семье хотя бы камень».

 

Паремии в тексте Корана

Коран оказал огромное влияние на развитие и формирование арабского языка в целом, став его несомненным эталоном. На основе аятов Корана были составлены грамматические правила арабского литературного языка. Лексические и фразеологические единицы текста Корана широко используются и в современной речи. Паремии Корана, несмотря на свою относительную малочисленность, обладают яркой образностью, оказывают огромное эмоционально-экспрессивное воздействие на читателя и слушателя, а также выражают всю красоту и богатство арабского литературного языка.

Коранические паремии – это, в основном, обобщенно-назидательные суждения и предписания [Ушаков 1996: 108].

Так, в Коране осуждаются следующие отрицательные качества человека:

1) высокомерие и горделивость:

و َ ل ا ت َ م ْ ش ِ ف ِ ي ا ل أ َ ر ْ ض ِ م َ ر َ ح ا ً إ ِ ن ّ َ ك َ ل َ ن ْ ت َ خ ْ ر ِ ق َ ا ل أ َ ر ْ ض َ و َ ل َ ن ْ ت َ ب ْ ل ُ غ َ ا ل ْ ج ِ ب َ ا ل َ ط ُ و ل ا ً (س و ر ة ا ل إ س ر ا ء ، 37).

«И не ходи по земле горделиво: ведь ты не пройдешь сквозь землю и не достигнешь гор высотой! » (сура «Перенес ночью», аят 37).

 

2) надменность и напускная важность:

و َ ل ا ت َ ك ُ و ن ُ و ا ك َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ خ َ ر َ ج ُ و ا م ِ ن ْ د ِ ي َ ا ر ِ ه ِ م ْ ب َ ط َ ر ا ً و َ ر ِ ئ َ ا ء َ ا ل ن ّ َ ا س ِ (س و ر ة ا ل أ ن ف ا ل ، 47).

«И не уподобляйтесь тем, которые выходят из своих жилищ, важничая и возносясь перед людьми» (сура «Добыча», аят 47).

 

3) скупость и излишняя расточительность:

و َ ل ا ت َ ج ْ ع َ ل ْ ي َ د َ ك َ م َ غ ْ ل ُ و ل َ ة ً إ ِ ل َ ى ع ُ ن ُ ق ِ ك َ و َ ل ا ت َ ب ْ س ُ ط ْ ه َ ا ك ُ ل ّ َ ا ل ْ ب َ س ْ ط ِ ف َ ت َ ق ْ ع ُ د َ م َ ل ُ و م ا ً م َ ح ْ س ُ و ر ا ً (س و ر ة ا ل إ س ر ا ء ، 29).

«И не приковывай свою руку к шее (в скупости) и не простирай ее всяческим простиранием (в расточительстве), а не то останешься порицаемым, жалким» (сура «Перенес ночью», аят 29).

 

4) несправедливость:

ل ا ت َ ظ ْ ل ِ م ُ و ن َ و َ ل ا ت ُ ظ ْ ل َ م ُ و ن َ (س و ر ة ا ل ب ق ر ة ، 279).

«Не обижайте и не будете обижены! » (сура «Корова», аят 279).

В паремиях Корана Аллах предписывает следующее:

1) не выражать радость, ликование:

ل ا ت َ ف ْ ر َ ح ْ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ل ا ي ُ ح ِ ب ّ ُ ا ل ْ ف َ ر ِ ح ِ ي ن َ (س و ر ة ا ل ق ص ص ، 76).

«Не ликуй, не любит Аллах ликующих» (сура «Рассказ», аят 76).

 

2) не печалиться о прошедшем и не радоваться наступившему:

ل ِ ك َ ي ْ ل ا ت َ أ ْ س َ و ْ ا ع َ ل َ ى م َ ا ف َ ا ت َ ك ُ م ْ و َ ل ا ت َ ف ْ ر َ ح ُ و ا ب ِ م َ ا آ ت َ ا ك ُ م ْ (س و ر ة ا ل ح د ي د ، 23).

«Чтобы вы не скорбели о том, что миновало вас, и не радовались тому, что наступило для вас» (сура «Железо», аят 23).

 

3) благочестие:

و َ ت َ ز َ و ّ َ د ُ و ا ف َ إ ِ ن ّ َ خ َ ي ْ ر َ ا ل ز ّ َ ا د ِ ا ل ت ّ َ ق ْ و َ ى (س و ر ة ا ل ب ق ر ة ، 179).

«И берите с собой припасы, но (знайте), что лучший из припасов – благочестие» (сура «Корова», аят 197).

 

4) терпение, стойкость к ударам судьбы:

ف َ ا ص ْ ب ِ ر ْ ص َ ب ْ ر ا ً ج َ م ِ ي ل ا ً (س و ر ة ا ل م ع ا ر ج ، 5).

«Проявляй же долготерпение» (сура «Ступени», аят 5).

 

5) творить благие дела:

ا ع ْ م َ ل ُ و ا ف َ س َ ي َ ر َ ى ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ م َ ل َ ك ُ م ْ و َ ر َ س ُ و ل ُ ه ُ و َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ (س و ر ة ا ل ت و ب ة ، 105).

«Вершите, и увидит Аллах деяния ваши, и (увидят их) Посланник его и правоверные» (сура «Покаяние», аят 105).

 

6) воздерживаться от вина:

ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا إ ِ ن ّ َ م َ ا ا ل ْ خ َ م ْ ر ُ و َ ا ل ْ م َ ي ْ س ِ ر ُ و َ ا ل أ َ ن ص َ ا ب ُ و َ ا ل أ َ ز ْ ل ا م ُ ر ِ ج ْ س ٌ م ِ ن ْ ع َ م َ ل ِ ا ل ش ّ َ ي ْ ط َ ا ن ِ ف َ ا ج ْ ت َ ن ِ ب ُ و ه ُ (س و ر ة ا ل م ا ئ د ة ، 90).

«О вы, которые уверовали! Воистину, вино, майсир, идолы и стрелы (для гадания) – мерзость из деяний сатаны, – так избегайте ее» (сура «Трапеза», аят 90).

 

Контрольные вопросы к разделу:

1. Что означает термин «паремиология»?

2. Что является предметом изучения паремиологии?

3. Чем поговорка отличается от пословицы?

4. Как вы можете охарактеризовать понятие «афоризм»?

5. По каким принципам можно классифицировать пословицы и поговорки?

6. Какая классификация пословиц и поговорок является наиболее оптимальной?

7. Каковы источники происхождения паремий?

8. В чем заключается ценность паремий?

9. Что означает термин م َ ث َ ل ٌ арабского языка?

10. Какие арабские ученые внесли свой вклад в изучение паремиологии арабского языка?

11. Какие выразительные средства способствуют широкой популярности и запоминаемости арабских паремий?

12. Какие группы арабских паремий по признаку их образности вы знаете?

13. Что выражают коранические паремии?

14. Какие отрицательные качества человека осуждаются в паремиях Корана?

15. Что предписывает Аллах в коранических паремиях?

Упражнения:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2387; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь