Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 6. Философия сознания. Философская антропология и аксиология



Вопросы для обсуждения:

1) Существует ли какая-либо философская проблема не о человеке?

2) Можно ли осознать свое сознание?

- действительно ли существует «собственник» сознания (Гуссерль)?

- можно ли наблюдать свою жизнь со стороны, как чужую?

- феноменология чистого сознания – это вторая реальность? или единственная?

3) В каком «пространстве» существует личность человека и как, по-вашему, оно связано с внешним физическим миром?

4) Вера – это знание? Или это «иное» знание? Как соотносятся вера и знание?

5) «Два человека могут жить рядом, в одних и тех же внешних обстоятельствах. Но при этом может статься, что мир одного будет бесцветен и скучен, а мир другого богат, интересен и полон величия» (А. Шопенгауэр). Как можно объяснить это суждение?

6) Как можно философски истолковать образ С. Есенина о «двух личностях в одном человеке»? Как это может быть связано с уровнями человеческого сознания на платформе «разума» и на платформе «рассудка»?

7) «Память ВОЛИ» как исключительная прерогатива человека (Ф. Ницше). Обладает ли человек свободой воли? Как можно понять слова Ф. Ницше: «Для многих людей жизнь еще не начиналась»?

8) «Солнце естественной необходимости сияет над правыми и виноватыми» (Виндельбанд). Имеется в виду детерминизм или фатализм? Что противоположно предопределению?

Контрольные вопросы по теме:

1) Структура сознания: сознание и «владелец» сознания (Гуссерль).

2) Что значит самосознание (Сократ, Кант)?

3) Как сознание связано с языком?

4) Вера как феномен сознания. История философского спора о вере и знании.

5) Назовите две причины того, что именно проблема человека стала центральной во всех философиях мира.

6) Почему философскую антропологию называют «молодым направлением со старой историей»?

7) «20 век – своеобразный «антропологический бум» в философии» (Шаповалов В.Ф.). Почему?

8) Человек и природа.

9) Человек и общество.

10) Человек и культура.

11) Человек как микрокосм в античной философии.

12) Онтологическая уникальность человека в религиозной философии средних веков.

13) Антропоцентризм в философии Возрождения и Реформации.

14) Философское настроение человека как «хрупкого тростника» (Б. Паскаль) в бесконечной Вселенной в европейской философии Нового времени.

15) Разум как прерогатива человека, за счет которой человек преодолевает свою конечность и беспомощность, в немецкой критической философии (рационализм).

16) Критика рационалистической антропологии в европейской философии 19 века: С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Т. Лессинг, О. Шпенглер.

17) Переосмысление сущности человеческой культуры в «культурной антропологии» Э. Кассирера.

18) Рождение «философской антропологии» как определенного течения философии Европы 20 века: труды М. Шелера, Г. Плеснера и др.

19) Природа человека в учении З.Фрейда. Критика учения Фрейда европейскими философами.

20) Дать обзор новых пониманий природы человека в трудах современной европейской философии: «проблема человека» М. Бубера, экзистенциализм М.К. Мамардашвили, «анти-телесное» представление о человеке Ю. Хабермаса.

21) В чем проявляется свобода человека? Антитеза детерминизма и концепций свободной воли.

22) Свобода как духовный феномен (Н. Бердяев и др.). Свобода и ответственность. Онтологические условия действительной свободы человека.

23) Проблема смысла человеческого бытия. В чем для Вас смысл Вашей жизни?

24) Что такое «ценность»? Какие Вы знаете виды человеческих ценностей?

25) Каковы были представления о совершенном человеке в разных культурах?

Литература для конспектирования:

Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания (сознание как поток переживаний, подобный внутренней музыке)// Собрание сочинений в 4 томах. Т.1., М., 1992, С. 93, 107, 135, 151.

Юнг К. Подход к бессознательному (функция снов)//Архетип и символ. М., 1991, С. 46 – 48.

Пришвин М.М. Дневники (о человеке и природе). М., 1990, С. 365 – 366.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990, С. 114 – 116.

Шпенглер О. Закат Европы. Т.2 (о молодости европейской культуры)//Самосознание европейской культуры 20 века. М., 1991, С. 8 – 50.

Франк С.Л. Свет во тьме (о скорбном неверии) // С.Л.Франк. Духовные основы общества. М., 1992, С. 421 – 422.

Практическое задание. Составить таблицу «Представления о совершенном человеке»: обозначить культурный цикл и соответствующие основные характеристики совершенного человека этой эпохи.

Название культурного цикла Основные характеристики совершенного человека
1. Древняя Индия  
2. Древний Китай  
3. Древний Египет  
4. Древняя Эллада и античная культура  
5. Средневековая культура  
6. Возрождение и Реформация  
7. Новое время  
8. Современная культура  
9. Отечественная культура  

Литература основная: [1-8, 10-19, 22-24, 28-44, 46-49]; дополнительная: [1, 3-20, 22-23, 26-37, 39-45, 47-50, 53-65, 67-85, 87-95].

Тема 7. Философия познания, науки и техники

Вопросы для обсуждения:

1) Проблема познания:

- «Я знаю только то, что я ничего не знаю» (Сократ). Как Вы понимаете это высказывание?

- «Многознание уму не научает» (Гераклит). А что «научает уму»? Где здесь место «разуму» и где «уму» (рассудку)?

- Субъектно-объектные отношения в рациональном и эмпирическом познании.

- Почему интуитивное познание связывают с функцией «разума»?

- Проблема границы познания – античные скептики, агностицизм философии Нового времени, релятивизм новейшей философии, сциентизм и его критика: «истина науки» или «правда жизни»?

2) Истина и заблуждение. Критерии истины:

- Является ли заблуждение знанием? Ответ аргументируйте.

- Истина абсолютная и относительная – как они совмещаются в едином конкретном бытии человека?

3) «Рациональное» и «иррациональное» в познании:

- Насколько можно верить своим органам чувств?

- Насколько можно верить логике рассудка?

- Насколько можно доверять интуиции и откровению?

4) Проблема границы познания:

- античные скептики;

- агностицизм философии Нового времени;

- релятивизм новейшей философии, сциентизм и его критика: «истина науки» или «правда жизни»?

5) Эмпиризм или рационализм? Или проблема в интерпретации?

- Что значит понимать и объяснять?

- Опишите диалогичность природы познания?

- Философское познание как герменевтическая деятельность

6) Какое знание можно считать научным, а какое – ненаучным?

- критерии научности: что такое верификация и фальсификация?

- что значит псевдо-наука?

7) Научно-техническая революция: «плюсы» и «минусы». Чего больше?

Контрольные вопросы по теме:

1) Теория познания как философская дисциплина. Что такое «гносеологический образ»?

2) Как связаны между собой познание, творчество и практика?

3) Опишите чувственно-эмпирический способ познания, его виды.

4) Опишите рациональный способ познания и его ступени.

5) Опишите интуитивный способ познания и его специфические характеристики.

6) Онтологическая потребность человека в познании. Границы познания в эмпирическом и рациональном способах получения знания. Как Вы полагаете, имеет ли границы интуитивный способ познания?

7) Понятие истины с точки зрения материалистической философии. Истина как вид отражения реальности. Соотношение чувственного и рационального в формировании представления об истине. Объективность истины. Абсолютность и относительность истины.

8) Понятие истины с точки зрения нематериалистической философии. Понимание истины Платоном и Кантом. Есть ли у Вас собственное понимание истины, ее существования и достижения?

9) Критерии истины. Приведите 2-3 философских подхода в определении критериев истины в истории западной философии.

10) Что такое наука и как она связана с техникой?

11) Какова структура научного познания?

12) Как развивается наука? Что такое научная революция?

13) Предпосылки и расцвет научно-технической революции, ее «плюсы» и «минусы».

14) Научное и техническое творчество.

Литература для конспектирования:

Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы (о мышлении). СПб., 1886, С. 304 – 313.

Кришнамурти Д. Восемь бесед в Бомбее (о механическом и свободном уме). М., 1992, С. 12 – 14.

Лосев А.Ф. Философия имени (связь слова и мышления) // Из ранних произведений. М., 1990, С. 24.

Франк С.Л. Непостижимое (слово как реальность) // Сочинения. М., 1990, С. 477 – 478.

Паскаль Б. Мысли (Человек и Вселенная). С. 132 – 133.

Гейзенберг В. Шаги за горизонт (античные и современные представления о структуре мира). М., 1987, С. 109 – 110, 118 – 119.

Моравиа А. Бегство в Испанию (истина как событие открытости мира) // Рассказы. М., 1981, С. 131 – 135.

Практическое задание. Написать эссе на тему «Интуитивное познание в науке, искусстве и религии».

Литература основная: [3, 6, 8, 12, 14, 16-19, 27-29, 35, 37-42, 46-47, 49]; дополнительная: [5, 8, 11, 13, 15-18, 22-23, 26-27, 30-32, 36, 39-42, 44, 47-49, 53-55, 57-59, 61-64, 67-68, 71-73, 76-81, 85, 91-94].


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь