Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методика обучения гимнастическим упражнениям ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Освоение новых гимнастических упражнений имеет ряд специфических особенностей: 1. Многие гимнастические упражнения для занимающихся являются совершенно новыми формами движений, незнакомыми им по предшествующему двигательному опыту 2. Обучение упражнениям связано с требованием выполнять движения в гимнастическом стиле. 3. Двигательные навыки в гимнастике должны обладать высокой устойчивостью и стабильностью при выполнении упражнений в меняющихся условиях внешней среды и внутреннего состояния гимнаста. 3. Двигательные навыки в гимнастике должны обладать высокой устойчивостью и стабильностью при выполнении упражнений в меняющихся условиях внешней среды и внутреннего состояния гимнаста. И в то же время навык должен быть пластичным. 4. В связи с многоструктурностью и многофункциональностью гимнастических упражнений приходится учитывать возможности переноса эффекта от выполнения одного упражнения на другое, вновь изучаемое. В зависимости от общности или различий в структуре движений, в их сенсорном, энергетическом или психологическом обеспечении возможен положительный или отрицательный перенос с ранее выполненного упражнения на вновь изучаемое. Наряду с указанными выше видами переноса выделяют еще так называемое явление последствия – это временное ухудшение точности движений после больших мышечных усилий (даже кратковременных), работы на выносливость, сильных эмоциональных возбуждений или угнетения, умственных напряжений. Например, после упражнений на силу временно ухудшается координация движений и даже такой прочный навык, как почерк. Для избегания отрицательных последствий этих явлений необходимо: а) умело планировать изучение новых упражнений, исключая возможность отрицательного переноса и явления последствия; б) избегать одновременного изучения упражнений, сходных в деталях, но различающихся по своей технической основе. Например, не следует изучать одновременно сальто назад и темповой переворот назад (фляк); в) не изучать одновременно упражнения, сходные по структуре движений, на двух снарядах (подъем разгибом, махом вперед или назад на брусьях, кольцах, перекладине); г) при изучении упражнения в одну сторону надо, не доводя его до стадии навыка, изучить и в другую сторону; д) упражнения со сложной координацией движений, требующие высокой точности, расчета, тонкой ориентировки в пространстве в условиях безопорного положения тела, упражнения в равновесии должны изучаться до выполнения упражнений, требующих больших мышечных усилий, эмоционального напряжения, выносливости и т.д. 5. Выполнение многих гимнастических упражнений связано с необходимостью проявлять смелость, решительность, эмоциональную устойчивость, а в ряде случаев даже идти на риск – все это вызывает большие трудности в овладении упражнениями. Облегчить положение занимающихся можно с помощью следующих методических приемов: а) создание более четкого представления о характере движений во всех частях и фазах упражнения, потому что недостаток информации является основной причиной помех, неуверенности в своих силах и возможностях, страха; б) организация своевременной помощи и страховки; г) воспитание воли, целеустремленности, настойчивости, решительности и смелости, приучение к самостоятельности в действиях. 6. В процессе выполнения многих гимнастических, акробатических и упражнений художественной гимнастики создаются ускорения, являющиеся раздражителями рецепторов вестибулярного анализатора. Чрезмерное воздействие на них может отрицательно повлиять на координацию движений, ориентировку в пространстве, эмоциональную устойчивость, решительность и смелость при выполнении упражнений. Методы обучения упражнениям При обучении гимнастическим упражнениям применяются словесный метод, метод наглядной демонстрации, метод упражнения. Словесный метод практически реализуется в следующих методических приемах: описание, объяснение, рассказ, инструкция, указание и др. Метод наглядной демонстрации реализуется в показе упражнения, демонстрации различных наглядных пособий, макетов, в использовании внешних ориентиров, ограничителей движений и др. У занимающихся создается зрительный образ упражнения, Чем точнее этот образ соответствует технике показанного упражнения, тем быстрее и правильнее занимающийся его выполнит. Метод упражнения позволяет воздействовать главным образом на двигательную сферу занимающихся. При этом постепенно формируется двигательный образ упражнения, двигательное умение, а затем и навык. Этот метод применяется в сочетании с рассмотренными выше методами в виде целостного и расчлененного выполнения упражнения. При целостном методе, упражнение выполняется без применения подготовительных или подводящих упражнений. Этот метод можно использовать для обучения простых упражнений. Для сложных упражнений применения целостного метода возможно, когда имеются достаточно эффективные средства страховки и помощи, например тренажерные устройства. Они берут на себя функции контроля за движениями гимнаста, и делают возможным разучивание довольно сложных упражнений целостным методом. С помощью расчлененного метода изучаются технически сложные гимнастические упражнения. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части, и каждая из них изучается отдельно. При расчленении упражнения не следует дробить его на слишком мелкие части, так как при этом могут возникать ощущения и восприятия, не свойственные целостному исполнению, что затруднит овладение упражнением. Каждая выделенная часть по возможности должна представлять собой относительно самостоятельное упражнение. При разучивании упражнения расчленённым методом могут использоваться такие методические приемы, как: а) освоение главного в технике исполнения упражнения; б) фиксация тела или отдельных его звеньев в той или иной фазе упражнения; в) проводка в изучаемой части или фазе упражнения; г) имитация движения; д) изменение исходных и конечных условий движения; Целостное и расчлененное выполнение упражнений дополняется следующими методическими приемами: а) подводящими упражнениями; б) дополнительными ориентирами для различных сенсорных систем; в) физической помощью; г) изменением условий обучения и др. Подводящие упражнения применяются для создания или уточнения представлений об упражнении. Они помогают прочувствовать и понять характер движений в каждой фазе изучаемого упражнения. При подборе этих упражнений соблюдаются следующие правила: а) подводящие упражнения должны быть сходными по структуре движений с изучаемым упражнением или его основными частями; б) их следует располагать по возрастающей трудности; в) только после усвоения предыдущего подводящего упражнения следует переходить к следующему; г) если возникают ошибки в более сложном подводящем упражнении, нужно вернуться к предыдущему, более легкому подводящему упражнению. д) чем меньше занимающиеся подготовлены к овладению изучаемым упражнением, тем больше подводящих упражнений они должны выполнить. Наряду с подводящими упражнениями в учебном процессе применяются, так называемые, подготовительные упражнения. С их помощью у занимающихся развивают необходимые двигательные и психические способности, функции сенсорных систем и систем энергообеспечения, необходимые для выполнения сложных упражнений. Зрительные и слуховые ориентиры облегчают формирование правильного представления об упражнении, о его пространственных, временных и силовых параметрах, а также о согласовании движений различными звеньями тела. В качестве ориентиров используются различные предметы, метки на стенах, потолке, специально размеченные щиты, установленные у снаряда ограничители движений, подвешенные мячи, линии, начерченные на полу или на матах, и др. Звуковые сигналы применяются для овладения ритмом движений, своевременного приложения мышечных усилий. Все это помогает ученику ориентироваться в пространстве, содействует более правильному выполнению упражнения, позволяет оценить собственные действия. Помощь и страховка играют важную роль при овладении новыми, сложными для занимающихся упражнениями. Наряду с подсказкой, подачей ритмических сигналов иногда приходится оказывать ученику физическую помощь. Она необходима при плохой ориентировке в пространстве, при недостаточно развитой мышечной силе, координации движений, нерешительности и робости. При оказании помощи применяют следующие методические приемы: а) проводка по всему упражнению или отдельной части, фазе, фиксация тела или отдельного звена в определенной точке движения; б) подталкивание, поддержка и подкрутка. В применении этих методических приемов надо соблюдать определенную меру. Она зависит от уровня общей и специальной физической, технической и волевой готовности ученика выполнить новое упражнение. Надо своевременно предоставлять возможность занимающимся самостоятельно справляться с возникающими трудностями, чтобы они не привыкали к физической помощи. По мере овладения изучаемым упражнением от физической помощи переходят к страховке, а затем исключают и ее. Специальные приспособления и тренажеры применяются для того, чтобы облегчить занимающимся овладение сложными упражнениями, сделать учебно-тренировочный процесс более производительным, эффективным. Изменение условий обучения применяется в качестве метода на более поздней стадии формирования навыка, после уверенного овладения технической основой изучаемого упражнения, когда оно уверенно выполняется в комбинации. Когда упражнение выполняется уже достаточно уверенно и точно, переходят к совершенствованию техники его исполнения. Учащихся приучают выполнять упражнение в меняющихся условиях занятий. Методика обучения на этом этапе складывается в основном из методов целостного выполнения изучаемого упражнения с избирательным совершенствованием деталей техники. В первых попытках исполнения сложного упражнения трудно избежать неточных, ошибочных движений, и здесь большое значение имеет своевременное исправление допущенных неточностей. Ошибка — это действие, не позволившее достичь поставленной цели. Причинами ошибки могут быть недопонимание техники исполнения упражнения, слаборазвитые способности, недисциплинированность, нерешительность и робость, отсутствие целеустремленности. Если все же ошибка закрепилась, то для ее устранения могут быть применены следующие методические приемы: а) вернуться к более простому подводящему упражнению; б) на время прекратить выполнение упражнения, чтобы затормозить процесс образования ненужных условных связей; в) переучить упражнение в другую сторону; г) обучить надежной самостраховке
Этапы обучения упражнениям В теории и практики физического воспитания принято выделять три этапа обучения двигательным действиям. Первый этап связан с ознакомлением техники двигательного действия. На втором этапе обучения формируется техника исполнения двигательного действия. На третьем этапе происходит стабилизация и совершенствование техники исполнения двигательного действия. I-й этап -этап начального разучивания упражнения. Он направлен на создание общего представления об изучаемом упражнении и овладение основами техники упражнения. Четкость представления об изучаемом упражнении, его образ служит основой сознательного овладения упражнением. Представление об упражнении формируется на основе информации, поступающей в центральную нервную систему от сенсорных систем. Для создания у учеников предварительного представления об упражнении используются следующие методические приемы: название упражнения, показ, объяснение его назначения и техники исполнения, опробование (если это доступно для занимающихся). Название упражнения в создании представления о нем играет достаточно важную роль. Называть упражнение надо терминологически правильно. В этом случае оно становится эффективным пусковым фактором для ЦНС, способствует созданию условий для замыкания временных условных связей, необходимых для осуществления движений. Показ упражнения. Принято полагать, что до 80% информации и отсюда понятна значимость показа, как основополагающего приема создания представления об изучаемом упражнении и соответственно, высокими требованиями к качеству демонстрации упражнения. Показ упражнения должен быть образцовым, близким к идеальному. В качестве наглядных пособий могут использоваться видеофайлы, компьютерная анимация, кинограммы, схематичное изображение упражнения, шарнирная модель фигурки гимнаста и др. Объяснение техники исполнения упражнения - наиболее ответственный и сложный методический прием создания представления об упражнении. Объяснение должно быть кратким, основанным на знакомых занимающимся представлениях. Чем сложнее изучаемое упражнение для восприятия, тем в большей мере показ сочетается с подробным и доходчивым объяснением. При объяснении техники движений обучаемым сообщается наиболее важная для успешного выполнения упражнения информация. Особое внимание уделяется раскрытию закономерностей движений и в соответствии с ними объясняются способы выполнения упражнения. Опробование упражнения. Этот методический прием применяется только после того, как ученики получили достаточно четкое представление об упражнении и поняли технику его исполнения. При опробовании упражнения отчетливо проявляется способность обучаемых с образа упражнения сотворить само упражнение. В проявлении этой способности важную роль играют координация движений, мышечная сила, гибкость, быстрота двигательных действий, внимание, точность представления об упражнении, запоминание последовательности и закономерностей движений, волевой настрой, общее отношение к занятию. Важно, чтобы первые попытки были удачными. Это вселяет уверенность в свои силы и вызывает интерес к занятию, к овладению изучаемым упражнением. Поэтому опробуются только доступные обучаемым упражнения. В этом случае занимающиеся получают возможность соотнести свои представления об упражнении с его фактической сложностью и со своими способностями, необходимыми для успешного овладения упражнением, выполняют его сознательно, творчески, активно. II-й этап - этап углубленного разучивания. Этап углубленного разучивания гимнастического упражнения направлен на овладение деталями техники, технически правильное и самостоятельное выполнение упражнения. При дальнейшем усвоении упражнения уточняются полученные ранее представления о нем по возможно большему числу параметров техники движений, устанавливается самоконтроль за движениями, устраняются ошибки в технике исполнения, совершенствуется культура движений, происходит овладение основами техники упражнения. Методика обучения на этом этапе складывается в основном из методов целостного выполнения изучаемого упражнения, с избирательным совершенствованием деталей техники. Продолжительность этого этапа зависит от сложности упражнения, от уровня общей и специальной подготовленности занимающихся к овладению им, от методического мастерства педагога и др. Данный этап обычно заканчивается, когда обучаемые смогут самостоятельно и правильно выполнить разучиваемое гимнастическое упражнение, хотя при этом еще возможны отдельные неточности в выполнении некоторых деталей техники упражнения. III-й этап - этап закрепления и совершенствования техники упражнения. Он направлен на стабилизацию техники и совершенствование выполнения изучаемого упражнения, доведение выполнения до уровня прочного и стабильного навыка. После устранения ошибок, когда упражнение выполняется уже достаточно уверенно и точно, переходят к совершенствованию техники его исполнения. Учащихся приучают выполнять упражнение в меняющихся условиях занятий, нередко более сложных, чем соревновательные. В этом случае могут использоваться следующие методические приемы: а) изменение высоты снаряда, на котором выполняется изученное упражнение, выполнение его в ином направлении, выполнение упражнений на другом снаряде; б) соединение изученного элемента с другими упражнениями или включение его в различные комбинации, искусственное удлинение комбинации за счет включения в нее 2-3 дополнительных элементов; в) выполнение упражнений на тренировках, в непривычных для занимающихся условиях, например в «чужом» зале, на открытых площадках и др.; г) выполнение упражнений на фоне утомления, эмоционального возбуждения (присутствие на тренировке зрителей) или угнетения и др.; д) соревнование на лучшее исполнение упражнений или на количество раз и др.;
Литература 1. Гимнастика: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений // Под ред. Журавина М.Л., Меньшикова Н.К. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 448 с. 2. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе // Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2000. - 448 с.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 9612; Нарушение авторского права страницы