Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Достаточность заместительного искупления
Либеральная теология и другие формы неверия отвергают библейский взгляд на заместительное искупление. Поскольку это отвержение касается одной из основных библейских доктрин, давайте рассмотрим некоторые возражения неверия и те ответы, которые так умело дал Х. Е. Гиллбод.
Возражение первое. Со стороны судьи неправильно приговаривать невиновного человека к смерти вместо виновного. В ответ г-н Гиллбод указывает на то, что возражающая сторона видит здесь четыре участника, задействованных в этом деле, помимо обвиняемого преступника, или, скажем, убийцы. Это: судья, невинный заместитель, потерпевшая сторона [семья убитого, а в их лице и все сообщество] и царь, олицетворяющий закон той земли, которой присягал судья, осуществляющий правосудие. Отмечается, что если невинный заместитель по добровольному согласию мог отказаться от своих прав, то действие судьи было бы вдвойне грубым нарушением против потерпевшей стороны и закона, который он поклялся осуществлять. Тем самым он совершил бы преступление против того и другого, освободив убийцу и приговорив к смерти невиновного человека. Однако, в учении о заместительном искуплении, дело обстоит совершенно иначе. Г-н Гиллбод писал: Есть осужденный преступник, виновный грешник. Но, кроме него, есть только Один—Судья, Потерпевшая Сторона, Царь [или Закон] и Заместитель. Бог осуществлял не чей-нибудь, а Свой собственный закон, и грех не был совершен против кого-то другого, но против Него; и более того, Он не взял кого-нибудь другого и принял его в качестве заместителя вместо осужденного грешника, но пришел Сам, принял на Себя природу грешных и понес наказание в соответствии со Своим собственным законом. Заместитель, умерший на Голгофе, определенно провозгласил Себя Судьей мира. Поэтому, вместо того, чтобы судья наказывал третью сторону за преступника, мы имеем Триединого Судью, Одна из Личностей которого отождествила Себя с природой преступника во всем, кроме его греха, затем взяла на Себя сам грех и претерпела наказание в соответствии со Своим собственным законом, который поистине не существовал независимо от Него. Более того, существует тождественность не только между Заместителем и Судьей, но каким-то тайным образом также между Заместителем и преступником, когда у последнего возникает желание принять это отождествление. Может ли это называться безнравственным? [23]
Одна из проблем неверия заключается в его отказе принять истину о том, что Иисус был больше, нежели человек. Он был и является Богочеловеком. Если бы Он был просто безвинным человеком, Его жертва за других была бы просто безнравственной, ибо Он не заслужил этой смерти.
Возражение второе. Как могут быть несколько часов страданий Заместителя эквивалентны вечной геенне для грешников? Это возражение игнорирует тот факт, что количество, объем, протяженность времени и расстояния являются понятиями, имеющими незначительную ценность в духовном мире, в отличие от качества. Г-н Гиллбод писал: Ответ на это возражение заключается в том, что важность жертвы Бога Сына измеряется не тем, как долго продолжались Его страдания, но их качеством, и больше всего качеством Самого страдавшего... Количество—понятие совершенно неуместное в рассуждении о страданиях Спасителя: сама идея об уравнивании этих страданий с судьбой неспасенного человечества абсолютно чужда Библии... Но если мы думаем с точки зрения духовного качества, то на самом деле нет ничего удивительного в том, что такие страдания, перенесенные Самим Судьей, были достаточными для того, чтобы “умилостивить” Его вечную справедливость и сделать возможным для Него праведно (и с радостью) прощать грешника, истинно обращающегося к Нему.[24]
Л. С. Чейфер отмечал, что ценность жертвы обнаруживается не в том, насколько сильными были муки Спасителя, но в Его достоинстве и безграничной ценности.[25]
Возражение третье. Вина не может быть передана от одного человека к другому. Это возражение основывается на непонимании того, что вина—это то же самое, что и пагубные последствия греха по отношению к чьей-либо жизни. Вина в действительности касается обязанности человека перед Богом уплатить то взыскание, которому подлежат его грехи. На кресте наши грехи были, с судебной точки зрения, переданы Спасителю; и Он понес вину за них, то есть обязанность уплатить их судебный долг, который представлял собой смерть. На кресте Он не переживал естественные последствия греха как болезни. Г-н Гиллбод задает вопрос: “Удивительно ли то, что Он [Бог], при условиях, которые кажутся Ему справедливыми, может снять эту ответственность с нас и принять ее на Себя во Христе.”[26]
Мы заключаем этот раздел еще одной мыслью г-на Гиллбода: “Если человек нуждается в спасении, и если спасение—работа Бога, то действительно, по логике вещей, —именно от Бога человек должен узнать о нем.”[27] Бог со Своим Словом является окончательным авторитетом по этому вопросу.
Виды смерти, которые пережил Иисус Поскольку возмездие за грех—смерть (Рим. 6: 23; Быт. 2: 17) и божественным установлением в качестве искупления греха была смерть и приношение жертвенной крови (Лев. 17: 11), было необходимо, чтобы Спаситель умер, чтобы Он смог искупить наши грехи (Матф. 20: 28; Рим. 5: 6, 8). Когда Адам и Ева согрешили, они моментально умерли духовно (Быт. 2: 17) и позднее умерли физически (5: 5). Наш Господь также пережил эти виды смерти, находясь на кресте.
1. Иисус пережил духовную смерть и ад (Матф. 27: 46) Во время трех часов тьмы (Матф. 27: 45), наш Господь понес грехи человечества (1 Пет. 2: 24; Ис. 53: 6; 1 Иоан. 2: 2) и был сделан грехом (2 Кор. 5: 21). Вся ярость гнева Божия обрушилась на Него и сокрушила Его (Ис. 53: 10). Как человек Иисус был отделен от общения Отца, на что указывает Его крик: “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? ” (Матф. 27: 46).[28] Через это отделение Господь Иисус пережил ад и его неописуемое опустошение (ср. Пс. 21: 2-7, 12-22; Евр. 5: 7). Отец оставил Его, ибо Его святая природа отреагировала против Понесшего грех и Его бремени грехов человеческих (Авв. 1: 13).
2. Иисус пережил физическую смерть (Лук. 33: 46) Когда гнев Божий за наши грехи полностью излился на Иисуса, Он был восстановлен в общении с Отцом. На это указывает Его обращение к Богу: “Отче” (Лук. 23: 46). Ожив Своим человеческим духом (1 Пет. 3: 18, греч.), Он победоносно воскликнул: “Совершилось” (Иоан. 19: 30), предал Свой человеческий дух Отцу и умер физически (Лук. 23: 46). Физическая смерть нашего Господа была уникальной в том, что Он преднамеренно отдал Свою жизнь в послушании Отцу (Иоан. 10: 18). Понеся гнев Божий, направленный против наших грехов, Он добровольно, решительно положил Свою физическую жизнь. Никто не отнял ее у Него, хотя Его враги были обвинены в Его убийстве, поскольку в этом заключался их замысел (Деян. 2: 23; 3: 15; 5: 30). Наш Господь не умер от изнеможения (Лук. 23: 46), потери крови (Иоан. 19: 33-34) или сердечной травмы. Он также не был самоубийцей, ибо Он не накладывал рук на Себя. Но, имея на то власть от Отца, и в послушании Ему (10: 17-18), Он преднамеренно отдал Свою жизнь, предав Свой человеческий дух (Матф. 27: 50; Иак. 2: 26). Поскольку это было необходимо для искупления, физическая смерть нашего Господа не была таким страшным переживанием божественного гнева, каким была смерть духовная. Пребывая в полном общении с Отцом, Иисус добровольно отдал Свою физическую жизнь, чтобы обрести власть над смертью, сатаной и миром мертвых [адом] через Свое воскресение (Деян. 2: 23-32; Евр. 2: 14; Откр. 1: 18). Он энергично вторгся в сферу, над которой властвовали сатана и грех (Евр. 2: 14; 1 Кор. 15: 56), и бросил им вызов, казавшийся возможностью связать Его, как они связали род человеческий. Но поскольку они не могли претендовать на Него (Деян. 2: 24), Он разрушил их власть навеки. Они не могли удержать Его, ибо Он был личностно безгрешным (1 Иоан. 3: 5; Иоан. 14: 30). Как Мессия, теперь Он имел власть над этими силами зла (Иоан. 12: 31; Рим. 8: 3) и смерти (Откр. 1: 18). Искупительная работа нашего Господа включала Его духовную и физическую смерть и требовала Его воскресения (Рим. 4: 25). Тогда как Его смерть удовлетворила требования божественной святости и справедливости, Его воскресение утвердило Его искупительную работу и разрушило власть врага, которой человечество удерживалось в его руке.
Распятие Иисуса Предопределенное Богом (Деян. 4: 27-28), распятие нашего Господа являлось осуществлением пророчества (Зах. 12: 10; 13: 6; Пс. 21: 17-18; Матф. 20: 19; 26: 2). Избавляя нас от болезненных деталей, священная запись говорит: “Они распяли Его” (Матф. 27: 35). То, что Иисус пострадал от рук нечестивых людей во время процесса над Ним и распятия, не способствовало Его искупительной работе, но открывало духовное состояние и справедливое осуждение всех тех, кто участвовал в этом отвратительном преступлении (Деян. 4: 27; Лук. 2: 35). Когда Бог был близок к тому, чтобы совершить Свою величайшую работу, соделав Сына Своего жертвой за грехи человечества, падшие ангелы и непокорное человечество совершали величайшее преступление против Него (Матф. 27: 26-44; Пс. 2: 1-3). Они подвергли Своего Создателя позорной, унизительной, мучительной казни с намерением убить Его (Иоан. 11: 53; Деян. 3: 15; 5: 30; 10: 39; 13: 28). Их отвратительное деяние обнажает крайнюю развращенность их характера и злобную природу греха (Деян. 2: 23; 3: 15; 7: 52).[29] Смерть через распятие была самым позорным наказанием из применяемых в те времена. Быть распятым означало быть причисленным к последним преступникам. Римский закон запрещал распятие римских граждан. Самым низким упреком, с которым римлянин мог обратиться к другому, считалось слово “crucifer, ” или “несущий крест.”[30] Смерть через распятие представляла собой переживание агонии, при котором жертва жила от двух до семи дней. Разорванная плоть, инфицированные раны, туго натянутые мускулы и опухшие ткани, неестественное положение тела, дневной зной и холод ночи, укусы насекомых и нападения животных, —все вышеперечисленное делало это мучительнейшим переживанием. Иудеи относились ко всякому распятому как к проклятому Богом (Втор. 21: 23; Гал. 3: 13); так распятый Спаситель был камнем преткновения для них (1 Кор. 1: 23). Позор креста был настолько велик для язычников, что они считали христианское учение, которое отводило распятому место в божественной Троице и роль Спасителя, полнейшим сумасшествием (стихи 18; 23). Тогда как Новый Завет зафиксировал для нас все те оскорбления, которые были нанесены Иисусу перед Его казнью, Псалом 21: 7-22 пророчески повествует о тех, которые Он переживал на кресте. Его духовные страдания выражаются Его ужасным воплем (ст. 2). На его умственные страдания указывает то, что Он был презрен (ст. 7), осмеян (стихи 8-9), объектом нескромных взглядов (ст. 18-19), ибо распятые жертвы были обнажены. Наш Господь также страдал физически (стихи 13-19). Но верою Он искал помощи у Отца (стихи 20-22). И когда, казалось, Он не мог больше выносить этого, Бог вмешался. Искупительная работа Спасителя завершилась; Его человеческий дух ожил; Он вздохнул: “Ты услышал Меня! (ст. 22* ). Затем Он воскликнул: “Совершилось! ” (Иоан. 19: 30). Его работа закончилась в тот момент, когда Он предал Свой человеческий дух. Он понес божественное наказание за грехи человечества.
Работа Иисуса на кресте 1. Иисус стал искуплением за человеческие грехи. Перед самой Своей физической смертью Иисус победоносно воскликнул: “Совершилось! ” (Иоан. 19: 30). Он умер, осознавая, что Его искупительная работа была завершена. Эта работа не началась до тех пор, пока Он не оказался на кресте, и завершилась она с Его физической смертью. Его воскресение утвердило эту работу и сделало ее эффективной (1 Кор. 15: 14-19; ср. Рим. 4: 25). В нашем исследовании Его искупительной работы, мы должны различать между искуплением [тем, что Он совершил на кресте] и спасением [теми привилегиями, которые несет искупление, примененное к евангельскому верующему].[31] Давайте теперь рассмотрим искупление. Чего достиг Иисус Своей искупительной работой?
(1) Он разобрался с грехами человечества в судебном порядке. Мы, евангельские верующие, можем сказать, что Господь Иисус окончательно разделался с нашими грехами, уплатив долг за них и удалив их из поля зрения Бога (Евр. 9: 26; 1 Иоан. 3: 5; 1 Кор. 15: 3). Как мы отмечали ранее, умерев за этот мир, Он решил вопрос с грехами человечества умилостивительно и предварительно. Давайте повторим эти понятия. Чтобы понять то, каким образом Он разобрался с грехами человечества умилостивительно, мы должны задать следующий вопрос: “Как мог святой и справедливый Бог поступить с грешниками, как те того заслужили, и при этом удовлетворить Свое чувство любви, избавив их от наказания и разрушения греха? ” Побуждаемый благодатной любовью, Он послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши и всего мира (1 Иоан. 4: 10; 2: 2). Не будучи способен изменить Своих святых требований в отношении грешников, Он мог совершенно и справедливо удовлетворить эти требования ради них и, тем самым, умиротворить Свой гнев. Язычники стремятся умилостивить гнев своих божеств, принося им дары, но Сам Бог был умилостивляющим. Он дал необходимую жертву, которая бы удовлетворила Его требования и умиротворила Его гнев против человечества. Господь Иисус разобрался с грехами человечества умилостивительно, когда Он принял их наказание и удовлетворил святые требования Бога в отношении них. Иисус также разрешил вопрос человеческих грехов предварительно. Это означает, что ценность Его искупительной работы через Его смерть была получена для всех грешников, но она не применима к ним божественным образом до тех пор, пока они не проявят веры в Спасителя и Его искупительную работу (Деян. 10: 43). До тех пор, пока они не сделают этого, неспасенные люди обязаны сами уплатить долг за свои грехи, несмотря на жертву Господа. Только когда люди принимают верой Евангелие, Бог применяет к ним ценность искупительной работы Иисуса. Тогда они принимают Его прощение и спасительные благословения оправдания (Рим. 5: 1, 9), искупления (Еф. 1: 7), примирения (Кол. 1: 20-21) и возрождения (1 Иоан. 4: 9; 5: 11). Мы, спасенные, можем оглянуться назад на искупительную работу нашего Господа и увидеть, что именно через нее Он приобрел для нас эти привилегии (ср. Евр. 9: 12). Но никто не может претендовать на эти благословения, пока не уверует в Спасителя и не примет ценность искупительной работы Иисуса. Если грешник не принимает Спасителя, он остается должником пред Богом за свои грехи, как будто Христос не умирал.
(2) Он удалил грехи докрестовых верующих. Своей искупительной работой Господь Иисус удалил грехи тех людей, которые были спасены во времена, предшествовавшие Его смерти (Рим. 3: 25; Евр. 9: 15-17). Когда их грехи были покрыты кровью жертвенных животных (Быт. 3: 21; Лев. 17: 11), с ними не было покончено окончательно и навеки (Евр. 9: 9; 10: 4, 11; см. 9: 26). По этой причине, эти докрестовые верующие не делались совершенными и не получали обетованного наследия, или не попадали на Небеса, когда умирали (ср. 11: 8-16, 39-40). Вместо этого, они оказывались на “лоне Авраамовом, ” или в “раю, ” находившемся в аду, дожидаться искупительной работы Господа и победы над смертью, которые удалили бы их грех и освободили от власти смерти (ср. Лук. 16: 22; 23: 43; Быт. 25: 8; 3 Цар. 2: 10; см. Евр. 2: 14-15; Кол. 2: 15; Евр. 12: 22-23). В момент применения к ним ценности Своей искупительной работы, Господь взял этих освобожденных от телесной оболочки докрестовых верующих с Собой на Небеса, чтобы они ожидали там своего возвращения вместе с Ним и воскресения своих тел (ср. Еф. 4: 8).
(3) Он обеспечил основу для божественного родительского прощения. Искупительная работа Иисуса является основой не только божественного судебного помилования неспасенных (Кол. 2: 13), но также и основой божественного родительского прощения спасенных (1 Иоан. 1: 9). В момент уверования человека в Евангелие, он получает судебное прощение Божие, отменяющее его отправку в ад (Иоан. 3: 16; Откр. 20: 14). Когда спасенные люди разбираются с известными в своей жизни грехами, они получают родительское прощение Бога, которое отменяет Его испавительное наказание (Откр. 3: 19; 1 Кор. 11: 27-32). Поскольку Иисус разобрался как с семейным аспектом грехов Своего народа (1 Иоан. 1: 7), так и с их судебным аспектом (Кол. 1: 14), наш Небесный Отец способен гарантировать нам, спасенным, Свое родительское прощение, которое удаляет угрозу исправительного наказания или его осуществление. Очевидно, нам автоматически прощены те грехи в нашей жизни, которые неизвестны нам (1 Иоан. 7). Но, когда мы узнаем об этих грехах или осознанно совершаем грех, мы должны разобраться с таковыми через покаяние и исповедание, чтобы получить божественное родительское прощение (Откр. 2: 5; 1 Иоан. 1: 9; см. “Божественное прощение грехов” в разделе Хамартиология).
2. Иисус подтвердил осуждение врагов Бога Если следовать требованиям справедливости и порядку судебной процедуры, обвиняемый обидчик должен быть признан виновным в совершенном преступлении, прежде чем он может быть приговорен к наказанию. Бог уже вынес обвинительный приговор Своим врагам (ср. Иоан. 3: 18; Рим. 3: 19; 5: 18). Но их вина была полностью установлена и ясно продемонстрирована их нечестивыми поступками против Господа Иисуса во время судебного процесса и казни над Ним. Величайшая несправедливость иудейского и римского судов, физические оскорбления, связанные с ними, а также то, что они пригвоздили Его ко кресту, намереваясь убить Его, доказывает тот факт, что это было величайшее преступление падших ангелов и грешных людей против своего Создателя (Матф. 26: 57—27: 44). Эти отвратительные деяния были самообвиняющими, раскрывающими вину за их ненависть и открытый мятеж против Бога (Иоан. 3: 20; Лук. 2: 35; Рим. 8: 3). Их нечестивые действия против Иисуса, побуждаемые сатаной и грехом, подтвердили справедливость божественного приговора об их осуждении. Давайте рассмотрим это более подробно.
1) Осуждение силы греха (Рим. 6: 10; 8: 3)[32] Направляемые сатаной (Лук. 2: 53), враги Иисуса действовали посредством принуждающей энергии внутренней силы греха. Это было особенно явно в судебном разбирательстве и распятии Христа, когда эта сила зла проявила свой отвратительный, жестокий характер в оскорбительных, позорных действиях людей (ср. Марк. 14: 61-65; Лук. 23: 32-37; Деян. 2: 23). Таким образом, эти греховные действия были самообвиняющими. Господь Иисус не только продемонстрировал и подтвердил справедливость осуждения Божия в отношении силы греха, предав Себя на эти оскорбления, но Он также разрушил их силу смерти (Рим. 6: 23) Своим воскресением (Иак. 1: 15; Деян. 2: 24; 1 Кор. 15: 56-57). Теперь Он может освобождать евангельских верующих от притязаний греха (Рим. 6: 6-7, 16-22; 8: 2-4) и может гарантировать им отдельные победы над его понуждениями в их жизни, когда они подчиняются Господу (Гал. 5: 16; Рим. 6: 1-13). Несмотря на то, что унаследованная власть этой силы зла в данный момент не становится меньше, я верю, что однажды она перестанет существовать. Она прекратится в жизни верующих с их смертью или в момент изменения их тел по возвращении Христа (Рим. 8: 10-11, 23); она прекратится во вселенной со смертью последнего неспасенного человека (Откр. 20: 9).[33]
(2) Осуждение падших ангелов (Иоан. 12: 31; 16: 11; Матф. 25: 41) Писания подразумевают, что князь мира сего, сатана (Иоан. 12: 31), пытался воспрепятствовать Иисусу взойти на крест (Матф. 4: 8-10; 16: 21-23; ср. 26: 36-39). Причиной тому был древний божественный приговор против него (Быт. 3: 15). Когда ему не удалось нанести поражение Иисусу в период Его жизни, диавол и его бесы сделали все, что было в их силах, чтобы сделать страдания и распятие Иисуса как можно более ненавистными и мучительными (Иоан. 13: 27; Лук. 22: 53; Матф. 26: 57—27: 44; ср. Пс. 21: 13-22). Это открыло их вину перед Богом. Благодаря тому, что Господь Иисус подтвердил справедливость осуждения Божия в отношении сатаны и разрушил его власть Своей смертью и воскресением (Евр. 2: 14; Откр. 1: 18), теперь Он освобождает евангельских верующих от власти сатаны (Кол. 1: 13; Деян. 26: 18) и дает тем, кто подчиняется Ему, отдельные победы над сатанинскими искушениями (Иак. 4: 7). Когда Господь Иисус возвратится для правления, Он, как Последний Адам, выселит диавола и его ангелов с земли (Откр. 19: 11-16; 20: 1-3). В заключении Своего тысячелетнего правления Господь Иисус ввергнет сатану и его ангелов в геенну навеки (Откр. 20: 7-10; Матф. 25: 41).
(3) Осуждение мира (Иоан. 12: 31) Слово “мир” в Писаниях имеет различные значения, определяемые контекстом.[34] Здесь оно относится к мировой системе неспасенного человечества. Эту систему возглавляет сатана (Иоан. 12: 31), дела ее злы (7: 7) и философия ее—обманчива и пуста (Кол. 2: 8). Народы, представлявшие мир (Деян. 4: 27)—его религию [учрежденный иудаизм], правительство [римский империализм] и культура [греческий эллинизм], объединились в распятии Господа Иисуса. Данным преступлением эти народы показали свою вину и крайнее нечестие той вселенской системы, частью которой они являлись. Подтвердив божественный приговор в отношении мира, Господь Иисус теперь избавляет евангельских верующих от его власти и участия в нем (Иоан. 15: 19; Гал. 6: 14), [35] Он может давать им отдельные победы над злым воздействием этого мира, когда они предают себя Его воле в отношении своей жизни (Рим. 12: 2; 1 Иоан. 2: 15-17; Матф. 6: 19-24; Кол. 3: 1-3), и однажды Спаситель избавит их от него и физически (1 Фес. 4: 17; ср. Гал. 1: 4). Более того, как последний Адам, вице-король Бога Господь Иисус заменит нынешний мировой порядок новым, когда вернется и установит Свое царство на земле (Евр. 2: 5-9; Дан. 2: 44-45; Матф. 13: 41-42, 49-50; 25: 31-46; Откр. 11: 15-18; 19: 11-21; Ис. 2: 1-5; 11: 1-9).
3. Иисус явился посредником Нового завета. Как посредник Нового завета (Евр. 8: 6; 9: 15; 12: 24), Господь Иисус положил конец Моисееву завету, который Бог заключил с Израилем (Исх. 19: 3-6; 2 Кор. 3: 6-14; Гал. 3: 25; Еф. 2: 14-16; Кол. 2: 14; Евр. 7: 18-19; 10: 9). Тогда как закон Моисеев как диспенсация продолжается для тех, кто подчиняются ему (Деян. 15: 21; 21: 21), его заветные обетования (Исх. 19: 5-6; Лев. 18: 5), аннулированные идолопоклонством Израиля (Втор. 31: 16; Иер. 31: 32), больше не исполняются Богом. Будучи Посредником Нового Завета, с его спасительными обетованиями (Евр. 8: 6; Иер. 31: 31-34), Господь Иисус установил его Своей искупительной жертвой (Евр. 9: 11-28) и Своим воскресением (10: 12-18; 1: 3). В отличие от Моисеева завета, который мог осуждать только тех, кто нарушал его (Гал. 2: 16; 3: 10-11; Евр. 7: 19; 9: 9), Новый Завет обеспечивает основу для спасения грешников.[36] Этот завет детально объясняется новозаветным разделом Библии [Писания Нового Завета] и исполняется теми, кто соблюдает таинство Вечери Господней (Лук. 22: 20). Спасительные обетования Нового Завета [прощение грехов и личное общение с Богом], как это преподносится в Евангелии, исполняются для тех, кто верует в Иисуса как в своего Спасителя от греха (ср. Евр. 9: 14; 10: 14; 2 Кор. 3: 6; Рим. 1: 1-4).
4. Иисус заложил фундамент для примирения всего. 5. Иисус выкупил весь род человеческий.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы