Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Врезка, вставка, пронизывание, наложение, срезание и др.
Пластические способы моделировки формы – видоизменение формы в рамках одного геометрического вида: · фактурирование – способ обработки поверхности формы; · врезка или вставка (пронизывание) - введение объёмных форм друг в друга путем их сопряжения; · срезание, скругление – удаление части формы по прямой или кривой плоскости; · наложение - группирование форм с целью создания различных перекрытий силуэтов фигур; · членение и разделение – разбивка на части композиционной основы с целью усложнения ее структуры; · наклон и смещение – трансформирование всей формы или её частей по различным направлениям; · люминесценция – (с лат. lumen - свет и -escent - суффикс, означающий слабое действие) усиление яркостных качеств света или цвета; нетепловое свечение вещества, происходящее после поглощения им энергии возбуждения. Первоначально явление люминесценции использовалось при изготовлении светящихся красок (световых составов), используемых в темноте, на основе так называемых фосфоров. Флуоресценция – вид люминисценции (фотолюминисценции), эффект свечения под действием света. Методы формообразования: Стилизация – это ведущий художественный метод, предполагающий: · намеренную имитацию формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте; изменение видимых свойств и качеств предметов путем их упрощения (отказа от некоторых из них) с целью усиления выразительности других; деформация – средство стилизации, предполагающее сознательное искажение и изменение формы предмета, характера поверхности, цвета и других её качеств. Стилизованные изображения и формы различают по виду стилизации (обобщенные, декоративные, схематические), и по степени стилизации - количеству измененных наблюдаемых качеств предметов и воздушно-пространственной среды. Максимально стилизованное изображение называют схематическим. При наибольшей степени трансформации схема сохраняет основной признак стилизованного изображения - узнаваемость. Стилистическая переработка изображения также зависит от используемых материалов, техник и эффектов (набрызг, сухая кисть, краевой контраст, контурная обводка, процарапывание красочного слоя и др.). Комбинаторика - метод перестановки в поиске гармоничного сочетания частей единого целого. Он основан на применении закономерностей разновариантного группирования исходных элементов, возможности многократно и по-разному их использовать. Наиболее распространенные области применения комбинаторных приемов группировки частей целого – декоративно-прикладное искусство и дизайн. Инверсия - перестановка местами фигуры и фона или поворот их вокруг оси симметрии. Изоморфность - одинаковость по форме, манере письма, структуре.
Пропорционирование – метод соотношения основных параметров формы (длина, ширина, высота), направленный на выявление и применение закономерностей количественного (числового) согласования частей и целого. Пропорционирование способствует достижению эстетической целостности, гармоничности объемно-пространственной формы за счет объединения ее размеров в какую-либо систему. Например, в Древнем Египте широко применялась система пропорционирования на основе «священного треугольника» с соотношением сторон 3: 4: 5. Данный метод наибольшее прикладное значение имеет в области дизайна и архитектуры. Группировка – взаимное пространственное расположение и функциональная взаимосвязь элементов изображения или объекта дизайна. Группировка является первоначальным действием составления композиции, при котором отдельные элементы (пятна, линии, точки, различающиеся по форме, цвету, тону, размеру, фактуре и т.д., а также пробелы между ними) соединяются в гармоничное целое. С понятием группировки тесно связаны понятия: компоновка, монтаж, планировка и зонирование. Компоновка – процесс композиционного поиска целостности путем эффективного размещения элементов изображения, предметов и объектов среды в заданных границах (формате, замкнутой объёмной форме, пространственной зоне). Иерархия – упорядоченное расположение элементов целого от высшего (главного) к низшему (второстепенному). Монтаж – соединение заранее сделанных и подобранных частей в единое целое. Планировка – мысленная организация целого (участка пространства) путем введения и расстановки элементов внутреннего наполнения. Зонирование – условноеразделение заданного поля архитектурного пространства на зоны-участки. Масштабирование – метод наглядного сопоставления истинной величины предмета с его окружением в ходе поиска зрительного соотнесения (соизмерения) формы с заданной «мерой» (условиями среды). Метод масштабных шкал – соотнесение визуальных параметров объектов с целью установления нужного количества членений в общей композиции. При увеличении количества членений масштаб размельчается, размер объекта иллюзорно становится больше, а структура становится ажурной; при отсутствии членений (или при незначительном их количестве) истинная величина формы зрительно уменьшается, а структура формы становится монолитной. Таким образом, масштабирование в композиции дизайна позволяет создавать монолитные или ажурные формы, а также иллюзии монументальной и миниатюрной форм. Средовое масштабирование распространяется на архитектурные строения, детали (предметное наполнение интерьера), поверхности облицовки и предметов (фактуру, текстуру, декор). Монументальность – качество монолитной формы, характеризующееся укрупненными размерами объекта при исключении членений в форме или уменьшении их количества. Миниатюрность – уменьшение формы с подчеркнутым изяществом структуры, достигаемым путем увеличения членений формы дизайн-объекта. Метод «поддержки» - способ введения или использования в композиции второстепенных элементов, визуально уравновешивающих (поддерживающих) доминанту или акцент композиции. При этом поддержка всегда менее активна, чем главный композиционный элемент. Введение «поддержки» в композиции достигается с помощью тона, цвета, формы, конструктивными элементами, другими графическими и пластическими средствами формообразования. Трансформация – метод целенаправленного преобразования формы или конструкции (например, объемно-пространственных параметров) путем перестановок их элементов и пластических манипуляций без изменения изначального замысла с целью усиления образной выразительности композиционного решения, приспособления объектов дизайна под меняющиеся условия (контекст) и т.д. Видами трансформации формы являются модернизация, модификация, реставрация, реконструкция и др.
Модернизация – обновление, предполагающее полное изменение формы объекта дизайна и составных её компонентов, обусловленное вынужденной необходимостью (сменой моды, функционального значения предмета, эстетическими запросами общества и др.).Стайлинг- разработка «нового» и модернизация «старого» с целью коммерческой выгоды, стремление к созданию внешне выразительной формы, лишенной функционального значения. Модификация – несущественное, частичное видоизменение объекта дизайна, а именно преобразование одного или нескольких качеств предмета с целью его соответствия эксплуатационным, технологическим, эстетическим требованиям. Например, при неизменной конфигурации формы предмета меняется его цвето-тоновое решение. При модифицировании любого изделия - его структура практически не должна затрагиваться. Реконструкция – перестройка, переделка объекта или его частей, чаще всего придающая ему совершенно новое значение. Реставрация – восстановление разрушенного объекта дизайна с целью придания ему прежнего значения. Членение (дифференциация) – метод деления целой формы на звенья (части). Унификация – метод рационализаторского проектирования (конструирования) массовой продукции, востребованной обществом, имеющей единообразие в конструкции, предполагающей совместимость соединений и создание типовых форм. Чрезмерное увлечение данным методом в дизайне приводит к потере индивидуального и оригинального, так как. основной принцип унификации состоит в стремлении к типическому и единообразному. Иллюстрирование – описательныйметод художественной трактовки ранее или вновь созданного. Копирование (от лат. copia - множество) – перевод и воспроизведение объекта информации или какого-либо образца; изготовление копии и их размножение. Копирование имеет различные формы в композиции: факсимиле, компиляция, реминисценция. Факсимиле – копии, абсолютно точный повтор оригинала. Компиляция (с лат. compilatio – ограбление) – использование фрагментов или частей произведений известных художников-дизайнеров для формирования композиции без авторской обработки источников. Реминисценция (с лат. reminiscentia - воспоминание) –обращение к наследию прошлого в виде использования в композиции образного решения, мотива, стилистического приёма, заимствованных из других известных произведений искусства. Декомпозиция – отход от традиционных способов построения композиции, нарушение правил, приёмов создания гармонического целого, внесение «конфликта» в содержание произведения дизайна с целью усиления образной его выразительности. Декомпозиция достигается в композиции приёмами деструкции и диссонанса Деструкция – тенденция нарушения структуры, отхода от общепринятых норм в изображении, созидание через разрушение и отрицание. Диссонанс - зрительное несоответствие частей целому. Иллюзия – метод «зрительного обмана», например, иррадиация позволяет достичьзрительного увеличения светлых форм на темном фоне и уменьшения темных на светлом (также с теплыми и холодными цветами).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 17025; Нарушение авторского права страницы