Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Акустические характеристики звуков
Звук языка одновременно явление физическое (акустическое), биологическое (артикуляционное) и социальное (собственно системно-языковое, фонологическое). С точки зрения акустики звук представляет собой результат колебаний материального тела в упругой среде. Звук языка – результат колебания голосовых связок под действием идущего из легких воздуха. К акустическим характеристикам звука относятся его высота, сила, длительность и тембр. Высота зависит от частоты колебаний голосовых связок и измеряется в герцах (Гц). Человеческое ухо воспринимает звуки в диапазоне 16 Гц – 20 000 Гц. Ниже и выше сенсорного порога располагаются соответственно инфра- и ультразвуки. (Распространение инфразвуков по воде на большие расстояния даёт возможность предсказания цунами. Отдельные кошки, например, воспринимают звуки с высотой 60 000 Гц). Мужской голос ниже женского, потому что голосовые связки мужчин длиннее и толще и заставить их колебаться с «женской» частотой труднее (Ср. голоса ребенка и взрослого, Витаса и Ф. Шаляпина). Сила (громкость) определяется амплитудой колебаний и измеряется в децибелах (дБ). Если принять нижний порог чувствительности человеческого уха за 0 дБ, то звук шороха – 10 дБ, человеческая речь – 60, автомобильный гудок – 90, реактивный двигатель – 120, болевой порог – 140. При пении голосом сопрано на расстоянии 1 м создается давление 100 дБ. Если заткнуть пальцами оба уха, громкость звука понижается на 20 дБ. При длительном воздействии звуков в 90 дБ возникает звуковая травма, результатом которой может быть тугоухость или полная потеря слуха[123]. Сила используется в языках для смыслоразличения: крý жки – кружкú ; болг. пá ра ‘пар’ – парá ‘монета’; кор. tal ‘луна’ – ŧ al ‘дочь’ различаются слабым и сильным [t]. Длительность определяется временем звучания. В некоторых языках длительность используется как смыслоразличительное средство: лат. liber ‘книга’ и lī ber ‘свободный’, нем. das Beet ‘грядка’ и das Bett ‘кровать’, монг. тэх ‘козел’ и тээх ‘класть’. В подобных языках, различающих долгие и краткие гласные, звучание долгих, в общем случае, в два раза продолжительнее кратких. По длительности различаются и согласные. Например, самым долгим в чешском языке является звук [s] (0, 23 сек.), а наиболее кратким [r] (0, 01-0, 07 сек.)[124]. Длительность согласных, причем даже смычных, используется для смыслоразличения: якут. [otton] ‘а’ (союз) и [oton] ‘ягода’; русск. аллея – алея. Тембр – индивидуальная окраска звука и соответственно голоса. Звуки разных людей, одинаковые по высоте, силе и длительности всегда будут отличаться по тембру, потому что голосовые возможности каждого человека уникальны. По тембру различаются тождественные по другим акустическим характеристиками звуки, исполненные на разных музыкальных инструментах или звуки одного инструмента при извлечении их разными способами. Тембр определяется многими факторами – условиями колебаний, формой резонатора, обертонами, их соотношением по высоте и громкости, шумовыми призвуками и др. Тон – результат гармонического (периодического, равномерного) колебания. Негармонические колебания называются шумом. Источник тонов являются находящиеся в гортани голосовые связки. Чтобы понять механизм их действия, достаточно представить колебание струны (К слову, в болгарском языке голосовые связки так и называются – гласни струни). Источником шума становится преграда, образуемая подвижным органом и создающая турбулентные или импульсные колебания. При образовании гласных и согласных возможны 4 случая отношения тона и шума: 1) чистый тон – гласные, 2) тон преобладает над шумом – сонорные[125], 3) шум преобладает над тоном – звонкие, 4) чистый шум – глухие. Следует различать гармонические колебания лингвистического тона с тоном языков музыкального ударения (серб.-хорв., швед., др.-рус.), в которых тон является синонимом интонации – варьирования высоты и мелодики голоса. Тон здесь обладает смыслоразличительной функцией, как в русском языке ударение. В китайском литературном языке четыре тона. Например, звуковой комплекс ma в зависимости от тона означает: с ровном тоном [mā ] ‘мать’, с восходящим [má ] ‘конопля’, с нисходяще-восходящим [mă ] ‘ругаться’, с нисходящим [mà ] ‘лошадь’[126]. Высотой, силой, длительностью и тембром обладает любой звук, например, музыкальный. Специфической акустической характеристикой звуков речи является их противопоставление по признакам «сонорность / шумность». Внутри шумных выделяются звонкие и глухие. Только данная характеристика отражается в классификации звуков русского языка в практике школьного и вузовского преподавания. Сонорные звуки не звонкие. По акустике они ближе к гласным, чем к согласным. Особенно звуки [л] и [j], которые могут быть определены как согласные и как гласные. От гласных они отличаются лишь по контрасту в фонетической последовательности. В других языках есть полузвонкие согласные – в начале своего образования они звонкие, а потом глухие, или наоборот. Например, в азербайджанском языке есть взрывные согласные звуки, в которых после звонкой смычки следует глухой взрыв. Носителя языка с противопоставлением звонких (полнозвонких) и глухих воспринимают такие звуки как глухие. Русские не слышат начальную звонкую фазу артикуляции полузвонких, но для азербайджанца их звонкость ясно ощутима[127].
Артикуляционные характеристики звуков Артикуляция (лат. аrtikulare ‘членораздельно произносить’) – положение органов речи, необходимое для образования звуков языка. Совокупность всех артикуляций данного языка называется артикуляционной базой языка. Артикуляция состоит из 3-х компонентов: приступ (экскурсия), выдержка органов произношения, отступ (рекурсия). Отступ одного звука в процессе речи накладывается на приступ следующего, в результате чего звуки изменяются. Эти изменения называются фонетическими процессами. Если артикуляции, необходимые для реализации двух звуков, физиологически совместимы друг с другом, то данные звуки могут произноситься одновременно, а не последовательно. Звук [ш] – переднеязычный небный, а [в] – губно-зубной. При произнесении этих звуков используются разные органы, поэтому «в такой русской форме, как швы [svy], две первые согласные фонемы в своей речевой реализации не следуют друг за другом, а произносятся одновременно»[128]. В каждом языке своя акустико-артикуляционная база. Она складывается в результате рефлекторного закрепления речемоторных и акустических реакций за определенными отделами головного мозга. Поэтому очень трудно избавиться от акцента. Именно поэтому в чужом языке людям слышится то, что они привыкли слышать. В японском языке нет скопления согласных, а неширокие гласные [и], [у] очень краткие и факультативно не произносятся. Поэтому в иностранном языке японец «слышит» краткие узкие гласные там, где их нет, но там где они должны быть в японском – между согласными в исходе слога: так – taku, корь – kori, англ. club – kurabu, cream – kurimi[129]. Украинцы воспринимают одновременные признаки чуждого для них [f] как последовательные: глухой шумный [х] и зубно-губной [в]. Хведор вместо Федор. Звук, подобный чешскому [ř ], – крайне редко встречается в языках мира. Иностранцами чешский [ř ] воспринимается как [rž ]. Иллюзия ж-образного трения возникает из-за очень маленькой амплитуды колебаний кончика языка между ударами [r]. Классификация гласных звуков В русском языке гласные фонемы классифицируются по трем признакам: 1) подъем – степень подъема языка, необходимая для произнесения гласного; 2) ряд – часть спинки языка, участвующая в образовании гласного; 3) лабиализованность (огубленность) / нелабиализованность (неогубленность) – участие или не участие губ в образовании гласного. Огубленными в русском языке являются звуки [у] и [о].
Расширенную таблицу гласных, составленную английским фонетистом Г. Суитом, можно посмотреть в учебнике А.А. Реформатского. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2087; Нарушение авторского права страницы