Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Что надобно думать о законе и покаянии вне Евангелия?
Что до сих пор ни сказанно, все то и разуму нашему довольно понятно, и развеб был крайне кто безстыден, чтоб в том дерзнул спорить. Но когда тот же разум наш ищет, каким бы способом можно было умилостивить Бога и избавиться нещастия, в какое ввергло себя человечество: то уже тут останавливается и ослабевает. Узнает он, что, разсуждая благость Божию неисчерпаемую, надобно быть такому средству; но какое имянно оно, того ни мало не постигает. Кажется, что мы два, а не боль ше, такия средства вообразить себе можем: исполнение Божия закона, и покаяние. Но сии средства в неотрожденном благодатию человеке суть не сильны, и сии убежища слабыя. Ибо что касается до перваго, чтоб исполнять Божий закон; то подлинно сие средство было бы действительно, ежели бы мы единственно пребывали в делании добра и не преступали бы вечный Божий закон: но как выше показано, что всяк погрешает или делами, или словами, или мыслями, и нет, да и не было никогда столь святаго, которой бы не послужил греху; так уже вот и видно, что сие средство не сильно Бога умилостивить и пред судом его поставить нас праведными. И в сем-то точно разуме премудрый Павел на многих местах вопиет, что не оправдится человек от дел закона, К Галат. гл. 2. ст. 16. что кроме закона правда Божия явися, Рим. гл. 3. ст. 21. что елицы от дел закона суть, под клятвою суть. И в псалме 142. ст. 2. Не вниди в суд с рабом твоим, яко не оправдится пред тобою всяк живый. Не должно из сего заключать (как-то некоторые из учения Павлова то выводили), аки бы делать добро, и закон Божий исполнять, не надобно было; да не будет: Как-то мы особенно об этом в своем месте будем говорить: но, что не должно думать, аки бы мы чрез свои дела пред Богом оправдиться могли. Чтож касается до покая ния, то кажется должно бы оно одно быть надежда виновному и утешение грешнику: но не так оно есть. Ибо покаяние могло бы умилостивить Бога, но истинное, с крайним отвращением от греха и с твердым предложением, на те же грехи не возвращаться. Но может ли человек крайне растленный и ежечасно страстьми смущаемый такое иметь покаяние? Не имеет он такого отвращения от греха, какогоб достойно было сие превеликое зло прогневляющее безконечнаго Бога. А хотяб и сие могло быть, но человек, сколькоб впрочем осторожен ни был, после признания во грехах паки оными себя опорочивает; пием бо беззакония яко воду, и проданы под грех по Павлову слову; и сие греховное действие продолжается чрез всю человеческую жизнь. Так какоеж се покаяние, и как оно Бога может умилостивить? Не разумею я здесь покаяние Евангельское, или Христианское. Оно инаго рода, и знаю, сколь оно действительно, как-то после объявлено будет; но говорю о покаянии, какое бы человек мог иметь сам по себе без благодати Евангельской. Такое разсуждение и с разумом весьма сходно, и с. писание наибольше нам о том напоминает, что человек сам по себе не имеет довольных сил к умилостивлению Бога, разве токмо ежечасно его прогневляет. Прежде бо обвинени есмы, Иудеи же и Еллины вси под грехом быти Рим. гл. 3. ст. 9. то есть, что все люди опровержены в пропасть греха, и оттуду избавиться сами собою силы не имеют. Сие разсуждение должно всякому крепко памятовать: ибо оно дает знать, сколь необходимо нужна человеку есть вера Евангельская: как-то сим точно образом святый Павел расположил свои послания к Римляном, к Галатом и ко Евреем. Да и подлинно никто не ищет врача, пока не узнает, что он бедственно не мощен. Но может спросить кто, что по этому должно нам впасть в отчаяние? Подлинно так, ежели посмотрим на самих себя: но когда разсуждаем неисчерпаемую Божию благость и безконечную его премудрость; то довольнейшая с сей стороны нас ободряет надежда и наше отчаяние разгоняет; и в сей надежде должны мы с Исаиею часто повторять: аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене; яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом: Исаии гл. 1. ст. 9. а благословенное сие семя есть Христос к Галат. гл. 3. ст. 16. и в мысли содержать, что Павел к Рим. гл. 3. ст. 21. написал: ныне кроме закона правда Божия явися, свидетельствуема от закона и Пророк: правда же Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих. Доселе из разсуждения здраваго разума доказываемо было, приводя ко изъяснению пристойныя из с. писания места: но следующая часть на едином Божием слове утверждается; хотя ко изъяснению тогож и естественныя понятия служить могут. ЧАСТЬ ВТОРАЯ О ВЕРЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ. О откровении. Которое средство к умилостивлению Бога и к возстановлению нашего естества разум человеческий изобрести не может, тое открывает нам священное писание. Что есть откровение? Понеже выше под числом 18 доказано, что человек сам чрез себя пред Богом оправдиться не может, и все изобретаемые разумом ко умилостивлению Божества способы находит он не сильными: а как ни мало не вместительно, чтоб милосерднейший Бог человека оставил последнему отчаянию; то по силе его безмерной благости и премудрости безконечной следовало, чтоб Он сам от крыл нам способ, каким бы с ним примириться и прежнее благополучие, в котором созданы, возвратить мы могли. Сей высокий способ спасения нашего Бог открыл действительно, который способ благословенное Христианство почитает под именем откровения. Под именем, говорю, откровения. Понеже видя Бог, что род человеческий изнемог, и слепотствует в том, что касается до спасения его, избрал некоторыя способныя к тому лицы (мы их называем Пророками и Апостолами). Он их осиял ум неким чрезъестественным светом, и открыл им сокровеннейшия тайны и пророчества удивительнейшия. Оныя тайны и пророчества по повелению Духа Святаго предали они писанию, дабы истинна Богом открытая пребыла незабвенною чрез все века, которое писание мы называем священным писанием. В сем писании точно о том к Рим. гл. 14. ст. 24. и 25. пишется, что Апостолы проповедали откровение тайны, леты вечными умолчанныя, явльшияся же ныне писании Пророческими, по повелению вечнаго Бога; и потомуж сказуется, что церковь создана на основании Апостол и Пророк. Ефес. гл. 2. ст. 20. §. 2. О с. писании. Священное писание (а) есть истиннейшее слово Божие (в). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы