Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Движущие силы и логика воспитательного процесса



Воспитание рассматривается в педагогике как про­цесс диалектический. Характеризуя процесс воспитания, А. С. Макаренко подчеркивал, что со всем сложным миром окружающей действительности ребенок входит в бесконеч­ное число отношений. Это обстоятельство нельзя не учитывать в реальном воспитательном процессе. Оно сообщает ему гибкость, подвижность, динамичность, изменчивость. Ника­кая система воспитательных средств не может быть рекомен­дована как постоянная, ибо изменяется сам ребенок, вступая в новые системы общественных связей и отношений, возрас­тают и усложняются социальные функции воспитательного процесса, требования к подрастающему поколению.

В соответствии с диалектическим подходом к изуче­нию развивающихся и меняющихся явлений движущими силами воспитания и самовоспитания, где второе есть след­ствие и результат от первого, являются противоречия.

Противоречие — это столкновение в конфликте проти­воположных начал. Однако они только тогда определяют содержание и направление развития, когда для их проявле­ния созданы благоприятные внешние условия. Складыва­ясь и изменяясь под воздействием внешних обстоятельств, внутренние противоречия обусловливают переход лично­сти на более высокий уровень ее развития.

Научно обоснованное разрешение объективных и своем ременное осознание и устранение субъективных противоречий обеспечит поступательное движение воспитательного процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным.

Одним из основных источников развития человека как личности становится противоречие между потребностями и способами (условиями) их удовлетворения в социуме. Если потребность школьника удовлетворяется соответству­ющим предметом или действием и в необходимом размере, то противоречие снимается на ранних стадиях. Практически же бывает так, что потребность удовлетворяется не сразу и не в полной мере. В этой ситуации возникает противоречие, которое, в свою очередь, порождает напряжение.

Как социум не может в полной мере удовлетворить все потребности личности, так и личность никогда абсолютно не соответствует требованиям социума. Отношения «личность и социум» достаточно сложные, которые, с одной стороны, могут помогать личности раскрывать свои жизнен­ные силы и обществу развиваться, а с другой — могут быть разрушительными как для личности, так и для социума.

Воспитание личности должно соответствовать существующим социальным требованиям и быть направлено на то, чтобы помочь личности найти свое место в социуме. «Найти свое место в социуме» понимается не как приспособление к социуму, а как активное взаимодействие, результатом которого является развитие личности и социума.

К числу внутренних противоречий относится противо­речие между притязаниями школьника и его возможностями. Это противоречие может быть выражено открыто в поведении: пообещал — не выполнил, взялся за дело не окончил. Но оно может быть и скрытым — тогда в вое питательном процессе возникает конфликтная ситуация.

Наиболее общим внутренним противоречием объектив­ного характера, определяющим движение воспитательного процесса, является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества: школы, учителей.

Если требования слишком завышены или, наоборот, зани­жены, то они не становятся источниками движения школь­ников, а следовательно, и всей воспитательной системы к конечной цели. Только задачи, находящиеся в зоне бли­жайшего развития детей и соответствующие их оценкам зна­чимости воспринимаемого, вызывают интерес и потребность и их решении. У ученика при этом возникает стремление разобраться, определить свое отношение к этим требованиям. Вот почему необходимо проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития коллектива и отдельных воспитанников, превращать их в конкретные воспитатель­ные задачи и обеспечивать принятие самими детьми.

Внешнее противоречие проявляется в несоответствии, расхождении между объективно существующими нормами и поведением окружающих людей. Нередки случаи, когда школьник оказывается свидетелем таких поступков свер­стников и взрослых, которые идут вразрез с обществен­ными нормами. Одним из внешних противоречий воспита­тельного процесса является противоречие между внешними требованиями и поведением самого учащегося. Маленькому школьнику, например, предъявляют требование не бегать но время перемены по коридору. Однако он еще не готов выполнить это требование и ведет себя по-прежнему.

В последнее годы в связи с демократизацией образова­ния выявилось главное внутреннее противоречие воспита­тельного процесса и развития личности в детском возрасте. Это несоответствие между активно-деятельностной при­родой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом второстепенных противоречий:

- между общественными интересами и интересами лич­ности;

- между коллективом и личностью;

- между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания;

- между стремительно нарастающим потоком информа­ции и возможностями учебно-воспитательного процесса и др.

К субъективным противоречиям относятся следующие:

- между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью воспита­тельного процесса;

- между индивидуальным творческим процессом ста­новления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;

- между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание;

- между возрастающей ролью гуманитарных предметом в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др.

- Всякое противоречие так или иначе должно быть разре­шено, или же оно существует до тех пор, пока не исчерпает себя. Потребность удовлетворяется, противоречие снима­ется. Преодолевая противоречие, личность поднимается на более высокую ступень своего развития, приобретает новое качество, готовность решать более сложные задачи, овладевать более совершенными способами деятельности и поведения. И наоборот, движение личности приостанав­ливается, если противоречие продолжает существовать, затухая и обостряясь, до исчезновения причин, его порож­дающих. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим, и развитие продолжается.

- Искусство воспитания в этом случае заключается в том, чтобы создавать педагогические ситуации для возбужде­ния у учащихся внутренних противоречий и таким образом стимулировать их активность в различных видах деятель­ности. Содержание и иерархия противоречий могут быть смоделированы в педагогическом процессе, что будет спо­собствовать большей гибкости управления воспитательным процессом и полноте реализации его целей.

Принципы воспитания

Воспитание как одна из подсистем образования подчи­няется его общим закономерностям и принципам.

Принцип (от лат. слова principium — основа, первона­чало) — руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей.

Принципами воспитательного процесса называют опре­деленную систему исходных, основных требований к вос­питанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности.

Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности; определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

К числу основных принципов воспитания, отражающих логику воспитательного процесса, относится принцип гума­нистической направленности воспитания. Этот принцип выражает необходимость сочетания целей общества и лич­ности. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самосто­ятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспита­тельном процессе на основе субъект-субъектных отноше­ний. Реализация принципа в практике эффективно влияет на развитие у воспитуемых рефлексии и саморегуляции, па формирование их отношений к миру и с миром, к себе п с самим собой, на развитие чувства собственного достоин­ства, ответственности; на формирование демократических п гуманистических взглядов.

Принцип связи с жизнью и трудом — это традиционное для советской педагогики требование к воспитанию. Вме­сте с тем это одно из фундаментальных положений миро­вой педагогики. На его основе регулируются как цели и содержание воспитания, так и методика воспитательного процесса. Следование этому принципу обязывает школу, систему воспитания выдвигать такие цели воспитания и его содержание, которые обеспечивают расширение опыта вос­питуемых, успешную адаптацию молодежи к жизни.

Принцип связи воспитания, школы с жизнью означает, что учителя на уроках и во внеурочной деятельности детей должны обсуждать с ними жизненно значимые для них проблемы, показывая связь современной действительности с историей и культурой мира. Школьные дисциплины, про­граммы и богатая событиями жизнь ближайшего окруже­ния детей, а также страны и мира дают для этого большие возможности.

Принцип формирования в единстве сознания и поведе­ния — это требование вытекает из общепризнанного в отече­ственной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, фор­мируется и проявляется в деятельности. Однако как сово­купность понятий, суждений, оценок, убеждений сознание направляет поступки и действия человека и одновременно само складывается под влиянием поведения и деятельности. Реализация этого принципа требует организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив - это требование вытекает из необходимости формировать определенную мораль и поведение: человек, живя в обществе, входя в разные группы, должен сочетать, гармонизировать общие, общественные интересы, цели и ценности со своими личными. Участие в жизни здорового, развитого коллектива, созданного в классе, группе, является мощным воспитывающим средством. Педагог должен уметь, учиться создавать коллектив воспитанников, руководить им и использовать как педагогическое средство.

Принцип единства требований и уважения к личности воспитанника. Это положение ярко и убедительно сформулировал А. С. Макаренко: не вседозволенность и безгра­ничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности. Следуя этому принципу, учитель изберет такой стиль и тон отношений с учащимися, который не подавляет, а раскрепощает их силы, побуждает к положительным действиям и поступкам, внушает чувство собственного достоинства и ответственности за свое пове­дение. Требовательность, если она не имеет ничего общего с придирчивостью, предубежденностью, мелочностью, есть высшая мера уважения к человеку.

Принцип последовательности, систематичности, един­ства и непрерывности воспитательных воздействий. Соблюдение этого принципа предполагает построение такой педагогической системы, составные части и элементы которой не рядоположенны, а образуют целостное единство. Воспитанию решительно противопоказаны бессистемность, случайность, стихийность, несогласованность и неупорядо­ченность педагогических воздействий. Ничто так не вредит воспитанию, как разнобой в требованиях к учащимся. Вот почему так важно, чтобы семья поддерживала требования школы. Данный принцип предполагает единство требова­ний и в учительской среде. Непрерывность воспитатель­ного процесса реализуется благодаря развитой системе внеклассной и внешкольной работы.

Требование преемственности предполагает такую организацию воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является естественным и логиче­ским продолжением проводившейся ранее работы, закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитание и развитие на более высокий уровень.

Процесс воспитания всегда обращен к целостной лично­сти. Но в каждый отдельно взятый момент учитель решает конкретную воспитательную задачу. Связь и преемствен­ность этих задач обеспечивает переход учащихся от про­стых к более сложным формам поведения и деятельности, их последовательное обогащение и развитие.

Систематичность и последовательность позволяет за меньшее время достичь больших результатов.

Принцип соответствия воспитания возрастным и инди­видуальным особенностям учащихся. Реализация этого принципа требует привести содержание и формы деятель­ности учащихся в соответствие с их возрастом, жизненным опытом, силами и возможностями. Возрастной подход пре­жде всего предусматривает изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей и подростков. Если предъявляемые требования и организа­ционные структуры отстают от возрастных возможностей или непосильны для них, эффективность воспитательной работы снижается. В то же время каждый ребенок — это особый мир. Поэтому процесс воспитания должен быть еще более индивидуализированным, чем процесс обучения. Это станет возможным, если учитель, опираясь на имеющиеся у ребенка в данный момент потребности и интересы, сумеет найти такие формы и способы их удовлетворения, которые порождали бы новые потребности и новые интересы как решающую основу мотивации поведения и деятельности.

Таким образом, принципы воспитания отражают основ­ные требования к организации воспитательной деятельно­сти, указывают ее направление, а в конечном итоге помо­гают творчески подойти к построению процесса воспитания.

 

4.1.5. Личностно-ориентированный подход в образовании

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности ребенка и строит свою работу с ним на основе:

- уважения личного достоинства каждого воспитанника, его индивидуальных жизненных целей, запросов и ин­тересов;

- создания благоприятных условий для его саморазвития;

- ориентируется не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного про­живания каждого возрастного этапа в соответствии с его психофизиологическими особенностями.

 

Предметом гуманистической педагогики является вое питание Человека, гуманной свободной личности, способ ной жить и творить в демократическом обществе.

В теории гуманистической педагогики, где личное и. ребенка представляется как общественная ценность, правомерны понятия «личностно-ориентированное воспитание-, «Личностный подход».

Личностно-ориентированное воспитание — это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. «Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание — это педагогически управляемым процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе котором происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей» (Е. В. Бондаревская).

Оказать воспитаннику помощь в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии своих возможностей, станов­лении самосознания, самореализации и самоутверждения позволяет личностно-ориентированный подход в образовании.

Личностно-ориентир о ванный подход — «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия».

Личностный подход — это важнейший принцип пси­холого-педагогической науки, предусматривающий соз­дание активной образовательно-воспитательной среды и учет своеобразия индивидуальности в развитии и само­развитии. Именно этот принцип определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание' его активным субъектом деятельности, а следовательно, становление субъект-субъектных отношений. Теоретиком личностного подхода был признан известный психолог С. Л. Рубинштейн. Другой известный психолог К. К. Пла­тонов считал, что личностный подход — это индивидуаль­ный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явле­ния.

Исследователь проблемы личностного подхода к под­ростку Н. Г. Савина пришла к выводу, что личностный подход, в отличие от индивидуального, требует знания струк­туры личности, ее элементов, их взаимосвязи как между гобой, так и с целостной личностью. Индивидуальный под­ход она рассматривает как организацию педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей лич­ности ребенка.

Подобная мысль была высказана на встрече учителей- экспериментаторов еще в 1986 г. Развивая и отстаивая педа­гогику сотрудничества, они среди многих важных вопросов выделили идею личностного подхода, суть которой в том, что и школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогу в своей работе. Он должен знать и использовать такие методы и приемы (их вырабо­тала педагогика сотрудничества), при которых каждый уче­ник чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему, уважение и доброжелательность окружающих. Все ученики защищены в своем классе и в своей школе.

Вместе с тем не только теория, но и современная школь­ная практика доказывают, что личностный подход реали­зуется только при наличии гуманистической системы вос­питания. Он требует от педагога знания интегративных личностных качеств, направленности личности и воспри­имчивости ученика к воспитанию. Анализ современных воспитательных систем показывает, что только в контек­сте системы гуманистического типа воспитания личность школьника рассматривается как общечеловеческая цен­ность. Только в такой системе обеспечивается развитие личностных качеств ребенка на уровне гуманистических отношений. Только коллектив педагогов-гуманистов спо­собен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно лич­ность школьника и личность педагога — главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы.

Личностно-ориентированный подход — базовая цен­ностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Этот подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный подход требует и того, чтобы сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Притяжения и отталкивания, силы отталкивания больше на малых расстояниях, чем силы притяжения. Б. Притяжения и отталкивания, силы отталкивания меньше на малых расстояниях, чем силы притяжения.
  2. I. Фаза накопления отклонений объекта от нормального протекания процесса.
  3. II.4. Особенности процесса социализации в маргинальный переходный период.
  4. VII.3. Социально-педагогическая превенция процесса криминализации неформальных подростковых групп.
  5. XVII ВЕК В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И РОССИИ. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ФАКТОРЫ
  6. XXVI. Высокая стоимость рабочей силы
  7. А. В процессе плавления. Б. В процессе отвердевания. В. Одинакова в обоих процессах.
  8. А. Импульс силы. Б. Момент силы. В. Работа силы. Г. Плечо силы. Д. Проекция силы.
  9. Абсолютной силы жевательных мышц.
  10. АВТОМАТИКА И АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
  11. Адаптация или разработка системы непрерывного контроля и улучшения процесса. Реинжиниринг процессов
  12. Анализ процесса подачи баланса и силовые факторы при рубке древесины в рубительной машине.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2627; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь