Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественные стили нового времени барокко рококо класицизм



 

Культура Реформации. Социальный контекст. Влияние развития наук и географических открытий. Идеи просвещения в европейской художествен­ной культуре.

Барокко – исторический европейский художественный стиль. Архитек­турные ансамбли: градостроительное значение, различные типы сооруже­ний. Живопись стиля барокко. Национальные барочные школы живописи. Эстетика художественной стилистики барокко. Формирование Академий художеств и их влияние на сложение стилей. Регламентация искусства.

Распространение рококо в 18 веке – декоративное решение архитектуры, интерьеров и живописи.

Классицизм и идеи абсолютизма. Архитектурный стиль. Региональные проявления стиля. Живопись классицизма. Разнообразие жанров. Академи­ческая живопись. Творческие течения реализма и романтизма. Искусство Италии, Франции, Германии, Англии, Испании, Голландии, Фландрии и других стран. Искусство колониальных стран.

 

Эпоха Просвещения охватывает конец 17 – 18 вв. – получила название «Век разума». Просвещение – это:

- необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни;

- в своей основе демократично, это – культура для народа;

- главную задачу видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого;

В архитектуре падает роль церковного строительства и возрастает роль гражданского строительства, рост городов. Нарушается связь живописи, архитектуры и скульптуры. Предметом культа становится искусство быта, декоративных форм.

Барокко зародилось в Италии, а затем распространилось в Испании, Франции, Германии, Фландрии. Этому стилю присущи:

- сложная уравновешенность динамических композиций;

- высокий уровень выразительности;

- многоплановость художественного решения;

- театральное совмещение реального и фантастического;

- широкое распространение всего необычного, нетрадиционного; деталировка и орнамент составляют единый ансамбль и подчинены общей композиционной идее;

- усложнённость барочных произведений, иногда их вычурность, тяготение к неправильным формам;

- стремление к монументальности, мистическим аллегориям и натуральности изображения;

- акцент на внешних эффектах и большая выразительность форм;

- особое внимание эмоциональному воздействию;

Архитектура барокко динамична и очень живописна. Для неё характерны:

- обилие лепных украшений;

- сложность членений и их соотношений;

- пространственный размах;

- слитность текучих, сложных, обычно криволинейных конструкций;

- сочетание противоположных форм, света, материала, ритма;

- гармония зданий с природным ландшафтом;

- богатство интерьера, обильно украшенного лепкой, резьбой, росписью. Таков Версальский дворец.

Наиболее полное выражение барокко нашло в архитектуре Рима.

Живопись барокко тяготеет к оригинальным и декоративным композициям; парадным портретам; бытовым картинам и пейзажу.

Знаменитые художники создают свои шедевры: «Венера с зеркалом» (Диего Веласкес); «Женщина у ручья» (Рембрандт ван Рейн); «Музицирующие ангелы», «Персей и Андромеда» (Петер Пауль Рубенс).

Художники эпохи барокко не принимали ренессансную идею гармонии разума и чувства. Они полагали, что страсти должны быть подчинены велениям разума. Излюбленными темами и персонажами художников стали: физические и нравственные страдания человека; сложные моменты его бытия; мученики; погибающие герои; разочарованные люди; распространение получают сюжеты светской жизни.

В барокко нашли своё отражение:

- вера и скепсис, рассудочность и мистические образы, индивидуализм и мотивы социального единения;

- эстетическое равноправие возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного, трагического и комического;

- произвольное слияние античной мифологии и христианской символики.

Рококо. В архитектуре стиль продолжал барокко, но при этом ни один ордер не выдерживался. Предпочтение отдавалось причудливой ассиметричной орнаментации и изяществу, жеманности и капризности форм. Использовались сложные резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рога изобилия, головки амуров с крылышками.

Архитектурный декор интерьеров отличался перегруженностью украшений – от пола до потолка (часто включая и его). Памятники архитектуры рококо поражают оригинальностью, роскошью и весёлым легкомыслием.

Значительные достижения рококо в области декоративно-прикладного искусства – в оформлении интерьера, в первую очередь мебели, осветительных приборов и особенно фарфора, для которого подходили грациозные и поверхностные, легкомысленные эротические мотивы, утончённая декоративность рококо.

Стиль рококо (французское rococo, rocaille) изобилует причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками. Этот изящный стиль рождается во Франции и получает наиболее широкое распространение в мебели, предметах домашнего обихода и портновском деле.

В зодчестве стран Европы стиль рококо часто является своеобразным местным вариантом позднего барокко. Главным образом влияет на характер декора, приобретшего манерно утонченный, подчеркнуто изящный и усложненный вид. Используются мягкие пастельные тона. Прямые линии переходят в изогнутые и прерываются арабесками. Именно распространение орнамента в форме раковины, так называемый " рокайль" (rocaille), и дал название этому стилю.

Живопись: галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции.

Богатая тонкими переливами и несколько блеклая по колориту рокайльная живопись имеет преимущественно декоративный характер. Мотивы в восточном вкусе становятся одной из самых характерных особенностей рококо. Художники Рококо: Ватто, Буше, Фрагонар

Классицизм – стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции Высокого Возрождения. В изобразительном искусстве и архитектуре появились общие эстетические принципы - использование форм и образцов античного искусства для выражения современных общественно эстетических взглядов, тяготение к возвышенным темам и жанрам, к логичности и ясности образов, провозглашение гармоничного идеала человеческой личности. Предпосылки возникновения классицизма проявились во второй половине 16 века в Италии. Авторы стремились привести художественное наследие античности и высокого Возрождения в единую строгую систему. И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной стилистики.

Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. Его характеризует провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества. Торжество разумной закономерности. В это время используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. Классицисты стремились к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции. При этом для классицизма свойственно тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих художественное творчество. Крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Н.Пуссен. Для архитектуры французского классицизма 17 века были характерны логичность и уравновешенность композиций, четкость прямых линий, геометрическая правильность планов и строгость пропорций.

Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов композиции рисунка. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций («страстей») и разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к «низким» - портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм.

В середине 18 века на фоне просветительского движения, накануне французской революции возникло новое направление классицизма, противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству академистов. Особенностью этого направления стала проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала «естественной человечности».

Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью. Слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э.Фальконе, Ж.Гудон).

Период позднего классицизма – ампир – приходится на первую треть 19 века. Отличается парадностью и пышностью, выразившимися в архитектуре и прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный.

Классицизм (ампир): Классицизм (от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в искусстве, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

Призыв обновить современное искусство, пользуясь красотой античности, воспринимаемой как идеал, нашел в европейском обществе активную поддержку. Общественность видела в классицизме необходимое противопоставление придворному барокко. Эпоха классицизма совпала по времени с эпохой буржуазных революций.

Был сделан поворот в сторону греческих форм. Фасады, колонны и треугольные фронтоны стали архитектурной азбукой. В сферу государственного строительства были включены общественные сооружения - театры, музеи, университеты и библиотеки. Период позднего классицизма – ампир – приходится на первую треть 19 века. Отличается парадностью и пышностью, выразившимися в архитектуре и прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный.

Характеристики: Простые античные формы, строгий ордер античность – образец абсолютной и вечной красоты, симметрия, строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии, барельеф в круглом медальоне, плавный обобщенный рисунок.

Архитектура:

Логичность и уравновешенность композиций, четкость прямых линий, геометрическая правильность планов и строгость пропорций.

Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции преобладает симметрия. Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой. Архитекторы: Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот

Живопись:

Стремление к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции, проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала «естественной человечности».

Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов композиции рисунка. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций («страстей») и разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к «низким» - портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм.

Скульптура отличается строгостью и сдержанностью. Художники: Пуссен, Лорен, Жак-Луи Давид

Реализм.

В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен. В рамках направления формируются новые жанры — бытовая картинка, пейзаж, натюрморт, портрет в жанре реализма

Романтизм.

Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов

Романтизм носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо - римской античности. Большое внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливались к европейскому вкусу. Происходит переоценка архитектуры средних веков и признаются технические и художественные достижения готики. Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада. Появление металлических (чугунных) конструкций: мосты, чугунные конструкции соборов, хрустальный дворец (Пакстон),

1650 - 1770 гг

Культура Реформации. Социальный контекст. В 17 в. Италия – первое звено в искусстве эпохи возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы - Испанцы и Французы. Они диктуют условия политики и пр. Центром католического мира является Рим. Не будучи сугубо религиозным, искусство барокко все же было выразителем духа контрреформации - движения за реформирование и обновление католической церкви, возродившее ее силы в борьбе с протестантизмом. Денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить. Княжеские замки и культовые здания были первоочередными объектами строительства, олицетворявшими сопротивление Реформации. Влияние Просвещения начало ощущаться в 1730 - х годах и сказалось в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали маленькие элегантные замки в окружении парков. Асимметричный рокайльный орнамент этого периода дал название стилю - " рококо".


Поделиться:



Популярное:

  1. Cпряжение модальных глаголов в простом прошедшем времени
  2. I. Поставьте глаголы в Simple Past и Future Simple, употребляя соответствующие наречия времени. Запишите полученные предложения и переведите их на русский язык.
  3. II. Изучение нового материала
  4. III. Объяснение нового материала.
  5. Авторские фонетические стилистические средства
  6. Алхимия Богини Божественного Женского Платинового Луча
  7. Анализ использования рабочего времени и нормирования труда.
  8. Архитектура елизаветинского барокко
  9. Бакинская декларация и совместное заявление о принципах сотрудничества на Каспии — шаги к определению нового правового статуса Каспийского моря
  10. Барокко – исторический европейский художественный стиль.
  11. Билет 14 Архитектура времени Андрея Боголюбского
  12. В эксперты надо взять того, кто считает, что работа займет очень много времени и обойдется очень дорого.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 4386; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь