Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕМА 9. Социальная философия и будущее человеческого общества
Социальная философия – учение человека и мира, который он создает и в котором живет. В этот мир входят: язык и наука, право и этика, нравы и манеры, средства и способы человеческой деятельности и организации. Специфика социальной философии – выявление в реальном социально-историческом бытии, то есть в нашей жизни, в нашем сознании, тех сил, которые не поддаются наглядному описанию и, тем не менее, играют таинственную и существенную роль в исторической судьбе общества в целом и каждого из нас отдельно. Предмет изучения социальной философии – не поддающиеся наглядному описанию (не фиксируемые эмпирически) элементы, которые обозначаются как социальные связи. Общество, его сферы и структура. Проблема научного определения общества. Общество как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество как выделившееся из природы системное образование, представляющее собой совокупность исторически изменяющихся форм жизнедеятельности людей, которые проявляются в развитии и функционировании социальных институтов, организаций, общностей и отдельных индивидов. Общество и природа, существование общества связано с изменением окружающей среды. Выделение человеческого общества из природы через совместную деятельность, особенно по производству средств жизни. Свойства социальной деятельности как принципиальное отличие человеческого общества от различных биологических сообществ (стада животных и т.д.). Изучение взаимодействия людей как основа изучения общества. Понятие общественного производства: концепции К. Маркса, П. Сорокина, М. Вебера, Э. Дюркгейма и др. «Анатомия» общества – структура социума. Взгляд на общество как на систему, противостояние механицизму. Рассмотрение общества по аналогии с живым организмом человека как одна из попыток постичь системность общества (Аристотель, Гоббс, Руссо, Берк и Местр в 20 веке, аналогией между обществом и организмом пользовался Э. Дюркгейм, в конце концов, эта же аналогия в основе древней варнашрама-дхармы). Принципы «социальной статики», сложности структурного анализа общества – правила структурного анализа. Четыре типа совместной активности людей как необходимое условие для существования общественного коллектива, – определяющий компонент подсистем социума или сфер общественной жизни, которые соответственно обозначают как духовную сферу, организационную сферу, социальную сферу и материально-производствен-ную сферу. Человеческое общество как макросистема: совокупность подсистем – социальные институты, социальные общности, структурные образования, которые в отдельности можно рассматривать как относительно самостоятельное целое, то есть системы. Важнейший признак общества как системы – наличие особых социальных отношений между компонентами. Два основных уровня структурной организации конкретного общества: макро- и микроструктура. Понятие «страты»: подвижные общности людей, не имеющие прямого отношения к классовому делению общетсва. «Стратификации» как деление общества на страты (Сорокин, Вебер, Парсонс, Коллинз). Функционирование общества – «социальная физиология». Полемика материализма и идеализма о движущих силах функционирования общества (К. Маркс и П. Сорокин). Гражданское общество и государство. Социальная структура, стратификация, мобильность и проблема гражданского общества. Гражданское общество как целостная совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе – область спонтанной самореализации людей, добровольные объединения в качестве граждан, их деятельность в виде свободных индивидов. Область самореализации людей защищена соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации со стороны государства. Учение Гегеля о гражданском обществе. Современные исследования гражданского общества: сейчас говорят о гражданском обществе, имея в виду такое демократическое общество, которое развивается независимо, автономно от государства. Относительность такой независимости: общество, обеспечивая демократические права и свободы людей, не может полностью изолироваться от государства. Гражданскому обществу должно соответствовать «гражданское» государство, сейчас для него используют термин «правовое государство». Общество и история. Человек и исторический процесс. Общество как исторический феномен. История – способ существования общества. Две формы представленности истории, два взгляда на историю: 1) история в ее объективированном состоянии, то есть вне человека. 2) история в инкорпорированном состоянии, то есть в самом человеке. Человек как текст, результат взаимного органического и социально-исторического, культурного развития. Историческое развитие общества как процесс усложнения связей между людьми, которые объединяют отдельных людей в общество. Человек в системе социальных связей, свобода и необходимость в общественной жизни. Два подхода к проблеме «человек и общество»: 1) Человек как ансамбль социальных отношений – общество производит тех людей, которые ему нужны. Люди делают именно то, чего ждет от них общество (Дюкргейм). 2) Человек понимается как автономный индивид-субъект, обладающий сознанием и волей, способный к осмысленным поступкам и сознательному выбору. Общество есть сумма индивидов-атомов, продукт их сознания и воли (Макс Вебер). Попытки примирения обеих противоположных взглядов: К. Маркс (общество как продукт воспроизводства людьми своей жизни), Норберт Элиас и Пьер Бурдье. Эрих Фромм о механизме взаимоотношения психологических и социальных факторов общественного развития – морально-этический аспект социальности. Понятие «социальной среды»: окружающий человека социум, включающий в себя общественные (материальные и духовные) условия становления, существования, развития и деятельности людей, находящиеся в неразрывной связи с общественными отношениями, в которые вовлечены люди. Гуманизация как центральная задача совершенствования социальной среды. Архитектура социальной среды. Человек в обществе – посредники между людьми (язык, социальные институты, системы легитимации). Социальность как особое свойство человека, направленное на других людей и существующее в силу того, что рядом находятся другие люди. Своеобразные качества человека, порождаемые социальностью: творчество, свобода и самосознание. Творчество и свобода. Взаимосвязь свободы и необходимости в общественной жизни. Б.Спиноза: свобода как осознанная необходимость. Ф.Шеллинг: свобода и необходимость как одна и та же сущность. Гегель о диалектическом единстве свободы и необходимости применительно ко всему духовному и историческому миру. А.Шопенгауэр распространял необходимость только на царство природы: «необходимость – царство природы, свобода – царство благодати». К.Маркс: именно в обществе возможно свободное развитие человека, где преодолеваются ограничители свободы, благодаря контролю природных и общественных сил. Одновременная жесткая детерминированность человека в социуме и его свобода: социальное поведение как игра. Личность и массы в истории. Народные массы и личности в истории. Народ как основная практически созидающая сила истории. Понятие «народ» – различные концепции (А. Тойнби, Ш. Монтескье, Ф. Шиллер). Неодинаковость творческой роли народа в истории: различия на разных ступенях развития общества, многообразие опыта, знаний, сознательности. Толпа и ее психология. Суетность и непостоянство толпы: Тит Ливий, И.Гете, Ж.Руссо. Роль личности в истории: стратегический ум, характер и воля вождя (Гегель, Н. Макиавелли, И. Гете, И.А. Ильин). Сам факт выдвижения на роль исторической личности именно данного человека – это случайность. Необходимость же этого выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода. Спиркин: решающее начало в истории – не индивид, а народ. Харизматическая историческая личность – духовно одаренная личность, которая воспринимается и оценивается окружающими как необычная, порой даже сверхъестественная (божественного происхождения) по силе постижения и воздействия на людей, недоступная обычному человеку. Общепризнанность необычности харизматической личности, но неоднозначность оценки: И. Кант отрицал харизму с позиций христианской морали, а Ницше, наоборот, говорил о ее необходимости и даже неизбежности. Ш. де Голль: во власти лидера должен быть элемент загадочности, своего рода «скрытое очарование тайны», идер должен быть понятен не до конца, отсюда и таинственность, и вера. Корни феномена харизмы – в языческой эпохе. Концепция харизмы М. Вебера на материале иранских племен. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы