Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 5. Философия и диалектика бытия



Учение о бытии. Бытие – субстанция – материя – дух. Метафизика как первая наука о бытии, «лоно» онтологической проблематики в историко-философской традиции. Онтология как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия.

Бытие – предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие как исходная интегральная характеристика мира. «Небытие» как «исчезающее бытие» (Гегель). Две основные формы бытия: мир сознания и мир природы – два способа существования, две реальности. Специфичность бытия человека, существующего одновременно в обеих реальностях.

Субстанция как некоторая реальная основа конкретного мира, проявляющаяся в самых разных формах существования предметов и явлений. Субстанция как «строительный материал» конкретности, то есть атрибутов, модусов, бесконечных акциденций (случайно-единичных свойств).

Материя – от лат. materia – материал, вещество. Гносеологическая и субстанциальная стороны понятия материи. Четыре основных этапа исторического развития понятия «материя»: наглядно-чувственный, вещественно-субстратный, философско-гносеологичес-кий, субстанционально-аксиологический.

Дух – в широком смысле слова понятие, тождественное идеальному, сознанию, тому, что отлично от материи. Дух как особая реальность и особое бытие. Различные философские концепции духа.

Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация (саморазвитие) бытия. Концепции бытия в соответствии с различными представлениями о количестве субстанций, лежащих в основе бытия. Монизм – представление о том, что в основе мира лежит единая субстанция (Б. Спиноза). Дуализм: в основе единства мира лежат два исходных начала, две независимые друг от друга субстанции – дух и материя. Плюралистическое учение о множественности субстанций (Г. Лейбниц). Два основных философских направления монизма: субстанциальный материализм (в основе мира материальная субстанция) и субстанциальный идеализм (бытие совпадает с мышлением). Между материализмом и идеализмом: онтология Аристотеля. Метафизический материализм (Ньютон) и диалектический материализм (Гегель, Маркс, Ленин) как формы материалистического монизма. Современные концепции бытия как полисистемного процесса: синергетическая модель самоорганизации материальной субстанции (Г. Хакен, И. Пригожин).

Радикальная смена ориентиров в истории онтологии в «критической философии» И. Канта: новое понимание бытия в априорных познавательных формах. Развитие кантовского антионтологизма в позитивизме: верифицируемость бытия. «Онтологический поворот» философии 19 века. «Кризис онтологии» и новые версии постановки онтологической проблемы: психологическая (Шопенгауэр), логическая (Куайн), языковая (Бенвенист) и др. Логика и язык. Действительность и мышление. Язык и онтология. «Лингвистический поворот» философии 19-20 вв. Радикально новый, экзистенциальный поворот онтологии в неклассической философии 20 века: «Вот-бытие» М. Хайдеггера. Феномен «окликания бытия» в экзистенциализме (П. Сартр и др.). Новая интерпретация онтологии в неклассическом ключе в философии постмодерна. «Конструируемость» бытия (Ж. Деррида), нарратив (рассказ) как способ бытия. «Со-бытие» в рассказывании и слушании как виртуальное состояние бытия, «онтологии настоящего» (Делез, Ионеску, Лиотар).

Понятия материального и идеального. «Идеальное» как субъективный образ объективной реальности, то есть отражение внешнего мира в формах деятельности, сознания и воли. Материалистическое и идеалистическое понимание «идеального». Соотношение «материальное – идеальное». Разграничение понятий «материя» и «материальное», «сознание» и «идеальное». «Идеальное» как философская категория, которая обозначает характерные свойства эйдосов, идей, идеалов и идолов (Д.В. Пивоваров). Проблема обозначения «идеального» – отсутствие общезначимого понятия «идеального». Дискуссия по проблеме «идеального» в советской философии 80-х годов XX века (Э.В. Ильенков и Д.И. Дубровский).

Основные формы существования (пространство и время, системность, движение и развитие) и диалектика бытия. Основные формы бытия: пространство, время, движение, системность.

Пространство и время – 1) В мифологическом сознании как пространственно-вре-менной континуум. Подтверждения современной науки некоторых мифологических представлений о пространстве и времени.

2) Различные интерпретации понятий пространства и времени в философии и науке; две основные концепции пространства и времени– субстанциальная (Ньютон, Галилей) и реляционная (Эйнштейн). Свойства пространства и времени в классической парадигме.

3) Пространство и время как социокультурный компонент индивидуальной и общечеловеческой жизни, несводимый к области объективного познания, а распространяющий себя в сфере эмоциональных оценок и рассуждений. Пространство и время как особые феномены культуры.

4) Современное философское понимание пространства и времени как атрибутов бытия, несводимых к составляющим их конкретным природным параметрам. Недостаточность описания мира с позиции какой-то одной или многих наук, необходимость философского онтологического анализа предельных оснований бытия на различных уровнях, где физический мир является лишь одним из этих уровней.

Системность как всеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут. Система как способ фиксации преобладания организации над хаосом в материальной действительности. Организованность как принцип существования материи в любых ее пространственно-временных масштабах. Структурность – внутренняя расчлененность материального бытия. Структурные уровни материи, конкретизирующие формы движения и виды материи. Понятия «система», «элемент», «структура». Типы систем, форма и содержание систем.

Движение и развитие. Проблема движения в истории философии: Элеаты (Зенон, Парменид) против Гераклита. Метафизические концепции движения. Проблема логического отображения движения в метафизике – трудность совмещения онтологической противоречивости и мыслительной непротиворечивости. Диалектическая концепция движения как атрибута материи, включающая все процессы изменения, которые происходят в мире (Гегель). Развитие как вид качественных необратимых изменений. Фундаментальные черты развития: всеобщность, необратимость, направленность изменений. Понятие «прогресса» и его связь с проблемой направленности развития. Прогресс как проблема. Развитие как основной предмет изучения диалектики.

Диалектика как учение о развитии. Диалектика как способ рационально-понятийного освоения бытия, рассматривающий познание как сложное взаимодействие субъекта и объекта. Диалектика как метод познания, основанный на понимании многообразия мира, постоянно становящегося и развивающегося. Становление диалектики в связи с эволюцией философии и культуры в целом (А.Ф. Лосев): от искусства спора до реализации особого философского метода мышления, культуры рассуждений, диалога. Основные диалектические модели развития. Основные законы диалектики (модель Гегеля): «закон отрицания отрицания», «закон перехода количества в качество», «закон единства и борьбы противоположностей». Сущность и явление: познаваема ли сущность вещей? Или человек постигает лишь относительное знание сущности через ее явление, доступное познавательным возможностям человека? Форма и содержание: категории, также реализующие диалектику познания – форма не может существовать без содержания, как и содержание – без формы.

Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм – (лат. determine – определяю) – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Основа учения – положение о существовании причинности, то есть такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие). Детерминизм как понятие о всеобщей обусловленности явлений и процессов в мире. Генезис идеи детерминизма: мудрецы древнего мира (индийская карма, китайский принцип Дао), материализм древнегреческой философии (Гераклит, Демокрит, Эпикур), философия Нового времени (Галилей, Бэкон, Декарт, Спиноза). Метафизико-механический детерминизм Лапласа и его ограниченность (динамические закономерности причинности). Детерминизм диалектического материализма (статистические закономерности причинности). Причина как центральное понятие детерминизма. Закономерность как характеристика детерминации, определяющая взаимодействие явлений в мире. Философские категории необходимости и случайности, характеризующие противоречивость детерминистских отношений в мире. Диалектическое единство необходимости и случайности в процессе развития (Гегель). Возможность и действительность – пара категорий, характеризующих относительность мира.Возможность как состояние (ситуация), когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Действительность как актуальное бытие, и возможность как потенциальное бытие. Понятие вероятности. Вероятность как количественная мера возможности, как степень необходимого в возможном. Шкала вероятности. Свобода и необходимость – категории, отражающие особенности человеческой деятельности в рамках взаимоотношения Человека и Мира: концепции, отрицающие свободу в пределах детерминации мира и концепции, защищающие абсолютную свободу человека, которая может реализоваться благодаря применению разума.

Индетерминизм – альтернативная детерминизму концепция, либо отвергающая причинность вообще, либо отрицающая ее всеобщий характер (Д. Юм, И. Кант, постмодерн). Недопустимость индетерминизма в науке.

Динамические и статистические законы. Содержание понятие закона в связи с диалектикой сущности и явления. Закон как существенные отношения, характеризующиеся следующими основными признаками: всеобщность, необходимость, повторяемость, устойчивость. Классификации законов. Динамические и статистические закономерности как различные формы проявления закономерной связи между предшествующими и последующими состояниями материальных систем (что и отражает определенную структуру отношений детерминации). Динамическая закономерность как форма причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все последующие состояния, в силу чего знание начальных условий дает возможность точно предсказать дальнейшие состояния системы. Статистическая (или вероятностно-статистическая) закономерность как форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет ее последующее состояние не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения.

ТЕМА 6. Философия сознания.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь