Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Языкознание: 25-вековая история



Эскизное описание предпосылок интереса к языку с древнейших времен до наших дней.

Сакральный аспект языка. Цель: сохранение всех структурно-семантических основ, орфоэпических и орфографических норм, толкование непонятных слов и т.д.

Язык и философия познания. Слово – сущность вещи. Логика и грамматика.

Язык – Мышление – Реальность. Стремление к универсальным обобщениям. Универсальная грамматика.

Язык и языки. Проблема множественности языков мира. Установление родства между языками и поиски праязыков. Попытки создания международных искусственных языков.

Осознание изменчивости языков. Изучение внутренних и внешних факторов языковых изменений. Психологический аспект языка. Субъективная и социальная психология: их воздействие на жизнь языка.

Структуралистская революция в языкознании. Синхрония и диахрония. Отвлечение от психологического и социального контекстов. Понимание системы и структуры. Поиск основных типов отношений в языке. Моделирование объекта языкознания.

Развитие структурализма в генеративном направлении. Функционалистская оппозиция структурализму. Синтетичность и синэргетичность функционального подхода и его разновидности.

Тема 2.

Восток и Запад: древнеиндийская и древнегреческая традиции.

 

Условия возникновения языкознания. Толкование и сохранение священных Вед. Веданги – первые (комплексные) грамматические памятники. Вьякарана – грамматика в европейском понимании.

Лексикография и этимология Яски. «Нирукта» - опыты этимологизирования. «Нигханту» - опыт лексикографии. Идеографический принцип составления. 4 разряда: субстанции, действия (процессы), признаки (качества), атрибуты. 4 грамматических класса слов. Словарь “Амаракоша”. Группирование слов по идеографическому принципу. «Книга о небе». «Книга о земле». «Сборная книга».

Концепция лингвистического описания в грамматике Панини («Восьмикнижие»). Иерархическое описание всех ярусов языка. Принцип дистрибуции. Парадигматический и синтагматический подходы. Преемственность между ярусами языковой системы: фонетика – морфология – синтаксис. Идеальная морфемная схема предложения.

Философская концепция Бхартрихари («Вакьяпадия»). Слово как высшая сущность, первопричина Вселенной. Стадии развития слова: «провидческая», «промежуточная», «высказанная». Понятие «спхота» - семантико-прагматическая категория.

Общие направления древнегреческого языкознания. Философские направления и основания (Гераклит, Парменид, Демокрит, Протагор).

Платон «Кратил, или о правильности имен». Композиция. Проблема взаимосвязи имени и вещи. Звукоподражание и звукосимволизм. Продолжение традиции звукоизобразительного подхода в истории языкознания. Диахроническая проблематика.

Грамматическое учение Аристотеля. Синхронический подход. Логика и грамматика. Лексическая и грамматическая многозначность. Основные единицы речи. Классификация звуков речи.

Стоики. Учение о логике. Учение о частях речи. Падежи. Учение о временах глагола. Классификация предложений-суждений.

Древний Рим. Предпосылки появления филологии. Аномализм и аналогизм. Марк Терренций Варрон «О латинском языке». Элий Донат «Грамматическое руководство». Присциан «Курс грамматики».

 

Тема 12.

Принципы и методы структурализма

 

Основные положения теории Ф. де Соссюра. Теория языка и речи. Язык как система. Лингвистический знак, его произвольность, линейность, значимость, концептуальный и материальный аспекты значимости. Учение о синхронии и диахронии. Определение внешней и внутренней лингвистики.

Пражская лингвистическая школа. Основные принципы. Понятие функции. Различение синхронии и диахронии. Язык как система. Фонологическая концепция Н.С. Трубецкого. Интерпретация положения Соссюра об означаемом и означающем. Функции звука. Учение о смыслоразличении. Звуки взаимозаменимые и взаимоисключающие. Правила выделения фонем. Теория оппозиций. Грамматическое учение Р.О. Якобсона. Синтаксические воззрения. Проблема языковых союзов.

Датский структурализм (Глоссематика). Принцип дедукции. «Эмпирический принцип». Принцип имманентности. Функция и функтив. Типы зависимостей. Учение о знаках и фигурах. Л. Ельмслев. Четырехчленное деление языка: схема – норма – употребление – акт речи.

Американский структурализм (Дескриптивная школа). Л. Блумфилд. Допущение регулярности языковых изменений. Исключение психологии. Специфическое понимание языкового значения. Разделение Речь – Язык – Высказывание. Дистрибутивный анализ: термины и понятия. Типы дистрибуций. Ч. Хоккет: метод непосредственно составляющих. З. Хэррис: трансформационный метод анализа.

 

Тема 14.

Современный лингвистический функционализм

 

Функционализм. Язык – инструмент речевого взаимодействия людей. Теория поведенческого контекста. Интеракционистский подход.

Когнитивная лингвистика. Когниция – совокупность видов познавательной деятельности. Языковые когниции. Проблемы когнитивной лингвистики. Образные схемы (М.Джонсон). Концептуальная метафора (Дж.Лакофф). Когнитивная грамматика (Р.Лэнекер). Способы представления лингвистических данных: сценарий и фрейм.

Прагмалингвистика – изучение функционирования языковых знаков в речи. Теории речевых актов. Прагматическая теория значения. «Принцип кооперированности». «Максимы дискурса». Теоретические посылки концепции. Прагматические теории референции. Истоки концепции. Основные составляющие анализа. Понимание референции. Х. Гарфинкель – основатель «этнометодологии». Функциональная прагматика. Теория речевого поведения. Речевой поступок.

Интерпретационизм. Связь с проблемами значения, коммуникации и перевода.

Лингвистика текста. Правила построения связного текста и его смысловые категории. Понятие текста и пресуппозиции. Анализ дискурса. Категории дискурса. Модели анализа дискурса. Новые задачи анализа дискурса.

Психолингвистика. Эксперимент как основной метод исследования. Проблемы зарубежной психолингвистики. Проблемы отечественной психолиновистики. Этнопсихолингвистика.

 

Содержание семинарских (практических) занятий

 

Тема 3.

Языкознание в Древней Индии

 

Условия возникновения языкознания. Толкование и сохранение священных Вед. Веданги – первые (комплексные) грамматические памятники. Вьякарана – грамматика в европейском понимании.

Лексикография и этимология Яски. «Нирукта» - опыты этимологизирования. «Нигханту» - опыт лексикографии. Идеографический принцип составления. 4 разряда: субстанции, действия (процессы), признаки (качества), атрибуты. 4 грамматических класса слов. Словарь “Амаракоша”. Группирование слов по идеографическому принципу. «Книга о небе». «Книга о земле». «Сборная книга».

Концепция лингвистического описания в грамматике Панини («Восьмикнижие»). Иерархическое описание всех ярусов языка. Принцип дистрибуции. Парадигматический и синтагматический подходы. Преемственность между ярусами языковой системы: фонетика – морфология – синтаксис. Идеальная морфемная схема предложения.

Философская концепция Бхартрихари («Вакьяпадия»). Слово как высшая сущность, первопричина Вселенной. Стадии развития слова: «провидческая», «промежуточная», «высказанная». Понятие «спхота» - семантико-прагматическая категория.

 

Вопросы:

 

1. Каковы условия и предпосылки интереса к языку в Древней Индии?

2. Что представляли собой древнеиндийские Веданги?

3. Какие лексикографические памятники Древней Индии вам известны?

4. Каковы были принципы классификации лексики в древнеиндийских словарях?

5. Какова цель этимологий «Нирукты» у Яски?

6. По какому принципу построен «Нигханту» Яски?

7. По какому принципу построен словарь «Амаракоша»?

8. На каких философских основаниях построено «Восьмикнижие» Панини?

9. Какова цель грамматического описания Панини?

10. Каков методический подход Панини к описанию языка?

11. В чем отличие грамматического описания Панини от привычных нам учебных и теоретических грамматик?

12. Были ли в истории языкознания последователи у Панини?

13. Можно ли считать Бхартрихари языковедом?

14. Что понимает Бхартрихари под «словом» и его развитием?

15. Сопоставьте концепцию Бхартрихари с другими философскими взглядами (Китая, Древней Греции, немецкой классической философии и т.д.). Какие соответствия и различия можно найти между ними?

16. Что понимает Бхартрихари под «спхотой»? Можно ли подобрать современный термин для этого понятия?

 

Словарь терминов:

 

Брá хмана - (brā hmaņ a' «жреческая книга») ритуальный и мифологический трактат.

Нирукта - («называние имени бога») - этимология (усл. перевод).

Нигханту - (nighantu «низка», «связка») - списки важных для толкования гимнов «Ригведы» слов, группируемых в ассоциативные ряды.

Вакьяпадия - (vakyapadī ya) - [учение о] слове и предложении.

Спхота - состояние сознания, сообщаемое слушателю (или «наведенное» у него) с помощью звуков речи.

Сутра - (sū tra 'нить') - элементарное предложение стихотворного или прозаического трактата.

 

Темы рефератов (презентаций):

 

1. Лексикографические труды в Древней Индии.

2. Грамматика Панини: за 2500 лет до структурализма.

3. Лингвофилософия Бхартрихари: мистика или наука?

 

Тема 4.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь