Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воспитание в учебной и внеучебной деятельности



Школьников

Воспитание в образовательном учреждении реализу­ется через воспитательный процесс. Все задачи воспитания в школе решаются в процессе обучения и специальной вос­питательной работы, проводимой с учащимися во внеучебное время. В практике процессы обучения и воспитания неотделимы друг от друга и осуществляются в тесном единстве.

Формирование мировоззрения школьников. Одной из ведущих задач воспитания является формирование мировоззрения школьников, развитие его самосознании поиск своего места в мире и смысла своей жизни. Мирон» и зрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательна объяснять эти явления и определять свое отношение к ним умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами. ш

Мировоззрение — система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его дня дельности.

Убеждения — это знания, перешедшие во внутренний" позицию личности, осознанная потребность, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Становление и развитие мировоззрения — сложный, многозначный, внутренне связанный процесс, в котором действуют и взаимодействуют самые разнообразные фак торы. К их числу относятся материальные условия жизни человека, микро- и макросреда, средства массовой коммуникации, обучение и воспитание. Науке известно, что во эти факторы действуют с неодинаковой силой и эффективностыо. Поэтому важно предупреждать стихийное возникновение взглядов и научиться управлять факторами направленного формирования мировоззрения.

Психологическая структура мировоззрения включает в себя познавательные, эмоциональные и волевые компоненты.

Чтобы знания превратились в личный взгляд, в личное убеждение, их надо не только продумать, но и глубоко про­чувствовать, пережить, соотнести со своей жизнью и деятельностью в обществе. Переживание выступает как эмоциональный носитель научного понятия или моральной нормы.

Отношение человека к окружающему его миру, к зна­ниям, которые он получает, к условиям, в которых он живет и развивается, всегда носит эмоционально-оценоч­ный характер. Знания только тогда включаются в общую систему взглядов человека и перерастают в убеждения, когда они проходят через сферу его чувств и переживаний. Мировоззрение реализуется не только во взглядах и убеж­дениях человека, но и в его эмоциональных состояниях, чувствах, переживаниях. Пронизывая взгляды и убежде­ния, чувства становятся одним из структурных компонен­та мировоззрения. В свою очередь, мировоззрение, прони­кни в эмоциональную сферу человека, придает его чувствам социальную направленность. Сказанное позволяет сделать педагогически важный вывод: в процессе формирования мировоззрения надо искать такие способы, приемы воздей­ствия, которые обогащают и перестраивают эмоциональный мир учащихся, развивают воображение, эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к действительности.

Нормы общественного сознания становятся достоянием чинности только тогда, когда человек вступает в реальные отношения с людьми. Мировоззрение возникает из многообразных отношений и действий человека. Поступки, действия, отношения, вся сложная сфера поведения в целом являются волевыми компонентами мировоззрения человека. Волевые действия всегда целенаправленны. Постановка целей и их реализация зависят не только от объективно сложившихся обстоятельств и условий жизни человека, но и от его взгля­дов, убеждений, идеалов. Проникая в глубь волевых качеств личности, мировоззрение является тем внутренним стерж­нем, который организует действия и поступки в сложную, по единую систему ее поведения.

Формирование мировоззрения не кратковременный про­цесс. Он длится на протяжении всей жизни. Поскольку этот процесс связан с постоянными и непрерывными изменени­ями в общем развитии учащихся, то и система представле­ний, понятий и идей об окружающем мире на разных этапах их школьного обучения и воспитания будет неодинаков.

Формирование мировоззрения опирается на вооружение учащихся современными научными знаниями. В выработке мировоззрения активно участвуют все школьные предметы. Однако сами по себе учебные дисциплины не обеспечивают соответствующий воспитательный эффект. Знания приоб­ретают личностный, мировоззренческий характер, если они получены в результате критической мыслительной работы, проверены на практике, являются не пассивной принад­лежностью умственного багажа, а принципом действия.

Формирование, углубление и закрепление взглядов и убеждений требуют поставить ребенка в такие условия, когда окружающая обстановка реально толкала бы его к активности, самостоятельности и ответственности. Участвуя в общественной деятельности, в разнообразных формах труда, дети приобщаются к жизни своей страны, yсваивают ее нормы.

Для выработки учениками взглядов очень важна социальная и профессиональная позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, умен говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Успех формирования мировоззрения основывается ни многом на доверии учащихся к учителю.

Таким образом, средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников, их опыт, приобретаемый в общении и жизни. Усвоение мировоззренческих аспектом знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями созданием интегрированных курсов. Взгляды и убеждении формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, общественной, художественной, технической и пр.

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что содержание образования должно обеспечить в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения (ст. 14, п. 2). Там же сказано, что содержание образования должно «...учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений» (ст. 14, п. 2). Можно видеть, что поли тики и педагоги неопределенно высказываются о том, какое именно мировоззрение должна формировать государственная школа. Педагогика экзистенциализма считает вообще недопустимым формирование мировоззрения школой, расценивая это как ущемление свободы личности. Следует считать это иллюзией, поскольку любая образовательная система формирует мировоззренческие идеи. В советский период развития России это были диалектико-материали­стические теории о природе, обществе, человеке, познании, Современная российская школа ориентирована в целом на формирование у школьников научно-материалистических взглядов. Однако в новых учебниках и программах Возможен отход от материализма к другим мировоззренческим концепциям (идеализм, экзистенциализм, бихевиоризм и др.). В конфессиональных школах России формируется, как правило, религиозное мировоззрение.

В современных условиях при формировании мировоззренческих и нравственных убеждений, установок учеников разумно, очевидно, принимать принцип толерантности, терпимости к взглядам учащихся, принцип самоопределе­ния личности, т.е. обеспечивать свободный выбор и ответственность за свои решения и действия.

Умственное воспитание. Умственное воспитание воору­жает обучаемых системой знаний основ наук. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логиче­ского мышления, памяти, внимания, воображения, умствен­ных способностей, развитию склонностей и дарований.

Умственное воспитание направлено на формирова­ние творчески мыслящей личности, развитие потребно­сти постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки.

Если человек находится в окружении людей, в социальной среде, происходит его умственное развитие, т.е. развивается его ум, интеллект, способность к мышлению. Умственное развитие человека идет значительно интенсивней в условиях социального общения и воспитания, когда на его ум оказывают планомерное воздействие воспитатели, обеспечивающие регулярную и систематическую постановку позна­вательных задач, вовлекающие его в активную деятельность, обучающие его приемам познавательной деятельности.

В силу этого можно сказать, что под умственным вос­питанием понимается целенаправленная деятельность вос­питателей по развитию умственных сил и мышления уча­щихся, по привитию культуры умственного труда.

Под умственным развитием можно понимать процесс развития умственных сил и мышления учащихся, проис­ходящий в результате всей суммы возможных жизненных влияний и воздействий, в том числе и специальных воспи­тательных воздействий.

Основные пути умственного воспитания — систематиче­ское обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения, и внеклассная работа по развитию их умственной культуры.

Умственное развитие учащихся происходит также под влиянием окружающей среды, средств массовой информации и др.

Решающее значение в умственном воспитании имеет целенаправленное обучение учащихся, в процессе котором они овладевают знаниями, умениями и навыками.

В круг задач умственного воспитания входят:

• накопление фонда знаний о природе, человеческом обществе и мышлении как условие мыслительной деятельности;

• овладение основными мыслительными операциями;

• формирование интеллектуальных умений, характеризующих интеллектуальную деятельность;

• формирование научного мировоззрения.

Накопление фонда знаний. Ни одно ценное качество ума

нужное для интеллектуальной и активной познавательном деятельности, не может развиваться без запаса систематизированных знаний.

Объем этих знаний, соотносимых с представлением об образовании, естественно, является понятием относи тельным, так как характеризуется прежде всего уровнем культурного развития общества. Круг знаний, которыми овладевает современный молодой человек, определяется образовательной программой, профилем его последующем профессиональной подготовки, а также кругом его личных познавательных интересов, удовлетворяемых прежде всего на основе самообразования. Накопление определенного фонда знаний предполагает овладение конкретным учеб­ным материалом: фактами, терминологией, символами, именами, названиями, датами, понятиями разного видя (общими, частными, конкретными, абстрактными и т.п.), связями и зависимостями, существующими между ними и находящими отражение в правилах, законах, закономер­ностях, формулах. К знаниям относятся также представле­ния об областях и способах применения этих знаний; владе­ние методами их использования; понимание места каждой данной части знаний в общей системе научного представ­ления о мире. Естественно, фонд знаний каждого отличен по объему, по степени его организованности в систему, по овладению умением пользоваться им для решения воз­никающих на практике задач.

Большую роль в достижении высокого уровня овладе­ния фондом знаний играет личная целеустремленность человека — выдвигаемые им перед собой цели, мотивы, побуждающие его к познавательной деятельности, проч­ное овладение общеучебными умениями, т.е. умениями учиться, работать над усвоением учебного материала, выработка привычек к интеллектуальному усилию и длитель­ной интеллектуальной деятельности.

Овладение основными мыслительными операциями. Умственное развитие и умение мыслить предполагает овла­дение основными мыслительными операциями, к числу которых относятся анализ, синтез, сравнение, классифика­ция. Напомним кратко основные характеристики этих опе­раций. Так, анализ представляет собой мысленное разложе­ние целого на части или мысленное выделение отдельных его свойств. Синтез — это мысленное объединение частей предметов или отдельных сторон явлений, их признаков и свойств. Являясь операциями, противоположными друг другу, они вместе с тем неразрывно связаны между собой.

Они входят также в состав ряда других мыслительных опе­раций. Сравнение заключается в установлении сходства пли различия между предметами или явлениями по какому- либо признаку или ряду признаков, выделяемых в опре­деленной последовательности. Сравнение — необходимая предпосылка для проведения обобщения. Классификация (систематизация) представляет собой распределение пред­метов или явлений по группам в зависимости от сходства или различия между ними.

Умения производить анализ, синтез, сравнивать и клас­сифицировать предметы и явления чрезвычайно нужны во всех ситуациях, требующих принятия решений, выведения заключений, оценки, подведения под понятие, определения принадлежности явления или предметов к определенному классу и т.п.

Овладение интеллектуальными умениями. В числе интеллектуальных умений, которыми необходимо овладеть для того, чтобы успешно учиться, выделяются в особую группу так называемые учебные умения, или умения учеб­ной деятельности; эти умения имеют достаточно широкую сферу применения и формируются в системе ряда учеб­ных дисциплин. Учебные умения можно подразделить на общие учебные умения, используемые при изучении любых учебных дисциплин, и специальные, необходимые для овладения знаниями в какой-либо определенной обла­сти или одной учебной дисциплины.

К числу общих учебных умений относятся умения читать, слушать, устно излагать свои мысли, писать, работам с книгой.

Примером специальных умений могут служить умении читать ноты, технические чертежи, карты, вычислительные умения по математике, умение слушать музыкальные произведения, умение записывать числа, формулы, нотные знаки, пользоваться специальными словарями при изучении иностранных языков и т.п.

Представляется, что к этим наиболее общим умениям, помогающим овладению знаниями, могут быть отнесены умения и навыки самостоятельной работы и более шири кие умения, объединяемые понятием культуры умственного труда.

Задача формирования научного мировоззрения. Важней шей задачей умственного воспитания является формирование научного мировоззрения, в основе которого лежит понимание научной картины мира и его познаваемости, уяснение основных законов развития природы и общества Научные основы мировоззрения закладываются в процессе усвоения школьниками основных мировоззренческих идей, раскрываемых при преподавании основных учебных дисциплин, закрепляются в разнообразной внеурочной работе.

Умственное воспитание на уроках. Задача развития умственных сил в процессе обучения решается как через усвоение содержания учебного материала, так и через такую организацию познавательной деятельности, при которой обучаемые вовлекались бы в основные мыслительные one рации и выполняли учебные действия, способствующие формированию тех или иных интеллектуальных умений.

В теоретическом плане обоснование методики обучения, нацеленного на умственное развитие учащихся, получило отражение в концепции «развивающего обучения».

Методика развивающего обучения, т.е. обучения, спо­собствующего развитию умственных сил обучаемого, включает в себя идею ориентировки не на достигнутый уже обучаемым уровень развития, а на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), что означает предъявление уче­никам требований, несколько превышающих его наличные возможности, но которые он может выполнить с опорой на известную помощь преподавателя.

Сущность этой концепции сводится к тому, что обучение должно строиться на высоком уровне трудности при соблюдении меры этой трудности, т.е. обучение должно быть таким, чтобы учащиеся вовлекались в напряженную умственную работу, чтобы основу их фонда знаний составляли обоб­щенные теоретические знания, ведущие идеи в науке, опи­раясь на которые можно постигать более частные факты и явления. Поэтому основа методики развивающего обуче­ния, кроме отбора содержания и выбора методов обучения, включает и верное определение характера и степени учеб­ных трудностей, которые необходимо ученику преодолеть.

Концепция развивающего обучения ориентирует учи­теля на активную работу с учащимися, поскольку от его усилий и педагогического творчества зависит развитие умственных сил и интеллектуальных возможностей каж­дого ученика.

Правильное методическое преподнесение содержа­ния, выбор методов и приемов развивающего обучения — что область подлинного творчества учителя, стремяще­юся добиться активной мыслительной работы учащихся на уроке, обеспечивающей их общее умственное развитие.

Умственное воспитание во внеклассной работе. Вне­классная работа создает богатые возможности для умствен­ного воспитания учащихся.

В образовательных учреждениях применяются массо­вые формы умственного воспитания: организация научно- популярных лекций силами учителей, научных работников; показ научно-популярных кинофильмов; проведение чита­тельских конференций; оформление тематических выста­вок книг; фотоиллюстраций, выпуск стенгазет; организация предметных недель, литературных, физических, химиче­ских и других вечеров, конкурсов, олимпиад и пр.

Групповые формы умственного воспитания учащихся применяются на занятиях предметных кружков, секций, ученических обществ.

Во время кружковых занятий по интересам решаются задачи повышенной трудности, ученики занимаются раз­гадыванием головоломок, ребусов, кроссвордов, кото­рые непосредственно способствуют развитию мышления, познавательному поиску.

Индивидуальные формы умственного воспитания, как правило, связаны с чтением научно-популярной литера­туры, техническим конструированием и моделированием, выполнением творческих заданий, подготовкой докладов, рефератов по научно-популярной проблематике и пр.

Нравственное воспитание. Общеизвестно, что школадолжна выпускать не только людей научно образованны развитых интеллектуально, здоровых физически, но и нравственно воспитанных. Эта задача многим справедливо кажется наиболее важной, а значение нравственного воспитания в обществе, в мире не уменьшается, а растет.

Любой поступок человека, если он в той или иной г и пени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие cm отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность.

Нравственные нормы фиксируются в традициях, обычаях, в сознании, в привычном поведении и, тем не менее имеют силу требований, силу предписаний. Мораль носит исторически изменчивый характер, нравственные при вила определяются социальными условиями жизни людей и являются разными в различных культурах и слоях общества. Вместе с тем нравственные нормы разных культур имеют много общего, что получило отражение в понятии «общечеловеческие ценности».

Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия — определяющий критерий нравствен­ного развития личности. Нравственные чувства — это пере­живания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несо­ответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития обще­ства. Непреходящие нравственные качества — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудо­любие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим интернационализм, уважение к государству, органам вла­сти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, требователь­ность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим и стране, социальную активность, милосердие.

Нравственное воспитание — педагогическая деятель­ность по формированию у воспитанников системы нрав­ственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.

В процессе нравственного воспитания особую значимость имеют две группы методов. Первая из них обращена к раз­витию нравственного сознания (суждений, оценок, понятий, убеждений). Вторая группа методов направлена на орга­низацию жизни и деятельности учащихся, на вооружение их индивидуальным опытом нравственных отношений.

В структуре нравственного сознания центральное место занимают нравственные убеждения. От их глубины и прочности зависит нравственная устойчивость личности. Для формирования убеждений необходимо усвоить систему нравственных понятий. Процесс формирования нравствен­ных понятий и убеждений не сводится лишь к этическому просвещению, а охватывает широкий круг интеллектуаль­ной и практической деятельности, организация которой должна строиться с учетом того, что в структуре убежде­ний младших и средних школьников доминирующую роль играет эмоциональный фактор, в то время как в старшем возрасте решающее значение имеет уже интеллектуально ­-волевая сфера личности.

Нравственное сознание школьников успешно формиру­ется, если оно опирается на единство знания и опыта пове­дения.

В опыте нравственного воспитания наибольшее распро­странение получила этическая беседа. Она призвана разъ­яснять школьникам принципы, нормы морали и выступать как метод привлечения учащихся к обсуждению и анализу явлений, поступков, действий в целях выработки у им нравственных оценок, суждений, понятий и убеждении.

В практике работы школы сложились классные, групповые и индивидуальные беседы. Учитель планирует определенную систему этических бесед (программные этические беседы), в которых последовательно, систематически знакомит учащихся с нравственными нормами. В начальных классах школы учителя планируют систему бесед по к у и туре поведения, по правилам для учащихся и т.п. Кроме, программных этических бесед, проводятся эпизодические беседы с классом, с группой детей, если есть необходимость внести в детский коллектив определенные нравственны знания. Эпизодическая этическая беседа часто связана со сложившейся в коллективе ситуацией. Очень часто учителю приходится проводить этические беседы с классом или группой ребят экспромтом. Они проводятся в том с м чае, когда есть необходимость сразу же дать оценку поведению учащихся, ликвидировать возникший конфликт.

Этическая беседа проводится двумя путями — индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всем» начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. Но уж» в начальных классах можно этическую беседу строи м и дедуктивным путем, т.е. идти от морального понятия проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.

Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений декламацию. Но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. В системе нравственного воспитания главное состою в том, чтобы усвоенные моральные нормы и правила нашли свое воплощение в поступках, действиях и в конечном счете в моральных качествах личности. Это станет возможным, если будут преднамеренно созданы условия для упражнения учащихся в нравственном поведении. В. А. Сухомлинский утверждал: «Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, — вот одно из золотых правил вое питания подростков».

К методам формирования у школьников опыта нравственного поведения относятся упражнение и приучение. Особенно велика роль специально созданных воспиты­вающих ситуаций, поскольку они являются главной опорой для выбора учеником нужных форм поведения. Естественно, задача воспитателя здесь должна состоять в том, чтобы педагогическими ситуациями научиться управлять.

Одни воспитывающие ситуации рассчитаны на пробужде­ние глубоких нравственных переживаний. Такова, напри­мер, ситуация возложения венков на могилы павших героев. Она наполнена патриотическими переживаниями, обостряет чувство гражданской принадлежности к стране, Другие ситуации носят характер побуждений к нравствен­ным суждениям, действиям, поступкам, выражающим заботу, внимание друг к другу, оказание взаимоподдержки.

В реальном процессе нравственного воспитания могут возникнуть конфликтные ситуации, характеризующие противоречие между внешними требованиями, предъявля­емыми к поведению школьника, и уровнем его притязаний либо внутренними стремлениями, не соответствующими указаниям и требованиям извне.

Конфликтную ситуацию нельзя рассматривать как нечто инородное воспитательному процессу. Напротив, умелый педагог извлекает из нее максимум воспитатель­ного эффекта. Конфликт, возникающий как результат стол­кновения личности и общепринятых, утвердившихся норм поведения людей, может быть использован для того, чтобы н школьном коллективе накапливался нравственный опыт «борьбы и преодоления».

Нравственные побуждения, не воплощенные в поступок, нельзя признать ни хорошим, ни плохим, хотя они бывают сами по себе положительными или отрицательными. Именно такие случаи имел в виду А. С. Макаренко, когда писал, что у школьника могут быть сформированы правильные пред­ставления, но не воспитаны привычки преодолевать трудно­сти, можно считать, что воспитание не достигло цели.

Нравственная привычка — это устойчивые формы пове­дения, которые становятся потребностью человека и совер­шаются в любых ситуациях и условиях.

Уже в начальных классах нужно вести работу по профи­лактике вредных привычек.

Отдельно взятый поступок еще не характеризует под­линно нравственного поведения, так как в его основе могут лежать самые разные мотивы: зависть, эгоизм, стремление занять престижное положение или принести пользу коллективу. Вот почему формирование опыта нравственнее поведения обязательно включает в себя воспитание его положительной мотивации.

Только тогда, когда школьник руководствуется в своем поведении нравственными мотивами, мы можем быть уверенными в том, что сформировали подлинно нравственного человека.

Формы и методы нравственного воспитания в реальном педагогическом процессе применяются не изолированно, а в определенной системе, с учетом комплексного воздействия на все стороны формирующейся целостной личности школьника. Выбор и использование их не могут быть произвольными. Они определяются задачами и логикой воспитательного процесса, возрастными особенностями и урок нем нравственного развития учащихся.

Трудовое воспитание. Трудно себе представить coвpеменного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношении и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания — важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Трудовое воспитание охватывает те стороны воспитательного процесса, где формируются трудовые действии складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, и как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процес­сах и отношениях. Его главные задачи — привитие любви к труду и уважения к людям труда, ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяй­ственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания, формирование интереса к производствен­ной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства, формирование трудовых навыков и умений. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

В задачи и содержание трудового воспитания входит формирование у учащихся устойчивых убеждений в необ­ходимости труда на общее благо, в том, что труд является основой благополучия общества и каждого его члена.

Одним из величайших итогов трудового воспитания является формирование у учащихся профессиональной направленности. Это достаточно осознанная и эмоционально выраженная ориентация личности на определенный род и вид профессиональной деятельности. В нынешней России и условиях социальных перемен проблема жизненного само­определения человека приобретает особое значение.

Профессиональная деятельность, отвечающая требова­ниям общества, потребностям самого человека, рождает удовлетворенность трудом, и творческое самочувствие становится действенным средством самовоспитания и самосовершен­ствования личности, утверждения ее социальной сущности

Виды труда в школе и их воспитательное значение. Сле­дуя принципу связи воспитания с трудом, школа, семья, общество должны организовывать разнообразную трудо­вую деятельность учащихся, вовлекать их в труд.

Участие в коллективном труде обеспечивает накопле­ние опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Однако необходимо помнить, что воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание, включенность в систему общественно значимых отношений, организация и нравственная направленность.

Чтобы управлять трудовым воспитанием и развитием, надо иметь четкое представление о видовом составе труда, в котором принимают участие дети.

Бытовой труд. С него начинается трудовая жизнь, а сле­довательно, и привычка трудиться. Первые уроки бытового труда ребенок получает в семье. Именно от семьи, от ее тру­довой атмосферы зависит, какими вырастут дети, как они будут смотреть на труд, будут ли любить его и испытывать удовлетворение от труда или будут тяготиться им и стре­миться избегать его.

Приучение детей к труду, формирование у них трудо­вых умений и навыков в семье начинается с элементарных операций по самообслуживанию. Вместе с родителями под их руководством и наблюдением дети работают дома, в саду, на огороде, во дворе. Чем старше дети, тем большее участие принимают они в общем труде (уборка квартиры, мытье посуды, уход за домашними животными, ремонт бытовой техники и т.п.).

Учебный труд. Еще К. Д. Ушинским было замечено, что учение едва ли не самый тяжелый для ребенка труд, потому что он полон мысли, длителен, кропотлив, требует большого умственного напряжения. Сложность учебного труда состоит и в том, что результаты его труднее обнаруживаются, далеко не всегда сразу видны школьникам.

Задачи трудового воспитания и обучения решаются на уроках труда. В начальных классах дети занимаются вырезыванием из бумаги, лепкой из глины и пластилина, уходом за растениями, работают с древесиной, пластмассами и проволокой, трудятся на пришкольном участке, Труд на школьном опытном участке и в мастерских в сред них классах, практикумы по промышленному и сельско-хозяйственному труду в старших классах вооружают уча­щихся общетрудовыми умениями и навыками, расширяют политехнический кругозор, способствуют формированию профессиональных намерений и жизненных планов.

Общественно полезный труд. Этот вид труда давно стал добрым стимулом учебного процесса, подлинной школой общественного служения. Не являясь источником мате­риальных ценностей, общественно полезный труд с первых дней пребывания ребенка в школе включает учащихся в сферу общественных отношений, приобщает их к обще­народным делам.

Круг выполняемых учащимися общественно полезных дел достаточно широк — от шефства над детскими садами и семьями ветеранов труда и войны до озеленения сел и городов, создания лесных полос и парковых зон, охраны природы и исторических памятников.

Участие в делах на пользу округа, города, благотвори­тельные акции — лучшая школа воспитания.

Важное место в трудовой подготовке учащихся зани­мает школьное самообслуживание. Его предметом является забота о чистоте и красоте класса, лабораторий, мастерских, территории школы, спортивной площадки и пришкольного участка, ремонт библиотечных книг и наглядных пособий. Простейшей формой самообслуживания является дежур­ство по школе.

В процессе самообслуживания у учащихся воспитыва­ются коллективизм, бережливость, аккуратность, закладываются прочные основы санитарно-гигиенических навыков.

Они выступают как хозяева класса, школы, организаторы своего совместного труда, быта и отдыха.

Производственный труд. Это та область педагогической действительности, где наиболее полно и последовательно реализуется принцип соединения обучения с производи­тельным трудом.

Формы организации производительного труда и методы его осуществления на разных возрастных этапах различны. Для младших школьников производительный труд связы­вается с игрой. При этом используются инструменты и обо­рудование, специально изготовленные для детей. Подростки и старшие школьники трудятся вместе со взрослыми, поль­зуются теми же орудиями труда, той же техникой, работают в тех же условиях, сами получают трудовое задание, плани­руют порядок работы, контролируют его выполнение и оце­нивают результаты.

Труд никогда не будет желанным и привлекательным для ребенка, если он не приносит переживания успеха и внутренней удовлетворенности. Вот почему педагоги­чески целесообразно так организовать трудовые задания, чтобы их выполнение давало ощутимый результат, воспи­тывало сноровку, обогащало эмоционально.

Эстетическое воспитание. Эстетические чувства людей играют огромную роль в их жизни. Умение видеть, пони­мать и создавать прекрасное делает духовную жизнь чело­века богаче, интереснее, дает ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. От того, как человек понимает, чувствует, переживает прекрасное и отврати­тельное, возвышенное и низкое, комическое и трагическое, во многом зависит его поведение в обществе.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 5291; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь