Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Исторический анализ понятия «детство».
Психологический возраст не равен биологическому. Если 200 лет назад немецкий парламент обсуждал вопрос взрослой ответственности с 12 или 13 лет, то сейчас 18 лет (а кто-то не берет до старости). Детство – это период от новорожденности до социальной и психологической зрелости. 1. Детство – период парадоксов ()Д.Б. Эльконин). Известно, что человек наиболее совершенное существо в природе, но по состоянию в момент рождения его нельзя назвать совершенным, т.к. у ребенка отсутствуют какие бы то ни было готовые формы поведения. Несмотря на прошедшие тысячелетия, современный новорожденный ничем не отличается от новорожденного 1000 лет назад. Парадокс, определяющий детство: чем выше стоит живое существо в эволюционном ряду, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее он при рождении – недостаточность инстинктивных программ, зато пластичнее психика. 2. Детство ребенка и законы его становления нельзя изучать вне законов человеческого общества ( длительность детства обусловлена уровнем материальной и духовной культуры общества - чем выше развитие общества, тем больше времени требуется для подготовки человека как полноценного и адекватного участника этой жизни, т.е. период детства удлиняется.). Одним из критериев психологического возраста является социально-исторические условия жизни индивида. Понятие психологического возраста зависит от тех требований, которые предъявляются ребенку в данном обществе и в той микросреде, в которой он живет. В годы испытаний, войн дети взрослеют быстрее: у Некрасова 6 лет полноценный мужчина, в ВОв стояли у станков и т.д. 3. Исторический ракурс: в систему общественных отношений в первобытно общинном обществе (в стаде) мог быть включен, а следовательно и прокормить себя мог с момента формирования способности к сбору кореньев – самое короткое детство, с появлением орудий труда и средств производства времени требовалось больше – играя с маленьким скребком, ножом, учится, гончарный станок в уменьшенной копии не позволяет делать горшки и появляется учебная деятельность – период детства увеличивается. Игровая деятельность появляется тогда, когда уменьшенными копиями ребенок не может научиться. Д.Б. Эльконин считал, что детство возникает тогда, когда ребенка еще нельзя включить в систему общественного производства. В ходе истории развития человечества (филогенетически) в связи с развитием орудий труда последовательность возникновения основных видов деятельности такова: трудовая, учебная, игровая. В онтогенезе – игровая, учебная, игровая. 4. Детство в истории культуры бедно представлено, т.е. экспериментальные факты изучения детства представлены, но очень важна теоретическая разработка вопросов о происхождении детства. Из российских ученых: Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский, Даниил Борисович Эльконин. Зарубежные психологи исторически понятие детства связывают с социальным статусом (круг прав и обязанностей). Французский историк, демограф Филипп Ариес сделал несколько классических открытий: долгое время понятие детство не имело значения, До этого времени фактически и не было знаний об особенностях и природе детства. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным, в Германии ребенок тождественно дурак. Никто не считал, как обычно мы полагаем сейчас, что каждый ребенок уже заключает в себе человеческую личность. Безразличие к детству, по мнению Ф. Арьеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Первым признаком преодоления безразличия к детству служит появление в XVI в. надгробных барельефов и портретов умерших детей. Их смерть, как пишет Ф. Арьес, начала переживаться как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне естественное событие. Одежда стала называться детской и разделяться для девочек и мальчиков (до этого маленькие копии взрослой). Появление детской одежды соотносят с периодом открытия детства, это позволило описать полный цикл человеческой жизни, в 16-17 в. впервые описывается терминология, употребляемая сейчас: юность, молодость, детство, отрочество. Появляется эмоциональный интерес к особенностям поведения маленького ребенка и его языку — люди развлекались (как, впрочем, и сейчас), собирая забавные выражения детей, подражая их речи, используя их словарь, а также привлекая к общению с детьми " язык кормилиц" и нянь. Понятие детства не следует смешивать с любовью к детям, оно означает осознание специфической природы детства, того, что отличает ребенка от взрослого, даже и молодого. В Средние века такого осознания не было. Поэтому, как только ребенок мог обходиться без постоянной заботы своей матери, няньки или кормилицы, он начинал автоматически причисляться к обществу взрослых. Новое время, особенно XVII и XVIII вв., ознаменовалось появлением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким хронологическим и содержательным различением детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством автономной, самостоятельной социальной и психологической ценности. 5. " Психогенная теория истории" (психоистория) Л. Демоза. Психоистория, по Л. Демозу, — это независимая отрасль знания, которая не описывает отдельные исторические периоды и факты, а устанавливает общие законы и причины исторического развития, коренящиеся во взаимоотношениях детей и родителей. Центральной силой исторического изменения, по Л. Демозу, являются не техника и экономика, а " психогенные" изменения в личности, происходящие вследствие взаимодействий сменяющих друг друга поколений родителей и детей. В соответствии со своими идеями Л. Демоз подразделяет всю историю детства на 6 периодов, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми. 1. Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н.э.) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Символом этого стиля служит образ Медеи. Причина – низкий уровень материального производства. 2. Бросающий стиль (IV—XIII вв.). Как только культура признает наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенок остается для родителей объектом проекций, реактивных образований и т.д. Главное средство избавления от них — оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Младенца сбывают кормилице, либо отдают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат заброшенным и угнетенным в собственном доме. Символом этого стиля может служить Гризельда, оставившая своих детей ради доказательства любви к мужу. 3. Амбивалентный стиль (XIV—XVII вв.) характеризуется тем, что ребенку уже дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, однако ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Типичный педагогический образ этой эпохи — " лепка" характера, как если бы ребенок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют, " выколачивая" своеволие как злое начало. 4. Навязчивый стиль (XVIII в.). Ребенка уже не считают опасным существом или простым объектом физического ухода, родители становятся к нему значительно ближе. Однако это сопровождается навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка. Это усиливает конфликты отцов и детей. 5. Социализирующий стиль (XIX — середина XX в.) делает целью воспитания не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни. Этот стиль может иметь разные теоретические обоснования, от фрейдовской " канализации импульсов" до скиннеровского бихевиоризма и социологического функционализма, но во всех случаях ребенок мыслится скорее объектом, чем субъектом социализации. 6. Помогающий стиль (начинается в середине XX в.) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько дисциплинировать или " формировать" его как личность, сколько помогать индивидуальному развитию. Отсюда — стремление к эмоциональной близости с детьми, пониманию, эмпатии и т.д. 6. Детская психология зародилась как ветвь сравнительной в конце 19 в., точка отсчета – книга Вильгельма Приера «Душа ребенка» 1881 г, в которой автор описал наблюдения развития чувствительности ребенка и некоторых эмоциональных состояний от 5 минут рождения до 1 года. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2439; Нарушение авторского права страницы