Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятия «искусство», виды искусства. Стиль и канон в искусстве.Стр 1 из 19Следующая ⇒
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ Доклассический период (12 – 6 вв. до н.э.). ○ Минойская и микенская культуры. Минойской культурой называют культуру, сложившуюся на рубеже 3 – 4 тыс. до н.э. на острове Крит. Единым архитектурным ансамблем стали построенные на острове Крит дворцы с замечательными настенными росписями, украшавшими внутренние помещения, коридоры и портики. Царский дворец был одновременно религиозным, административным и хозяйственным центром. Среди дошедших до нас памятников ремесла и искусства критской цивилизации следует отметить замечательные бронзовые статуэтки, оружие, великолепную красочную керамику. Микенская культура Одним из ранних памятников ахейской культуры стали шахтные гробницы в Микенах. Центрами культуры стали дворцы в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Илоке, Дворцы сооружались из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. В гробницах вместе с костями умерших были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски. Ахейцы переняли у минойцев линейное слоговое письмо и приспособили его для передачи своего языка. Гомеровский период (11 – 9 вв. до н.э.). Служил предпосылкой подъёму в архаическую и классическую эпохи. Монументальная скульптура также была деревянной, керамические вазы, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках Получил своё название по имени Гомера, автора поэм «Илиада» и «Одиссея». Они стали основным источником информации об этом времени. Гомеровский период служил предпосылкой подъёму в архаическую и классическую эпохи. До нас дошло мало памятников гомеровского периода. Основным строительным материалами были дерево и необожжённый кирпич Монументальная скульптура также была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках. ○ Архаический период (8 – 6 вв. до н.э.) Особое мировосприятие греков научило по достоинству ценить реальные способности и возможности просто человека – не сверхчеловека, высокомерного властелина простых смертных, а обычного, свободного, политически активного человека-гражданина. Окончательно сложился греческий пантеон богов. Олимпийские игры. К 6 веку оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Появляются два основных типа одиночной скульптуры – обнажённого юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной улыбкой, названной архаической. Расцветает гончарное искусство. Разнообразие форм греческой керамики. Гончары из Коринфа придумали чёрнофигурную технику росписи сосудов, а афинские мастера предложили более сложную по изготовлению краснофигурную керамику. ● Классический период (5 – 4 вв. до н.э.) ○ Эпоха расцвета (5 в. до н.э.) Греки ценили разумность, равновесие, меру. Главной задачей искусства было правдивое изображение человека сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил – свободного гражданина полиса, в котором нравственная красота неотделима от физической. Основным типом общественного здания оставался храм. Созданы произведения дорийского стиля: величественные храмы в городе Посейдония, храм Зевса в Олимпии. Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э. он заново отстраивается на протяжении 5 в. до н.э. под наблюдением скульптора Фидии. Он включает ряд сооружений – пропилеи, храм Ники Аптерос, Парфенон. Недалеко от Парфенона построен храм в ионическом стиле – Эрехтейон, со знаменитым портиком кариатид Скульптура частично уцелела в обломках и фрагментах. Большинство статуй известно по римским копиям. Человеческое тело изображалось в динамике. Архаическая застылость фигур была преодолена. Мирон («Дискобол»); Поликлет («Дорифор», «Копьеносец»); Пракситель («Гермес с Дионисом»); Скопас (многофигурные композиции); Фидия (статуи Афины воительницы, Афины Парфенос, Зевса) ○ Эпоха кризиса полиса (4 в. до н.э.) Распространение частной собственности на землю. Развивается индивидуализм, стремление, прежде всего, к личному благополучию, а не к общественному благу; постепенно исчезает дух патриотизма. В пластических искусствах духовная стойкость и бодрая энергия уступают место драматическому пафосу или лирической созерцательности. Пракситель и его сподвижники отказываются от изображения мощных фигур в пользу нежной красоты женского тела. Лисипп работал в бронзе, создавая статуи и скульптурные группы в динамических состояниях, в сложных действиях. Создавал скульптуры людей с более лёгкими, удлинёнными пропорциями. В портретных бюстах Сократа и Александра Македонского он выразил сложную внутреннюю жизнь человека. ● Эллинизм (3 в. до н.э.) В архитектуре уделяется большое внимание строительству новых городов с множеством общественных сооружений. Строятся булевтерии, палестры, стадионы, библиотеки, бани. Появляются такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии и Башня Ветров в Афинах Высшими достижениями скульптуры стали: Афродита Милосская, Ника Самофракийская, алтарь Зевса в Пергаме. Появляется повышенный интерес к личности, её эмоциям. Характерные черты скульптуры того времени – динамичность и выразительность. Значение древнегреческого искусства в контексте развития Европы: Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии, особенно Платона и Аристотеля невозможно представить развитие ни средневековой теологии, ни философии нового времени. До наших дней в своих основных чертах дошла греческая система образования. Архитектура. Простиль – тип античного храма, небольшого здания, прямоугольного в плане, с колоннами на переднем фасаде. Амфипростиль – античный храм с колоннами на переднем и заднем фасадах, а боковые стены сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора. Периптер – тип храма; прямоугольное в плане здание, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой. Диптер – тип храма, где прямоугольное в плане помещение окружено по периметру двойным рядом колонн, создающих перекрытую колоннаду. Основное здание Акрополя – Парфенон. Главной архитектурной деталью, в которой отразился вкус и стиль греков, является колонна. Все элементы колонны свидетельствовали о её первоначальной форме. Дорическая колонна не имела базы, поднималась на высоту 4-52/3 своего диаметра. Ниже, чем на половине своей высоты, она имела маленькое утолщение. Ствол был покрыт 16-20 продольными желобками-каннелюрами. У капители ствол утончался на 1/6 диаметра нижнего основания и охватывался горизонтальным кольцом – подшейником. Шея колонны имела три выпуклых кольца, которые утолщались наружу, переходили в подушку, над которой располагался прямоугольный абак. Над абаком лежала нижняя часть антаблемента – архитрав, массивная балка, совершенно гладкая, иногда покрытая украшениями в виде ряда кружочков. Фриз и архитрав разделяет поясок. Триглифы – квадратные выступы с соотношением 5 к 3, с тремя каннелюрами. Пространства между триглифами – метопы, покрывали рельефы. Фриз венчал карниз, срезанный с внутренней стороны откосом. Фронтон украшали барельефами, а его вершину и края – фигурами. Всё это было пёстро раскрашено, преимущественно в красный и голубой. Число колонн у входа в храм для бокового фасада нужно было удвоить и прибавить к ним ещё одну. Все дорические храмы были невелики и томноваты, так как жертвоприношения совершались перед храмом. Ядром храма служило святилище, центром которого являлся идол или предмет, олицетворявший данное божество. Основное здание Акрополя – Парфенон. Это дорический периптер, построенный Ихтином и Калликратом. Парфенон идеал греческого храма, в нём соблюдена кривизна линий. Колонны поставлены не вертикально, а с лёгким наклоном внутрь. Более раннее сооружение Акрополя – храм Тезея. Тоже периптериальный храм дорийской формы, он полон ионийской мягкости и украшен скульптурными фризами. Третьей постройкой Акрополя является Парфенон. Широкий вестибюль с дорийским портиком вёл на площадку с дорическими и ионическими колоннами лёгкими крыльями колоннад по бокам. Через Пропилеи выходили к Парфенону. Четвёртой постройкой Акрополя был храм Эрихтея, где в полной мере проявился ионийский стиль. Общее впечатление дополнял храм Бескрылой Победы, Ники-аптерос, расположенной около Пропилеев. Ионический ордер. База колонны, начинаясь прямоугольным плинтом, переходит в желобки и кольца, заканчиваясь закруглённым торусом, на который опирается ствол. Ствол, поднимаясь на высоту 8, 5-9, 5 диаметров своего основания, покрыт 24 каннелюрами и венчается капителью, отделённой от ствола узким пояском с яйцевидным орнаментом. Капитель состоит из плоской подушки с орнаментом и двумя завитками-валютами. Орнамент играет в ионике большую роль и, покрывая каждый поясок, служит раздельной линией фриза, карниза и архитрава. Он богато украшает верхний выступ и придает всему стилю какой-то воздушный характер. Коринфский ордер. В стиле появилась неизвестная до сих пор игривость. Глаз требовал чего-то большего, чем строгая классическая красота, и эту задачу выполнил коринфский ордер. В коринфской колонне повторяются все части ионийской: те же каннелюры, базы и валюты. Только каннелюра наверху заканчивается загнутым листиком, и база более сплющена. Капитель напоминает корзину или связку цветов, охваченных внизу пояском. Антаблемент богаче, почти сплошь покрыт изваяниями. Всё это создаёт впечатление глубокого изящества и вкуса, соединённого с витиеватостью. Типы сооружений. Стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры. Общественные сооружения - народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы. Скульптура. Учёные выделяют в развитии греческой скульптуры четыре периода. Первый период охватывает время до 5 в. до н.э. и заканчивается появлением Мирона, после которого эллинское ваяние вступает в период идеализма и высочайшего совершенства форм. Мирон создавал статуи преимущественно из бронзы. Главной целью было выражение движения. Ритм движения, под которым подразумевалась гармония всех частей тела. Переход от одной стадии движения к другой. «Дискобол» Второй период – это царство Фидия и Поликлета. 5-4 в. до н.э. Скульптуры Фидии отличаются монументальностью, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов и людей. Статуи Афины-воительницы, Афины Парфенос, Зевса. Поликлет никогда не изображал быстрых движений и мгновенных состояний. Его фигуры находятся в спокойных позах лёгкого размерного движения. «Дорифор» («Копьеносец»). Третий период – с 4 в. до н.э. до Александра Македонского. Он отмечен более вдумчивым характером искусства Праксителя и Скопаса. Пракситель не любил изображать мускулистые торсы атлетов. Его влекла нежная красота женского тела с мягкими формами. Изображая мужчин, предпочитал тип отрока. «Гермес с Дионисом». Скопас прославился своими многофигурными композициями. Он старался выразить движение души, её самые тонкие и сокровенные порывы. Четвёртый период – от смерти Александра Великого до завоевания Эллады римлянами. Тут выдвигаются на первый план родосская и пергамская школы. Это изображение мифологической трагедии. Родосские мастера – Апполоний и Тауриск «Фарнезский бык». Пергамские мастера – изображение военных эпизодов, «Битва богов». Живопись. Первым опытом в области живописи у древних народов стали раскраска тела симметричными полосками и цветная роспись посуды. Тёмные фигуры на красных глиняных горшках. Для росписи использовали всего 4 краски: жёлтую, чёрную, белую, красную. Вазопись. Керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. В период расцвета геометрики происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Чернофигурная вазопись На изображениях стали появляться человеческие фигуры. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур. Краснофигурная вазопись Чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины. Одним из первых на деревянных досках стал работать Полигнот. Он расписал Дельфийский храм и Пропилеи. «Сошествие Одиссея в Аид». Зевксис представитель ионийской школы. Он отказался от условностей и писал, подчиняясь натуре. «Елена» Тифман был художником-психологом. Перед его картинами зрители невольно задумывались. «Жертвоприношение Ифигении». Сикионийская школа, развивавшаяся параллельно, не обладала ярким колоритом, но зато славилась силой рисунка и его строгой разработкой. Яркий представитель школы – Апеллес.
4. Искусство Древнего Рима. Искусство этрусков: основные особенности, отличительные черты, взаимовлияние культур региона. Искусство Древнего Рима: периодизация. Основные типы архитектурных и инженерных сооружений. Конструктивные приемы строительства и декорирования. Изобразительное искусство Древнего Рима. «Помпеянские» стили живописи. Особенности скульптуры и типы памятников. Искусство римских провинций. Периодизация: ● Этрусский период (8-2 вв. до н.э.)● Царский период (8-6 вв. до н.э.)● Период римской республики (5-3 вв. до н.э.) - принципат● Период римской империи (3 в. до н.э. – 4 в. н.э.)- доминат в Риме ведущее место заняли архитектура, инженерные поиски, отличающийся интересом к конкретной личности скульптурный портрет, исторический рельеф, обстоятельно повествующий о деяниях граждан и правителей. Кроме того, в Риме совершилось чёткое разделение искусства на официальное и отвечающее запросам частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политике.. Особенно велико было значение архитектуры, сочетавшей идеологические функции с организацией общественного быта; в римской строительной практике сложилась система конструктивных, планировочных и композиционных приёмов, позволявшая зодчему всякий раз находить решение, прямо вытекающее из назначения данной постройки. Распространяя свой стиль в провинциях империи и зависимых странах, римляне в то же время легко усваивали и претворяли художественные принципы других народов: в ранний период — этрусков и греков, позднее — народов эллинистического Востока и покорённых «варваров». ● Этруски. Высокий уровень этрусской культуры проявился в самых разных областях: в градостроительстве – каменные стены и здания, чёткая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом; в развитии архитектуры – здания с купольным сводом; изобретение римских цифр и латинского алфавита. Памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашняя утварь, скульптуры. Первый храм римлян и главную их святыню – храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии – создали этруски. А также эмблемы Рима – статуя волчицы, вскормившей братьев – основателей Рима – Ромула и Рема. Изобразительному искусству этрусков присущ глубокий реализм, благодаря чему римский портрет достиг такого совершенства. ● Период римской республики (5-3 вв. до н.э.) - принципат Архитектура. Первоначально римское искусство выступает в утилитарных формах – не картины, храмы и статуи, а дороги, оборонительные стены, водопроводы, мосты. Высоко было развито конструктивное начало. Вместо существовавшей стоично-балочной системы они создали новую – монолитно-оболочечную. Её основу составляют узкие кирпичные стенки, между которыми залит щебень и бетон. Центром Рима, сосредоточием его общественной жизни был Форум – городская площадь, который располагался у Капитолия – главного из семи холмов. Форум постепенно обрастал не только зданиями, но и почётными статуями римских граждан, военными трофеями полководцев. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи, величия; для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности применяли арки, своды, купола; наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Появляются новые типы зданий: базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд; амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои; цирки, в которых происходили соревнования колесниц; термы – сложный, окружённый парком комплекс, включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок. Возникает новый вид монументального сооружения – триумфальная арка. Вводятся мосты и акведуки. Изобразительное искусство. скульптуры римляне внесли в области реалистического портрета. Они создали тип статуи тогатус, изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Были созданы такие превосходные работы как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря. ● Период римской империи (3 в. до н.э. – 4 в. н.э.) - доминат Архитектура. Наивысшие достижения древнеримского зодчества относятся к периоду расцвета империи. Отличительные особенности построек этого времени — монументальная пластичность могучих масс, доминирующая роль арки и производных от неё форм (свод, купол), огромные, динамически соподчинённые пространства интерьеров или открытых помещений, быстро совершенствовавшаяся облицовка бетонных стен камнем и кирпичом со всё более обильными вкраплениями мрамора, широкое применение живописи и скульптуры. Специфической особенностью зрелой древнеримской архитектуры становится так называемая ордерная аркада (система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность. Архитектура всё чаще становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества империи, что заметно уже в постройках времени Августа в г. Риме (форум Августа). Главенствующим типом архитектурного памятного монумента является триумфальная арка, а надгробия, в республиканскую эпоху скромные по масштабам, превращаются в крупные, подчас и грандиозные сооружения. К середине 1 в. усилилось тяготение к пышной репрезентативности архитектурных композиций (дворцы: Нерона (так называемый Золотой дом), Флавиев на Палатине — оба в г. Риме]. При Флавиях строится также крупнейший из древнеримских амфитеатров — Колизей, при Траяне — наиболее развитый и сложный из форумов г. Рима ( архитектор Аполлодор из Дамаска), при Адриане — грандиознейшее купольное сооружение древнего мира — Пантеон. Начиная с эпохи Адриана в зодчестве наметился перелом в сторону изысканной усложнённости образа, отчасти связанный с влиянием искусства эллинистического Востока (вилла Адриана близ Тиволи, 125—135). В период упадка империи в древнеримском искусстве проявились черты внутреннего надлома. Для зодчества этого периода характерны необычайно крупные масштабы сооружений, любовь к пышным эффектам, роскошь отделки и беспокойная пластика стен. Строительная деятельность развернулась главным образом в провинциях, где возводились новые форумы, гигантские храмовые комплексы (например, в Баальбеке). Традиции древнеримской архитектуры органически развивались в постройках г. Рима (термы Каракаллы и Диоклетиана, базилика Максенция) и некоторых провинциальных сооружениях (дворец Диоклетиана в Сплите (Хорватия). . Исторические рельефы императорского Рима первоначально были отмечены размеренностью композиционных ритмов и сдержанностью пластического языка (рельефы алтаря Мира в г. Риме); черты живописности, напряжённой динамики, усиливавшиеся в рельефах времени Флавиев, особенно характерны для периода Траяна, когда складывался тип батального рельефа (скульптурное убранство колонны Траяна в г. Риме). Изобразительное искусство. В дек. Жив лёгкие, графичные узоры и небольшие сюжетные картины, располагавшиеся на фоне обширных свободных пространств. На смену пришёл стиль «фантастической архитектуры»: сложные, иллюзорно-пространственные архитектурные композиции. Многоплановость построений, сложность архитектурных и пейзажных фонов характерны и для мозаик Скульптура В офиц. скульпт. ранней империи идеализировался портрет. Сглаживались индивидуальные особенности портретируемых, которые любили подчёркивать мастера республиканской эпохи. В произведения вводятся светотеневые контрасты, элементы движения (например, виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев). В позднеримском скульптурном портрете утрачивается интерес к достоверной передаче телесного облика человека: внешние черты трактуются всё более суммарно. Элементы условности и стилизации в скульптуре. Помпейские стили: - Инкрустационный.Стена расписывалась в подражание кладке стены из цветного мрамора – темно-красного, желтого, черного, белого: имитировала цветные мраморные панели. Все архитектурные элементы украшения стены выполнялись из стука. (гипсовая лепнина имитирующая мрамор.) - Декоративный. Характеризуется изобилием богатств, но в тоже время отсутствием новых элементов. В основе четвертого стиля лежит стиль первый – имитация облицовки стен мрамором и ее членение, в нем используются фиктивные архитектурные элементы, характерные для второго стиля, украшение вьющимися растениями. Резко отличается от предыдущих стилей динамичностью пространственных композиций картин, их нарочитой театральностью и обилием фигур.
Искусство Киевской Руси. Архитектура: Характерная отличительная черта для искусства – монументализм форм. Многоглавие – национальная черта русского зодчества. Крестово-купольная форма храма: прямоугольный в плане, интерьер делится столбами на продольные части – нефы. Соединяются арками и поддерживают барабан купола через паруса. Центральное пространство храма в плане образует крест. Особенность экстерьера: членение фасада плоскими вертикальными пилястрами без капителей. Богатое украшение: фрески, мозаики, наборный пол. (Десятинная церковь, Софийский собор) Архитектурные сооружения преимущественно были деревянными. Из камня строились в основном городские соборы. Живопись: Монументальная живопись: мозаика, фреска. Живопись выражала связь небесного с земным. Мозаиками украшались главные части интерьера – подкупольное и алтарное пространство (Христос-Вседержитель в окружении 4х ангелов). Язык мозаик прост и лаконичен – изображения плоскостны на золотом фоне, формы архаичны, жесты условны, складки одежд образуют орнамент. Яркие цветовые пятна – синие одежды и красная обувь. Канон заимствован из Византии – удлиненный овал лица, широко открытые глаза. (мозаичный и фресковый цикл Софии Киевской) Иконопись: В области Станковой живописи первым толчком влияния византийской живописи был привоз на Русь икон. Иконографический тип – «Умиление» (богоматерь держит в руках младенца и прижимается к нему щекой) Искусство Ренессанса.
Понятие «Ренессанс» в истории европейской культуры. Периодизация Эпохи Возрождения. Проявление светского начала в эстетике. Гуманистическая природа искусства. Тенденции развития искусства в период Ренессанса. Архитектура Возрождения. Скульптура Возрождения. Живопись Возрождения. Художественная культура Флоренции, Рима, Милане в период Кватроченто. Позднее Возрождение Возникновение художественных академий. Художественное течение маньеризма в Италии и странах Европы. Живопись Венеции периода Позднего Возрождения. Северное Возрождение как региональная форма развития искусства стран. Освоение и развитие техники масляной живописи. Развитие жанров: портрет, бытовой жанр. Искусство Нидерландов и Германии.
Искусство Ренессанса: исторические корни, новаторство отдельных видов искусства, творчество великих мастеров. Эпоха между средними веками и новым временем в истории Западной и Центральной Европы. Термин возник в Италии, когда появился интерес к античной культуре. Художники считали, что они возрождают античное искусство после его упадка в средние века. Однако это не могло быть только воспроизведением античности, так как существовал опыт поколений, прошедших через средние века, когда духовное начало преобладало над материальным. Характерные черты Возрождения – гуманистическое мировоззрение, вера в творческие возможности человека и силу его разума, утверждение красоты и гармонии бытия, преобладание светского начала в культуре и искусстве. Была разработана и теоретически обоснована система реалистического изображения мира (перспектива, пластическая анатомия, пропорции). В культуре произошло соединение внешне прекрасного человека античного мира с духовным, эмоциональным началом средневековых образов. Искусство приблизилось к отражению реальной жизни. Классической страной Возрождения считается Италия. Существенную роль в развитии искусства Возрождения сыграли сиенская, флорентийская, римская и венецианская школы искусств. Периодизация: ● Проторенессанс (Дученто и Треченто): 13– 14 вв. ● Раннее Возрождение (Кватроченто): 14 – 15 вв.● Высокое Возрождение (Чинквеченто): 15 – 16 вв.● Позднее Возрождение 16 в. ● Проторенессанс (Дученто и Треченто): 13– 14 вв. Проторенессанс – искусство в Италии, предшествовавшее Ренессансу. Характеризуется нарастанием светских, реалистических тенденций и интересом к античному наследию. Крупнейшими мастерами были Никколо и Джованни Пизано и Джотто. Никколо Пизано – В его скульптурах видны заимствования из античных образцов. Его скульптура отличается величавостью, пластической мощью форм, некоторой перегруженностью композиции. Джотто – Он пытается изменением масштаба фигур, деревьев и архитектуры по отношению друг к другу представить некоторую глубину пространства. Художника интересует не только изложение библейских историй, но и проявление человеческих чувств. ● Раннее Возрождение (Кватроченто): 14 – 15 вв. Для архитектуры характерна игра плоскости стен – раскрашенный фасад. Основные разработки – центрально купольный храм и городской дворец (палаццо). Филиппо Бруннелески – Родоначальник ренессансной архитектуры Италии. Он создал новую научную теорию перспективы, возводил постройки на основе точных математических расчётов. Одним из образцов новой архитектуры стал знаменитый Флорентийский собор с уникальным куполом. Развивал принцип городского дома – палаццо. Основная задача – замкнутое строение с большим внутренним двором, что давало много света в помещениях. Основная идея – помещения располагаются по кругу. Скульптура, освобождаясь от религиозно-мистического содержания, обращается к жизни и реальным образам действительности, к человеку. Наряду с образами христианской мифологии и античности, объектом изображения становятся живые люди и герои современности. Развитие получает жанр портрета, конные статуи. Меняется характер декоративного рельефа. Донателло - возрождая античные традиции, он первым представил в скульптуре обнажённое тело, создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного рельефа. Живопись. Преодолевая готическую отвлеченность образов, художники 15 в. вступают на путь реального изображения. Расцвет монументальной фресковой живописи. Мазаччо. Поиски обобщенного героического образа, правдивая передача окружающего мира. Делает решительный шаг в объединении фигуры и пейзажа, вводит воздушную перспективу (на удаление), богаче светотеневая модель, достоверность и убедительность образов, библейские сюжеты представлены в более житейском исполнении. Сандро Боттичелли. Его живописи присущи черты утонченности и аристократической изысканности. Поэтическое очарование его образов, их глубокая одухотворенность, сочетаются в поздних работах с трагическим мироощущением и болезненной надломленность. Разрабатывает женское лицо в образах мадонн, наряду с религиозными сценами пишет портреты. В его картинах можно почувствовать музыкальный ритм, игру цветовых нюансов. «Весна», «Рождение Венеры», «Магнификат» (Мадонна во славе), цикл рисунков к «Божественной комедии» Данте (иллюстрации исполнены в тонкой линейной манере). ● Высокое Возрождение (Чинквеченто): 15 – 16 вв. В искусстве на первый план выдвигаются идеи гражданского долга, подвига, высокой морали человека, героя. Искусство отрешается от частного во имя обобщенного образа, стремление к синтезу гармонии прекрасного. Период подъема происходил в условиях резкого ослабления политической и экономической жизни Италии. Отличительная особенность культуры – расширение общественного кругозора, представлений о масштабах мира и космоса. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. Художники эпохи Высокого Возрождения – люди огромной культуры, творческие личности, заставляющие считаться со своими взглядами представителей правящего класса. Архитектура. Складывается единый общенациональный стиль. Исполненный величественности, монументальности и благородной сдержанности, основывается на более смелом использовании классических ордеров античности. В Риме находит завершение архитектурный образ здания с центрально-осевой симметричной композицией, пространство замкнутое и всесторонне развитое, воплощает идеи героизма и величия. Период Высокого Ренессанса связан с именами трёх Гениальных мастеров, которых история назвала «титанами Возрождения» - Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанарроти. Леонардо да Винчи – не имеет равных себе по степени одарённости и универсальности. Он был знаменитым живописцем, скульптором, архитектором, инженером, математиком и анатомом. После него осталось 7 тысяч страниц записных книжек и рукописей. В его художественном наследии особо выделяются: - «Тайная вечеря» - фреска в трапезной монастыря Санта Марии де ла Грацие в Милане; - самый знаменитый портрет эпохи «Джоконда» («Мона Лиза»). Среди многих новаций Леонардо называют особую манеру письма, получившую название дымчатой светотени («сфумато»), которая в сочетании с линейной перспективой предавала глубину пространства. Рафаэль Санти – живописец и архитектор. Его цель – синтезировать идеалы Возрождения и создать свой идеал прекрасного. Гармоничное сочетание человека и природы. Пытается оживить пейзаж, приобщить к реальности. Мягким лиризмом проникнута «Мадонна Канистабиле». Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил Рафаэль в росписях комнат Ватикана и в своём величайшем творении – «Сикстинской мадонне». Занимает должность гл. архитектора собора Св. Петра. Микеланджело Буанарроти – великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Из живописных работ особенно выделяется фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд». В этой фреске отразились лучшие гуманистические идеалы Возрождения. Смелость художника в изображении обнажённых тел вызывала негодование христианской церкви, что свидетельствовало о начале наступления реакции на основы идеологии Возрождения. Как скульптор он известен благодаря своему творению «Давид», которое стало гимном человеческой мужественности, красоте, грации и изяществу. Работает над гробницами Медичей в капелле церкви Сан Лоренцо – статуи у саркофагов: могучие обнажённые фигуры аллегорий – «Утро», «Вечер», «День», «Ночь» - как символы неумолимо текущего времени и ограниченности человеческих возможностей. Тициан Вечеллио – представитель венецианской школы. Работы Тициана привлекают новизной решения колористических и композиционных задач. Впервые на полотнах появляется изображение толпы, как части композиции. Наиболее известные работы Тициана: «Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Венера», «Даная». ● Позднее Возрождение 16 в. Живописная ценность – дух спокойствия и красивость картины. Композиции обращены к античности, Мадонны заменяются Венерами. Восприятие живописи становится более сложным, сильнее осознаётся зависимость человека от окружающей среды, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания. Время позднего Возрождения отмечено реалистическим, гуманистическим творчеством живописцев Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Микеланджело де Караваджо. Три великих художника не оставляют после себя учеников. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1180; Нарушение авторского права страницы