Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Художественные особенности византийской христианской архитектуры и изобразительного искусства.




 

Культура Византийской империи. Христианство как государственная рели­гия. Церковно-христианское и официальное искусство. Понятие «византий­ской» формы. Основные этапы развития византийского искусства.

Архитектура Византийской империи. Конструктивные особенности ви­зантийской архитектуры. Византийское изобразительное искусство. Иконо­пись и ее значение в христианском искусстве. Книжная миниатюра. Искусство стран византийского региона

 

Периодизация:● Период раннего средневековья 5–7 вв● Период Македонской династии и династии Комнинов 7–12 вв.● Эпохи Палеологов 12 –15 вв.● Период раннего средневековья 5–7 вв.

Искусство Византии развивается на основе античности. К 5в. строится Константинополь. Своеобразие византийской культуры и искусства определяется особенностями развития феодализма в Восточной Римской империи. От Римской Империи была унаследована централизованная форма государства. В Константинополь было привезено много античных статуй.

Античная традиция ярко проявляла себя в искусстве в сохранении привязанности к идеальному образу человека, правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок. Скульптура развивалась мало и только в пределах мелких декоративных рельефов из кости.

Главные форма византийской живописи – монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконопись, книжные миниатюры.

Первый подъем византийского искусства приходится на 6 в. Развивая традиции позднеантичной живописи, византийцы объединили эмоционально-духовное содержание с декоративным началом. Была разработана иконография Священного писания – сюжеты, композиции, типы фигур, лиц, атрибуты святых, которые легко воспринимались зрителем. Постепенно иконографические типы превратились в утвержденные церковью каноны.

Главенствующей техникой настенной живописи стала мозаика. Наряду с цветными камнями мозаичисты используют смальту (сплав из стекла с минеральными красками), отличающуюся глубиной и звучностью тонов. Всегда применялся золотой фон, он замыкал изображаемое пространство, не нарушая плоскость стены, и в месте с тем давал ощущение таинственного золотого неба, отрешенность от реальной жизни.

● Период Македонской династии и династии Комнинов 7–12 вв.

В живописи и архитектуре наблюдается расцвет, который условно называют македонским Возрождением.

В церковной архитектуре:

- базилика как форма культового здания отступает перед крестово-купольным храмом, имевшим в плане форму крести с ровными ветвями и куполом в центре;

- сокращаются масштабы храма;

- большое значение приобретает внешний вид храма: фасады украшаются лёгкими колоннами, появляется асимметрия, улучшается внешний декор. Применяется облицовка фасадов разноцветным камнем, чередование слоёв красного кирпича и белого раствора»). Начинает господствовать пышная декоративность.

Значительную помощь православию оказала живопись. Все храмы стали украшаться по выработанной схеме. Творчество художника становится безликим. Оно сковано традицией и церковным авторитетом. Но в это время наблюдается подъём искусства иконописи.

В 9 в. складывается законченная каноническая система церковной росписи: композиции мозаик подчеркивают архитектурную конструкцию. О мастерстве византийских иконописцев можно судить по сохранившейся иконе Владимирской Богоматери и иконе «Григорий Чудотворец».

Во 2-ой половине 11-12 вв. – торжественный византийский стиль – фронтально стоящие, не связанные между собой фигуры утрачивают материальность, лица приобретают аскетический характер. Неподвижность, состояние созерцательного покоя становятся воплощением наивысшей религиозности. Образы Христа, Марии и Иоанна в южной галерее храма Св. Софии Константинопольской, мозаики церкви монастыря Дафни, близ Афин.

Основной формой станковой живописи стала иконопись. Шедевр – икона Владимирской богоматери, иконографического типа «умиление» (младенец прижимается щекой к щеке матери).



Изделия из слоновой кости и камня, художественное стекло и ткани, обработка золота, перегородчатая эмаль – эти шедевры декоративно-прикладного искусства Византии были широко распространены в пределах Империи.

С самой выгодной стороны «ювелирность» византийского стиля проявлялась в искусстве книжной миниатюры (11в.). Крошечные по размеру, миниатюры отличались каллиграфической паутинной тонкостью рисунка. Фигурные изображения прямо в тексте и на полях, сам текст, инициалы и орнаментальные заставки изящно располагаются на листе пергамента, все вместе смотрится как единое художественное целое.

● Эпохи Палеологов 12 –15 вв.

Архитектура того времени не была способна к созданию нового и монументального стиля – строились либо небольшие храмы, либо перестраивались старые. Но орнаментация стала богаче, композиции ансамблей – живописнее; пропорции – более хрупкими (храм монастыря Хора, церковь Апостолов в Солуни, дворец Текфур-сарай в Константинополе)

В 13-14 вв. византийское искусство пережило новый и последний период подъема. Каноническая система пошатнулась, искусство потянулось к большей экспрессии и свободе. Яркий пример этого периода – мозаики церкви Кахрие-Джами в Константинополе. Фигуры становятся легкими, изящными, полными порывистых движений.

В живописи плотные яркие цвета сменяются приглушёнными оттенками нежно-розового, голубого, сиреневого. Мастера предпочитают мозаике фреску, миниатюру, икону.

Художественная культура Византии определилась в результате слияния, сочетания измененных традиций и приемов античности и новых мощных веяний Востока.

Факторы: языковая общность (основным языком был греческий), религиозная общность ( основной религией было христианство в форме православия), существовало этническое ядро, состоящее из греков, устойчивая государственность и централизованное управление.

Искусство Византии развивается на основе античности. Строится Константинополь. Централизованная форма государства. В Константинополь было привезено много античных статуй. Привязанность к идеальному образу чел. – образа христианского бога и святых. Сохранились правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок. Содержание излагало религиозно философские воззрения средневекового общества. рождение феодализма создали в умах людей то, что в мире много неподвластного и неведомого для человека.

Христианство как государственная религияимперии. Римские завоевания оказали влияние на судьбу многих народов. Деспотический режим империи, порабощение провинций,. Появилась новая система духовных ценностей, которая привлекла многие народы, завоеванные Римской империей. По сравнению с уже существующими религиями в христианстве центральной стала идея греховности человека и ее другая сторона – идея спасения.

Первоначально христианство вызывало враждебное отношение со стороны правящих кругов Рима. Но в начале IV в. император Константин пришел – положил конец гонениям, и христианство было узаконено как государственная религия. Таким образом, византийская цивилизация возникла как синтез античной традиции и ортодоксального христианства. Церковнное искусство Главные форма византийской живописи – монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконопись, книжные миниатюры.

Типы арх. сооружений.Строятся защитные сооружении от варваров(мощные стены с бойницами и башнями) В столице Византии оформился выдающийся единый архитектурный ансамбль, включавший в себя: ипподром; большой дворец с полом, выложенным мозаиками; центральное здание города – храм Св. Софии. Впервые в храме была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного куполом. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота и драгоценной утвари, сияние множества лампад создавали иллюзию беспредельного пространства.

Город не имел проточной воды, поэтому для его водоснабжения сооружались акведуки и подземные водохранилища - цистерны, служившие позднее складами и убежищами.

КонструктивВизантийские строители были хорошими конструкторами, они успешно использовали и развивали технические достижения римской архитектуры. Главная проблема заключалась в переводе нагрузок от больших по размерам куполов на квадратную в плане конструктивную систему. С помощью треугольных «парусов», арок над сторонами квадрата нагрузка передавалась на мощные пилоны, расположенные по углам.Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана.

В архитектуре внимательно разрабатывались сложные интерьеры, как бы вовлекавшие человека, изолировавшие его от остального мира. Религиозные требования сковали развитие скульптуры, так как православная церковь считала статую идолом. Скульптура в Византии, представленная рельефом (главным образом небольшими рельефами из слоновой кости), смыкалась с декоративно-лрнкладным искусством. Место последнего было весьма значительным — оно составило основной слой художественной культуры, впитавшей в себя мотивы и образы, жившие в разнообразных общественных кругах Византии.

Книжная миниатюраКнижная миниатюра Византии многокрасочна: встречаются образцы торжественного стиля и более реалистические, более красочные и более строгие, принадлежавшие к императорской и монастырской школам. основным материалом для рукописных книг стал пергамен — особым образом обрабо телячья кожа. Текст писали темными чернилами, в самых роскошных рукописях — золотом, изредка серебром, иногда по окрашенному пурпуром пергамену; инициалы и заголовки — часто киноварью. Для создания миниатюр использовали минеральные краски и золото, твореное или листовое. Сначала делали подготовительный рисунок, затем в неск. слоев наносили краски, прописывали изображение белилами и прорисовывали мелкие детали.танная Филигранная, чисто ювелирная узорчатость рисунка и эмалевый блеск красок превращали книгу в драгоценное украшение интерьера богатого византийского дома.

Болгария. Строили базилики, хоть для византии этот тп храма стал уже устаревшим. Перенимала культуру и ис-во византии. ПозжеПоявились изысканные крестово-купольные храмы "на четырёх колонках", родственные константи нопольским, и фресковые росписи, также напоминающие убранство византийских церквей. Однако наряду с произведениями столичного уровня и стиля существовали и простые, почти примитивные здания и фрески (дорогой мозаики в Болгарии не было вообще). Однако именно та кой упрощённый вариант свидетельствует, что принципы византийского искусства, пусть в провинциальном, устаревшем вари анте,

Сербия. На территории возникли небольшие славянские поселения, которые унаследовали памятники ранневизантийского зодчества. Неспокойная военная обстановка дала

большой размах крепостного строительства - массивные зубчатые стены с высокими башнями образуя единую оборонительную систему. Храмы были маленькими и сравнительно простыми. в архитектуре. Сербы предпочли тип "вписанного креста": купол опирается не на столбы или колонны, а на внутренние стены, отделяющие углы. Такие храмы проще строить, потому что они не требуют от зодчих точного расчёта: стены прочнее и устойчивее, чем столбы. в искусстве Сербии начали преобладать национальные черты на основе византийского наследия, обогащенного романо-готическими влияниями. Исследователи отметили, что ни в одной из славянских стран и ни в одной области Византии не строи ли и не расписывали так много церквей, как в Сербии. Каждый сербский король считал своим долгом выстроить новый храм для собственной усыпальницы и увековечить себя в храмовых росписях.

Армения избрала христианство государственной религией раньше, чем Византия. Новая вера пришла сюда из Сирии. в армянском искусстве почти полностью отсутствовали монументальные росписи и иконопись: ведь Божественная природа неизобразима материальными средствами. Правда, в Армении существовало искусство книжной миниатюры, но вынужденная изоляция от "больших" жанров живописи замкнула её в рамках местной традиции, ведущим видом искусства в Армении стала архитектура. Очевидно, первые базиликальные армянские храмы строили сирийские мастера. Затем в архитектуре Армении появились также рас пространённые в Сирии купольные базилики и их своеобразная упрощённая разновидность - купольные залы. Зальная церковь представляет собой простое прямоугольное помещение, где купол опирается на толстые столбы пилоны, пристроенные к стенам. Здания подобного типа меньше страдали от землетрясений. Армянская архитектура разработала оригинальные типы зданий каравансараи (своеобразные гостиницы), книгохранилища, монастырские трапезные (помещения да совместных обедов).

 

 





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2037; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.) Главная | Обратная связь